ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА, КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА, КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА, КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Слайд 1
Я в гору медленно лезу,
Ступени вверх прорубаю.
Я гору железом, железом
Долбаю, долбаю, долбаю…
Усилья, усилья, усилья…
Спина – будто натертая солью.
А вдруг это крылья – крылья
Прорезываются с болью?(читает ребёнок)
Эти строки из стихотворения Вадима Шефнера можно считать достойным эпиграфом к исследовательской деятельности учащихся, формирующей способность самостоятельно мыслить, анализировать, сопоставлять факты и на их основе делать собственные умозаключения, выводы.
Один древний философ сказал: «Жизнь человека – это движение по пути познания». И с этим нельзя не согласиться. Уже родившись, ребенок начинает познавать мир. Каждый дальнейший шаг его обогащает, делает мудрее и разумнее. Постепенно он начинает видеть то, что ранее не замечал, чему не придавал значение. Каждый ребенок – изначально, по своей природе – исследователь. Поступив в первый класс, он попадает в новый мир. И уже на этом этапе учитель должен развить в маленьком человеке способность самостоятельно выстраивать свой путь познания.
В условиях развивающего обучения, когда школа призвана решать задачи формирования самостоятельной, творчески активной личности каждого ученика, развития его познавательных умений и навыков, воспитания у него основ учебной деятельности, в условиях внедрения в учебный процесс новых альтернативных систем и методик обучения происходит обогащение, углубление содержания обучения, которое, в свою очередь, влечет за собой изменение, усовершенствование старых и поиск новых форм организации учебного процесса.
Поиск новых форм обучения, как показывает практика, идет в направлении усиления проблемного, поискового характера урока. Одним из таких уроков является урок – исследование.
Слайд 2
«Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний.» Она обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации обучающихся, формируя у них интерес к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого.
Слайд 3 Основной целью включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность является организация решения единых учебно-исследовательских задач.
Главная же задача – это стимулирование исследовательской активности. Исследовательская деятельность открывает огромные возможности для сотрудничества учеников и ученика с учителем.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений. «Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – это те важнейшие качества, которые необходимо поддерживать в процессе обучения и совершенствовать»
2)создание положительной мотивации учения и образования,
3)развитие интеллектуальной сферы личности;
4)формирование умений и навыков самообразования;
5)помогает школьнику увидеть связь между разрозненными явлениями и фактами.
Слайд 5 Исследовательская деятельность младших школьников на уроках рассматривается в двух аспектах:
- урок-исследование;
- урок с элементами исследования.
Слайд 6 Урок – исследование – это особая разновидность проблемного урока, на котором дети учатся сами отыскивать проблемы в отобранном и особым образом скомпонованном материале и решать их. На таком уроке решается не одна, а целая цепочка проблем, когда учащиеся, справившись с одной, наталкиваются на другую и т.д.
Урок исследование – это эмоциональный и интеллектуальный взрыв, праздник ума, он должен возникать в учебном процессе естественно, тогда, когда позволяет изучаемый материал, когда ощущается готовность детей, их желание и способности к открытию нового.
Учитель должен быть спокойным и терпеливым, он должен умело вести и направлять исследование, оставаясь при этом как бы в тени, не стараясь навязать свою точку зрения, сомневаясь вместе с детьми и радуясь «неожиданному» открытию.
В школьной исследовательской деятельности собственно открытия не происходит. Но это не значит, что ученик и учитель не открывают ничего нового. Конечный результат - собственная интерпретация материала (темы, проблемы), новый взгляд на данную тему.
Полнота исследовательской деятельности зависит от меры увлеченности ученика этой деятельностью, и от умения её выполнять. Представляется необычайно полезным прививать школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами научно – исследовательской деятельности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА, КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. »
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА, КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Слайд 1
Я в гору медленно лезу, Ступени вверх прорубаю. Я гору железом, железом Долбаю, долбаю, долбаю… Усилья, усилья, усилья… Спина – будто натертая солью. А вдруг это крылья – крылья Прорезываются с болью?(читает ребёнок)
Эти строки из стихотворения Вадима Шефнера можно считать достойным эпиграфом к исследовательской деятельности учащихся, формирующей способность самостоятельно мыслить, анализировать, сопоставлять факты и на их основе делать собственные умозаключения, выводы.
