Исследуем, конструируем, используем
Начальная школа перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, в котором определено содержание ключевых задач, направленных на формирование умения учиться. Современное образование ориентировано на развитие в учениках умения сравнивать, находить информацию, рассуждать, доказывать собственную точку зрения и т. д. Для успешного развития, так называемых универсальных учебных действий, необходимы условия, в которых ученик будет являться активным участником учебного процесса. Признанными подходами здесь выступают деятельностно-ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач и ситуаций); проектные и исследовательские формы организаций обучения.
Работая по новым стандартам уже 4 года, я нахожусь в постоянном поиске и отборе тех технологий, методов, приёмов, которые активизируют творческие и познавательные силы учащихся. Организуя межпредметную проектную деятельность с элементами исследования, я заметила, что, как раз, через вовлечение в интересную поисково-исследовательскую работу у младших школьников происходит развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности, повышается уровень самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний, т.е. формируются общие умения и навыки учебной работы: познавательные, практические, организационные. Учащиеся учатся наблюдать, пользоваться различными источниками для нахождения информации, самостоятельно обрабатывать отобранный материал планировать, давать определения и понятия, делать вывод, представлять результаты своей работы.
Со 2 класса я начала активно использовать исследование как метод обучения на уроках русского языка. Через исследование определённой группы слов учащиеся на уроках правописания самостоятельно формулируют орфографические правила, делают выводы, представляя их в виде схем или карточек-памяток. Ребята с большим интересом выполняют роли «Аналитиков», «Испытателей», «Конструкторов», «Экспериментаторов». На таких уроках у школьников формируются первичные навыки исследовательской работы.
Данный метод целесообразно использовать на уроках открытия новых знаний, на таком этапе, как работа над решением поставленных задач.
Предлагаю план исследователь деятельности на уроке русского языка.
- Деление класса на группы: «Аналитики», «Экспериментаторы», «Конструкторы», «Испытатели».
- Знакомство с функциями каждой группы:
- «Аналитики» - обдумывают работу, выслушивая предложения по данной проблеме учеников всего класса;
- «Экспериментаторы» - экспериментируют предложенную работу «Аналитиков»;
- «Конструкторы» - конструируют схему или карточку-памятку;
- «Испытатели» - испытывают карточку.
3. Повторение правил работы в группе.
4. Исследование 1-ой группы слов.
Каждая группа друг за другом выполняет свою работу:
- «Аналитики» - устно;
- «Экспериментаторы» - письменно на доске;
- «Конструкторы» - письменно на подготовленных листах;
- «Испытатели» - письменно на доске.
5. Исследование 2-ой группы слов.
6. Проговаривание хором по карточке-памятке выведенного правила или вывода.
7. Сравнение правила из учебника с собственно выведенным правилом.
8. Итог – анализ проведённой работы.
В своей работе я использую исследовательскую деятельность 3 года, ребята с удовольствием трудятся на таких уроках, испытывают радость от продукта (карточки-памятки) своего труда, применяют его в дальнейшей работе. И всё это даёт положительный результат в развитии УУД учащихся, доказательством чего являются проведённые диагностики.
За 4 года обучения в начальной школе мои ученики создали для себя 4 альбомчика с карточками-памятками по русскому языку. (УМК «Начальная школа XXI века», по учебнику С.В.Иванова «Русский язык») Они являются помощниками на уроках повторения, при подготовке домашнего задания, при подготовке к диктантам, контрольным работам, т.к. учебников прошлого полугодия или класса под рукой нет.
Исследование как метод обучения можно применять на уроках математики, окружающего мира, литературного чтения и не только в начальной школе, но и в среднем звене, соответственно усложняя процесс.
Пример карточек-памяток