Просмотр содержимого документа
«Развитие речи. Обучающее сочинение по теме «Осень».»
Тема урока. Развитие речи. Обучающее сочинение по теме «Осень».
Цели и задачи работы:
1.Закрепить знания учащихся о признаках осени.
2.Прививать интерес к происходящим вокруг явлениям природы.
3.Уточнение, расширение и обогащение словарного запаса.
4.Стимулирование слуховой памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, мышления.
Ход урока.
ОРГНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять -
Буду грамотно писать.
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
Ребята, чтобы узнать тему нашего урока посмотрите внимательно на доску и попробуйте из предложенных букв отыскать нужное слово.
ЕКРОСЕНЬТЛА
-Молодцы, ребята. У каждой поры года есть свои краски, какие краски у осени вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.
1)Время года, следующее за осенью. (Зима.)
2)Явление природы, чаще бывает осенью. Летом его называют тёплым, грибным, осенью-холодным, моросящим. (Дождь)
3)Явление бывает только осенью. Деревья наряжаются в красивые уборы, а затем сбрасывают листву. (Листопад)
4)Если ночь холоднее, чем днём, на траве образуются капельки воды. Что это? (Роса.)
5)Это явление природы похоже на лёгкую дымку в воздухе, а иногда на белую непрозрачную стену. Что это? (Туман)
6)Осенью, когда чаще становятся холодными дни, вдоль берегов рек на мелких местах появляется ледок. О начале какого периода в жизни рек говорит это явление? (Ледостав).
7)Осенью птицы улетают в тёплые края. Они собираются в большие группы. Как называется такая группа? (Стая).
Какое же слово получилось по вертикали?
Прочитаем хором. (Слово «Золотая» в кроссворде пишется красным цветом)
А теперь послушайте загадки:
Лес разделся,
Неба просинь,
Это время года - ...(осень)
- Назовите месяцы осени.
- О каком месяце говорится в загадках?
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!(Сентябрь)
Листопад, зазимник, грязник,
Ветер рвёт златой наряд,
Землю грязную тем златом
Покрывает всю подряд. (Октябрь)
Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовёт к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да!(Ноябрь)
Краткая беседа об изменениях природы осенью.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
– Ребята, вы уже наверное догадались, о чём пойдёт речь на уроке? Правильно! Сегодня мы с вами поговорим об осени. Мы с вами так же будем любоваться красотами природы; учиться наблюдать, сравнивать, переживать, передавать своё отношение к происходящим изменениям в природе; последовательно, грамотно излагать устную и письменную речь.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
- Обратите внимание на экран (слайд 2). Это чудесная картина называется «Золотая осень», нарисовал её художник Исаак Левитан. А сейчас послушайте немного об этом художнике.
1. Краткий рассказ о художнике И. Левитане. Посмотрите на эту картину. Её писал И. Левитан, русский художник, мастер «пейзажа настроения». Все его картины четки по композиции (построению), по цвету. И. Левитан родился в Литве, в местечке
Кибарты. В начале 1870-х переехал с семьёй в Москву. Рано стал сиротой. Много пришлось путешествовать. В своих картинах постарался передать красоту природы. Картины его находятся в Третьяковской галерее.
2. Беседа по картине. Лексическая работа
- На календаре уже осень.
- Что вы видите на картине?(Деревья, покрытые жёлтыми листьями, луг с увядающей травой, тёмную реку)
- Какой период осени изобразил художник? Почему вы так думаете?(Это золотая осень: листья на деревьях пожелтели и опадают, трава увядает)
- Что можно сказать о листьях? (Жёлтые, коричневые, жёлтая трава)
- Какой стоит день? (ясный, солнечный)
- Какое небо?(голубое с белыми и розоватыми облаками)
- Что мы чувствуем, когда смотрим на картину? (Грустно смотреть на, пожелтевшие деревья. Природа прощается с летом)
2.Составим ассоциативный ряд к слову «осень»
Одновременно проводится и орфографическая работа (обратить внимание на безударные гласные, парные звонкие/глухие согласные, словарные слова, незнакомые орфограммы) уделяется внимание красоте русского языка
-Составьте 2-3 предложения, используя данные слова
- Перед вами план. Что вы будете описывать в своём сочинении, глядя на картину?(день, небо, реку, лес, берега, луг…)
1.Какой стоит день?
2.Описание неба.
3.Описание леса.
4.Описание реки, берегов.
5.Какое настроение вызывает картина?
4. Работа над составлением предложений.
- К каждому пункту плана даны слова – помощники. А теперь прочитайте первый пункт плана, посмотрите на слова – помощники (слайд 5), на картину и, выбрав подходящие словосочетания, составите предложения. Аналогичная работа по 2-4 пунктам плана.
- Составьте 1-2 предложения, выразив собственное настроение, отношение к картине
Ребята, сочинение должно быть написано не только содержательно и связно, но еще и грамотно. Посмотрите на слова – помощники. Вы их можете использовать в своем сочинении.
Вспомните всё, о чём мы говорили на уроке, просмотрите ваши записи, отредактируйте ваши сочинения, придумайте заглавие.