kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта по русскому языку: "Роль местоимений в речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока по данной технологической карте учащиеся познакомятся с ролью местоимений в речи; научатся определять местоимение среди других частей речи; указывать значение личных местоимений, их признаки и синтаксическую роль; подчеркивать главные члены предложения;выполнять звуко-буквенный разбор слова; указывать части речи; определять роль местоимений в тексте

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по русскому языку: "Роль местоимений в речи"»

Технологическая карта урока

Дата

03.03.2020

Класс

4 г

Учитель

Куколева Ю.В.

Тема урока

Роль местоимений в речи

Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические задачи

Создать условия для формирования умений и навыков, необходимых для усвоения общего понятия о местоимении;
совершенствовать умение определять местоимение среди других частей речи; дать представление о значении личных местоимений, их признаках и синтаксической роли; способствовать развитию навыка определения рода, числа существительных, местоимений, формированию умения заменять имена существительные местоимениями; содействовать воспитанию любви к русскому языку, чувства коллективизма

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с ролью местоимений в речи; научатся определять местоимение среди других частей речи; указывать значение личных местоимений, их признаки и синтаксическую роль; подчеркивать главные члены предложения;
выполнять звуко-буквенный разбор слова; указывать части речи; определять роль местоимений в тексте

Метапредметные УУД

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные
результаты

Осуществлять выбор дальнейшего образовательного маршрута; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности учащегося

1

2

3

4


1. Орг.момент













II. Актуализация знаний.


Педагог проверяет собранность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует обучающихся.

– Проверим готовность к уроку.

– Здравствуйте, ребята. Урок русского языка я хочу начать с пословицы: «Красна птица перьем, а человек ученьем». Как вы понимаете её значение?

– Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго дня и радостного настроения.





  • Синтаксический разбор предложения:

(записывают под диктовку, выполняют полный разбор предложения + указывают падежи имен прилагательных, объясняют орфограммы)


Первый луч солнца пробил тяжёлые тучи и осветил лестницу.


  • Морфологический разбор имени прилагательного (как части речи)


тяжелые тучи

Обучающиеся сообщают о готовности к уроку. Определение самоорганизации («Настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»).













Выполняют задание











Выделять существенную информацию
из текста за-гадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять
актуализацию личного жизненного опыта. Слушать
в соответствии с целевой установкой. Принимать
и сохранять учебную цель и задачу.








III. Сообщение темы
урока.

Определение целей урока

Работая в парах.


1 задание: Составьте со словом «корова» простое распространённое предложение и запишите его. Подчеркните грамматическую основу


1 учащийся записывает на доске: Например,

Корова паслась на лугу.


2 задание: Замените слово «корова» - им. Существительное, другой частью речи так, чтобы смысл предложения не изменился. Подчеркните грамматическую основу

Она паслась на лугу.

- Какой частью речи является это слово? Каким членом предложения является?

- Это слово – местоимение, подлежащее.

-Как вы думаете, о чём сегодня на уроке у нас пойдёт речь?

–Сформулируйте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные
слова.




– Изучать местоимение мы будем по следующему плану:

1. Общее грамматическое значение, вопросы.

2. Морфологические признаки.

3. Синтаксическая функция


Интересный факт. Слово учителя.

- Слово «местоимение» заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса –й (е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание.

– Какое открытие для себя сделали?

- Местоимение – часть речи, которая заменяет имена

Оно о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Оно отдается делу сполна:

Местоимение заменяет имена!


- Послушайте стихотворение А. Барто и постарайтесь услышать запомнить как можно больше местоимений.


… И вот он начал свой рассказ:

Они ползут, а он им – раз!

А тут как раз она ползла,

А он как даст ему со зла!

Он ей – раз! Она им – раз!

Но тут как раз ее он спас,

Он был с ней заодно…

Ух, сильное кино!..



Выполняют работу в парах, проводят языковой анализ.








Обсуждают тему урока.


Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством
учителя определяют задачи урока.

Принимать

и сохранять учебную цель и задачу. Делать выводы.

Осознанно
и произвольно строить
речевое вы-
сказывание
в устной
форме


Нет, видно, я еще мала:

Я ничего не поняла.

А. Барто






– Слова «он», «они», «им», «она», «ему», «ей», «ее», «ней», «я» – это местоимения.


IV. Объяснение нового
материала.

Наблюдение над языковым материалом

Организует работу по теме урока. Объясняет
новый материал, отвечает на вопросы учеников. Читает стихотворение.

Сказали мне, что с нею вы 

При них на берегу 

Его ловили. Но, увы: 

Я плавать не могу! 

