kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие исследовательской деятельности на уроках русского языка в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка адресована учителям начальной школы. Исследовательская деятельность очень важна на уроках. ФГОС второго поколения позволяет развивать у детей заинтересованность в обучении, дает возможность каждому ученику включиться в учебный процесс. При подготовке к уроку учитель обязан учитывать то, что каждый ребенок должен быть охвачен на уроке и в ходе исследовательской деятельности это возможно. Когда каждый ученик имеет возможность высказать свое мнение в решении поставленной проблемы, обосновать свое мнение и сделать соответствующий вывод.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие исследовательской деятельности на уроках русского языка в начальной школе. »

МАОУ «Лицей №121»











Педагогическая статья

«Развитие исследовательской деятельности на уроках русского языка в начальной школе»





подготовила

учитель начальных классов

Мусина Елена Геннадьевна











г. Казань
2014



Развитие исследовательской деятельности на уроках русского языка в начальной школе.

Единственный путь, ведущий к знанию, – деятельность.

Бернард Шоу 

   Исследовательская деятельность – одно из перспективных направлений в методике преподавания любого предмета. Это работа, связанная с поиском ответа  на исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.  

   Исследовательскую деятельность школьников можно осуществлять как в учебном процессе, так и во внеурочное время. 

 Структура  исследовательской деятельности в учебном процессе: 

1.  Отдельный этап урока (объяснение нового материала, повторение пройденного, обобщение и систематизация знаний).

2. Урок –исследование.

3. Исследование может охватывать определенную тему (проводится ряд уроков).

4. Исследование творчества отдельного писателя или поэта, произведения которого изучаются на протяжении нескольких лет.

5. Исследование может быть самостоятельной творческой деятельностью учащегося. 

Три уровня реализации  исследовательского обучения:

1.Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения. Само решение предстоит найти учащемуся самостоятельно.

2.Педагог ставит проблему, но сам метод её решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).

3.Постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляется  учащимися самостоятельно.

(Дж.Шваб, П.Брандвейн, А.Леви. Педагогика нового времени. «Современный урок». Ч.5.Инновационные уроки. Тамара Петровна Лакоценина, к/дпеднаук, доцент и др. Издательство "Учитель", 2007 г.).

 Основные этапы исследования:

I.Выбор темы.
II. Постановка проблемы.
III. Пути решения поставленной проблемы:
1) поиск информации ;
2) классификация;
3) наблюдение;
4) сравнение;
5) анализ;
6) синтез.
IV.Реализация
(формы работы).
V. Рефлексия.  

 Навыки, необходимые для решения исследовательских задач:

Видеть проблемы

Выдвигать гипотезы

Задавать вопросы

Давать определения понятиям

Классифицировать

Наблюдать

Проводить эксперименты

Высказывать суждения

Делать выводы и умозаключения 

  Цель исследовательской деятельности:

Сформировать у учащихся навык исследования как способ получения нужной информации

Развивать способности к исследовательскому типу мышления

Развивать умение учеников аргументировать свою  точку зрения по заданному вопросу

Стимулировать творчество учащихся, исследовательскую деятельность 

 Ожидаемые результаты: 

Стремление учащихся активно заниматься исследовательской  работой

•  Их сформированная методологическая    компетентность

•  Положительная мотивация   к учебе 

ВЫВОД: 

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным.

      

 РЕЗУЛЬТАТ:

1.  Получение новой информации.

2. Полноценные, осознанные, оперативные и гибко используемые знания.

3. Опыт творческой деятельности.  

 

     Чтобы сделать что-нибудь, требуется не так уж много сил, но решить,что именно надо сделать, - вот что требует огромной затраты сил.

Ф. Хаббард



Тема : «Наблюдение над произношением и написанием гласных в ударных и безударных слогах».

Цели:

  • -научить детей применять правило при работе над безударной гласной

  • -совершенствовать умения находить проверочное слово путём изменения формы слова;

  • -расширить знания учащихся о правописании словарных слов.

  • -совершенствовать умения самостоятельной работы;

  • -развивать навыки выразительного чтения;

  • -расширить словарный запас учащихся;

  • -совершенствовать навыки анализировать текст

  • -воспитывать чувство коллективизма, ответственности друг за друга;

  • -прививать интерес к предмету.



Оборудование:

  • Карточки со словарными словами

  • Карточки с загадками

  • Слова из упр. 219

  • Текст с запиской

  • Стихотворение на правило











Ход урока.

  1. Орг. Момент.

  2. Словарная работа.

- Проверяя ваши тетради, я выписала из них несколько слов. Прочитайте их. Согласны ли вы с их написанием? Объясните.

(пагода, класная, биреза, учителница, москва, малчик.)

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Мы пришли к выводу, что произношение и написание гласных может не совпадать.

- От чего это бывает? На этот вопрос постараемся ответить на уроке.

4. Объяснение нового материала.

- Откройте учебник. Упр.218 стр. 126. Выполняется по заданию.

- Прочитайте задание. На следующей строчке запишите слово «упражнение».

