На уроке учащиеся знакомятся с новым видом задач - на одновременное движение для случаев движения вдогонку.
Задачами урока является формирование у учащихся умения решать задачи с пропорциональными величинами – скоростью, временем, расстоянием, развитие навыки решения задач вида «движение вдогонку», вывод формулы нахождения времени до встречи для данного вида задач; развитие математической речи, мыслительных операции (сравнение, анализ, обобщение), логического мышления; воспитание интереса к математике.
Урок сопровождается показом презентации. На уроке используется занимательный материал- ребусы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Решение задач на движение вдогонку »
Солтүстік Қазақстан облысы
Айыртау ауданы
Саумалкөл №2 мектеп-гимназиясы
Решение задач на движение вдогонку
(Разработка урока)
Подготовила Несветеева Т.В.
учитель начальных классов
Саумалкольской ШГ №2
2015
Саумалкөл
Математика
Класс: 4
Тема: Решение задач на движение вдогонку.
Цель: знакомство с новым видом задач на одновременное движение для случаев движения вдогонку.
Задачи:
- формировать у учащихся умения решать задачи с пропорциональными величинами – скорость, время, расстояние, навыки решения задач вида «движение вдогонку», вывести формулу нахождения времени до встречи для данного вида задач;
Вид урока: урок смешанный (сочетание различных видов)
Ход урока
I. Организационный момент
Смело иди вперед, Не стой на месте. Чего не сделает один, Сделаем вместе!
- Я желаю каждому из вас удачи. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.
II. Проверка домашнего задания
Задача 6 (г), с. 25 – устно.
III. Актуализация знаний
«Блиц – турнир» - фронтальная работа.
а) От первого города до второго 37 км, а от второго до третьего 83 км. За сколько часов можно проехать от первого города до третьего на мотоцикле, если каждый час проезжать 40 км?
б) Два автобуса выехали одновременно навстречу друг другу из двух городов и встретились через два часа. Скорости автобусов 54 км/ч и 46 км/ч. Чему равно расстояние между городами?
в) По реке навстречу друг другу плывут два теплохода. Их скорости 25 км/ч и 20 км/ч. Через сколько часов теплоходы встретятся, если сейчас между ними 180 километров?
г) Из гаража одновременно в противоположном направлении вышли две автомашины. Одна шла со скоростью 50 км/ч, а другая – со скоростью 70 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут эти машины через 4 часа?
После решения задач проводится самопроверка.
IY. Постановка учебной задачи.
4.1. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению.
- Расположи числа в порядке возрастания и прочитай слово. (Приложение №1) (Расстояние)
- Отгадайте ребус. (Приложение №2) (Скорость)
- Отгадайте загадку.
Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит,
Не догонишь его. (Время)
- В каких видах задач мы встречаем все эти понятия: скорость, время, расстояние?
- Задачи на движение.
4.2. Решение задач на движение - устная работа (Приложение №3)
1. Два объекта движутся в противоположных направлениях. Скорость одного объекта 5 км/ч, а другого 6 км/ч. Расстояние между ними 30 км. На каком расстоянии они будут находиться друг от друга через 1 ч?
- В каком направлении движутся объекты в задаче? (В противоположных направлениях).
- Место начала движения совпадает или различается? (Начало движения различается).
Решение:
1) 5+6=11 (км/ч)
2) 30+11=41(км)
Ответ: 41 километр.
2. Два объекта движутся навстречу друг другу. Скорость одного объекта 5 км/ч, а другого 6 км/ч. Расстояние между ними 30 км. На каком расстоянии они будут находиться друг от друга через 1 ч?
- В каком направлении движутся объекты в данной задаче (Движутся навстречу друг другу).
- Место начала движения совпадает или различается? (Начало движения различается).
Решение:
1) 5+6=11 (км/ч)
2) 30-11= 19 (километров)
Ответ: 19 километров.
Y. Усвоение новых знаний
5.1.Восприятие задачи. (Слайд)
Собака увидела, что в 18 м от неё бежит заяц. Она побежала за зайцем следом со скоростью 15 м/сек. Заяц бежал со скоростью 13 м/сек. Через какое время собака догонит зайца?
- Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет, так как объекты начинают движение с разных точек).
- В каком направлении движутся объекты? (Объекты движутся в одном направлении).
- Мы познакомимся с новым видом задач.
(Демонстрация чертежа)
- Выполним чертёж. На прямой линии отмечаем две точки (собака и заяц) и покажем расстояние между ними - 18 м.
- Укажите стрелками скорость собаки и зайца.
- Догонит ли собака зайца? (Да, т.к. скорость собаки больше скорости зайца).
- Отметим предполагаемое место встречи.
5.2. Выполнение плана решения задачи.
- Можем ли мы определить, через какое время собака догонит зайца? (Нет.)
- Почему? ( Мы не знаем, на сколько метров будет уменьшаться расстояние каждую секунду.)
- На сколько скорость собаки больше скорости зайца? (На 2 метра).
- Это и есть скорость сближения.
- Зная скорость сближения и расстояние, можно найти время? (Чтобы найти время, нужно расстояние разделить на скорость).
5.3. Решение.
1) 15 – 13 = 2 (м/сек.) - скорость сближения
2) 18:2=9 (сек.)- нужно собаке, чтобы догнать зайца
Ответ: через 9 секунд собака догонит зайца.
Из решения задачи можно сделать вывод:
При движении вдогонку время, за которое один объект догонит другой, равно расстоянию между объектами, делённому на скорость сближения.
YI. Физминутка.
Дружно мы помогаем маме,
Мы белье полощем сами.
Раз, два, три, четыре –
Потянулись, поклонились,
Хорошо мы потрудились.
YII. Проверка понимания изученного материала.
Задача 3, с. 27 – решение у доски с объяснением.
Задача 1(а), с. 28 – самостоятельно с самопроверкой.