Мы вам ее, она нам их, 

Вы им, обратно, нас. 

Он с нею, к нам опять для них, 

А мы с ним – к ней от вас… 

Выводят языковые закономерности, лежащие
в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале текста.

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Учитывать мнение одноклас-
сников


Хоть мне известно, что оно 

Их любит больше тех, – 

Всё это тайной быть должно 

Для нас и вас от всех.




– Поняли вы что-нибудь? Как думаете, почему?



– Для чего существуют местоимения в речи?



– Местоимение – это самостоятельная или служебная часть речи?

– Смысл стихотворения понять нельзя. Местоимения заменяют существительные, они не называют предмет, а указывают на него.

– Мы употребляем местоимения, чтобы избежать повторения в предложении одного и того же имени существительного.

– Местоимение – самостоятельная часть речи

V. Первичное закрепление знаний.

Работа по учебнику (упражнение 108).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет
ответы.

– Прочитайте строчки стихотворения В. Маяковского. Что вы представили? Почему автор именно так расположил стихотворные строки?

– Какой частью речи являются выделенные слова? Называют ли они конкретное лицо? А на кого, на что могут указывать?

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения.
Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Делают вывод: личные местоимения («я», «ты», «он», «она», «оно», «мы», «вы», «они»)
указывают на лицо, предмет, но не называют его.

Осознанно
и произвольно строить
речевое

высказывание
в устной форме, обосновывать свое
мнение

Работа по учебнику (упражнение 109)

– Прочитайте местоимения.

– Почему эти местоимения названы личными?

– Назовите личные местоимения, которые указывают на того, кто говорит.

– Местоимения «я», «мы» указывают на того, кто говорит.

– Местоимения «ты», «вы» указывают на того,
к кому (к чему) обращаются с речью.

– Назовите личные местоимения, которые указывают на того, к кому (на то, к чему) обращаются
с речью.

– Назовите личные местоимения, которые указывают на того, о ком (на то, о чем) говорят

– Местоимения «он», «она», «оно», «они» указывают на того, о ком (о чем) говорят


VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Работа по учебнику (упражнение 110).

Организует работу по учебнику.

– Прочитайте загадки. Отгадайте их.



– Выпишите местоимения, а рядом запишите имена существительные, вместо которых употреблены эти местоимения.

– Почему в загадках используются местоимения?


Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.

Выписывают местоимения, записывают имена существительные, вместо которых употреблены эти местоимения.

Он – сом. Она – ящерица.



Выполняют звуко-буквенный разбор слов


1 вариант: «глазки»,

2 вариант: «змейка».

Понимать
на слух ответы одноклас-сников. Адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации







VII. Итог урока. Рефлексия

Организует оценку результатов выполнения
заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися.

– Что особенно заинтересовало вас во время
урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Что такое местоимение?

– На какие вопросы оно отвечает?

– Какие морфологические признаки свойственны местоимению?

– Какую синтаксическую функцию выполняют местоимения?

– Какую роль выполняют местоимения в речи?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят само-

оценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке.

Продолжают высказывания:

• Я смог…

• Я попробую…

• Меня удивило…

• Урок дал мне для жизни…

• Мне захотелось…

Делать выводы, извлекать информацию
из различных источников. Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее
задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения,
дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить упражнение 111 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта по русскому языку: "Роль местоимений в речи"

Автор: Куколева Юлия Владимировна

Дата: 17.06.2020

Номер свидетельства: 553511

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "урок русского языка по ФГОС Отрицательные местоимения презентация 6 класс "
    ["seo_title"] => string(85) "urok-russkogho-iazyka-po-fgos-otritsatiel-nyie-miestoimieniia-priezientatsiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "180674"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425225489"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс ФГОС «Школа России» по теме:« Лицо и число местоимений»"
    ["seo_title"] => string(102) "tiekhnologhichieskaiakartaurokaporusskomuiazyku3klassfgosshkolarossiipotiemielitsoichislomiestoimienii"
    ["file_id"] => string(6) "273882"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452281684"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Технологическая  карта урока   русского языка в 3  классе  по программе «ПНШ» "
    ["seo_title"] => string(82) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-proghrammie-pnsh"
    ["file_id"] => string(6) "209199"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431059689"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Местоимение" по УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(113) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-miestoimieniie-po-umk-nachal-naia-shkola-xxi-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "277226"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452859783"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Местоимение как часть речи.Конспект урока по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(55) "miestoimieniie-kak-chast-riechi-konspiekt-uroka-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "219602"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434288561"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства