kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль местоимений в речи. Личные местоимения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить уч-ся с личными местоимениями, умение находить их в тесте и заменять. Создать паспорт,

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль местоимений в речи. Личные местоимения.»

Тема урока: Роль местоимений в речи. Личные местоимения.

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.

Задачи:

Образовательные: познакомить с личными местоимениями, с ролью местоимений в речи, их грамматическими признаками, формировать умение находить местоимения, отличать их от других частей речи, умение употреблять местоимения в речи; формировать навык правильного и каллиграфически грамотного письма;

Развивающие: наблюдательность, образное и логическое мышление, память, внимание, устную связную речь.

Воспитательные: воспитывать умение сотрудничать, устанавливать контакты со сверстниками и учителем; прививать навыки коллективной работы, аккуратности, терпеливости.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • формирование представлений о местоимении, как части речи;

  • распознавать местоимения среди других частей речи;

  • знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их грамматическими признаками;

  • овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.

Личностные.

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах, при проверке;

  • развитие самостоятельности;

  • развитие интереса к изучению русского языка.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия.

Коммуникативные УУД.

  • учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные УУД.

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
    уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения.

Материально - техническое обеспечение: проектор, ноутбук, экран, раздаточный материал (карточки), листы для кластера, клей, цветки для рефлексии, оценочные листы.

Методы обучения:

По виду источника информации:

- словесные (объяснение, беседа с учащимися);

- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

- практические (работа с карточками, работа в тетрадях).

По виду учебной деятельности:

- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре, в группе.

Педагогические технологии: информационно – коммуникационные, здоровьесберегающие технологии, проблемно – диалогическая технология и обучение в сотрудничестве.

Ход урока

  1. Мотивационный этап.

-Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, давайте поприветствуем и тихо сели. Давайте работать дружно, активно ,помогать друг другу и покажем знания.

Я вам предлагаю провести урок – исследования русского языка.

- Мы будем снова открывать тайны русского языка.

- Готовы? Какое открытие сделает каждый из вас – вы поделитесь в конце урока.

В мире много интересного

Нам порою неизвестного

Миру знаний нет предела

Так вперед друзья

-за дело!


-Давайте вспомним какой большой раздел мы начали изучать во 2 части учебника ?(ЧАСТИ РЕЧИ)

-А на какие группы делятся части речи?(САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ и СЛУЖЕБНЫЕ)

-Сколько частей речи вы знаете?(10)

-Я предлагаю вам отправиться в город Части речи.

-Какие вы знаете думаете ,какие жители будут жить в этом городе?

-Давайте заполним жильцов домика имени сущ-го?

-Вспомните, что вы знаете о части речи имя существительное? Расскажите по плану.

-Какие признаки есть у существительных? Молодцы!

-Вспомните, что вы знаете об имени прилагательном?

-Расскажите о глаголе?

II. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия. Актуализация опорных знаний.

Внимательно прочитайте записанные на доске слова и разделите их на 3 группы.


СОЛНЦЕ,ГОЛУБОЕ,БЕЖИТ,БЕРЁЗА,ЗВОНКИЙ,РЕБЯТА, ИГРАЮТ,РУЧЕЙ,ЖЁЛТЫЙ,РИСУЕТ,БЕЛАЯ,ОНА


1 столбик

2 столбик

3 столбик







-По какому признаку вы распределите их? Запишите в тетрадь?

  1. Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно

создает проблему, поиск противоречия.


РАБОТА В ПАРАХ ( Придумать со словом предложение )

-Договоритесь между собой и выберите одно слово имя существительное и составьте предложение . Запишите.

-А теперь составьте и запишите еще одно предложение про тот же предмет, называя его другим словом, но не именем существительным.

- НЕВОЗМОЖНО?

-Почему невозможно? Мы договорились про этот предмет. Поднимите руку.

- У кого не получилось составить предложение? А почему? Не хватило знаний, что существуют еще какие то слова, но мы еще не знаем? У кого получилось?

Прочитает предложение , которое составили?

Например: Утром взошло солнце.

Солнце садилось над лесом.

(слово солнце- оно)Есть такие слова? Это слова помощники.(местоимение)

-Какая будет цель урока?( Узнать об этой части речи?)

Узнать, как заменять существительное -МЕСТОИМЕНИЕМ.

_-Какая тема урока? (Тема: МЕСТОИМЕНИЕ-как самостоятельная часть речи.)