Один древний философ сказал: «Жизнь человека – это движение по пути познания». И с этим нельзя не согласиться. Уже родившись, ребенок начинает познавать мир. Каждый дальнейший шаг его обогащает, делает мудрее и разумнее. Постепенно он начинает видеть то, что ранее не замечал, чему не придавал значение. Каждый ребенок – изначально, по своей природе – исследователь. Поступив в первый класс, он попадает в новый мир. И уже на этом этапе учитель должен развить в маленьком человеке способность самостоятельно выстраивать свой путь познания.
В условиях развивающего обучения, когда школа призвана решать задачи формирования самостоятельной, творчески активной личности каждого ученика, развития его познавательных умений и навыков, воспитания у него основ учебной деятельности, в условиях внедрения в учебный процесс новых альтернативных систем и методик обучения происходит обогащение, углубление содержания обучения, которое, в свою очередь, влечет за собой изменение, усовершенствование старых и поиск новых форм организации учебного процесса.
Поиск новых форм обучения, как показывает практика, идет в направлении усиления проблемного, поискового характера урока. Одним из таких уроков является урок – исследование.
Слайд 2
«Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний.» Она обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации обучающихся, формируя у них интерес к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого.
Слайд 3 Основной целью включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность является организация решения единых учебно-исследовательских задач.
Главная же задача – это стимулирование исследовательской активности. Исследовательская деятельность открывает огромные возможности для сотрудничества учеников и ученика с учителем.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений. «Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – это те важнейшие качества, которые необходимо поддерживать в процессе обучения и совершенствовать»
Слайд 4 Исследовательский подход в обучении
предполагает воспитание познавательного интереса;
создание положительной мотивации учения и образования,
развитие интеллектуальной сферы личности;
формирование умений и навыков самообразования;
помогает школьнику увидеть связь между разрозненными явлениями и фактами.
Слайд 5 Исследовательская деятельность младших школьников на уроках рассматривается в двух аспектах:
- урок-исследование;
- урок с элементами исследования.
Слайд 6 Урок – исследование – это особая разновидность проблемного урока, на котором дети учатся сами отыскивать проблемы в отобранном и особым образом скомпонованном материале и решать их. На таком уроке решается не одна, а целая цепочка проблем, когда учащиеся, справившись с одной, наталкиваются на другую и т.д.
Урок исследование – это эмоциональный и интеллектуальный взрыв, праздник ума, он должен возникать в учебном процессе естественно, тогда, когда позволяет изучаемый материал, когда ощущается готовность детей, их желание и способности к открытию нового.
Учитель должен быть спокойным и терпеливым, он должен умело вести и направлять исследование, оставаясь при этом как бы в тени, не стараясь навязать свою точку зрения, сомневаясь вместе с детьми и радуясь «неожиданному» открытию.
В школьной исследовательской деятельности собственно открытия не происходит. Но это не значит, что ученик и учитель не открывают ничего нового. Конечный результат - собственная интерпретация материала (темы, проблемы), новый взгляд на данную тему.
Полнота исследовательской деятельности зависит от меры увлеченности ученика этой деятельностью, и от умения её выполнять. Представляется необычайно полезным прививать школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами научно – исследовательской деятельности
Слайд 7 По объёму осваиваемой методики исследования выделяются уроки с элементами исследования и уроки-исследования.
Обратитесь к приложению №1
На уроке с элементами исследованияучащиеся отрабатывают отдельные учебные приёмы, составляющие исследовательскую деятельность. По содержанию элементов исследовательской деятельности такие уроки могут быть различными, например: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов.
На уроке – исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания. По уровню самостоятельности учащихся, проявляемой в результате исследовательской деятельности на уроке, уроки-исследования могут соответствовать:
- начальному уровню (урок “Образец исследования”), добавить из таблицы коментарий по каждому уроку
На доске обязательно пишет название основныхступеней исследовательской деятельности.
Формулирует проблему, сообщает тему и цель исследования.
Дает готовый алгоритм исследовательской работы.
Ведет учебный процесс, используя термины: проблема, гипотеза, подтверждение гипотезы, вывод.
Использует вопросы: В чем проблема? Каковы этапы деятельности исследователя? Что такое гипотеза? Как можно выдвинуть предположение? Данное высказывание предполагаемое или доказанное?
Отвечают на вопросы учителя. Следуют алгоритму работы, который предложил учитель. Сверяют свои действия с образцом исследования, используя информацию, записанную на доске.
Урок “Исследование”
На доске может написать названия ступеней исследования (при необходимости).
Формулирует проблему.
Подводит учащихся к пониманию цели исследования.
Направляет деятельность учащихся в русло исследовательской работы без использования терминов: гипотеза, проверка гипотезы, интерпретация данных.
Обращает внимание учеников на схему исследовательской деятельности.
