Просмотр содержимого документа
«Решение задач на кратное сравнение»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: Формирование универсальных учебных действий у младших школьников средствами урока математики на изучении темы
«Задачи на кратное сравнение»
(УМК «Перспективная начальная школа»)
Выполнила: Киселёва Л.В.
МБОУ «СОШ № 36»
Курс № 29/5
Научный руководитель:
Шупик Ж.В.
Новокузнецк, 2013
Введение
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.
Данная творческая разработка представляет собой конспект урока по математике во 2 классе, планируемого в III четверти в системе уроков «Перспективная начальная школа», одной из задач которого является формирование логического мышления (связь процедуры получения части с процедурами уменьшения и деления)
Содержание
I. Введение……………………………………………………………………...….2
II. Урок математики по теме «Задачи на кратное сравнение»….……………3-8
III. Заключение………………………………………………………………...…..9
IV. Литература…………………………………………………………………...10
Тема: Уменьшение в несколько раз
Цели урока: -расширить представление обучающихся о понятии «деление»:
-формировать умение выполнять уменьшение в несколько раз;
-закреплять умение выполнять разностное сравнение;
- развивать умение анализировать и обобщать, коммуникативные умения, выполнять взаимопроверку, самооценку.
Учебно-дидактическое обеспечение: Учебник, Рабочая тетрадь, линейка, простой и цветные карандаши, счетные палочки; две полоски, каждая длиной 12 см(полоски разделены на 3 части, последняя часть – красного цвета)
Ход урока
I. Орг. момент
II. Актуализация опорных знаний и мотивация.
- Ребята, вспомните о чем мы говорили на прошлом уроке?
(Научились делить число 10 на равные части)
- Деление числа 10 на две равные части уменьшает его или увеличивает? И во сколько раз?
(Уменьшает число 10 в 2 раза)
- А если разделить число 10 на 5?
(Разделив число 10 на 5, мы уменьшаем число в 5 раз)
- Что нового мы узнали на прошлом уроке?
(Действие деление связано с уменьшением числа в несколько раз)
- Кто может привести пример уменьшения числа в 2 раза посредством действия деления?
Записываем на доске примеры, которые приводят дети
8:2=4 10:2=5….
- Сегодня на уроке мы узнаем, как выполнять уменьшение в несколько раз. А как вы думаете, зачем нам это знать?
III. Изучение нового материала
Задание 1 (У. с.103)
Учитель читает задачу вслух, обучающиеся следят по учебнику.
Ребятам дается время на решение задачи. Записываем на доске:
9•2=18 (сол.)
Ответ: 18 солдатиков.
Начинаем объяснение: Миша пересчитал всех солдатиков (18) и решил половину другу. Каким способом мы посоветуем Мише вновь разделить всех солдатиков на 2 равных набора?
(Можно раскладывать солдатиков по одному – в каждую из двух коробок)
- Сколько будет солдатиков в одной такой части? (9 солдатиков)
- Можно ли считать один набор половиной всех солдатиков? (да, один набор – это половина всех солдатиков)
-Один набор солдатиков Миша подарил другу. У Миши из двух равных частей осталась одна часть.Что можно сказать о количестве солдатиков? (Количество солдатиков у Миши уменьшилосьв 2 раза)
- Каким математическим действием можно вычислить количество солдатиков, оставшихся у Миши? (делением, т.е. 18:2=9)
На что указывает число 18? (Сколько было у Миши солдатиков) А число 2?(Количество частей, на которые разделили всех солдатиков.) А число 9? (Количество солдатиков в одной части)
Задание № 3 (У. с.104)
У учеников на столах заранее заготовленные полоски (длина каждой полоски – 12 см). Одна из полосок разделена черточками на три равные части.
- Ребята сравните полоски. Что можно сказать об их длине? (одинакова)
- Отрежьте от полоски, разделенной на 3 части, две части и оставьте себе одну часть. Что теперь можно сказать о длин полоски? (Длина полоски стала меньше).
- Кто может сказать во сколько раз?
-Теперь оставшуюся часть полоски наложите на вторую полоску (ее длина равна длине разрезанной полоски), выясните сколько раз оставшуюся часть полоски можно уложить в целой? (3 раза)
- Какой вывод можно сделать? (Длина оставшейся полоски в 3 раза меньше длины прежней полоски)
- Как математически оформить наш вывод?
12 см : 3 = 4 см
- Разделив полоску на 3 части, что мы с ней сделали? (уменьшили ее длину в 3 раза)
- А сейчас предлагаю посмотреть в учебник на рисунок полоски и проверить наш вывод при помощи измерения.
Решаем еще одну задачу: длина полоски 12 см; длина оставшейся части – 4 см. На сколько сантиметров уменьшилась длина полоски?
- Как будем действовать для решения данной задачи? (надо провести разностное сравнение, то есть найти значение разности между величинами 12 см и 4 см)
Предлагаю выполнить действие вычитания и узнать, на сколько сантиметров уменьшилась длина полоски.
