kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по теме: "Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследуем, конструируем, используем

Начальная школа перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, в котором определено содержание ключевых задач, направленных на формирование умения учиться. Современное образование ориентировано на развитие в учениках умения сравнивать, находить информацию, рассуждать, доказывать собственную точку зрения и т. д.  Для успешного развития, так называемых универсальных учебных действий, необходимы условия, в которых ученик будет являться активным участником учебного процесса. Признанными подходами здесь выступают деятельностно-ориентированное обучение;  учение, направленное на решение проблем (задач и ситуаций); проектные  и исследовательские формы организаций обучения. 

Работая  по новым стандартам уже 4 года, я нахожусь в постоянном  поиске и отборе тех технологий, методов, приёмов, которые активизируют творческие и познавательные силы учащихся. Организуя межпредметную проектную деятельность с элементами исследования, я заметила, что,  как раз, через  вовлечение в интересную поисково-исследовательскую работу у младших школьников происходит развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности, повышается уровень самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний, т.е. формируются общие умения и навыки учебной работы: познавательные, практические, организационные. Учащиеся учатся наблюдать,  пользоваться различными источниками для нахождения информации, самостоятельно обрабатывать отобранный материал планировать, давать определения и понятия, делать вывод, представлять результаты своей работы.

Со 2 класса я начала активно использовать исследование как метод обучения на уроках русского языка. Через исследование определённой группы слов учащиеся на уроках правописания самостоятельно формулируют орфографические правила, делают выводы, представляя их в  виде схем или карточек-памяток. Ребята с большим интересом выполняют роли «Аналитиков», «Испытателей», «Конструкторов», «Экспериментаторов». На таких уроках у школьников формируются первичные навыки исследовательской работы.

Данный метод целесообразно использовать на уроках открытия новых знаний, на таком этапе, как работа над решением поставленных задач.

Предлагаю план исследователь деятельности на уроке русского языка.

  1. Деление класса на группы: «Аналитики», «Экспериментаторы», «Конструкторы», «Испытатели».
  2. Знакомство с функциями каждой группы:
  • «Аналитики» - обдумывают работу, выслушивая предложения по данной проблеме учеников всего класса;
  • «Экспериментаторы» - экспериментируют предложенную работу «Аналитиков»;
  •  «Конструкторы» - конструируют схему или карточку-памятку;
  • «Испытатели» - испытывают карточку.

3.   Повторение правил работы в группе.

4.  Исследование 1-ой группы слов.

Каждая группа друг за другом выполняет свою работу:

  • «Аналитики» - устно;
  • «Экспериментаторы» - письменно на доске;
  • «Конструкторы» - письменно на подготовленных листах;
  • «Испытатели» - письменно на доске.

5.  Исследование 2-ой группы слов.

6. Проговаривание хором по карточке-памятке выведенного правила или вывода.

7. Сравнение правила из учебника с собственно выведенным правилом.

8. Итог – анализ проведённой работы.

В своей работе я использую исследовательскую деятельность 3 года, ребята с удовольствием трудятся на таких уроках, испытывают радость от продукта (карточки-памятки) своего труда, применяют его в дальнейшей работе.  И всё это даёт положительный результат в развитии УУД учащихся, доказательством чего являются проведённые диагностики.

За 4 года обучения в начальной школе мои ученики создали для себя 4 альбомчика с карточками-памятками по русскому языку. (УМК «Начальная школа XXI века», по учебнику С.В.Иванова «Русский язык») Они являются помощниками на уроках повторения, при подготовке домашнего задания, при подготовке к диктантам, контрольным работам, т.к. учебников прошлого полугодия или класса под рукой нет.

Исследование как метод обучения можно применять на уроках математики, окружающего мира, литературного чтения и не только в начальной школе, но и в среднем звене, соответственно усложняя процесс.

Пример карточек-памяток

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по теме: "Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка в начальной школе" »

9



ГБОУ СОШ №1005

«Алые паруса»

г. Москва



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ













Составил: учитель начальных классов

Угодникова Ольга Владимировна



2014 г.