- Что нужно сделать? Запишите слова. Теперь будем выполнять вторую часть упражнения. Сделайте вывод.

Ученики записывают слова и в ходе записывания размышляют о написании. Каждый ученик вовлечен в учебный процесс. Каждому ребенку предоставляется возможность высказать свое мнение и в ходе исследовательской деятельности ученики делают вывод.

Вывод учащихся: Гласные звуки под ударением слышатся четко, а в безударных

слогах – неясно.

-Закройте учебник.

Слова появляются на доске :

( вода, водичка, воды, водяной, подводный, водитель).

- Прочитайте слова. Какое слово лишнее? (водитель). Почему? Мы его уберем.

- Какие слова называются однокоренными? Что можно сказать о словах вода и воды?

( это формы одного и того же слова).

-Выделите корень. Мы будем наблюдать за гласной в корне.

-Прочитайте слова, послушайте как они звучат. Одинаково ли звучит гласный в корне? Когда гласный звучит ясно, а когда нечетко? Обратите внимание, как написаны все корни? ( с гласной «о»)

Вот другая группа слов. На доске: (травы, трава, травинка, травка)

-Спишите слова. Что в них общего? Какие это слова? Выдели корень. Прочитайте слова. Одинаково ли звучит гласный в корне? Как написаны корни? Какой вывод можно сделать?

Под ударением слышатся гласная четко, а без ударения неясно. В однокоренных словах в корне слова, как под ударением, так и без ударения пишется одинаково.

Вывод делают учащиеся.

- А теперь откройте учебник и давайте сравним с выводом в учебнике. На стр. 127

- Прочитайте вопросы. Найдите в учебнике (в выводе) такие предложения, которые помогли бы вам ответить на вопросы. (2-я часть вывода)



- Я прочитаю стихи, а вы найдите и прочитайте те же предложения из вывода.



Мы под удареньем пишем

Без сомненья то, что слышим.

Если ж звук без ударенья –

Вызывает он сомненья.



В однокоренных словах, ты не спеши,

Гласную в любой позиции одинаково пиши!

5. Закрепление.

- Вы любите отгадывать загадки? Дети получают загадки , читают, отгадки записывают и подбирают проверочные слова.

1. Мы день и ночь не спим,

Мы ночь на спим,

И день, и ночь стучим, стучим. (часы – час)

2. По земле ползет, а к себе не подпускает.( Змея – змеи)

3.Один льет, другой пьет, третий растет. (дождь – дожи, земли – земля, выращивать – растения)

4.Два братца живут через дорогу, а друг друга не видят.(глаза- глаз)

6. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (дерево- деревья)





- Сейчас я вам прочитаю рассказ об одной ошибке.

Дима написал своему дружку Пете записку. «Приходи с мечем вечером, сыграем». Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с домом, где живет Петя, и передала записку.

- Ну как? – Спросил Дима вернувшуюся сестру.

- Отнесла. Сказал, что к 6 часам вечера придет.

В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.

- Мяч будет! Петька принесет, я ему записку написал, он обещал.

Ровно в 6 часов пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие фехтования – длинный деревянный меч. Почему так получилось?

- Давайте повторим, о чем мы сегодня говорили, какое правило изучили?

Ударение над гласным

Может сделать букву ясной.

6. Домашнее задание.

Выучить правило наизусть.

7. Рефлексия.

Ученики оценивают свою деятельность на уроке.



Исследовательская деятельность на уроках очень важна. Она дает возможность каждому ученику вовлечься в учебный процесс, способствует развитию мыслительной деятельности ребенка.











































Список использованной литературы
1. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2007.

2.Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2008.




Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.http://k-yroky.ru/

2. Методические рекомендации к урокам русского языка.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие исследовательской деятельности на уроках русского языка в начальной школе.

Автор: Мусина Елена Геннадьевна

Дата: 06.09.2014

Номер свидетельства: 113375

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Программа факультативного курса «Занимательный русский язык»  3 класс "
    ["seo_title"] => string(70) "proghramma-fakul-tativnogho-kursa-zanimatiel-nyi-russkii-iazyk-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "245973"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446273692"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Методические рекомендации по теме: "Организация исследовательской деятельности на уроках  русского языка в начальной школе" "
    ["seo_title"] => string(142) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-orghanizatsiia-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "243801"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445802915"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Системно-деятельностный подход в обучении  школьников основной школы  по ФГОС второго поколения  на  уроках  русского  языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(147) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-shkol-nikov-osnovnoi-shkoly-po-fgos-vtorogho-pokolieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "248973"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446809724"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА, КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. "
    ["seo_title"] => string(141) "issliedovatiel-skaia-rabota-kak-sposob-povyshieniia-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia-v-nachal-noi-shkolie-na-urokakh-russkogo-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "137705"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417426432"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Исследовательская работа " Игровые формы уроков русского языка" "
    ["seo_title"] => string(67) "issliedovatiel-skaia-rabota-ighrovyie-formy-urokov-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "139383"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417707055"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства