Цель: Познакомить с языковым явлением «род имён существительных».
Задачи:
Развивающие:
· развивать умение видеть в словах орфограммы, формировать орфографическую грамотность, обосновывать условие выбора;
· формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;
· развивать умение работать в парах, в группах, развивать навыки контроля и самоконтроля;
· развивать речь детей, словарный запас, мышление.
Образовательные:
· научить определять род имён существительных;
· продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической зоркости.
Воспитательные:
· воспитывать любовь к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством;
· воспитывать чувства коллективизма и толерантности.
Ожидаемый результат:
учащиеся определяют род имен существительных, умеют находить существительные в предложении, умеют работать в группе.
Методы:
фруктовая корзина, крестики-нолики, цветик-семицветик, игра тренажер, игра «накрой на стол», тесты, семантическая карта.
Оборудование
Слайды, тестовые задания, корзина с заданиями.
І. Организационный момент.
1. Приветсвие
2. Психологический настрой.
Звонок веселый прозвенел
Он учиться нам велел
Девиз нашего урока
Друг другу помогать
Руки поднимать
И пятерки получать.
3. Деление на группы «Фруктовая корзина»
Фрукты ягоды овощи
ІІ. Проверка домашнего задания:
Метод:«крестики-нолики»
Стр.157 упр.448 Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть имена существительные. Обозначить число.
ІІІ. Актуализация знаний
«Цветик- семицветик»
Кто? Что? (собрать цветок)
Запишем число.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я, друзья, от вас не скрою
Вот как ручку я держу.
Сяду ровно, не согнусь
За работу я возьмусь.
IV. Минутка чистописания:
Письмо заглавной и строчной буквы Гг
Словарная работа: Голубь- …, гриб- …, гора-….
Подобрать слова во множественном числе.
V. Объяснение новой темы
Сообщение темы и цели урока
«Как у слов-существительных род появился» (аудио запись)
C начала все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что сама королева их путала.
Однажды она издала приказ: “Кто придумает для моих слов – существительных знаки различия, тот будет награждён”.
А жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить.
Слов много, а жизнь коротка. Делили, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: “Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. (Туда попали слова стул, и стол, и дом и много других.) Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода. (Туда попали земля, луна, весна и многие другие.) А те, что остались неопределёнными, пусть останутся среднего рода”. (Так и стали солнце, море, яблоко и другие существительные ) Вот так род у существительных появился. Но она знала секрет различия рода существительных.
А нам сейчас предстоит его открыть
Индивидуальная работа
Игра тренажёр «на море»
Работа в группах
Выписать слова: 1гр. ж. р.; 2гр. м. р.; 3 гр. ср. р.
Стр. 159 упр.450
Игра «Накрой на стол»
Работа по картинкам (назвать предмет и определить его род)
VI. Физминутка
VII. Усвоение темы урока
Разноуровневые задания
I уровень Тест
Тест
1.Укажите неодушевлённые имена существительные:
а) белка б) тетрадь в) мама
2.Укажите нарицательные имена существительные:
а) кот б) Астана в) Айдар
3.Подчеркни имена существительные женского рода:
а) стакан б) лодка в) окно
4. Имена существительные отвечают на вопросы:
а) Кто? Что? б) Какой? Какая? в) Что делать? Что сделать?
5. Укажите имена существительные в единственном числе:
а) люди б) небо в) столы
II уровень Семантическая карта
Определите род имен существительных
(мама, небо, зима, дом, солнце, стол.
III уровень Заселите жильцов в домики
м.р ж.р ср.р.
яблоко молоко
книга стул
мама дом
VIII.Рефлексия.
«Лестница успеха»
Понял с трудом… Многое понял… Все понял, хочу знать больше…
IХ. Оценивание учащихся.
Х. Домашнее задание:
упражнение 451 стр. 159