Задачи:
Образовательные:
Сравнивать различные виды движения : вдогонку, навстречу друг другу, в противоположных направлениях, с отставанием.
Отработать правила нахождения скорости сближения, удаления, вдогонку и с отставанием; зависимость между физическими величинами S, t и v (словесные формулировки)
Воспитательные:
Воспитывать навыки работы в нестандартной ситуации.
Воспитывать уважение к предмету, умение видеть математические задачи в окружающем мире.
Развивающие:
Развивать умение искать различные способы решения задач и выделять рациональные способы решения;
развивать пространственное воображение обучающихся, образное мышление;
совершенствовать графическую культуру.
Ход урока.
- Организация класса. ( Слайд №1)
Начинается урок. Пусть он пойдёт ребятам впрок!
Учитель. Здравствуйте! С каким настроением вы пришли сегодня на урок?
(у всех учащихся карточки настроения – “лица настроения”)
Мне хотелось бы, чтобы ваше настроение не стало хуже и улыбок стало еще больше.
- Первичная актуализация. (Слайд №2)
1) Подумайте, ребята! - Нужны ли нам умения решать задачи на движение?
- Зачем они нам необходимы? (чтобы не опаздывать на встречи, уметь спланировать время выхода, рассчитать скорость движения, чтобы не было аварий, и т.д.)
2) - Посмотрите внимательно на экран. (Фрагмент мультфильма «Остров ошибок»)
- Что скажите? - Почему же произошла беда? (неправильно решили задачу)
Герой мультфильма Коля Сорокин сумел исправить положение, но в реальной жизни не всегда можно будет исправить допущенные ошибки, поэтому необходимо уметь решать, продумывать, осмысливать различные жизненные ситуации.
- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке, чему научиться?
( решать задачи на движение, составлять свои задачи на движение)
Мы постараемся вместе ответить на вопросы на этом или последующих уроках.
ТЕМА НАШЕГО УРОКА « Решение задач на движение в одном направлении» (Слайд №3)
3) - Какие существуют виды задач на движение?
- Движение в противоположном направлении с удалением
- Движение в противоположном направлении навстречу друг другу
- Движение в одном направлении с отставанием
- Движение в одном направлении вдогонку
4) - Что общего и в чём различия этих задач? ( Слайд № 4)
ОБЩЕЕ : есть объекты движения, есть величины: скорость, время, расстояние
РАЗЛИЧИЯ: направление движения объектов, место отправления значения величин и единицы их измерения.
- ) Устный счёт (Слайд № 5)
- ) Системная актуализация опорных знаний.(Слайд № 12)
(Повторение функциональной зависимости между величинами: скорость, время, расстояние)
1) - Вспомните, как найти
- V= S: tВРЕМЯ t = S: VРАССТОЯНИЕ S = V × t
- : ( Слайд 14)
Проверьте свою работу.
– Кто допустил ошибку? Почему произошла ошибка?
– Кто решил без ошибок? МОЛОДЦЫ!
- Сообщение новых знаний
- Решить задачу
Из двух пунктов, расстояние между которыми 24 км, одновременно вышел спортсмен и выехал велосипедист. Скорость спортсмена 6 км/ч., а скорость велосипедиста 18 км/ч.
1).Через сколько часов велосипедист догонит спортсмена?
2).На каком расстоянии от пункта В велосипедист догонит спортсмена?
3). На сколько километров путь велосипедиста больше пути спортсмена?
- Давайте подумаем, почему велосипедист догонит спортсмена?
- На сколько километров велосипедист приближается к спортсмену каждый час?
Это расстояние – скорость сближения.
- На сколько километров велосипедисту надо приблизится к спортсмену?
1). 18 – 6 = 12 (км /ч.) – скорость сближения велосипедиста и спортсмена.
- Как же узнать, через сколько часов велосипедист догонит спортсмена?
2). 24 : 12 = 2 (ч.) – через такое время велосипедист догонит спортсмена.
- Сколько километров за это время пройдет спортсмен?
3). 6 * 2 = 12 (км) – на таком расстоянии велосипедист догонит спортсмена.
Ответ: через 2 часа; 12 км.
- А какое расстояние проедет велосипедист? 24+12 = 36 (км)
- На каком расстоянии от пункта В велосипедист догонит спортсмена?
- Работа в группах
1 группа
Одна девочка начала догонять вторую, когда расстояние между ними было 60 м. Скорость первой девочки – 100 м/мин., а скорость второй девочки 90 м/мин. Через сколько минут первая девочка догонит вторую?
1). 100 – 90 = 10 (м /мин) – скорость сближения девочек.
2). 60 : 10 = 6(мин) – через такое время первая девочка догонит вторую.
Ответ: через 6 мин.
2 группа
Из двух пунктов А и В, расстояние между которыми 16км, одновременно выехали два велосипедиста. Скорость велосипедиста, который выехал из пункта В, 12 км/ч., а скорость велосипедиста, который выехал из пункта А,18 км/ч.Какое расстояние будет между велосипедистами через 2 часа, если известно, что они выехали одновременно?
1). 18 -12 = 6 (км /ч.) – скорость удаления велосипедистов.
2). 6 * 2 = 12 (км) на такое расстояние первый велосипедист удалится от второго за 2 часа.
3). 18 + 12 = 30 (км) – такое расстояние будет между велосипедистами через 2 часа.
Ответ: 30 км.
3 группа
Из двух пунктов А и В, расстояние между которыми 10км, одновременно выехали два велосипедиста. Скорость велосипедиста, который выехал из пункта В, 19 км/ч., а скорость велосипедиста, который выехал из пункта А,24 км/ч, Через сколько часов второй велосипедист догонит первого?
1).24 – 19 = 5 (км /ч.) скорость сближения велосипедистов.
2).10:5 = 2 (ч.) – через такое время второй велосипедист догонит первого.
Ответ: через 2 часа.
- Презентация работ и проверка решений задач
- Работа по учебнику
- Дом. Задание
Стр № ,№
- Рефлексия и итог урока