Просмотр содержимого документа
«Роль местоимений в речи. Личные местоимения.»
Тема урока: Роль местоимений в речи. Личные местоимения.
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.
Задачи:
Образовательные: познакомить с личными местоимениями, с ролью местоимений в речи, их грамматическими признаками, формировать умение находить местоимения, отличать их от других частей речи, умение употреблять местоимения в речи; формировать навык правильного и каллиграфически грамотного письма;
Воспитательные: воспитывать умение сотрудничать, устанавливать контакты со сверстниками и учителем; прививать навыки коллективной работы, аккуратности, терпеливости.
Планируемые результаты:
Предметные:
формирование представлений о местоимении, как части речи;
распознавать местоимения среди других частей речи;
знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их грамматическими признаками;
овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.
Личностные.
развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах, при проверке;
развитие самостоятельности;
развитие интереса к изучению русского языка.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия.
Коммуникативные УУД.
учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Познавательные УУД.
уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения.
Материально - техническое обеспечение: проектор, ноутбук, экран, раздаточный материал (карточки), листы для кластера, клей, цветки для рефлексии, оценочные листы.
- практические (работа с карточками, работа в тетрадях).
По виду учебной деятельности:
- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре, в группе.
Педагогические технологии: информационно – коммуникационные, здоровьесберегающие технологии, проблемно – диалогическая технология и обучение в сотрудничестве.
Ход урока
Мотивационный этап.
-Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, давайте поприветствуем и тихо сели. Давайте работать дружно, активно ,помогать друг другу и покажем знания.
Я вам предлагаю провести урок – исследования русского языка.
- Мы будем снова открывать тайны русского языка.
- Готовы? Какое открытие сделает каждый из вас – вы поделитесь в конце урока.
В мире много интересного
Нам порою неизвестного
Миру знаний нет предела
Так вперед друзья
-за дело!
-Давайте вспомним какой большой раздел мы начали изучать во 2 части учебника ?(ЧАСТИ РЕЧИ)
-А на какие группы делятся части речи?(САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ и СЛУЖЕБНЫЕ)
-Сколько частей речи вы знаете?(10)
-Я предлагаю вам отправиться в город Части речи.
-Какие вы знаете думаете ,какие жители будут жить в этом городе?
-Давайте заполним жильцов домика имени сущ-го?
-Вспомните, что вы знаете о части речи имя существительное? Расскажите по плану.
-Какие признаки есть у существительных? Молодцы!
-Вспомните, что вы знаете об имени прилагательном?
-Расскажите о глаголе?
II. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия. Актуализация опорных знаний.
Внимательно прочитайте записанные на доске слова и разделите их на 3 группы.
-По какому признаку вы распределите их? Запишите в тетрадь?
Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно
создает проблему, поиск противоречия.
РАБОТА В ПАРАХ ( Придумать со словом предложение )
-Договоритесь между собой и выберите одно слово имя существительное и составьте предложение . Запишите.
-А теперь составьте и запишите еще одно предложение про тот же предмет, называя его другим словом, но не именем существительным.
- НЕВОЗМОЖНО?
-Почему невозможно? Мы договорились про этот предмет. Поднимите руку.
- У кого не получилось составить предложение? А почему? Не хватило знаний, что существуют еще какие то слова, но мы еще не знаем?У кого получилось?
Прочитает предложение , которое составили?
Например: Утром взошло солнце.
Солнце садилось над лесом.
(слово солнце- оно)Есть такие слова? Это слова помощники.(местоимение)
-Какая будет цель урока?( Узнать об этой части речи?)
Узнать, как заменять существительное -МЕСТОИМЕНИЕМ.
_-Какая тема урока? (Тема: МЕСТОИМЕНИЕ-как самостоятельная часть речи.)
IV. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения.
-Но чтобы жителям было хорошо жить в городе Части речи, я предлагаю заполнить паспорт.
- Возьмите розовый лист с надписью паспорт (У детей листы с названиями пунктов, которые они будут заполнять, демонстрируем, разбираем пункты)
- Что уже можем записать про нашу часть речи? (Название)
- Какие задачи поставим на урок?
Что мы должны узнать сегодня о местоимении?( какие признаки, на какие вопросы, отвечают)
- Если вы затрудняетесь ответить, вам поможет паспорт данной части речи.
1.Общее, грамматическое значение (Название, на какие вопросы отвечают, что обозначают?)
2. Грамматические признаки (лицо, число, род).
3.Роль в речи.
V. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. "Открытие" нового знания.
(Общее грамматическое значение. Почему местоимение?)
-Вернёмся к предложению на доске и в карточках.
-Задайте вопросы к местоимениям. (Кто?)
- Посмотрите на вопросы, на которые отвечают местоимения. Какая часть речи отвечает на такие же вопросы? А у нас есть такая часть речи.
Поработаем в группе( используем платформу УЧИ.РУ)
- У вас на партах лежит карточка№2 розового цвета. Замените во втором предложении имя сущ-е другим словом .
