I. Организационный момент II. Актуализация знаний 1. Орфографическая минутка | — Отгадайте загадку, напишите отгадку. Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые И маленькие детки. — Какая орфограмма в слове? — Напишите слова, которые отвечают на вопрос какое?. — Отгадайте еще одну загадку. Фырчит, рычит, Ветки ломает, Пыль поднимает, Тебя с ног сбивает. Слышишь его, Да не видишь его. — Ветер какой? — Для чего нужны слова, которые отвечают на вопросы какой ? какая?. 2. Предупредительный диктант | Яблоко. Безударная гласная О, которую нужно запомнить. Яблоко (какое?) спелое, кислое, наливное. (Ветер.) Холодный, ласковый, морской. Они уточняют, описывают предметы. | осмысление необходимости бережного отношения к учебной литературе принимать и сохранять цель и учебную задачу; |
III. Самоопределение к деятельности | — Какое сейчас время года? — Скажите, осень какая? — Бывает осень еще и золотая. Почему золотая? Она сделана из золота? — Нравится ли вам золотая осень? Почему? — Золотую осень воспевают в своих произведениях поэты, композиторы, художники. — Послушайте стихи замечательного русского поэта Ивана Бунина и представьте картину, которую он описывает. (Учитель читает стихотворение на фоне классической музыки.) Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой... — Что вы представили, когда слушали стихи? — Сегодня на уроке мы тоже будем воспевать золотую осень, только не в стихах, а в прозе. | Осень. Холодная, дождливая. Нет. Ее так называют по цвету листвы, которая становится желтой, красной. Ответы детей. Ответы детей. | высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи; |
V. Работа по теме урока Упр. 47 (с. 39). | — Прочитайте задание. ~ Что нам поможет написать сочинение об осени? — Что такое репродукция? Работа по картине "Золотая осень" - под таким названием широко известна картина прекрасного русского живописца: И. С. Остроухова. · Ваши впечатления от представленных картин? · Описывать нам предстоит картину И. С. Остроухова. В чем ее своеобразие? · Какие краски здесь преобладают? 4. Рассказ о художнике. Илья Семенович Остроухов родился в Москве. Еще в детстве проявился его интерес к родной природе, но тогда он был направлен в другое русло – в занятия естественными науками. Увлечение живописью родилось позднее, когда юноша познакомился с семьей известного промышленника и мецената С. И. Мамонтова и начал принимать активное участие в деятельности Абрамцевского кружка, куда входили такие мастера, как В. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. А. Серов и другие. Свой путь в живописи Остроухов начал самостоятельно, пользуясь советами И. И. Шишкина и И. Е. Репина (в 1881-1882 г.г. посещал воскресные рисовальные вечера в доме Репина). С 1882 по 1884 год занимался в частной мастерской известного педагога-профессора П. П. Чистякова. В 1886 году Остроухов стал вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В это время к нему пришел первый успех. Чудесные пейзажи – настроения своей свежестью напоминают картины Левитана. Удивительны его картины "Золотая осень" (1886-1887)," Первая зелень" (1887-1888), "Сиверко" (1890), "Ранняя весна" (1891". Увлекшись коллекционированием, он постепенно отошел от творчества, помогая П. М. Третьякову, а после его смерти Остроухов возглавил руководство Третьяковской галереей и до 1913 года являлся ее попечителем. Работа по картине. - Ребята, что стоит справой стороны в густой траве? - По высоте, какие это деревья? - Какого цвета листья? - Какие ещё цвета выделяются на деревьях? - У какого дерева оранжевые листья? - Как склонились ветки? - Посмотрите внимательно, навстречу этим веткам с золотой листвой поднимаются побеги, которые начинают желтеть. - Что такое побеги? - Ребята, что мы видим слева? - Что мы видим за тропинкой? - Обратите внимание, что у них корявые стволы и большая крона. Итак, ребята, этот пейзаж согрет большим чувством. В зеленой траве и золотой чаще деревьев есть еще дыхание жизни. 5. Собирание рабочих материалов. · Что изображено на картине? Давайте охарактеризуем осень на картине Остроухова и заполним таблицу. Что изображено | Рабочие материалы | Осень | Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная, праздничная | Лес | Сказочный, необычный, похож на сказку, таинственный, загадочный, терем | Старые клены | Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви, золотой водопад | Молодые клены | Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу | Листья на земле | Как ковер из крупных разноцветных листьев, неповторимый узор | Тропинка | Ее обступили деревья, чуть заметно вьется, устлана опавшими листьями | Сороки | Среди моря осенней травы и листьев, белобокие вертихвостки с черной головой | Сплетенные деревья | Напоминают чудовище, гигантского паука, покрыты светло-желтыми листьями | Небо | Голубое небо проглядывает сквозь кружево веток и уцелевших листьев, голубая, чистая лазурь видна сквозь раззолоченную листву, солнечные лучи пробиваются до самой травы | Настроение | Радостное, праздничное, восторженное | - Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске: 1. Это великолепное полотно позволило мне легким касанием к миру искусства почувствовать настоящую красоту русской осени… 2. Картина художника И.С. Остроухова стала для меня чем-то сродни самой русской природе – одновременно торжественной и грустной, прекрасной в своем великолепии и умиротворенной… 3. Русская осень, во всей своей красоте изображенная на полотне художника И.С. Остроухова открыла для меня целый мир прекрасного пейзажного искусства…
— Найдите опорные слова. Прочитайте их. Значение каких слов вам непонятно? — Объясните значение слова причудливые. - Составьте рассказ по картинке. Расскажите его соседу, выслушайте его замечания. — Запишите рассказ. — Кто хочет прочитать свое сочинение? | Репродукция картины И.С. Остроумова «Золотая осень» Фотография с картины Дети отвечают на вопросы учебника. Необычные, чудные Необычная, сказочная; осенний лес похож на сказку. Ответы детей Собирание рабочих материалов. Заполнение таблицы Дети записывают рассказ на черновике. Слова, написание которых не знают, спрашивают у учителя. Несколько учащихся читают свои сочинения, учитель указывает на речевые ошибки и помогает их исправить. | выполнять действия по намеченному плану работать с информацией, представленной в разных формах обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно) делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Работать самостоятельно |