Начальная школа перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, в котором определено содержание ключевых задач, направленных на формирование умения учиться. Современное образование ориентировано на развитие в учениках умения сравнивать, находить информацию, рассуждать, доказывать собственную точку зрения и т. д. Для успешного развития, так называемых универсальных учебных действий, необходимы условия, в которых ученик будет являться активным участником учебного процесса. Признанными подходами здесь выступают деятельностно-ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач и ситуаций); проектные и исследовательские формы организаций обучения.

Работая по новым стандартам уже 4 года, я нахожусь в постоянном поиске и отборе тех технологий, методов, приёмов, которые активизируют творческие и познавательные силы учащихся. Организуя межпредметную проектную деятельность с элементами исследования, я заметила, что, как раз, через вовлечение в интересную поисково-исследовательскую работу у младших школьников происходит развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности, повышается уровень самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний, т.е. формируются общие умения и навыки учебной работы: познавательные, практические, организационные. Учащиеся учатся наблюдать, пользоваться различными источниками для нахождения информации, самостоятельно обрабатывать отобранный материал планировать, давать определения и понятия, делать вывод, представлять результаты своей работы.

Со 2 класса я начала активно использовать исследование как метод обучения на уроках русского языка. Через исследование определённой группы слов учащиеся на уроках правописания самостоятельно формулируют орфографические правила, делают выводы, представляя их в виде схем или карточек-памяток. Ребята с большим интересом выполняют роли «Аналитиков», «Испытателей», «Конструкторов», «Экспериментаторов». На таких уроках у школьников формируются первичные навыки исследовательской работы.

Данный метод целесообразно использовать на уроках открытия новых знаний, на таком этапе, как работа над решением поставленных задач.

Предлагаю план исследователь деятельности на уроке русского языка.

  1. Деление класса на группы: «Аналитики», «Экспериментаторы», «Конструкторы», «Испытатели».

  2. Знакомство с функциями каждой группы:

  • «Аналитики» - обдумывают работу, выслушивая предложения по данной проблеме учеников всего класса;

  • «Экспериментаторы» - экспериментируют предложенную работу «Аналитиков»;

  • «Конструкторы» - конструируют схему или карточку-памятку;

  • «Испытатели» - испытывают карточку.

3. Повторение правил работы в группе.

4. Исследование 1-ой группы слов.

Каждая группа друг за другом выполняет свою работу:

  • «Аналитики» - устно;

  • «Экспериментаторы» - письменно на доске;

  • «Конструкторы» - письменно на подготовленных листах;

  • «Испытатели» - письменно на доске.

5. Исследование 2-ой группы слов.

6. Проговаривание хором по карточке-памятке выведенного правила или вывода.

7. Сравнение правила из учебника с собственно выведенным правилом.

8. Итог – анализ проведённой работы.

В своей работе я использую исследовательскую деятельность 3 года, ребята с удовольствием трудятся на таких уроках, испытывают радость от продукта (карточки-памятки) своего труда, применяют его в дальнейшей работе. И всё это даёт положительный результат в развитии УУД учащихся, доказательством чего являются проведённые диагностики.



За 4 года обучения в начальной школе мои ученики создали для себя 4 альбомчика с карточками-памятками по русскому языку. (УМК «Начальная школа XXI века», по учебнику С.В.Иванова «Русский язык») Они являются помощниками на уроках повторения, при подготовке домашнего задания, при подготовке к диктантам, контрольным работам, т.к. учебников прошлого полугодия или класса под рукой нет.



Исследование как метод обучения можно применять на уроках математики, окружающего мира, литературного чтения и не только в начальной школе, но и в среднем звене, соответственно усложняя процесс.









Пример карточек-памяток 1 класс

Карточка 10

Слова обозначают




предметы

признаки предметов

действия предметов

кто?

что?

какая?

какой?

какое?

какие?

что делать?

что делает?

что делают?

что делал?

что сделает?

медведь

дорога

Умная

добрый

Рисовать

читает





Карточка 12.

Ь в словах

обозначает является

мягкость согласного разделительным

день - де[н'] льёт - [л'йот]


Запомни!

В [ ] записывают звуки.

Запись звуков называется транскрипция.