На доске записываем: 12 см – 4 см =8 см – дети показывают отрезанную часть полоски длиной 8 см
ФИЗМИНУТКА
IV.Первичное закрепление
Задание №1 (Т.с.50)
Обучающиеся выполняют задание самостоятельно.
Для проверки используем взаимопроверку, но с использованием развернутых ответов.
Например: чтобы уменьшить 8 см в 4 раза, надо разделить 8 см на 4.
8 см : 4 = 2 см
Задание № 2 (Т.с.50)
Задача 1.
Ребята самостоятельно читают задачу, рассматривают и достраивают схему, делая подписи над нижней дугой (10 ск.).
- На какое число надо разделить 10, чтобы уменьшить его в 5 раз? (на число 5)
Прошу записать в тетрадях действие деления и ответ задачи.
10 : 5 = 2(ск.)
Ответ:2 скамейки.
Задача 2
Учитель читает вслух условие задачи, затем просит детей прочесть его про себя.
- Что заметили? (Условие задачи 2 совпадает с условием задачи 1)
- Давайте теперь вместе, вполголоса, прочитаем требования (вопросы) к первой и второй задачам: «Сколько скамеек сделал плотник после обеда?», «Сколько скамеек сделал плотник за день?» (Уточняем: за день – это до обеда и после обеда)
- Ребята, какой вопрос можно считать дополнительным требованием к решению задачи? (Сколько скамеек сделал плотник после обеда)
- Давайте посмотрим на схемы и ответим на следующие вопросы:
Какая из дуг показывает количество скамеек, которые плотник сделал до обеда?
Какая из дуг показывает количество скамеек, которые плотник сделал после обеда?
Какая из дуг показывает количество скамеек, которые плотник сделал за день?
Чему равно количество скамеек, которые плотник сделал после обеда?
-Работать вы будете в парах. Давайте с вами вспомним алгоритм работы в парах. (на доске)
- Задача каждой пары ответить на поставленные вопросы, дополнить схему недостающими данными и записать верное решение.
Ребятам дается время на выполнение задание. Учитель помогает тем, кто в этом нуждается.
По завершению работы, выполняем проверку по заранее заготовленному на доске варианту решения:
10:5 = 2 (ск.)
10+2 = 12 (ск.)
Ответ: 12 скамеек.
Далее анализируем работу в группах. Кто справился? Какая группа испытывала трудности и в чем? Что мешало выполнить задание безошибочно? И др.
V. Контроль.
Детям, у которых задание вызывает некое затруднение разрешается пользовать счетными палочками
- Уменьшите число 24 в 2 раза, разделив его на 2.
24: 2 = 12
-На какое число нужно разделить 24, чтобы уменьшить его в 3 раза?
23: 3 = 8
- На какое число нужно разделить число, чтобы уменьшить его в 5 раз? (на 5)
15 : 5 = 3
VI. Итог урока и рефлексия
-Ребята, давайте вспомним, какова тема нашего урока?
- Что нового узнали на уроке?
- Что значит «число уменьшить в 4 раза»?
- Молодцы, все сегодня хорошо поработали, но у вас на столах есть листочек с воздушным шариком. Закрасьте шарик в зависимости от результатов вашей работы:
Красным – все получалось на уроке
Зеленым – испытывал некоторые затруднения
Синим – Ничего не получалось
Домашнее задание: составить и решить задачу по выражению 36 : 4
- Спасибо за урок!
Заключение
На этом уроке наряду с достижением планируемых результатов – формированием умения уменьшать числа в несколько раз, формируются и универсальные учебные действия. Мотивирование, способность к самооценке, формирование положительного отношения к учению составляют комплекс личностных УУД. Регулятивные УУД развиваются при формулировании учебной задачи, планировании своих действий, контроле и самоконтроле, при оценивании работы. Дети выполняют ряд познавательных УУД: работают с информацией, применяют правила и пользуются инструкцией. Коммуникативные УУД проявляются во время работы в парах при контролировании действий партнёра, умении договариваться и приходить к общему решению, при формулировании собственного мнения и позиции.
Учитель выступает как организатор, консультант, направляющий мыслительную деятельность учащихся в нужное русло.
Применение на уроках деятельностного и практического подхода, просто необходимо. Только таким образом можно помочь детям в развитии качеств и способностей, необходимых для полноценного становления и развития личности.
Список основной литературы
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г. Асмолов, Г. В. Бумераская, И. А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
Математика. 2 кл.: учебник: в 2 ч./[ А.Л. Чекин]: под. Ред. Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Математика в вопросах и заданиях: тетрадь для самостоятельной работы для 2 класса: в 2 ч / [О.А. Захарова, Е.П. Юдина]. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Математика: методическое пособие для учителя / [А.Л.Чекин]. – М.: Академкнига/Учебник, 2008.
Математика: Поурочные планы по учебнику А.Л. Чекина, 2класс/ [Н.В. Лободина].– Волгоград: Изд-во «Учитель», 2010.