Данный урок поможет учителю провести сочинение и привлечь внимание детей к красоте зимней природы. Совершенствовать умение подбирать нужные для описания слова.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие речи по теме Описание природы»
Русский язык
Тема урока: Развитие речи. Описание природы
Цели:
Привлечь внимание детей к красоте зимней природы.
Совершенствовать умение подбирать нужные для описания слова.
Формировать умение строить текст.
Развивать чувство прекрасного.
Оборудование: компьютер, музыкальное сопровождение из произведения П.И.Чайковского “Времена года”.
1. Организационный момент.
Раз, два – выше голова, Три, четыре – руки шире! Пять, шесть – тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим.
2. Постановка учебной задачи.
- Прочитайте описание природы в упр.17 стр.11. Какие слова помогли ярко представить картину природы?
Работа с правилом стр 11.
- Что характерно для текста – описания?
- Сегодня мы напишем сочинение – описание. Как вы думаете что мы будем описывать?
-Расскажите, где вы отдыхали на каникулах. Какие картины природы вас особенно впечатлили?
- Кто скажет, какая тема описания? (Зима)
- Сегодня к нам пришла Волшебница Зима.
- Зима очень красивое время года. Ни один человек не может остаться равнодушным к зимним пейзажам. Не зря многие писатели, художники, поэты и музыканты, вдохновленные красотой зимней природы, сочиняли замечательные произведения.
Но вначале составим зимний словарик.
(Зимний словарик)
Работа со словами
1. Зима
- Какая орфограмма в этом слове?
- Какой вы представляете зиму?
- Послушайте стихотворение А.С.Пушкина “Вот север тучи нагоняя…”
- Как поэт называет зиму? (После ответов детей появляются слова с описанием зимы)
Пришла, рассыпалась клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов.
(После ответов детей появляются слова с описанием снега)
- Каким кажется снег на солнце? (Искрится, блестит, сверкает)
3. Деревья, кусты.
Не колючий, светло-синий По ветвям развешен иней, Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей белой пухлой ватой Все убрал кусты.
А. Фет.
- А как выглядят деревья в морозную погоду? (Стоят в узоре)
- А вот как С. Есенин описывает березу зимой. (Ученик читает стихотворение)
- Какие описания запомнились, понравились? (Снежная кайма, белая бахрома)
(После ответов детей появляются слова с описанием деревьев)
4. Река
- Что произошло с рекой? (Уснула, скована льдом)
(После ответов детей появляются слова с описанием реки)
5. Облака
- Какие слова вы нашли для описания зимних облаков? (Тяжелые, хмурые и т.д.)
6. Воздух
- Есть ли отличия зимнего воздуха от осеннего? Передайте ваши ощущения. Чистый, прозрачный и т.д.)
- Я постаралась вынести на слайд слова, которые помогут вам написать красивое, яркое, образное сочинение.
Физкультминутка
Под музыку П.И.Чайковского учащиеся изображают полет снежинок.
3. Сочинение – описание.
- Какое время года предшествует зиме? (Осень)
(1. Картина осени. 2. Появление снежинок. 3. Картина зимы. 4. Заяц-беляк)
1. Что вы видите на слайде? (Пошел снег)
- Напишите несколько предложений о том, какие изменения произошли в природе.
2. Картина зимы.
- Опишите, какие изменения произошли с деревьями. Работа с правилом стр 31. Текст описание, его основные признаки – наличие большого количества прилагательных.
3. Аналогично проходит работа с другими объектами, изображенными на слайде.
4. Работа с упр. 19, 20 – устно.
5. Какую ошибку вы заметили на слайде? (Заяц не поменял окраску)
- Опишите, какие изменения происходят в жизни животных с приходом зимы.
- Закончите ваше сочинение вашим личным отношением к зиме.
6. Напишите сочинение – описание «Природа родного края»
4. Итог урока.
По просьбе учителя учащиеся зачитывают несколько сочинений.