2 класс

Карточка 2.2. Части слова

Название

Функция

Обозна-чение

Пример

1.Окончание - изменяемая часть слова

Служит для связи слов в предложении, для образования форм слов


артист

артисты

2.Корень - главная часть слова

В корне содержится основное лексичес-кое значение слова



Лес

перелесок

3.Суффикс – неизменя-емая часть слова, которая находится после корня



Служит

для образования новых слов


Домик

котёнок

4.Приставка – неизме-няемая часть слова, ко-торая стоит перед корнем



прочитать

недруг

5.Основа – это часть слова без окончания



морозный



Карточка 2.11.

Различаем предлоги и приставки

Предлог

Приставка

  1. Это самостоятельное слово.

от дома, в красивой

  1. Между предлогом и следующим словом можно поставить другое слово.

от (большого) дома

в (очень) красивой

  1. Это часть слова.

отбежать

  1. Между ¬ и нельзя поставить другое слово.

от (большой) бежать



Запомни! У глаголов предлогов не бывает.

(записать, наступила, подрисует)



3 класс


Карточка 3.3.

Второстепенные члены предложения


Поясняет

Имеет значение

Вопросы

  1. Обстоятель-ство

Сказуемое

Место, время, цель, причина, образ действия

Где? Куда? Когда?Откуда?

Почему? Зачем? и Как?

  1. Определение

Подлежащее

и дополнение

Признак предмета

Какой? Чей?

Какая? Чья?

Какое? Чьё?

Какие? Чьи?

  1. Дополнение

Сказуемое

На какой предмет или явление направлено действие

Кого? Чего? Кому? Чему? Что?

Кем? Чем?

О ком? О чём?





Карточка 3.6.

Запятые при однородных членах предложения

Алгоритм работы

Правила постановки запятых

1.Найди грамматическую основу предложения.

2.Найди однородные члены предложения.

3.Определи, чем они связаны.

4.Сделай схему предложения.

5. Вспомни и примени правило постановки запятых.

1. O, О, О, О.

2. О, но О. О, а О.

3. О и О. О или О.

4. и О, и О, и О.

или О, или О, или О.

5. О, и О, и О, и О.





4 класс



Карточка 4.4.

Правописание ТСЯ, ТЬСЯ

На конце глаголов слышится [ца] (куса[ца] ),


а пишется



ТСЯ

ТЬСЯ

В форме 3 лица, ед.ч.

Что делает ?

кусается

В неопределённой форме

Что делать?

кусаться


Подсказка: Если в вопросе есть Ь, то он есть и в глаголе!

смотре[ца] – что делать? – смотреться





Карточка 4.5.

Как определить спряжение глагола

Проверяю: окончание ударное или безударное


Определяю спряжение. 1) Проверяю – это глагол-исключение?

2) Образую форму 3 л. мн.ч.:

-ут, -ют - 1 спр., ат, -ят – 2 спр.

или

3) Образую начальную форму:

на –ить – 2 спр.

Все остальные – 1 спр.

Глаголы-исключения: 2 гл. на -ить: брить, стелить – 1 спр.

4 гл. на -ать: слышать, дышать, держать, гнать – 2 спр.;

7 гл. на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть - 2 спр.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Угодникова Ольга Владимировна

Дата: 25.10.2015

Номер свидетельства: 243801

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Методическая рекомендация "Организация проектной деятельности учащихся по русскому языку как одна из активных форм обучения" "
    ["seo_title"] => string(148) "mietodichieskaia-riekomiendatsiia-orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-po-russkomu-iazyku-kak-odna-iz-aktivnykh-form-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "187425"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426515067"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА ОСНОВЕ КРАТКОГО ПЕРЕСКАЗА В НАЧАЛЬНОЙШКОЛЕ"
    ["seo_title"] => string(69) "formirovaniie-uud-na-osnovie-kratkogo-pierieskaza-v-nachal-noishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "266942"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450275665"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России"
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia_proghramma_po_okruzhaiushchiemu_miru_1_klass_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "342749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1473275774"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "программа факультатива для 4 класса "Я и моя Россия" "
    ["seo_title"] => string(55) "proghramma-fakul-tativa-dlia-4-klassa-ia-i-moia-rossiia"
    ["file_id"] => string(6) "223536"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437814307"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства