Урок математики
УМК «Перспективная начальная школа»
Урок «открытия» нового знания
Тема - «Задачи на кратное сравнение»
Цель: деятельностная - формирование у учащихся умений реализовать новые способы действий;
содержательная - формирование математической культуры, за счёт знакомства с новыми понятием"задача на кратное сравнение" познавательная - научить решать простые задачи на кратное сравнение, выполнять учебное задание в соответствии с целью урока.
Класс- 3
Оборудование - учебник Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник., Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях. 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 1. – М.: Академкнига/Учебник., руководство по выполнению исследования для каждой группы, памятка «правила работы в группе», листы самооценки.
Применяемая технология - технология деятельностного метода
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Самоопределение к деятельности. Орг. Момент
- Проверьте свою готовность к уроку.
Психологический настрой
- Сегодня мы будем снова раскрывать тайны… математики. Готовы?
- Откройте содержание учебника и предположите, на каких страницах учебника мы сегодня будем работать?
- Помните о правилах, которые надо соблюдать, работая в группах.
Подготовка к работе
Один из учеников показывает, что должно лежать на ученическом столе.
Учащиеся повторяют слова.
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы – отлично учимся!
Всё у нас получится!
Учащиеся открывают учебники, определяют тему «Задачи на кратное сравнение».)страницы 96 – 97
На столах для каждой группы памятка «Правила работы в группе»
2. Актуализация опорных знаний
- Давайте вспомним, с чем мы познакомились на прошлом уроке?
- А что такое «кратное сравнение»
- Выполните кратное сравнение чисел:
- Что узнавали каждый раз?
- Приведите примеры величин одна из которых в 10 раз больше или меньше другой.
- Как вы думаете, задания, которые я вам задавала случайно?
- Почему?
Какие шаги следует сделать, для того чтобы достигнуть поставленных целей урока?
Давайте составим план урока.
(На доске записан план урока в произвольном порядке, обучающиеся выбирают опорные слова и составляют план урока)
Обозначьте число шагов в листах самооценки.
В какой колонке запишите шаги?
С кратным сравнением чисел и величин.
Результат деления, при котором узнаем во сколько раз одно число больше или меньше другого.
48 и 6 54 и 9 8 и 72
5кг и 30 кг 3дм и 3см
Во сколько раз одно число больше или меньше другого.
10см и 1см 1дм и1 см 3см и 3дм
Нет
Мы научились кратному сравнению чисел и величин, но не умеем решать задачи «на кратное сравнение»
Нужно составить план урока.
Учащиеся составляют план урока
1. Объясни. У1, № 316
2. Выполни. У1, № 317, 318, 319.
3. Примени новые знания.
4. Итог урока. ТПО-1, № 137.
Работают с листами самооценки.
Во второй.
3 Проблемное объяснение нового знания
Прочитайте две задачи № 316
Скажите, чем похожи задачи и чем отличаются?
Как называется первая задача?
Каким действием решаются задачи этого вида?
Почему?
Запишите решение задачи в тетради.
Посмотрите на вторую задачу. Прочитайте у нее требование. Как называется такой вид сравнения?
Какое правило применим?
Значит, как будем решать эту задачу?
Как будем называть такой вид задач?
Вывод. Какие задачи называем «на разностное сравнение», а какие «на кратное сравнение»?
Читают.
Похожи условием, а отличаются требованием.
На разностное сравнение
Вычитанием
Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее.
Записывают.
Кратным сравнением.
Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого - надо большее разделить на меньшее.
15:5=3 (раза)
На кратное сравнение
Делают вывод.
Физкультминутка.
-Выполните столько наклонов вперед, во сколько раз 15 больше 3?
-Выполните по столько наклонов влево и вправо, во сколько раз 9 меньше 3?
- Присели столько раз, во сколько 12 больше 3?
- Подпрыгните столько раз, во сколько2 меньше 8?
4 Первичное закрепление во внешней речи
Работа с учебником.
- Я предлагаю вам, работая в группах, самостоятельно выполнить следующие задания.
- Найдите опорную схему, на которой обозначены составные части задачи.
- Что такое условие?
- Что такое требование?
- Что значит решить задачу?
Организация работы в группах.
- Договоритесь между собой о том, какие действия будет совершать каждый из группы. Командиры групп берут задания на столе.
- Дополни требование условием с числами 12 и 4. Реши полученную задачу. Вычисли и запиши ответ.
- Дополни условие требованием так, чтобы получилась задача на кратное сравнение.
- Составь задачи на кратное сравнение с решением 27 : 9. Вычисли и запиши ответ.
- Как можно изменить требование этой задачи, чтобы решение задачи не изменилось? Запиши ответ задачи с новым требованием.
- Послушаем отчёт каждой группы.
- Выполняя задания, на какие требования отвечали?
- Оцените работу в группе на листах самооценки.
Условие, требование, решение, ответ.
Данные числа
То, о чём спрашивается в задачи
Выбрать правильное действие
Задание для групп 1 и 3, № 317 - учебник.
Задание для групп 2 и 4, № 318 - учебник.
Задание для групп 5 и 6, № 319– учебник.
Консультанты каждой группы отчитываются о проделанной работе.
1 и 3 группы.
Маша собрала 12 грибов, а Миша – 4 гриба.Во сколько раз больше грибов нашла Маша, чем Миша?
Решение:
12 : 4 = 3 раза
Ответ: в 3 раза больше набрала грибов Маша, чем Миша?
2 и 4 группы.
В одном куске было 6 м льняной ткани, а в другом – 18 м. Во сколько раз в первом куске льняной ткани меньше, чем во втором? Во сколько раз во втором куске льняной ткани больше, чем в первом?
5 и 6 группы.
У Маши 27 конфет, а у Миши – 9. Во сколько раз у Маши конфет больше?
Во сколько раз у Миши конфет меньше?
Во сколько раз одна величина больше другой?
Во сколько раз одна величина меньше другой?
Группы оценивают работу.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (повторение)
- Какой следующий шаг мы должны сделать, чтобы приблизиться в тем целям, которые поставили в начале урока?
- Оцените свою работу на листах самооценки.
- На какое требование отвечали, выполняя данные задания?
Выполнить самостоятельно задания.
1 вариант - № 320, 322.
2 вариант - № 321, 323.
Взаимопроверка.
1вариант
72 : 8 = 9
Решение:
15 : 3 = 5 раз
2 вариант
54 : 6 = 9
Решение:
14 : 2 = 7 раз
Учащиеся проводят самооценку.
Сколько раз надо увеличить одну величину, чтобы получить другую?
Сколько раз надо уменьшить одну величину, чтобы получить другую?
VI Включение нового знания в систему знаний и повторение
Какие задачи мы называем «на кратное сравнение»
- Нужны ли нам в жизни эти задачи? Например.
Чтобы понять, на сколько хорошо вы усвоили сегодняшний материал, предлагаю вам выполнить задания в тетради № 1 на стр.63, №137.
7. Рефлексия деятельности
- Достигли целей поставленных на уроке?
- Что делали для достижения поставленных целей?
- Перечислите требования, на которые отвечает кратное сравнение?
Оцените свою работу на уроке в листах самооценки.
Домашнее задание: по вариантам.
Составить задачу на кратное сравнение, используя числа задания учебника № 320,321
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.