Просмотр содержимого документа
«Решение простых уравнений»
Виды работ над словами с непроверяемыми орфограммами. Опыт работы со словарными словами в 1–2-м классах
В каждом классе учащиеся запоминают написание определённого количества словарных слов. Работа с такими словами проводится следующим образом.
Все слова, правописание которых должны усвоить учащиеся в 1 классе встречаются в текстах "Азбуки", "Книге для чтения".
Работа над ними начинается ещё в букварный период. Словарные слова складываются из разрезной азбуки, проводится их слоговой и звуковой анализ, выделяется непроверяемая безударная гласная (цветным мелом на доске и цветной ручкой в тетрадях или просто подчёркиванием). Некоторые виды работ, из представленных ниже, можно использовать в качестве индивидуальных заданий в первом классе.
Во втором классе в первом полугодии работа над словарными словами продолжается.
Все слова, записанные в словаре, учащиеся заучивают наизусть. Это достигается путём частого употребления их в различных заданиях и упражнениях:
Перечислить названия птиц, животных, людей, учебных вещей.
Выписать из словаря слова, обозначающие названия животных (домашних, диких).
Выписать из словаря слова, обозначающие названия птиц (зимующих, перелётных).
Записать слова, которые начинаются с буквы М, с буквы П и т. д.
Материал для выборочного диктанта.
На ветке сидит ворона.
Рабочие идут на завод.
Дежурный стёр пыль.
Медведь любит мёд.
Кроме отдельных предложений пишем и связные тексты, по содержанию простые и доступные учащимся.
Зима.
Наступила зима. Толя надел пальто, взял коньки. Он идёт на каток. Там много мальчиков и девочек. Всем весело.
Наш класс.
Мы любим свой класс. В классе чисто. Дежурный открыл окно. Зазвенел звонок. Учитель вошёл в класс. Ученики встали. Начался урок письма.
Ответы на вопросы.
Кто живёт в лесу?
Кто следит за чистотой в классе?
Куда идут рабочие?
Что даёт корова?
Ответы на вопросы можно проводить по-разному:
написать 3-4 вопроса на доске, а учащиеся дают полные ответы и записывают их в тетради;
учитель диктует вопросы, учащиеся записывают только ответы (словарные слова).
Дописать предложения.
За окном запел…(петух).
Мальчик чистит своё…(пальто).
Стрекочет проворная …(сорока).
Брату купили…(коньки).
На горку бегут …(ребята).
Загадки.
С людьми дружит, дом сторожит. (собака).
Жидко, а не вода, бело, а не снег. (молоко).
Зимой беленький, а летом серенький. (заяц).
Загадки используются для комментированного письма.
Игры.
1. "Буквы рассыпались. "
Л, Е, П, Н, А
З, Я, А, Ц
П, У, Т, Х, Е
П, Ь, Л, Т, А, О
М, З, Р,О,О
В, Р, Н, О, О, А
О, К, Р, О, В, А
Б, Р, Б, Н, А, А, А
2. "Слоги рассыпались. "
РА, ТА, БО
ДЕ, НЫЙ, ЖУР
КА, ДАШ, РАН
ШИ, НА, МА
ДЕ, КА, ВОЧ
НА, ВО, РО
3. "Из каких слов выпали согласные?"
О, О, А
(корова, сорока, ворона)
А, А, А
(барабан, карандаш)
Е, А
(пенал)
4. "Из каких слов выпали гласные?"
М…Р…З (мороз)
В…Р…Н…(ворона)
Р…Б…Т…(работа)
З…В…Д (завод)
5. "Назвать (записать) слова, которые начинаются с букв У, В, К, П, И, Д. "
УЧЕНИК, УЧИТЕЛЬ, ВОРОНА, ВОРОБЕЙ, КОРОВА, КЛАСС, и т. д.
6. "Назвать (записать) слова с тремя гласными А или О, двумя гласными О. "
ВОРОБЕЙ, БАРАБАН, МОРОЗ, ВОРОНА.
7. "Первый слог потерялся. "
На доске записаны слова без первого слога. Дети подбирают недостающие слоги.
…РОКА, …РОЗ, …КИ, …РОВА, …БАКА, …ТО.
8. "Какое слово записать?"
