Образовательная область: коммуникация
Раздел: развитие речи
Тема: «Как снеговики правду искали»
Цель:
- Обучение составлению рассказа по серии сюжетных картин.
- Развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи.
- Развитие логического мышления, творческого воображения.
- Воспитание бережного отношения к природе, животным.
Материалы и оборудование: сюжетные картины; предметные картинки: белка, заяц, медведь; конверты с индивидуальными заданиями; мольберт, костюм Снеговика; картинки с изображением зимнего пейзажа,
Словарный запас: тихие, пушистые, задумчивые, продрогшие, замерзшие.
Билингвальный компонент: ?ар – снег, ?ар жауады – снег идет, желто?сан – декабрь, ?а?тар – зима, а?пан – февраль, ?ыс - зима
Э/д
Действия воспитателя
Действия детей
Мотивационно - побудительный
- Тему нашего сегодняшнего занятия вам помогут определить картинки.
(На столе разложены 2 сюжетные картинки, разрезанные на части).
- Я попрошу вас подойти к столу и взять по одному фрагменту.
- А теперь посмотрите на обратную сторону фрагмента. Видите, что они разного цвета. Те ребята, у которых картинки с синей обратной стороной подойдите к столу, отмеченному синим кружком, а те, у кого обратная сторона фрагмента желтая, подойдите к столу с желтым кружком.
- Попробуйте из частей составить целую картинку. Внимательно посмотрите на получившиеся у вас пейзажи. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? Правильно, о зиме.
- А как вы догадались, что на картинках изображена зима?
- Какие приметы зимы отчетливо видны на этих картинках?
- Ребята, наше сегодняшнее занятие будет волшебным. И начнем мы его со сказочной загадки:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром.
- Как вы думаете, о какой царице идет речь в этой загадке?
- Почему зиму называют царицей?
- На какой тройке прилетела зима?
- Что за скакуны в этой тройке? Это зимние месяцы, назовите их.
- Я недаром начала наше занятие с загадки, в которой используются образные выражения. Они позволяют украсить нашу речь, точно выразить нашу мысль, кроме того. Они часто используются в сказках. А мы сегодня отправляемся в путешествие в зимнюю сказку. А в сказку нельзя попасть на обычном транспорте. Я предлагаю создать необычный поезд, все вагончики которого соединяются между собой с помощью магической связи.
(На столе разложены предметные картинки: елка, шишка, белка, рыжий кот, малыш, бабушка, варежки).
- Первой я ставлю картинку с изображением елки, потому что Новый год – главный праздник зимы, а елка – основной символ этого праздника.
Звучит тихая музыка, дети работают с картинками.
Мы будем говорить о зиме
О царице зиме.
Потому что белая.
На тройке скакунов.
Декабрь, январь, февраль.
дети по очереди берут картинки и объясняют свой выбор, используя ключевую фразу
Я присоединяю к елке шишку, потому что шишки растут на елке.
Я присоединяю к шишке белку, потому что белка собирает шишки.
Я присоединяю к белке кота, потому что он такой же рыжий.
Я присоединяю к коту малыша, потому что малыш любит играть с котом.
Я присоединяю к малышу варежки, потому что он их носит зимой.
Организационно - поисковый
- Мы приехали в зимний лес. Он выглядит сказочно: деревья покрыты снегом, под деревьями вьется лыжня, кусты покрылись сугробами. Давайте попробуем подобрать сказочные слова для описания леса.
- Как выглядят деревья зимой?
- Какой снег в лесу? - Давайте подберем родственные слова к слову снег.
Физминутка «На полянку, на лужок…»
На полянку, на лужок (руки вверху и плавными движениями опускаются вниз).
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок, (дети поднимают руки вверх и плавными движениями раскачивают их из стороны а затем кружатся).
Закружился наш снежок.
Кружатся снежинки, в стороны,
Белые пушинки.
А теперь я предлагаю отправиться в гости к Снеговику – вот и тропинка к его дому. Смотрите, сколько сказочных домиков, целая лесная улица.
Д/игра: «Чей домик»
- А вот и домик Снеговика
Снеговик:
- Ребята, вы, наверное, продрогли, пока ко мне добирались. Чтобы вы не заболели, я угощу вас чаем с вареньем. Садитесь за стол. Возьмите картинки, которые лежат на столе перед вами. Ответьте: какое у вас варенье?
- Ребята, у нашего Снеговика есть фотографии своих братцев-снеговиков. Давайте найдем отличия между ними.
Снеговик: - Как ловко вы справились с заданием. Но, что это, ребята? Я вижу какие – то отпечатки на снегу. Как вы думаете что это? Правильно, это следы. Я хочу предложить вам угадать, чей это след. Хотите поиграть в игру?
Д/игра: «Узнай животное по следу»
- Ребята, наш Снеговик не знает, как звери зимуют зиму, давайте ему расскажем.
- К зиме звери тщательно готовятся: нагуливают слой жира, отрастает густой подшерсток, хорошо сохраняющий тепло тела, они могут переносить морозы, на открытом воздухе и вести активную жизнь, заготавливают корм, многие готовят жильё. Белки строят несколько домов в кронах деревьев. Многие животные не стоят домов, а делают временные – в снегу. Лиса, заяц, кабан, волк зимой устраивают целые норы в толще снега.
- А вы знаете, как зимуют зайцы?
- Медведь лапу не сосёт, ничего вкусного там нет. Ближе к весне с подошв лап сходит старая кожа, а молодая, тонкая кожица нуждается в нагреве. Вот почему медведь лижет лапу горячим языком и причмокивает губами.
- Лось сбрасывает рога, но не оба сразу, а по очереди.
Снеговик:
- Много вы знаете о животных, а как зимуют деревья?
- Нелегко в зимнее время деревьям. Вся их надземная часть возвышается над сугробами, ветви и стволы открыты. Самая страшная беда – высыхание. Мороз иссушит влагу, засохнет веточка и погибнет.
- А как зимуют травы?
- Оказывается, почки деревьев и кустарников могут нормально распускаться только после зимних холодов.
Снеговик:
- Оказывается, растения, как и животные, готовятся встретить снега и морозы. Спасибо вам ребята, я узнал много нового.
- И тебе, спасибо Снеговик, но нам пора возвращаться в детский сад. Мы хотим отблагодарить тебя и подарить тебе рассказ «Зима в лесу».
Они тихие, задумчивые, продрогшие, замерзшие, укрытые снегом, как одеялом; одеты в снежные шубки.
Пушистый, сверкающий, искристый, мягкий, колючий, рыхлый, серебристый…
Снег – снежок, снежинки, снежная, снегопад, снеговик, Снегурочка, снегоход, подснежник.
У меня варенье из малины – малиновое.
У меня варенье из слив – сливовое.
У меня варенье из груш – грушевое.
У меня варенье из крыжовника – крыжовенное
У маленького снеговика три пуговицы, а у большого две пуговицы.
У этого снеговика на голове красное ведро, а у большого – зеленое и т.д.
Это следы
К зиме они меняют цвет. Они выкапывают в снегу глубокие норы.
Растения сбрасывают листья на зиму
У трав зимуют только корни.
Дети составляют рассказ по цепочке, используя план- схему
Рефлексивно – корригирующий
- Вот и закончилось наше путешествие в зимний лес. Я думаю, что оно надолго останется в вашей памяти.
- Вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу? - Чем она запомнилась Полине? Чем Ване? А Вике чем запомнилась?
- Как можно сказать, какая прогулка получилась? Спасибо вам, ребята, за то, что вы составили мне компанию для прогулки по лесу.
- Настроенье, каково?
- Во! (показать большой пальчик)
Давайте подарим наше хорошее настроение другим.
Ответы детей.
Веселая, радостная, зимняя, удачная….
Дети сдувают настроение с ладошки
Ожидаемый результат:
Знать: как зимуют звери и деревья, признаки зимы.
Уметь: отвечать на вопросы, дополнять ответы других.
Иметь: представление о зиме.