Использует вопросы: С чего необходимо начинать исследование? Как это сделать? Как поступил бы исследователь? Верный ли вы сделали выбор?
Самостоятельно
планируют и выполняют исследовательскую работу.
При необходимости консультируются с учителем.
Получают оценку учителя (правильно и неправильно) за каждый этап исследовательской работы.
Урок “Собственно исследование”
Формулирует проблему.
Подводит учащихся к самостоятельному формулированию темы и цели исследования.
Создает условия для исследовательской деятельности учащихся: обеспечивает учебный процесс дидактическим материалом, организовывает индивидуальную работу и деловое общение учащихся в группе и парах.
Использует вопросы: Ясна ли цель? Все ли понятно в выданном материале? На каком этапе работы находитесь? Уложитесь ли по времени? Каков итог урока? Оцените результат!
Планируют и проводят исследовательскую деятельность самостоятельно, без непосредственной помощи учителя.
Слайд 8
Каждый учащийся за время обучения в школе должен приобрести хотя бы скромный опыт в выполнении исследовательских заданий. Поэтому учителю важно так организовать учебную работу детей, чтобы они ненавязчиво усваивали бы процедуру исследования, последовательно проходя все его основные этапы:
- мотивация исследовательской деятельности;
- постановка проблемы;
- сбор фактического материала;
- систематизация и анализ полученного материала;
- выдвижение гипотез;
- проверка гипотез;
- доказательство или опровержение гипотез.
Здесь задача учителя найти простые и удобные приёмы и методы для практической реализации каждого из названных этапов. Обратитесь к приложению №2
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Слайд 9
Этапы подготовки школьников к исследовательской работе.
На разных возрастных этапах учащихся и в зависимости от индивидуальных качеств мышления, используем различные приемы.
Один из главных приемов — это индуктивные умозаключения, которые связаны с наблюдением, анализом, сравнением, с выявлением общих закономерностей и их последующим обобщением. Этот вид работы имеет целый ряд достоинств: это и развитие логических приемов мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение), и активизация познавательной деятельности учащихся, и радость «открытия».
На втором этапе использую прием проблемного изложения как еще один шаг на пути к исследовательской деятельности.
На следующем этапе использую частично — поисковый прием. Ребята получают отдельные задания поискового характера или вопросы, на которые надо найти ответ, подготовить конспект по двум и более источникам или сообщение по предложенной теме.
В результате организации поиска новых знаний ученики учатся самостоятельно рассуждать, анализировать, сопоставлять, делать выводы, а в итоге у них формируется осознанные и прочные навыки самостоятельной работы.
На этом этапе применяю исследовательский метод, который подразделяю на элементы исследовательской деятельности, уроки — исследования и самостоятельное исследование по заданной теме.
Слайд 10
В своей практике мы столкнулась с некоторыми проблемами, которые не позволяли нам и ученикам добиваться желаемого успеха, а именно:
-низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
- разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями. В ходе, которых отрабатываются навыки;
- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Одни и те же дети на уроках русского языка пишут грамотно, обдумывая написание каждого слова, а в другой ситуации( не на уроке русского языка) пишут безграмотно, не используют имеющиеся у них знания языка. Обдумывая это. МЫ решила дополнить урочную систему новой формой деятельности учащихся, где они будут погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли. С этой целью нами был выбран поисково – исследовательский метод обучения.
Он помог нам активизировать учеников, у большинства детей появился интерес к новым знаниям, желание добыть их.
Научно- исследовательская работа может быть проведена по разным предметам в начальной школе, но мне хочется коснуться именно работы по русскому языку.
Выработка навыков правописания – процесс длительный. Не секрет, что многие школьники так и не осваивают навык грамотного письма. Они устно прекрасно рассказывают правило, а при письме в словах орфограмм не видят, с трудом подбирают проверочные слова.
Чтобы научить детей успешно преодолевать трудности в орфографии, нам пришлось перестроить свою работу, построить её так, чтоб она захватила учеников, удивила, они смогли открыть много нового и интересного.
Работа над словом - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести.
"Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма", - подчеркивается в Основных направлениях ФГОС.
Поэтому перед учителем начальных классов стоит очень серьезная задача - добиться, чтобы учащиеся овладели навыками правописания безударных гласных в корнях слов.
В качестве отправной точки служит, с одной стороны, ударение, с другой - словоизменение и словообразование. Необходимо научить детей видеть свои ошибки, выработать у них так называемую "орфографическую зоркость", добиться определенной самостоятельности орфографического мышления.
Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.