IV. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения.

- Но чтобы жителям было хорошо жить в городе Части речи, я предлагаю заполнить паспорт.

- Возьмите розовый лист с надписью паспорт (У детей листы с названиями пунктов, которые они будут заполнять, демонстрируем, разбираем пункты)

- Что уже можем записать про нашу часть речи? (Название)

- Какие задачи поставим на урок?

Что мы должны узнать сегодня о местоимении?( какие признаки, на какие вопросы, отвечают)

- Если вы затрудняетесь ответить, вам поможет паспорт данной части речи.

1.Общее, грамматическое значение (Название, на какие вопросы отвечают, что обозначают?)

2. Грамматические признаки (лицо, число, род).

3.Роль в речи.

V. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. ткрытие" нового знания.

(Общее грамматическое значение. Почему местоимение?)

-Вернёмся к предложению на доске и в карточках.

-Задайте вопросы к местоимениям. (Кто?)

- Посмотрите на вопросы, на которые отвечают местоимения. Какая часть речи отвечает на такие же вопросы? А у нас есть такая часть речи.

Поработаем в группе( используем платформу УЧИ.РУ)

- У вас на партах лежит карточка №2 розового цвета. Замените во втором предложении имя сущ-е другим словом .



1группа

1) Мужчина на остановке очень красиво одет.

Наверное, мужчина едет на важную встречу. (ОН )

2группа

2) Кажется, это девочка очень устала. Девочка уснула прямо в трамвае.(ОНА)

3группа

3) Дедушка на остановке ждёт трамвай. Наверное, дедушка едет встречать внуков из школы.(ОН)

4 группа

6) Верочка едет до конечной. Верочка очень устала.(ОНА)

- Вместо какой части речи употребили местоимения? (вместо существительного)


- Что еще можем записать в паспорт? (что указывает на предмет, но не называет)

вопросы? (существительное)

- Значит, вместо какой части речи мы используем местоимения? (вместо существительного)

- - Запишем в паспорт вопросы, на которые отвечает местоимение. (Кто? Что?)

А вам не кажется, что МЕСТОИМЕНИЕ сходно с именем существительным?

Но признаки – имеют отличие

VI. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

А сейчас, мы прочитаем рассказ: ( СЛАЙД)

Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда лиса таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

- Посмотрите на слайд.

-Все ли вам понравилось? Какая речевая ошибка допущена в этом тексте?

(-В тексте много раз повторяется существительное ЛИСА.

-Нельзя сказать, что это звучит красиво.

- Попробуем отредактировать его.

-Вставив вместо им.существительных слова ОНА, мы избежали повторов слов в тексте.

- В чем же причина? (есть повторы)- А чем можно заменить повторы? (местоимениями)

- Исправьте эту ошибку прямо в карточках.

- Вместо какой части речи употребили местоимения? (вместо существительного)

- Так какую роль играют местоимения в речи?

- Что запишем в наш паспорт? (помогают избежать повторов)



-Эти слова называются местоимение. Местоимение встаёт на место имени существительного. МЕСТОИМЕНИЕ НАЗЫВАЕТ ПРЕДМЕТ?( нет)

-Это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, но не называет его.

-Давайте проверим вывод по учебнику( откроем стр.92, читает ученик)

СОВПАЛ наш вывод?

-Возьмем наш паспорт и заполним, на какие вопросы отвечает Местоимение?

VII. Физминутка

(Повторяют движения за учителем).

Я иду, и ты идёшь (шагают на месте),

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Я пою и ты поёшь (шагают на месте)

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Мы идём и мы поём (шагают на месте) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши на уровне груди).

- Какие местоимения вы услышали в нашей физкультминутке? (я, ты, мы)

  1. Первичное закрепление нового знания.

- У вас на партах лежит карточка №3 жёлтого цвета. Давайте потренируемся находить местоимения в речи. Подчерните местоимения. Проверим! Какие местоимения вы выписали? Что хотел автор сказать нам в этом стихотворении?

(Если мы сорвем , то планета станет пустой?)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы.

Грамматические признаки местоимений.

Все мы узнали, посмотрите на план?

- Что следующее в нашем паспорте? (грамматические признаки)

ПРИЗНАКИ : число, лицо, род( только в 3лице ед. числа)


СЛАЙД 3

- Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на своё лицо? (Я)

- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать? (мы)

- Если необходимо обратиться к другому лицу или лицам (собеседнику, собеседникам), какие местоимения нужно употребить? (ты, вы)

- Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу? (со взрослыми)

- Если говорят о человеке, о лице, которое в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим? (он, она, оно)
- Если это группа лиц? (они)

- Образуйте от выделенных существительных прилагательное и дополните им словосочетание «местоимение (какое?)…личное.