1группа
1) Мужчина на остановке очень красиво одет.
Наверное, мужчина едет на важную встречу. (ОН )
2группа
2) Кажется, это девочка очень устала. Девочка уснула прямо в трамвае.(ОНА)
3группа
3) Дедушка на остановке ждёт трамвай. Наверное, дедушка едет встречать внуков из школы.(ОН)
4 группа
6) Верочка едет до конечной. Верочка очень устала.(ОНА)
- Вместо какой части речи употребили местоимения? (вместосуществительного)
- Что еще можем записать в паспорт? (что указывает на предмет, но не называет)
вопросы? (существительное)
- Значит, вместо какой части речи мы используем местоимения? (вместо существительного)
- - Запишем в паспорт вопросы, на которые отвечает местоимение. (Кто? Что?)
А вам не кажется, что МЕСТОИМЕНИЕ сходно с именем существительным?
Но признаки – имеют отличие
VI. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.
А сейчас, мы прочитаем рассказ: ( СЛАЙД)
Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда лиса таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.
- Посмотрите на слайд.
-Все ли вам понравилось? Какая речевая ошибка допущена в этом тексте?
(-В тексте много раз повторяется существительное ЛИСА.
-Нельзя сказать, что это звучит красиво.
- Попробуем отредактировать его.
-Вставив вместо им.существительных слова ОНА, мы избежали повторов слов в тексте.
- В чем же причина? (есть повторы)- А чем можно заменить повторы? (местоимениями)
- Исправьте эту ошибку прямо в карточках.
- Вместо какой части речи употребили местоимения? (вместосуществительного)
- Так какую роль играют местоимения в речи?
- Что запишем в наш паспорт? (помогают избежать повторов)
-Эти слова называются местоимение. Местоимение встаёт на место именисуществительного. МЕСТОИМЕНИЕ НАЗЫВАЕТ ПРЕДМЕТ?( нет)
-Это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, но не называет его.
-Давайте проверим вывод по учебнику( откроем стр.92, читает ученик)
СОВПАЛ наш вывод?
-Возьмем наш паспорт и заполним, на какие вопросы отвечает Местоимение?
VII. Физминутка
(Повторяют движения за учителем).
Я иду, и ты идёшь (шагают на месте),
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Я пою и ты поёшь (шагают на месте)
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Мы идём и мы поём (шагают на месте) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши на уровне груди).
- Какие местоимения вы услышали в нашей физкультминутке? (я, ты, мы)
Первичное закрепление нового знания.
- У вас на партах лежит карточка№3 жёлтого цвета. Давайте потренируемся находить местоимения в речи. Подчерните местоимения. Проверим! Какие местоимения вы выписали? Что хотел автор сказать нам в этом стихотворении?
(Если мы сорвем , то планета станет пустой?)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвём цветы.
Грамматические признаки местоимений.
Все мы узнали, посмотрите на план?
- Что следующее в нашем паспорте? (грамматические признаки)
ПРИЗНАКИ : число, лицо, род( только в 3лице ед. числа)
СЛАЙД 3
- Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на своё лицо? (Я)
- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать? (мы)
- Если необходимо обратиться к другому лицу или лицам (собеседнику, собеседникам), какие местоимения нужно употребить? (ты, вы)
- Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу? (со взрослыми)
- Если говорят о человеке, о лице, которое в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим? (он, она, оно) - Если это группа лиц? (они)
- Образуйте от выделенных существительных прилагательное и дополните им словосочетание «местоимение (какое?)…личное.
- Так почему же их называют личными? (указывает на лицо)
- Давайте сравним наши ответы с авторскими, для этого откройте учебники на С. 52 - правило читаем вслух.
-О КАКОМ ПРИЗНАКЕ ВЫ УЗНАЛИ?
Есть лицо 1-е, 2-е,3-е в е д.ч можно определить РОД
1 пара
Лицо местоимений
1 лицо
2 лицо
3 лицо
Я, мы
Ты, вы, Вы
Он, она, оно, они
- Какой грамматический признак? (Лицо)
- Как распределили местоимения?
Число местоимений
Ед. ч.
Мн.ч.
Я, ты, он, она, оно
Мы, вы, они
- Какой грамматический признак? (Число)
- Как распределили местоимения?
- А теперь давайте рассмотрим таблицу на стр.54.
- О каком еще грамматическом признаке личных местоимений мы не сказали? (Род)
- У каких личных местоимений мы будем определять род? (3 лицо ед.ч.)
- Возвращаемся к паспорту. Что будем записывать в грамматические признаки? (Лицо, число, род (только в 3 лице ед.ч.))
Самостоятельная работа и проверка по эталону.Включение в систему знаний и умений.
- Я предлагаю закрепить наши знания,
Возьмите карточку № 4 белого цвета.
Поставьте вместо точек местоимения и определите их грамматические признаки.