На доске учитель записывает словарное слово, которое нужно отгадать и закрывает его. Затем говорит, что это слово имеет 3 согласных и 2 гласных звука.
У всех учащихся должны быть карточки с гласными А, О, Е, И, Я. учитель называет слово, учащиеся показывают карточку с нужной орфограммой. Затем слово можно записать в тетрадь.
Творческие работы.
1. Составить предложения с данными словами: БАРАБАН, РЕБЯТА, ДЕВОЧКА.
2. Составить предложения с данными группами слов:
РАБОТА, КОЛХОЗ.
УЧЕНИК, КЛАСС.
3. Составить рассказы по опорным словам. Дать им заглавие.
ЗИМА, МОРОЗ, КОНЬКИ, КАТОК.
УЧЕНИК, КАРАНДАШ, ПЕНАЛ, ТЕТРАДЬ.
КЛАСС, УЧИТЕЛЬ, УЧЕНИК, ДЕЖУРНЫЙ.
Выборочный ответ.
Предлагая учащимся задание, учитель сопровождает его несколькими ответами, из которых один правильный, или полный, а остальные неправильные. Учащиеся должны выбрать правильный ответ.
Например:
слова
1
Отв
2
еты
3
4
Б…ТОН
А
О
А
О
Г…ЗЕТА
О
А
А
О
Г…РОХ
О
А
О
О
Другой пример:
слова
1
Отв
2
еты
3
4
КО…ЕКТИВ
Л
ЛЛ
Л
ЛЛ
А…ЕЯ
ЛЛ
Л
Л
ЛЛ
КО…ИДОР
РР
Р
РР
Р
Учащиеся выбирают правильный ответ, после этого проводят самопроверку, взаимопроверку, сверяя ответ по словарю.
Во 2 классе в течении второго полугодия продолжается работа над закреплением правописания слов непроверяемых ударением, изученных раннее, также учащиеся знакомятся с новыми словами.
Ознакомление детей с орфографическим словариком лучше провести в начале 3 четверти, когда учащиеся приступят к изучению частей речи. К этому времени у детей окрепнут навыки чтения, у них будет некоторый запас сведений по грамматике и орфографии, а изучение частей речи позволит использовать в словарике различные формы слов и грамматические пометы. Ознакомлению со словариком должны предшествовать повторительные упражнения, связанные с повторением алфавита, т. к. твёрдое знание алфавитного порядка букв является важнейшим условием, обеспечивающим умение пользоваться любым словарём, в том числе и орфографическим.
Задания тесно связываются с изучаемой темой:
Подчеркнуть в словах звонкие и глухие согласные .
Расположить словарные слова в алфавитном порядке.
Записать слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?
Записать слова, обозначающие действие предмета.
Образовать родственные слова.
Выписать слова со звонкой и глухой согласной на конце.
Составить предложения с данными словами, употребив предлоги.
Во всех заданиях указать количество слов, которое должны написать.
Ответы на вопросы.
Что делает художник?
На чём работает тракторист?
Во что собирают грибы?
Какой день недели первый?
Какой день недели последний?
Кто водит автомашину?
Дописать предложения.
Столица нашей Родины…(Москва).
Осенние месяцы…(сентябрь, октябрь, ноябрь).
Всех слов дороже нам слова:
Страна родная и …(Москва).
Пословицы.
Используем для комментированного письма и для выборочного диктанта.
Береги нос в большой мороз.
Хорош соловей голосом, а колхоз колосом.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Декабрь год кончает, январь начинает.
Загадки.
Телята гладки, привязаны к грядке. (огурец).
В поле родился, на заводе варился, на столе растворился. (сахар).
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (морковь).
Игры.
1. Голоса на улице.
ПЕТУХ
стрекочет
СОРОКА
поёт
ВОРОБЕЙ
лает
КОРОВА
чирикает
СОБАКА
мычит
2. У каждой буквы столбик слов.
Учитель называет слова из 3 – 5 букв. Дети записывают слова в тетрадь и под каждой буквой по заданию учителя пишут по 3 – 4 слова из словаря.
К
О
КАРТИНА
ОГУРЕЦ
КОРЗИНА
ОДЕЖДА
КАПУСТА
ОТЕЦ
3. "Цепочка".
Записать 10 слов: последняя буква первого слова становится первой буквой следующего слова.
4. "Кто больше?"
Кто больше запишет за установленное время слов с непроверяемой безударной гласной, тот и победит.
Творческие работы.
1. Составить предложения с данными словами:
ДЕРЕВНЯ
ГОРОД
КАРТИНА
КОРЗИНА
НАРОД
ПОГОДА
2. Составить рассказы по опорным словам. Дать им заголовки.
КОЛХОЗ, ОГОРОД, УРОЖАЙ, КАРТОФЕЛЬ, ГОРОД.
ПРАЗДНИК, УЛИЦА, НАРОД, ОТЕЦ, РЕБЯТА.
Группировка и запись слов по орфографическим признакам.
Учащиеся записывают диктуемые или приведённые на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов. Учитель даёт слова с непроверяемыми безударными гласными (ПЛАНЕТА, ДИВАН. ГАЗЕТА, ГИГАНТ, ТЕЛЕГА, ПЕЩЕРА, КОМАР, СИРЕНЬ, ТЕТРАДЬ, ЛИМОН, ПОБЕДА. КАНАВА, КОТОМКА) и предлагает записать их столбиками: в один по алфавиту с безударной гласной О, в другой – с безударной гласной А, и т. д.
О
А
Е
И
КОМАР
ГАЗЕТА
МЕТАЛЛ
ДИВАН
КОМАНДИР
КАНАВА
ТЕПЕРЬ
ЛИМОН
ПОБЕДА
САЛЮТ
ТЕТРАДЬ
СИРЕНЬ
Дописывание орфографических таблиц.
Для закрепления непроверяемых написаний может быть использован приём дописывания таблиц.
1. Впиши слова в таблицу.
А
О
А
А-А
О
О-О
АБЗАЦ
КАРАНДАШ
СОЛОМА
ОГОРОД
…
…
…
…
…
…
…
…
Огромно образовательное и воспитательное значение русского языка как учебного предмета. Научить школьников правильно пользоваться русским языком, обеспечить подготовку вполне грамотных людей – важнейшая задача школы.
Одной из основных трудностей прочного усвоения учащимися основ орфографии является наличие в русском языке сравнительно большого количества слов, правописание которых не определяется ни правилами, ни произношением. Усвоить правописание этих слов ("трудных," словарных) учащиеся могут только путём заучивания и систематической тренировке в их написании.
Подходить к их изучению нужно дифференцированно: в первую очередь учащихся целесообразно знакомить со словами, часто употребляемыми в речи. А учительский опыт показывает, что попутное включение слов с непроверяемой орфограммой в различные виды упражнений в течение всего учебного года даёт хорошие результаты. Учащиеся усваивают слова, а сам процесс усвоения исключает томительное однообразие
Опубликовано 07.11.2010 - 0:14 - Егорова Ирина Васильевна
Творческий отчёт. Представлен теоретический материал и формы работы на уроках по данной теме.
Скачать:
Slovarnaya_rabota_na_urokah_russkogo_yazyka.docx
69.43 КБ
Предварительный просмотр:
Тема:
Словарная работа
на уроках
русского языка.
Работу выполнила
учитель начальных классов
1 категории
МОУ Великогубская СОШ
Егорова И. В.
План работы:
1.Обоснование выбранной темы.
2.Что такое «словарная работа» и требования к ее проведению.
3.Методы и приемы работы над словами с непроверяемыми написаниями.
4. Пути, средства ее выполнения. Применение инноваций, педагогическая обоснованность.
5. Изучение и анализ опыта.
6.Результаты работы по данной теме.
7. Список литературы, использованной при подготовке работы.
Кому из учителей не известно, что чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.
Письменная речь есть самая многословная, точная и развернутая форма речи. В ней приходится передавать словами то, что в устной речи передается с помощью интонации и непосредственного восприятия ситуации. Значение слова непостоянно, оно изменяется в ходе развития ребенка.
Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах «Азбуки» дети сталкиваются со многими словарными словами. Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, чтению, математике, окружающему миру и другим дисциплинам все больше возрастает, достигая к концу курса начальной школы внушительной цифры – более 500 единиц. Нет необходимости доказывать, что наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов.
К сожалению, учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами. Одна из причин такого положения – недостаточность разработки методики обучения непроверяемым написаниям данного типа, неупорядоченность дидактического материала, на котором следует проводить работу, и мало научных, обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям.
