Если день мы начнем с доброго взгляда, то можно надеяться, что он пройдет
удачно. Вы согласны со мной? Пожелаем друг другу и нашим гостям доброго дня взглядом и улыбкой.
- Ребята, сегодня на уроке нам понадобятся внимательные глазки, чуткие ушки, ловкие руки, сообразительная голова. Готовы?
- Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
II. Минутка чистописания.
Внимательно посмотрите на данную запись:
доктор - врач
рев - ?
зов - ?
ураган - ?
Правильно сформулировав и выполнив задание, вы определите тему минутки
чистописания.
К словам левого столбика надо подобрать синонимы, оканчивающиеся на
на букву ч: доктор - врач, рев - плач, зов - клич, ураган - смерч. Во всех
словах правого столбика имеется согласная ч. 3начит, сегодня на минутке
чистописания мы будем писать букву ч. Сегодня на уроке согласную ч мы напишем с буквами, которые являются непроверяемыми гласными в слове ураган. Это буквы у_и а.
Пишем букву ч, соединение букв и слова человечность и человеколюбие. Обратите внимание на наклон, высоту букв, соединения. Помните о правилах посадки.
III. Словарно-орфографическая работа.
1. Прочитайте слова, записанные на доске. По какому признаку собраны все
Выполните задание, которое зашифровано с помощью цифр. Что вам надо
сделать? (Надо разделить слова на две группы. В первую группу войдут слова с непроверяемой гласной в корне слова во вторую - слова с парной согласной)
- Вставьте пропущенные буквы, запишите, выделите орфограммы. Проверьте в парах.
IV.Проверка домашнего задания.
Дома вы должны были выполнить небольшую исследовательскую работу. Вам были даны тексты. Нужно было определить, какие части речи преобладают в тексте и сделать вывод. Каждая группа делают выводы по своему тексту.
- В тексте преобладают имена существительные. Их 19. Слов других частей речи – 31.
Какой вывод можно сделать?
Имя существительное - самая большая часть нашей речи. Почти каждое второе слово в нашей речи имя существительное. Имена существительные обозначают предметы, явления природы, состояния человека.
V. Определение темы урока и постановка целей.
Посмотрите еще раз на слова, с которыми мы сейчас работали: Работа, труд,
По какому еще признаку я объединила их в одну группу? (имена
существительные)
Сформулируйте тему и цель урока.
Используйте опорные фразы на доске.
Расширить и углубить...
Учиться находить, правильно подбирать и использовать...
Сегодня мы отправимся вместе с именем существительным в чудесный мир
лексики, поговорим о роли имен существительных в речи, вспомним, как
называются слова, имеющие несколько значений, слова с одинаковым и
противоположным значением и будем применять наши знания на практике.
А девизом нашего урока будут такие слова: День, когда ты ничему не научился, прошел зря.
- Как вы понимаете эти слова?
VI. Закрепление изученного материала.
1. Запись под диктовку.
Рукав пиджака, старый аэроплан, рукав реки, горькая правда, серебро
снегов, сладкая ложь, большой самолет, чистое серебро.
Что вы записали? (Словосочетания)
Расскажите о написании слов, из которых состоят словосочетания.
А теперь, задания группам: объедините словосочетания по лексическим
группам. Обоснуйте свои действия. (Можно объединить словосочетания рукав пиджака и рукав реки. Здесь слово рукав многозначное. Оно называет сходные между собой предметы. Можно объединить словосочетания чистое серебро и серебро снегов. В первом словосочетании слово употребляется в прямом значении: серебро -драгоценный металл серовато - белого цвета. Во втором словосочетании серебро употреблено в переносном значении. Снег имеет цвет серебра, (снег блестит, как серебро).В словосочетаниях старый аэроплан и большой самолет есть слова, близкие по значению – синонимы.
В словосочетаниях сладкая ложь и горькая правда есть слова, противоположные по смыслу - антонимы.
2.Теоретическая минутка.
Грамотная практическая работа невозможна без знания теоретического материала, поэтому вспомним:
- Какова роль имен существительных в речи?
- Что обозначают имен существительные в речи? (Имена существительные
обозначают предметы, явления природы, состояния человека)
- Для обозначения одного и того же предмета или явления в русском языке есть слова близкие по значению, но разные по звучанию.
Как называются такие слова? ( Синонимы).
Приведите примеры.
Итак, синонимы - это слова, обозначающие одно и тоже, но по-разному,
отличающиеся друг от друга оттенками лексического значения. Использование синонимов делает нашу речь точной, выразительной и яркой.