Механическое запоминание написания не давало никаких результатов, поэтому мы перешли на проектную и поисково– исследовательскую деятельность. Но, конечно, не сразу, хотя ещё с первого класса начали подводить своих детей к новому виду работы.
Слайд 11
Важно учитывать
Несформированность постоянных интересов и увлечений у большинства детей;
Отсутствие умений и навыков исследовательской деятельности и поэтому
Если тема выбрана, необходимо сразу приступать к её выполнению, пока не угас интерес и не потеряна мотивация.
Слайд 12
Первый этап-это тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования.
С первых дней занятий в школе мы рассматриваем методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию
Впоследствии, уже во втором триместре первого класса, провожу урок-тренинг, на котором мы учимся, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные.
Например, предлагаю задание, приготовить сообщение вороне и сороке. Моя задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове или записать, т. к. нет навыка письма, поэтому приходим к выводу, нужно создать схему-рисунок.
С помощью графических символов дети легко усваивают методы исследовательской деятельности:
Графические символы
1)Подумать самостоятельно!
2) Спросить у другого человека.
3) Посмотреть в книгах.
4) Посмотреть по телевизору.
5) Получить информацию в интернете.
6) Понаблюдать.
7) Провести эксперимент.
8) Связаться со специалистами.
На первых порах посильную помощь оказывают родители, которым мы объясняем цель исследования, их результативность. Они совместно с детьми делают подбор литературы. Читают статьи по теме. Собранные сведения мы анализируем и обобщаем, затем исследователи делают сообщения. Даём слушателям возможность задать вопросы. Так ребята знакомятся с общей схемой деятельности.
Сначала ученики практически знакомятся с тем фактом, что слова имеют значение, обозначают окружающие предметы.
Слайд 13 Например: дети читают загадку с пропущенным словом и рассматривают рисунок к загадке, на котором нет предмета, обозначаемого пропущенным словом.
В чистом поле у берёзки
На снегу видны полоски
Подошла лиса поближе
Здесь бежали чьи - то (…)
- Спрашиваю: «Какого слова не хватает в загадке? Какого предмета нет
на рисунке?
Дети дописывают слово в текст и дорисовывают недостающие предметы на картинке.
Первоклассники не получили никакого определения лексического значения слова, но термин включался в вопросы и постепенно усваивался и употреблялся детьми.
Работу по обогащению словаря младшего школьника выстраиваем поэтапно с использованием исследовательской деятельности. На хорошо знакомых словах с конкретным значением первоклассникам показывается, что одно и то же слово может обозначать разные предметы.
Слайд 14 Для этого используются слова игла, звезда, перо, гребешок и сами предметы (или картинки): лист сосны и стальная игла; рисунок расчёски и петушиного гребешка; засушенная морская звезда и звезда, склеенная из бумаги; перо птицы и зелёное перо лука.
Дети рассматривали знакомые предметы (к примеру, иглы) и отвечали на вопросы: Каким словом называется каждый из этих предметов? Сколько названий у этих разных предметов?
В результате учащиеся пришли к выводу: «Одно и то же слово может называть разные предметы»
Слайд 15
Второй этап начиная со второго класса, работаем над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др. Предлагаю заданияи упражнения для развития умения видетьпроблемы, которые применяю на практике.
Слайд 16 Задание: посмотрите на мир чужими глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для этого выполняем следующие упражнения: Для этого выполняем следующие упражнения:
продолжи неоконченный рассказ;
составь рассказ от имени другого персонажа, от первого лица;
опишите один день вашей воображаемой жизни) или используя данную концовку (…прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски; …и зайчонок мирно заснул на руках у Оли);
определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела);
назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги и т. д.).
Слайд 17Третий этап
Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигатьгипотезу, т. е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально, гипотеза не истинна, и не ложна – она просто не определена.
"Познание начинается с удивления тому, что обыденно",- говорили ещё древние греки. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления.
В данном случае роль учителя складывается в следующем: учитывая индивидуальные особенности детей дать задание. На первых порах помощь родителей необходима, так как дети ещё не умеют достаточно хорошо пользоваться справочной литературой, выделять главное.
Слайд 18 Широко известный метод мозгового штурма
Отличительной черной поисково-исследовательской деятельности от проектной является краткосрочность выполняемой работы, дети за малый промежуток времени могут видеть результат своей работы.
-Ребус. При разгадывании ребусов дети самостоятельно или с помощью учителя знакомятся со словарным словом, производят звуковой анализ, а затем и синтез слова, что способствует более прочному запоминанию слов с непроверяемыми орфограммами.
