Альбомы «Времена года» с собранными детьми материалами.
Комплект таблиц «Отбор словаря». Слова даны с выделенными орфограммами.
Опорные схемы с указанием о построении текста.
Учебник по чтению.
Памятки для проверки сочинения.
План урока
Организационный момент (девиз урока).
Речевая разминка.
Минутка каллиграфии.
Сообщение темы и цели урока.
Подготовка к предстоящему сочинению.
Музыкальная физкультминутка.
Составление плана предстоящего сочинения.
Запись сочинения учащимися.
Чтение готовых сочинений.
Итог урока.
ХОД УРОКА
І. Организационный момент. Встреча друзей
«С добрыми пожеланиями друг к другу». Сообщение о погоде.
ДОБРЬІЕ СЛОВА
Добрые слова не лень
Повторять мне каждый день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу —
Учителю и врачу —
«С добрым утром!» — я кричу.
«Добрый день!» — кричу я вслед
Всем в обед.
«Добрый вечер!» — так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
«Добрый день!» — все гости наши,
Пожелайте нам удачи!
За работу, в добрый час!
II.Речевая разминка
Загадки
1. Ежегодно приходят к нам гости:
Один — седой, другой — молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет. (Времена года)
2. Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром. (Зима)
— Ребята, прочтите загадки. По каким признакам, словам, вы определили слова-отгадки? Докажите свои суждения.
III.Минутка каллиграфии
1.Записать только первую букву каждой строчки.
Мы любим дни морозные,
Катка упругий лед,
Ночное небо звездное
И шумный Новый год! (М К Н И)
2.Записать только те слоги, в которых есть буква «а».
Ко на су ла ру бы ва
3.Записать только те слоги, в которых есть буква «т».
Ло, ти, со, то, ра, ту, ки.
4.Списать предложение.
Сегодня ясная морозная погода. (Пасмурная, ветреная)
Сообщение темы и цели урока
Учитель читает стихотворение Ф. Тютчева «Чародейкою зимою...».
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
— О чем говорится в этом стихотворении?
Зима воспета в народных песнях, в музыке композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи. Зиме посвящается много рассказов, стихотворений. Ми любим зиму. Нигде в мире нет такой зимы, как у нас, в Украине! В песнях, былинах, сказках зима названа волшебницей, чародейкой, а мороз — всемогущим воеводой.
Послушайте стихи А. Пушкина и скажете, какие поэтические картины возникли в нашем воображении. (Стихи читают подготовленные ученики.)
— Какова природа зимой? Почему так светло и празднично вокруг? В чем красота зимнего наряда? Как падает снег? Что показалось особенно красивым при снегопаде?
V. Подготовка к предстоящему сочинению
1. Обсуждение возможного плана сочинения.
— Перед нами стоит задача описать красоту нашей зимы. Что вы должны написать в своем сочинении?
2. Рассуждение детей о том, как лучше передать приметы зимы, ее красоту, какие образные выражения можно употребить в сочинении.
— Что можно сказать о зиме? (Чародейка, кудесница). О снеге? О снежинках? О небе? О ветре?
(Вывешиваются плакаты со словарем, который заранее был подобран детьми.)
Что вам нравится в ясную, морозную погоду?
(Дети дают устные описания березы в инее, зимних узоров на стеклах, искристого сияния снега в воздухе, деревьев, покрытых снегом.)
— Чем удивила вас зима в пасмурную, ветреную погоду?
3.Упражнение в распространении текста.
— Прочитайте текст на доске.
Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Деревья стоят в снегу. Дети катаются на коньках.
— Удачно ли это описание? Почему нет? Сейчас мы распространим каждое предложение.
Сначала добавим пояснительные слова к слову зима. Ответим на вопрос: какая зима? Теперь добавим пояснительные слова к слову пришла: куда пришла волшебница-зима? А теперь уточним время, когда приходит зима. Какие предложения у вас получились?
В декабре, после дождливой осени, к нам пришла волшебница-зима. С низкого неба летят, кружатся и падают мягкие пушистые снежинки. Пушистый снег, словно белым покрывалом, укрыл землю. Сосны и ели стоят в белых шубках, а береза — в пышном искристом плаще. Иней на деревьях сверкает разноцветными огнями. А дети радостно катаются на коньках.
4. Заключительная беседа.
— Значит, для того, чтобы составить полное предложение, надо уточнить, где происходит действие, в какое время, каким образом, охарактеризовать предмет (явление), о котором говорится в предложении. В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово, но не спешите писать первое попавшееся.
Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании, правильного построения предложений, грамотного написания.
VI.Музыкальная пауза
Звучит песня «Зима».
Составление плана предстоящего сочинения
— Из каких частей должно состоять сочинение?
Зачин.
Основная часть.
Концовка.
— Мы должны сначала представить себе зиму так, как мы ее видим, чувствуем, понимаем, передать, как меняется природа зимой.
А если вы захотите описать зимнее чудо, которое наблюдаете из окон класса, то каким тогда будет ваше начало?
А летом, когда в вспомните о зиме, какая картина зимнего города (села) возникает в вашем воображении?
Сочинение нельзя обрывать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши, когда вы его строите.
Замечаете ли вы красоту зимы? Как зима влияет на ваше настроение?
Итак, мы пришли к выводу, что каждый по-своему видит зиму. Поэтому ваши сочинения будут разные, каждый будет описывать то, что ему больше нравится в зимних пейзажах.