Тема урока: Задачи на движение вдогонку .
Цель урока: вывести формулу и научить решать задачи нового вида.
Задачи:
Образовательная:
• ознакомить с новым видом задач на «движение вдогонку»;
• сформировать понятие о скорости сближения при движении в одном направлении
• учить применять на практике ЗУН, полученные в ходе изучения данной темы;
• формировать умение решать задачи на движение;
• вырабатывать и совершенствовать прочные вычислительные навыки;
Воспитательная:
• формировать навыки межличностного общения, умение работать в группе.
Развивающая:
• развивать внимание и оперативную память;
• развивать логическое мышление (анализ, синтез, сравнение),
• творческие и познавательные способности учащихся;
• развивать математическую речь учащихся, умение обобщать и делать выводы.
Регулятивные УУД:
-учиться высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом ;
Познавательные УУД :
- находить ответы на вопросы в тексте задачи.
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, работы в группах;
-Коммуникативные УУД:
- уметь высказывать свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других;
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
формы работы:
- фронтальная;
- групповая;
Методы работы:
- проблемно-поискового;
- практического;
-словесного;
-наглядного;
- исследовательского.
Вид урока: ?
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, план-конспект, раздаточный материал с текстами задач, предметные картинки.
ХОД УРОКА.
I . Организационный момент.
-Здравствуйте ,ребята. Я рада вас видеть. Поприветствуйте партнёра по лицу, а сейчас поприветствуйте партнёра по плечу.
- Давайте улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение. Тихо сели
- Мотивация учебной деятельности.
Великий учёный математик .Алексей Иванович Маркушевич (1908-1979)
Сказал :
"Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели"слайд.
Учитель: И не случайно начала урок с высказывания великого учёного .-2014 год в республике Татарстан объявлен годом математики.
Математика - это удивительный мир, который, помогая нам лучше ориентироваться в окружающей действительности, является так же источником сложных логических задач и головоломок, успешное решение которых, создаёт незабываемое состояние и вселяет в нас чувство уверенности в своих силах, чувство победы.
Пусть же чувство уверенности и чувство победы сопровождает каждого из вас сегодня на уроке!
II. Актуализация знаний.
Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами будем в роли ученых. А кто такие ученые?
- Это люди - Выученные, наученные чему-нибудь. … 2013 - толковый словарь Ожегова.( Великие математики России Ковалевская Софья Валерьевна, Лобачевский Николай Иванович, Алексей Иванович Маркушевич , учёные математики Татарстана Равиль Рустамович Ибатуллин, Ильдус Бариевич Хайбуллин.( список учёных математиков можно продолжить).
- Но прежде чем перейти к исследованиям, нам необходимо решить задачи.
-Проведём небольшой Блиц-турнир. Я читаю задачи а вы должны дать быстро ответ.
-Путешественник прошел 20% всего пути, что составляет 18 км. Каков весь путь? (90км)
( слайд ) ( 100:20)*18=90
- Расстояние между двумя городами 900 км. Автобус проехал 40% этого расстояния. Сколько км проехал автобус? (360 км) ( слайд ) ( 900:100)*40=360
-. Велосипедист проехал 2/3 пути от 48 км. Сколько км проехал велосипедист? (32 км)
( слайд ) 48:3*2=32км
- молодцы.
III. Объяснение новой темы:
- На какую тему вы сейчас решали задачи? ( на движение)
- Как вы понимаете слово движение? ( Движение –перемещение предметов в пространстве).
- Подумайте, какие величины характеризуют движение?
- Я назову прилагательные , а вы скажите к какой величине ( скорости, времени или расстоянию). Они подходят.
- быстрее, медленнее .? ( скорость)
- длиннее короче? ( расстояние)
Раньше, позже? (время)
- Когда мы используем эти величины? ( при решении задач на движении)
- Ученица 2 класса школы №1 прислала вам видео письмо. Прослушайте его? ( слайд )
Введение в новую тему
- – Здравствуйте ,ребята! Меня зовут Виктория . Я учусь во 2 классе школы №1. Меня заинтересовал один вопрос. Мы с одноклассницей Азалией занимаемся фигурным катанием. Сегодня у нас очередное занятие.
Если мы выйдем одновременно я из школы ,а Азалия из дома по улице Юбилейная 4, и пойдем в одном направлении , то смогу ли я догнать Азалию если моя скорость 80м/мин. , а скорость Азалии 60 м/мин. Первоначальное расстояние между нами 100м.
- Уважаемые ученики 4 класса. У меня к вам два вопроса.
-Как называется такой вид движения? ( движение вдогонку).
-Через какое время догоню. Азалию?
Учитель:
-Ребята, как движутся девочки? ( в одном направлении) догонит ли Виктория Азалию? ( догонит, так как скорость Виктории больше скорости Азалии).
-Учитель:
-Определите тему урока?
( решение задач на Движение вдогонку).
-Какую цель поставим ?
- Составить формулу и научиться решать задачи нового вида. ( задачи на движение вдогонку).
-Закрепление нового.
-Вернёмся снова к той задаче. Продолжим наше исследование.
- Какое расстояние было между Викторией и Азалией в самом начале пути ( 100 метров) .
-Что будет происходить с расстоянием? Почему расстояние между девочками будет уменьшаться? ( потому что скорость Виктории больше ).
-Как найти скорость сближения? ТАЙМД РАУНД РОБИН.(каждый ученик проговаривает в команде по кругу формулу в течении определённого времени 1 минута . Записывает на лист и объясняет)
- Подумайте и посовещайтесь в группе и попытайтесь вывести формулу нахождения скорости сближения. Vсбл.=V1-V2
- Что же такое скорость сближения ? – (это такая скорость, с которой второй объект догоняет первый) Или как по другому можно назвать это движение?
-Vсбл.= V1-V2.
- Используя эту формулу запишите решение .( 100-60=40 м/мин. Скорость сближения)
- Ответим на второй вопрос Виктории.
- И снова мы великие учёные, продолжаем исследовать.
-Так через какое время девочки встретятся если первоначальное расстояние между ними 100 метров?
-Подумайте , посоветуйтесь и запишите решение ? РЕЛЛИ РОБИН ( Два участника по плечу обмениваются решениями.)
-100:( 80-60)=5 мин.
- Выведите формулу зависимости между величинами S, V1, V2, tвстр.=S:(V1-V2).
ТЕСТ на закрепление.
- А сейчас проверим насколько вы усвоили тему. У вас на столах лежат листочки . Внимательно прочтите задачу и выберите правильный вариант ответа , поставив знак +.( проверьте по слайду, поднимите руки ,кто ответил правильно на оба вопроса. Молодцы. Тему урока вы поняли. Поднимите руку кто допустил одну ошибку , вам необходимо потрудиться.)
-А сейчас отдохнём . Встали под музыку расходимся по классу. Как только музыка выключается образуете пару.
- Вопрос. Как найти скорость сближения? Посовещайтесь. Отвечает тот у кого длиннее волосы.
-Продолжаем движение под музыку.
-Вопрос . Как найти время зная расстояние и скорости сближения?( отвечает тот кто выше)..
Рефлексия
- Что удалось нам открыть новое на уроке?
- Как вы считаете мы достигли цели поставленной в начале урока?
- Так как время на уроке было ограничено , то домашнее задание будет в продолжении ваших исследований.
- вам необходимо составить задачу на движение вдогонку , зная время , и скорости .и вывести формулу зависимости между величинами.
- Оцените свою работу на уроке смайликами .
- Если Вам было всё понятно ,то смайлик нарисуйте на розовом стикере.
- если тема вызвала у вас затруднение ,то смайлик нарисуйте на синем стикере.