Тема: Решение сложных уравнений, 3 класс
Цели и задачи :
1. рассмотреть практические способы решения уравнений, требующих выполнения более одного арифметического действия;
2. совершенствовать навыки быстрого счёта;
3. развивать логическое мышление;
4. воспитывать аккуратность, дисциплинированность, умение рассуждать.
Оборудование урока: компьютерная презентация, карточки с уравнениями, карточки трех ступеней для самостоятельной работы над задачами.
Ход урока
1. Оргмомент
Проверка готовности к уроку. В тетрадях записывается число, классная работа.
2. Рефлексия
А) Повторяем порядок действий и называем правильные значения выражений.
(122 + 18) : 70 = 2
(64 : 8 + 20) : 7 = 4
20 • (26 + 14) : 100 = 8
1 • (30 + 2) – 4 • 4 = 16
5 • 4 + 12 = 32
(400 – 300) – 36 = 64
У нас получился ряд чисел.
2, 4, 8, 16, 32, 64
Какую закономерность в составлении этого ряда заметили? (каждое следующее число увеличено в два раза)
Продолжите этот ряд чисел и назовите не менее трех следующих чисел. (128, 256, 512…)
За каждым числом зашифрована буква. Перевернем их и прочитаем тему сегодняшнего урока.
2 4 8 16 32 64 128 256 512
У Р А В Н Е Н И Е
Б) Задача.
Ваня задумал неизвестное число, умножил его на 4 и получил ответ 8. Какое число задумал Ваня?
В) Что называется уравнением?
Что называется корнем уравнения?
Что значит решить уравнение?
Мы уже умеем решать простые уравнения, а сегодня мы познакомимся с решением сложных уравнений, где надо выполнить несколько арифметических действий.
3. Решение простых уравнений. Подготовка к введению нового материала.
На магнитной доске в произвольном порядке карточки с уравнениями.
На какие группы можно разделить все эти уравнения? (уравнения распределяются в 3 столбика)
1) 7000 – х = 2489
7000 – х = 3489
7000 – х = 1689
Почему мы выделили эти уравнения в первую группу? (простые уравнения с одинаковым уменьшаемым) Можем мы их решить ?
Найдите среди них уравнение с наибольшим корнем и решите его (один ученик у доски)
2) 71 : х = 20 + 7
х : 3 = 16 + 11 ( это уравнения, в правой части которых выражение)
Можем ли мы решить уравнения второго столбика?
Решите любое из уравнений, но замените в правой части сумму на разность. Корень уравнения при этом должен остаться прежним. (два ученика у доски)
3) ( 490 – х ) – 250 = 70
Посмотрите на оставшееся уравнение. Легко ли нам его решить? Почему?
4. Работа над новым материалом. (фронтальная беседа с классом, в ходе которой рассматривается решение уравнения)
( 490 – х ) – 250 = 70
490 – х = 70 + 250
490 – х = 320
х = 490 – 320
х = 170
( 490 – 170 ) – 250 = 70
70 = 70
Ответ: 70
5. Закрепление.
1) Решение уравнения (один из сильных учеников у доски)
5 • а + 500 = 4500 : 5
5 • а + 500 = 900
5 • а = 900 – 500
5 • а = 400
а = 400 : 5
а = 80
5 • 80 + 500 = 900
900 = 900
Ответ: 80
Ф И З М И НУ ТК А
2) № 399
Решите уравнения.
а + 156 = 17 ? 20 (1604 – у) – 108 = 800
252 : 36 ? х = 560 103300 : (х + 297) = 25 ?2
Мы решили два новых сложных уравнения. Посмотрите на уравнения, которые перед вами. Все ли они сложные? Какое уравнение лишнее? Почему? Остальные – в левой части выражение в несколько действий. Найдите среди них с таким порядком действий, которое уже встречалось сегодня.
(1604 – у) – 108 = 800
1604 – у = 800 + 108
1604 – у = 908
у = 1604 – 908
у = 696
(1604 – 696) – 108 = 800
800 = 800
Ответ: 696
Уравнение решают в парах. Один ученик на развороте доски для последующей проверки.
6. Решение задачи
Самостоятельная работа по карточкам 2 ступеней. Выполнив задание первой ступени, ученик переходит к выполнению задания второй ступени,
1 ступень
Школьники должны были высадить 57 саженцев деревьев. После того, как они высадили часть саженцев, им осталось посадить ещё 12 деревьев. Сколько деревьев они уже высадили?
Реши задачу, составив уравнение
2 ступень Измени задачу так, чтобы она решалась уравнением, в правой части которого было бы выражение.
Запиши это уравнение и реши его.
Проверка фронтальная
Мы решили 2 задачи, составив 2 уравнения. Какое уравнение отнесем к сложным? Почему?
7. Домашнее задание.
Рассмотреть, как решались уравнения в учебнике на стр. 106 и решить уравнение в тетради на печатной основе № 44 (а).
Решить задачу № 47. Дополнительное задание: какие еще вопросы можно поставить к этой задаче?
8. Итог урока. Рефлексия
- Что нового узнал?
- Что понравилось?
Какие уравнения учились решать на уроке?
Трудно было?
Кому было легко?
Оцени свою работу.
Урок заканчивается словами Жан Жака Руссо
«Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много вы знаете и умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…»
Просмотр содержимого документа
«Презентация урока математики в 3 классе по теме "Решение сложных уравнений" УМК 2100 »