- Так почему же их называют личными? (указывает на лицо)

- Давайте сравним наши ответы с авторскими, для этого откройте учебники на С. 52 - правило читаем вслух.

-О КАКОМ ПРИЗНАКЕ ВЫ УЗНАЛИ?

Есть лицо 1-е, 2-е,3-е в е д.ч можно определить РОД


1 пара

Лицо местоимений

1 лицо

2 лицо

3 лицо

Я, мы

Ты, вы, Вы

Он, она, оно, они

- Какой грамматический признак? (Лицо)

- Как распределили местоимения?

Число местоимений

Ед. ч.

Мн.ч.


Я, ты, он, она, оно

Мы, вы, они


- Какой грамматический признак? (Число)

- Как распределили местоимения?

- А теперь давайте рассмотрим таблицу на стр.54.

- О каком еще грамматическом признаке личных местоимений мы не сказали? (Род)

- У каких личных местоимений мы будем определять род? (3 лицо ед.ч.)

- Возвращаемся к паспорту. Что будем записывать в грамматические признаки? (Лицо, число, род (только в 3 лице ед.ч.))

  1. Самостоятельная работа и проверка по эталону. Включение в систему знаний и умений.

- Я предлагаю закрепить наши знания,

Возьмите карточку № 4 белого цвета.

Поставьте вместо точек местоимения и определите их грамматические признаки.

Я(1л., ед.ч.) люблю маму.

Вечером она( 3л, ед. ч.,ж.р.) читала интересную книгу.

Какую задачу решают они( 3л., мн.ч.)

Ты( 2л., ед. ч.) идёшь в кино?

Что надо сделать, чтобы избежать ошибок?

- Запишите местоимения, заменяя грамматические признаки местоимениями.

- Прочитаем, что получилось и сравним с эталоном на СЛАЙДЕ 4.

- Исправьте эту ошибку прямо в карточках.

- Вместо какой части речи употребили местоимения? (вместо существительного)

- Так какую роль играют местоимения в речи?

- Что запишем в наш паспорт? (помогают избежать повторов)

IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Итак, наш паспорт заполнен. Молодцы!

Вспомните тему сегодняшнего урока и по паспорту расскажите о личных местоимениях.


С какой частью речи мы познакомились?

Кто может рассказать с опорой на паспорт. А кто еще? Какие признаки имеет местоимение?( число, лицо, Род.в 3-м лице ед. числа.

Оцените работу на уроке

- Мне было

-Я научился

-Мне было трудно, но

X.Домашнее задание.


СПАСИБО ВСЕМ за прекрасную работу!Молодцы!








































Приложение 5




Я

ТЫ

ОН

МЫ

ВЫ

ОНА

ОНО

ОНИ







Я

ТЫ

ОН

МЫ

ВЫ

ОНА

ОНО

ОНИ


МКОУ «Поныровская средняя общеобразовательная школа

Поныровского района Курской области»







Открытый урок

русского языка в 4 классе

в рамках муниципального конкурса

профессионального мастерства

«Учитель года России – 2021»

«Роль местоимений в речи. Личные местоимения»









Разработала и провела

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Асеева Евгения Ивановна











Поныри –март, 2021




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Роль местоимений в речи. Личные местоимения.

Автор: Орлова Лариса Владимировна

Дата: 10.06.2022

Номер свидетельства: 609377

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Технологическая карта по русскому языку: "Роль местоимений в речи""
    ["seo_title"] => string(67) "tekhnologicheskaia_karta_po_russkomu_iazyku_rol_mestoimenii_v_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "553511"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1592399189"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Презентация «Роль местоимений в речи»"
    ["seo_title"] => string(37) "prezentatsiia_rol_mestoimenii_v_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "564188"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1606123525"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока по теме "Личные местоимения" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-po-tiemie-lichnyie-miestoimieniia"
    ["file_id"] => string(6) "165426"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422805304"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока русского языка на тему: "Притяжательные местоимения". "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pritiazhatiel-nyie-miestoimieniia"
    ["file_id"] => string(6) "192621"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427478006"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока русского языка "Местоимение как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-miestoimieniie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "178952"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424921184"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства