Просмотр содержимого документа
«Роль имени прилагательного в речи»
Урок русского языка в 3 классе Тема: Роль имени прилагательного в речи.
Цели: Предметные: - формировать у учащихся понятие «имени прилагательного»; - формирование умений у учащихся распознавать имена прилагательные в тексте и в речи; - развивать умение отличать имя прилагательное от имени существительного; Метапредметные: - показать важность употребления имен прилагательных в русской речи;
регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение контролировать и оценивать свои и соседа действия; умение провести рефлексию своих действий на уроке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; познавательные УУД: умение получать и анализировать информацию из разных источников; умение представлять результаты своей работы по предложенному плану; коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения; уметь работать в паре, в группе; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности Личностные: ценностное отношение к совместной деятельности, понимание её значимости, учебно – познавательный интерес
Ход урока
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам,
- Доброе утро! – приветливым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
девиз нашего урока: «С малой удачи начинается большой успех!»
Я желаю вам много «маленьких удач» и приятного общения на нашем уроке. А нашим гостям получить хорошее настроение от нашего урока.
II. Актуализация знаний
Ребята, давайте вспомним по какой большой стране мы путешествуем
-Части речи
Посмотрите на экран. Тут зашифрованы 2 слова. Догадайтесь, какие? Слайд
Слайд Авы внимательно прочитайте и отгадайте, о чем идет речь, посоветуйтесь в группе
Какой ответ?
-Имя прилагательное
Так что же такое прилагательное. Давайте вспомним с вами все, что мы о нем знаем. На какие вопросы отвечает? Что обозначает? Чем является в предложении?
( На доске составляется кластер)
1. имя прилагательное это часть речи.
2. отвечает на . вопросы Какой?Какая?Какое?Какие?
3.обозначает признак предмета
4. в предложении является определением
( На доске составляется кластер)
? ? ? ? ?
Прилагательное определение
Какой?Какая?Какое?Какие? Признак предмета
-Все ли мы знаем об имени прилагательном? Попробуем сегодня открыть для себя что-то новое.
Что вы хотели бы знать?
я бы хотела знать больше, для чего они нужны,
какую роль они выполняют
изменяются ли по родам и числам
- Сегодня мы будем исследователями. И узнаем о роли прилагательного в речи.
- Кто такие исследователи? (Люди, занимающиеся научными изучениями)
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Имя прилагательное. Роль имени прилагательного в речи.
Каллиграфическая минутка
А)-Посмотрите на доску. Прочитайте слова.(коллективная работа)
Норка, гладкая, красное, ключ, лисички, рыжий.
- Разделите слова на группы, объединив их по общим признакам, запишите в тетрадь.
- По какому принципу вы определили слова в первый столбик?
- Это имена существительные.
- Докажите?
- Они отвечают на вопрос Кто? Что? и обозначают предмет.
-По какому принципу вы определили слова во второй столбик?
-Это имена прилагательные.
-Докажите.
имя прилагательное это часть речи.
2. отвечает на . вопросы Какой?Какая?Какое?Какие?
3.обозначает признак предмета
Оцените свою работу
Открытие новых знаний
Б) Групповая работа.слайд
- Ну а теперь давайте наблюдать.. Ваша задача к предложенным именам прилагательным выбрать подходящие по смыслу предмет и записать их.
1группа. Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)
2 группа. Крупная, красная, спелая (Малина)
3 группа. Ароматное, круглое, сладкое. ( Яблоко)
4 группа. Хитрая, рыжая, пушистая (лисица)
-Прочитайте. Что вы сейчас делали? Мы описывали предмет
Какой вывод?
Вывод: имена прилагательные описывают предметыДобавляем в кластер
определение
Прилагательное
Какой?Какая?Какое?Какие? Признак предмета
Описывают предмет
– А теперь устно попробуйте описать себя.
( Я смелый, сильный, внимательный, высокий, голубоглазый).
Оцените свою работу
Слайд откройте конверт №1, прочитайте и выполните задание
Работа в парах
- Какой день изображен на первой картинке, на второй?
- Какие прилагательные помогут нам описать погоду, ветер, настроение?
- Запишите текст, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные. Первая пара запишет текст, описывающий первую картинку, а вторая – постарается описать второй пейзаж. (можно вставить и одно слово, и два – по желанию )
Был солнечный весенний день. Дул теплый ласковый ветер. По высокому небу плыли легкие белые облака. Погода была чудесная. И настроение было прекрасное.
Был пасмурный осенний день. Дул прохладный резкий ветер. По низкому небу плыли тяжелые серые облака. Погода была плохая. И настроение было ужасное.
Обсудите в паре, для чего же нужны им.пр.
Вывод:имена прилагательные нужны для точности описания .
(Добавляем в кластер)
определение
Прилагательное
Какой?Какая?Какое?Какие? Признак предмета
Описывают предмет
Точность
Оцените свою работу
физминуткаТайк оф тачдаун
А теперь давайте поиграем, отдохнем. Я называю слова, если сущ., встает 2 класс, если им.пр. встает 3 класс,если другая часть речи хлопаем
Белый, пенал, крепкий, легкий, смотреть,веселье, веселый, летняя, слушает, снег, снеговой, тает, день, весна, прекрасная, приходит
.Первичное закрепление.(работа в парах)
. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
(Индивидуальная работа).
-Перед вами лежит конверт №2. Возьмите из него жёлтую карточку. Прочитайте.
А теперь возьмите зеленую карточку. Прочитайте и сравните с первой.
Б). Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи.
Светит ласковое солнце. Летят перелетные птицы.
-О чем был 1 текст?
-О чем 2?
-Можно ли считать, что эти тексты одинаковы? Докажите.
-Чем отличается первый текст от второго?
-Во втором тексте имеются имена прилагательные.
-Выпишите из второго текста словосочетания прил.+ сущ. После выполнения задания поменяйтесь тетрадями с партнерами по плечу по кругу для взаимопроверки. Сималтиниус раунд тейбл
-Так для чего же нужны имена прилагательные в нашей речи.
-С ними текст становится красивее. Имена прилагательные нужны для красоты описания. Они делают нашу речь красивой, яркой, выразительной
Какой вывод сделаем?
Вывод: Имена прилагательные украшают нашу речь, делают её интересной, яркой.
определение Украшают речь
Прилагательное
Какой?Какая?Какое?Какие? Признак предмета
Описывают предмет
(точность)
Оцените свою работу
7. Включение нового знания в систему знаний.(работа в группе)
-А теперь я приготовила для вас творческое задание. Кто скажет, какой приближается праздник? (8 марта) . Многие из вас будут готовить праздничные открытки. Вот сейчас мы с вами на практике попробуем использовать имена прилагательные в нашей речи. Перед вами тексты для поздравления, но в них пропущены имена прилагательные. Ваша задача вставить их, чтобы получилось красивое поздравление.
Творческая работа. /Тексты выдаются на листочках/.открытка
______________________ мамочка! Поздравляю тебя с ___________________ праздником! Пусть в этот ______________ день сбываются _________________мечты, и радуют _________________ цветы. Пусть не смолкает _______________ смех и будет у тебя _____________________ настроение. (пишут)
-Итак, давайте послушаем, что у вас получилось.
Подарите радость нашим гостям (дают открытки )
Домашнее задание. Слайд Почтальон
- Это почтальон
- Вам пришла телеграмма с разноуровневыми заданиями , которые вы должны выполнить дома каждый самостоятельно. Выберите пожалуйста (Конерс) делитесь мнениями
1в.-Д/з тоже будет творческим. Предлагаю вам изготовить открытку для мамы, бабушки или сестрички к празднику. А потом мы проведем в классе конкурс на самую лучшую открытку. Оцениваться будет оформление и текст поздравления. Проявите свою фантазию и творчество.
2в.Запиши текст, дополняя его именами прилагательными. Работу выполни в тетради.
Оживает ___________ лес. В_______ зелени поют_________ птицы. По _______ ветвям скачут______ белки. Вот бежит_______ заяц. А за________ кустом спряталась________ лисица.
8.Рефлексия. Итоги. (обзор кластера)
-Итак, давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока?
Узнать для чего нужны им.пр. в нашей речи.обзор кластера
Какой был девизС малой удачи начинается большой успех!»
Достигли успехов
Да
Как оценили вашу работу
-А теперь я попрошу вас высказать свое мнение об уроке с помощью имен прилагательных.