-Толкование. Помогает лучше понять лексическое значение слова.
-Этимологическая справка. Содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении. При знакомстве с происхождением слова происходит расширение границ познания ребёнка.
- Однокоренные слова. Позволяют провести наблюдение над единообразным написанием в них корней.
- Фразеологические отношения. Работа предполагает образование у учащихся некоторых представлений, формирование понятий, а также усвоение слов и оборотов речи.
-Практический материал: Загадки, пословицы и поговорки, текст позволяют наблюдать за функционированием слов в речи.
-Рубрика «Запомни шутя!» Включает в себя различные приёмы, облегчающие запоминание и увеличивающие объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.
Слайд 19 Ребус Медведь
учащиеся моего класса писали словарный диктант, состоящий из 15 слов с непроверяемыми орфограммами. Предназначенные для обязательного запоминания в начальной школе и изученные учащимися: лопата, воробей, тетрадь, аллея, библиотека, животное, вагон, дежурный, помидор, впереди, морковь, вчера, деревня, заяц, земляника.
Слайд 20 В моём классе количество учащихся 25 . Из них написали диктант без ошибок 12 учеников, допустили в диктанте 1 - 2 ошибки 12 учеников и 1 ученик сделал 4 ошибки. Общее количество ошибок, допущенных учащимися в диктанте - 19. Среднее количество ошибок в проверочном диктанте, составляет 3,3%. Следовательно, средний уровень орфографической грамотности в контрольном классе равен 96,7%.
При этом все слова были разобраны в соответствии с методом исследования, т.е использованы различные формы для запоминания слов с непроверяемым написанием.
Слайд 21 Учащимся моего класса, я предложила написать словарный диктант, состоящий из 15 слов: дорога, сегодня, малина, огород, картина, столица, солдат, спасибо, квартира, лопата, молоток, урожай, трамвай, горох, корабль.
Количество учеников в классе 28. Из них написали диктант без ошибок 6 учеников, допустили в диктанте 1 - 2 ошибки 15 учеников, допустили более 2 ошибок 4 ученика, из них 3 ученика сделали в диктанте более 5 орфографических ошибок. Общее количество ошибок, допущенных учащимися в диктанте - 37. Среднее количество ошибок составил 10,8%. Уровень орфографической грамотности учащихся класса равен 89,2%. Рузультат показал, что работу надо продолжать и повышать орфографическую зоркость учащихся.
Следует продолжить работу по осознанному овладению учащимися действием целеполагания, а также уделить большое внимание формированию действия самоконтроля
Упражнения
Слайд 22 - 30 Начиная с первого класса, в своей работе используем специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.
Слайд 31 Полученные результаты доказывают, что организация исследовательской работы является важным средством активизации познавательной деятельности младших школьников, развития интеллектуальной зрелости, коммуникативных умений, позволяет на достаточном уровне сформировать учебно-организационные умения.
Анализируя результативность работы в технологии исследовательской деятельности, можно сделать выводы:
усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях;
вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, даёт импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
формирует социальный опыт в труде и общении;
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет превратить обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое.
Слайд 32 Предлагаем вам принять участие в исследовательской работе «Почувствуй вкус слова»
У каждого из вас есть жетон с высказываниями известных людей о русском языке прочтите и объединитесь в группы по данным высказываниям
В конверте у каждой группы есть слово ,
алгоритм работы найдёте в буклете, графические символы вам помогут найти помощников можно воспользоваться интернетом и распечатать информацию
Желаем вам успеха
Защита исследования
Выступления детей
Рефлексия
Мастер класс окончен, близится финал….
Он для педагога явно пользу дал!
Вы посмотрели - мастер класс,
Коллеги ,
Мы представили свой опыт для вас.
Мы благодарны за ваше терпение
Но хотелось бы выслушать и ваше мнение.
Если у вас настроенье хорошее,
То дружно хлопните в ладоши.
Данная тема актуальна всегда!
Если согласны, то крикните «ДА»!
Знанья, если пригодятся, если будешь применять,
Тогда сейчас коллегу справа необходимо приобнять.
Педагоги в школе 17 мастера
Если согласны, кричите «УРА»!
Если был мастер класс хорошим,
То снова хлопайте в ладоши.
Мне хочется пожелать, чтобы учителя начальных классов не боялись различных нововведений, а смело изучали их и претворяли в жизнь. Уверяю вас, что это нужно, прежде всего, нашим ученикам. А когда их глаза светятся от успеха, это высший пилотаж учительской работы