Словарной работе в школе уделяется недостаточно внимания, нередко носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.
Без усвоения употребительных слов с непроверяемыми написаниями учащиеся не могут в полной мере овладеть литературной речью, ее письменной формой.
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная работа, педагогически целесообразно построенная, связанная со всеми разделами курса русского языка» - писал известный российский ученый - методист А. В. Текучев.
Слово – основная звучащая единица языка. Основной функцией слова является его обозначающая роль (предметная отнесенность). Из слов рождается не только удвоение мира (слова-предметы, которые человек непосредственно видит, ощущает и слова, которые непосредственно не воспринимались и не входили в состав общественного опыта конкретного человека), но и волевое действие по управлению своим восприятием, представлением, памятью и действиями.
Богатство словаря – признак высокого развития как общества в целом, так и каждого человека в отдельности. Особенность словарной работы в школе состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности учителя.
Важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно, чтобы учитель управлял этим процессом и таким образом облегчал бы его для учащихся, обеспечивал правильность, полноту усвоения слов. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе большое значение.
В разработке вопросов методики обучения непроверяемым написаниям исходим из следующего. В основу формирования орфографических навыков речи при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея ввиду следующие условия, обеспечивающие эффективность этой работы:
-активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;
-обучающий характер учебной деятельности;
-регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.
Обучение непроверяемым написаниям должно проводиться на дидактическом материале, включающем в себя наиболее употребительные слова. Их следует отбирать из учебников, изучаемых в данном классе, художественных произведений, словарей и других источников.
Слова с непроверяемыми написаниями изучаются в школе в «словарном порядке», т. е. учащимся рекомендуется просто писать и запоминать соответствующие слова.
Передовой опыт учителей и специально проведенные эксперименты свидетельствуют, что работу над словами с непроверяемыми написаниями можно рационализировать. Суть рационализации в том, что в процессе обучения написаниям указанного типа активизируется мыслительная деятельность и память учащихся, что дает значительно более высокую эффективность, чем изучение непроверяемых написаний в «словарном порядке». Это достигается с помощью специальных приемов обучения.
1 Запись слов по алфавиту.
Учащиеся усваивают алфавит уже к концу первого года обучения. Знание детьми алфавита можно использовать в работе над словами с непроверяемыми написаниями. Написав на доске слова с непроверяемыми написаниями, учитель предлагает переписать эти слова в тетрадь, расположив их в алфавитном порядке и , например, подчеркнув непроверяемые орфограммы.
По мере усвоения алфавита задания усложняются. Дети записывают слова в алфавитном расположении не только первой, но и последующих букв. Затем идет дальнейшее усложнение, например, с записью в несколько столбиков и в каждом – по алфавиту.
2. Выборочный диктант
Методика выборочного диктанта проста. Учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложения, записывают встретившиеся в нем слова с данными орфограммами. В дальнейшем этот вид работы можно усложнить: в один столбик из данного текста учащиеся записывают слова с проверяемыми б/у гласными, в другой – с непроверяемыми.
В ходе такой работы дети не только учатся различать слова с проверяемыми и непроверяемыми б/у гласными, но и закрепляют правописание и тех, и других.
3. Выборочный ответ.
Суть этого приема состоит в том, что на задание (вопрос) дается несколько ответов и один из них – правильный. Надо найти и выделить его. Проверив по словарю написание данных слов учащиеся выбирают ответы и ставят +.
4. Группировка и запись слов по орфографическим признакам.
Этот прием состоит в том, что учащиеся записывают диктуемые или приведенные на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов.
5. Подбор однокоренных слов – других частей речи.
Задание на образование одних частей речи от других. Эту работу можно подчинить и обучению непроверяемым написаниям. Пример: диктуется слово береза, записать к нему слово-прилагательное (березовый).
6.Сопоставление слов с противоположными орфограммами
Здесь имеются в виду слова типа: шоссе – коса. Предлагается записать 2-3 таких пары (под диктовку или с доски). В последнем случае запись выглядит так: шо…е – ко…а. Сгруппировав их по наличию двух или одной согласной.
7. Подбор и запись синонимов и антонимов.
Одним из эффективных приемов словарно-орфографической работы является прием подбора учащимися слов близких или противоположных по значению. Среди подбираемых и записываемых учащимися синонимов и антонимов, как правило, встречается немало слов с непроверяемыми написаниями. Пример: синонимы к слову Отечество – Родина, отчизна, а антонимы к слову мешать – помогать, пособлять.
8. Составление предложений с данными словами.
Этот вид работы практикуется в школе очень широко. Он способствует закреплению навыка правописания, закреплению и обогащению словаря, усвоению синтаксического строя речи, закреплению непроверяемых написаний.
9. Сочинение по опорным словам
Предлагается записать сочинение по определенной теме используя опорные слова с непроверяемыми орфограммами.
10. Дописывание орфографических таблиц.
Для закрепления непроверяемых написаний можно использовать и этот прием. Пример: подобрать слова на определенную орфограмму.
11. Подбор и запись слов с иноязычными элементами.
Познакомив детей с иноязычными элементами слов, можно предложить задания на подбор и запись других слов с этими элементами. Пример: дописать слово с частью грамм-(грамматика, килограмм и т. д. )
Вместо описательного оборота подобрать слово-замену с непроверяемой орфограммой. Эта работа может быть как устной, так и в виде карточек, кроссвордов, записанная на доске. Вариантов много.
13. Письменный пересказ текста с использованием данных слов.
Учащиеся кратко, в письменном виде, передают содержание какого-нибудь текста, используя при этом записанные на доске слова с непроверяемыми написаниями (б/у гласные, удвоенные согласные).
Работа над словарными словами не может идти изолированно от всей остальной работы над грамотностью. И, поэтому, прежде чем отправиться с детьми в многолетнее путешествие по удивительной и богатой стране слов, я помогаю им сделать простое, но важное открытие: все слова, которые есть в русской речи, по сложности их написания можно разделить на три большие группы. Эти группы мы условились назвать «зеркальные», «опасные» и «очень опасные» слова (эти термины взяты из книги Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, А.А. Кузнецовой «Секреты орфографии»). «Зеркальные слова» - слова, где каждому звуку соответствует такая же буква. Писать их легко, в них все понятно.
«Опасные слова»- слова с непонятными звуками. Перед написанием таких букв надо проверить их, подумав. Это слова с проверяемыми орфограммами.
«Очень опасные слова» - слова с неясными, хитрыми звуками, которые никакими правилами не проверишь. Но т.к. они все равно уже есть, люди научились запоминать их правильное написание. В моей копилке много шуточных слов – рифмовок, взятых из разных источников, которые помогают детям узнавать и запоминать эти «очень опасные слова» и в дальнейшем, по возможности, писать правильно.
Я скажу сестре и брату,
Что железную лопату
И топор, и молоток
С буквой «о» пиши, дружок.
Что дает такой подход? Он позволяет в самом начале изучения русского языка заложить у школьников основу навыков орфографической зоркости, научить их внутреннему тормозу, т.е. остановке перед написанием любого слова. Ведь совсем недостаточно научить детей писать, надо еще научить их думать при письме.
Я остановлюсь на том подходе, который я использую при работе над словами с непроверяемыми написаниями. Воспользовалась советами психологов, которые рекомендуют для быстрого запоминания логически несвязанных слов составить яркий динамичный рассказ, который легко воспроизводился бы в воображении. А ведь при написании словарных слов как раз надо помочь детской памяти за что-то зацепиться, поэтому я использую в работе блоки трудных для написания слов, где они подобраны в рифму. Они близки по логике, по орфографическому признаку. Я воспользовалась веселыми, а порой и серьезными стихами – опорами и рифмовками – подсказками, которые можно озаглавить общим названием – «стихи-запоминалки». К примеру, в рифмовку «Гараж» включено 21 словарное слово, но во всех них надо запомнить написание непроверяемой б/у гласной «а».
Гараж.
Автобус, аллея, асфальт и трава.
В «опасные» снова играем слова.
Аптека, базар, магазин и народ,
Калитка, квартира, забор и завод,
Рабочий, работа, газета, багаж.
Приехали снова мы с папой в гараж.
Машина, вагон, пассажир и трамвай-
Пиши с буквой «а» их и не забывай!
Простота и легкость запоминания позволили мне охватить стихами-опорами не только слова, предусмотренные «Программой», но и многие другие, не «программные»: они «окружают» детей в повседневной жизни и дети их активно используют в устной и письменной речи, правда, в большинстве своем, не умея писать правильно. Поэтому я считаю нужным обогатить на грамотной основе словарный запас младших школьников этими словами. Стихи-опоры позволяют увеличить его втрое. Стихотворение или рифмовка читаются сначала учителем, затем 1-2 раза хором детьми, выделяются словарные слова и акцентируется внимание детей на той б/у гласной, написание которой надо запомнить. После этого слова записываются в тетрадь. Если словарных слов в предложенной рифмовке мало, для работы с ней достаточно 1-2 дней, если много, то и уроков тоже больше – все зависит от уровня развития учащихся.
Частое включение стихов в уроки положительно сказывается на развитие памяти, внимания, а запоминание нужной буквы начинается с самого первого чтения стихов и, особенно рифмовок, максимально насыщенных словами с этой буквой. Часто на ее запоминание настраивает и само название стиха, ведь звук, которым на письме обозначается запоминаемая б/у гласная, в нем находится под ударением. Простота и легкость стихов-опор и рифмовок-подсказок, их многократное включение в уроки и повторение в течение 3-4 лет учебы делают работу по запоминанию слов с непроверяемыми написаниями не только живой, увлекательной и нетрудной, но и позволяет расширить словарный запас учащихся и диапазон их грамотного письма, воспитывая у них любовь к слову, языку, учебе. Кроме этого я использую и другие формы работы: словарные диктанты, состоящие из отдельных слов и словосочетаний. Диктую слова по темам, охватывающим многие стороны жизни детей, взрослых, животных. Пример:
Очень важно отделить работу над словом из «Словаря» от работы над усвоением тех или иных внепрограммных понятий. Мои ученики уже знают, что данные слова нашли они сами в других источниках. Такие слова записывают в тетради по чтению, окружающему миру и др.- смотря, где они находят непонятные слова. Предлагаю самостоятельно поработать с толковым словарем дома. Если появляются затруднения – разбираемся в классе вместе. Особое внимание уделяется этимологической стороне слова. Для толкования пользуемся «Толковым словарем русского языка» Ожегова, «Толковым словариком русского языка» Неусыповой, «Откуда пришли слова» (этимологический словарь) и «Фразеологический словарь» Волиной.
Такая работа дает положительные результаты при усвоении новых слов и слов с непроверяемыми написаниями и является важной для лингвистического развития учеников. Школьный этимологический анализ применяю для того, чтобы пробудить интерес у детей к трудным словам и для более легкого усвоения их написания. В начальной школе такой анализ может быть не полным, а частичным, упрощенным.
Ученикам нравится, когда все вместе мы «разгадываем» написание того или иного трудного слова. Пример:
«Линейка» - производное от слова «линия», заимствованного через немецкий из латинского языка, где «линия», «нитка»- производное от слова «лен». Здесь связь с ниткой. А «линейка» буквально означает «инструмент для проведения линии».Ровненько так получается, как по натянутой линии-ниточке.
Этимологический анализ – важное средство повышения грамотности. Эта работа приносит и моральное удовлетворение.
Так же хорошо зарекомендовал себя такой вид работы, как вариативный диктант, обеспечивающий большую самостоятельность. Проверку провожу по словарю или по записи на доске, закрытой на период диктовки. Ученики обмениваются тетрадями, проверяя друг у друга, подчеркивая карандашом неверное написание. Кроме того, в своей работе над словами с непроверяемыми написаниями использую замену развернутого определения одним словом из словаря. Во время закрепления нового слова, опроса, самостоятельной работы, учащиеся получают задания типа:
1.Ответь письменно одним словом:
-комната для занятий в школе;
-человек, который едет на поезде или автобусе;
-дорога с рядами деревьев по сторонам и т. д.
2.Вместо точек вставь нужные по смыслу слова:
Сообщение по телефону, телеграфу -….
Килограмм- это тысяча…
Смотр готовности войск-….
3.Ответь на вопросы и ответы запиши:
Кто подает билеты в кассах?
Как называется рисунок в книге? 4. Разгадывание кроссвордов:
1
2
3
4
5
6
7
8
1. Большое полосатое животное(тигр)
2. Синий полевой цветок (василек)
3. Длинноногая птица (аист)
4.Черное животное семейства кошек (пантера)
5. Существо, носящее на себе домик (улитка)
6. Лохматый, косолапый (мишка)
7. Рогатая, бодатая (коза)
8. Речная рыба (карась)
Имя сказочного героя
Тема «Словарь» и «Словарная работа» включены в работы известных педагогов – новаторов. Учитель русского языка П. С. Тоцкий выпустил книгу «Орфография без правил», где рекомендует начинать работу с начальной школы. Его главная мысль заключена в том, что если слово повторять многократно в одном варианте, потом в другом, то движения органов речи останутся в памяти, они – то и решат на практике правописание слова. Грамотно пишущий человек так себе и диктует, внутренней речью. Если не привыкнуть к орфографическому чтению, то очень трудно правильно написать слово. Орфографическому чтению надо обучать с первого класса. Решающее значение имеет повторение вслух за учителем, т. к. ребенок учится преодолевать артикуляционные препятствия, хотя дети преодолевают их легко, свободно.
Для себя я сделала вывод: повторение не бесполезно и имеет решающее значение при написании слова. Вначале слово надо произнести по слогам, потом слоги произнести все вместе, особенно выделяя непроверяемый звук. В трудных местах обязательным выделением звука в слове подчеркивается его трудность. Встречаются слова, которые надо произносить многократно. Зато это прочный фундамент для правописания. С. Н. Лысенкова предлагает словарную работу ежеурочно и в начале недели записывать группу слов в индивидуальный словарик и работать над ней неделю с ежедневной их записью под детское комментирование. Сюда включены слова не только из словаря, но и по изучаемым темам. Эту инновацию я уже включила в свою работу, используя готовые подборки слов из учебников «Русский язык» авторской серии «Свободный ум» Бунеевых. В этих учебниках очень хорошо раскрыта работа над словами как с непроверяемыми написаниями, так и вообще с трудными, но часто встречающимися в жизни, словами. Эти слова оформлены в рубрики «Готовься к словарным диктантам» и записаны на страницах учебника. Наиболее трудным, в понимании, словам дается объяснение из толкового словаря. Новые термины включены в упражнения, в задания к упражнениям, очень богатый занимательный материал. Детям легче усваивать такие группы слов, т. к. они в течение недели работают над ними в разных вариантах.
В работе над словарными словами использую не только записи на доске и устно, но и наглядность: таблички слов, индивидуальные картинные карточки с заданиями, перфокарты, тестовые карточки, ребусы, кроссворды. Этот дидактический материал оживляет работу на уроке, делает ее более занимательной, интересной и не такой сложной.
Чтобы работа над темой была более разнообразной, использую литературу с описанием опыта работы других учителей и стараюсь применить ее на практике. Много полезного почерпнула из опыта работы учителя из г. Азова –З. Баевой, которая предложила богатый игровой материал, т. к. считает: «зубрежка не дает прочных знаний». Автор многих книг для учителей начальной школы В. В. Волина – собрала богатейший материал по работе над словами и словосочетаниями, который очень доступен и может быть использован на уроках русского языка, чтения, математики, окружающего мира и др.
Работая над темой я заметила положительные результаты в работе по итогам проверок знаний словаря детей. Эффективность очевидна: дети усваивают орфографию не только «программных» слов, но и многих других, значительно быстрее и их знания прочнее.
Систематически проводя указанные выше виды работ, формирую у учеников орфографическую зоркость, грамотность, мышление, память. Данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты; ошибок при написании слов стало значительно меньше, да и речь стала более грамотна, имеется достаточный словарный запас. Работа над словом способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия – учит делать выводы и обобщения, быть грамотными и образованными.
Список литературы, использованной в работе:
М.Р. Львов «Методика развития речи младших школьников»
В.В. Волина «1000 игр с буквами и словами»
«Откуда пришли слова»
В.Д. Купров «Словарная работа на уроке русского языка»
В.В. Ераткина «Приемы обучения непроверяемым написаниям»
Л.И. Наймушина «Слова из словаря»
Р.С. Рыскужина «Работа в парах сменного состава»
З.И. Баева «Чтобы ошибок не делать в словах»
П.С. Тоцкий «Орфография без правил»
С.Н. Лысенкова «Методом опережающего обучения»
Л.М. Фридман «Психологический справочник учителя»
Г.Г. Граник
С.М. Бондаренко «Секреты орфографии»
Л.А. Концевая
Р.Н. Бунеева
Е.В. Бунеев «Русский язык» (2 части)
О.В. Пронина
Приложение №1
Методы и приемы
работы
над словарными
словами.
1.Запись слов по алфавиту
1 Задание: (на доске) записать по алфавиту
диван, песок, альбом, вагон,
тетрадь, пальто, бетон.
Результат: альбом, бетон, вагон, диван,
пальто, песок, тетрадь.
2 Задание: азбука, газета, алмаз, пакет,
герой, пенал, графин, апельсин,
помидор, пионер, автобус, горох,
алфавит, гараж, пирог.
Результат: автобус газета пакет
азбука гараж пенал
алмаз герой пионер
алфавит горох пирог
апельсин графин помидор
2.Выборочный диктант
Задание: из 1 части рассказа И. Соколова-Микитова выписать слова: 1 столбик – с б/у гласными, 2 столбик – словарные.
Результат: поля (поле) колхозник
срезают (срезать) картофель
тяжелый (тяжесть) капуста
зеленый (зелень) кочан
грядами (грядка) морковь
краснеют (красный) ягода
рябина (рябь) огород
алеют (алый) калина
3. Выборочный ответ
Задание: найти и выделить правильный ответ.
Слова
ответ
Слова
ответ
1 2 3 4
1 2 3 4
б . атон
г . зета
г . рох
а о а о
о а а о
о а о о
ко …ектив а…ея ко…идор
л лл л лл лл л л лл рр р рр р
Результат: ответы №1 – 3 (а а о), №2 – 4 (лл лл р)
4. Группировка и запись слов по орфографическим признакам.
Задание: записать столбиками по алфавиту с б/у –а, с б/у – о, с б/у –и, с б/у –е слова: планета, диван, газета, гигант, телега, пещера, комар, сирень, тетрадь, лимон, победа, канава, котомка.
Результат:
а е и о
газета металл диван комар
канава теперь лимон командир
салют тетрадь сирень победа
5.Сопоставление слов с противоположными орфограммами.
Задание: сгруппировать слова по наличию двух или одной согласной: пе(р/рр)он, ко(р/рр)идор, ка(с/сс)а, тро(с/сс), те(р/рр)аса, ди(р/рр)ектор, ма(с/сс)а, матро(с/сс), те(р/рр)итория, кап(р/рр)он, шо(с/сс)е, термо(с/сс).
Результат:
рр р сс с
перрон коридор касса трос
терраса директор масса матрос
территория капрон шоссе термос
6.Подбор однокоренных слов – других частей речи.
Задание: (слова с удвоенными согласными) – подобрать родственные слова – другие части речи: металл, суббота, группа.
Результат:
металл- металлический, металлист
суббота- субботний, субботник
группа- группировать, групповой
7.Подбор и запись синонимов и антонимов.
Задание: подобрать и записать синонимы к словам: метель, граница, Отечество; антонимы к словам: работать, мешать.
Результат:
метель- вьюга, буря, метелица, пурга
граница- рубеж, межа, край, предел
Отечество- Родина, Отчизна
работать- отдыхать, праздновать
мешать- помогать, пособлять
8.Составление предложений с данными словами.
Задание: составить предложения со словами: абзац, класс, лагерь, матрос, режим, санитар.
Результат: 1. К каждому абзацу текста мы подобрали заголовок.
2. Мой брат служит матросом на большом корабле.
3. В нашем летнем лагере был строгий режим.
4.Благодаря хорошей работе санитаров у нас в классе чисто.
9.Сочинение по опорным словам.
Задание: написать сочинение по теме «На вокзале» со словами: багаж, вокзал, вагон, дежурный, пассажир, перрон, сигнал.
Задание: подобрать и записать слова с иноязычными элементами: авто-, колл-, грамм-.
Результат:
1 2 3
автодорога коллектив грамматика
автомобиль коллекция килограмм
автостанция редколлегия орфограмма
12. Письменный пересказ текста с использованием данных слов.
Задание: рассказать о Ваньке Жукове (из рассказа А.П.Чехова «Ванька») используя слова: деревенский, сапожник, Москва, здесь, очень, работа, жестоко, никто, Константин Макарыч, адрес.