- Слово в русском языке может иметь несколько значений. Как называются такие слова? (Такие слова называются многозначными)
Что нужно для того, чтобы правильно определить смысл многозначного
слова? (Нужны слова-помощники.)
- Можете вы привести примеры многозначных слов? Дети приводят
примеры.
Итак, мы можем понять значение слов по контексту, как вы сказали, с
помощью слов-помощников.
А что это за слова: день –ночь, холод – жара, огонь – вода?
Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы)
3. Игра «Наоборот». Дети записывают слова-антонимы.
VII. Физминутка.
Наши плечики устали
Мы читали, мы писали,
Наши плечики устали.
Чтобы плечики размять,
Надо ручками махать.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком руки меняются.)
А теперь давайте, братцы,
За учёбу приниматься! (Дети садятся за парты.)
4.Знакомство со словарями.
Ребята! Вы подобрали много слов. И я думаю, что в вашем лексиконе, т.е.
словарном запасе есть еще много замечательных и нужных слов. А вы не
задумывались, сколько слов в русском языке? Так вот, ученые предполагают,
что в русском языке более 500 тысяч слов. Наверное, нет ни одного человека,
который знал их все.
Но существует справедливое изречение: «Не тот образованный человек,
который все знает (это и невозможно), а тот, кто знает, где можно найти
ответ на возникший вопрос».
Как вы думаете, где «хранятся» все слова? Куда вы можете обратиться?
Какую помощь могут оказать словари?
- Сегодня в гости пришли словари. Они о себе расскажут, а вы догадайтесь, что это за словарь, какую информацию о слове вы можете получить в нем?
Игра «Узнай словарь». Загадывают дети.
1)Мое назначение - объяснять, что означают слова. Самый большой из нас
имеет 17 томов, в нем толкуются значения 120 тысяч слов.
(Толковый словарь.)
2)Благодаря мне можно избежать повторения одного и того же слова, сделать
речь точной, выразительной. Слова располагаются рядами.
(Словарь синонимов.)
3)Моя словарная статья начинается парой слов, которые являются одной
частью речи. Эти слова противоположны по значению.
(Словарь антонимов.)
4)У меня вы можете узнать о значении иностранных слов.
(Словарь иностранных слов.)
-Умеете ли вы работать со словарем? Всю ли информацию вычитываете?
- В каком словаре можно узнать о многозначности слова?
5. Письмо по памяти.
Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом.
Еще трава полна прозрачных слез,
И гром вдали гремит раскатом. А. Блок.
Сколько сущ. в первом предложении? Обозначить орфограммы, найти гл. члены предложения, объяснить знаки препинания.
Задание 1-2 группе:
В толковом словаре в конце учебника найди и прочитай статью о
слове гроза. Что означают цифры 1и 2 в словарной статье.
В каком значении употребляется это сущ.?
Составьте предложение, употребив 2 значение.
Задание 3-5 группе:
Пользуясь словарем синонимов подберите синонимы к слову аромат. Составьте предложение с одним из синонимов.
Зарядка для глаз с использованием тренажера Базарного.
6. Самостоятельная работа.
Дети выполняют упр.113. самостоятельно (выписывают существительные -
синонимы).
В это время 4 «сильных» ученика получают индивидуальное задание.
Работают по инструкции в парах, используя словари. Проверка после выполнения.
1.Что здесь лишнее. Найдите и расскажите. Подберите еще по
одному синониму, если можно.
воин, боец, горожанин
огонь, дым, пламя
лошадь, конница, кавалерия
темнота, мрак, ночь
2.Прочитайте предложения. Исключите одно из них. Почему?
Подберите синонимы к выделенным словам, пользуясь словарем.
1. Книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло,
истину и ложь, красоту и безобразие.
2. Книга - учитель, книга - наставник, книга - близкий товарищ и
друг.
3. Книга - волшебник, умеющий небыль в быль превратить и в
основу основ.
7. Работа с текстом (работа в микрогруппах)
Отредактируйте текст. Выберите из каждой пары синонимов один, который
наиболее точно отражает содержание приведенных ниже предложений, и вставьте его на месте пропусков.
1.У нашего щенка забавная (рожица, мордочка)
2. В библиотеке мы взяли (учебник, книгу)
Марка Твена для урока внеклассного чтения.
3. (Любовь, влюбленность, увлечение, страсть)
к народной сказке и песне, (Интерес, заинтересованность) к русским былинам и (сказаниям, преданиям) Васнецов пронес с детства до глубокой старости.
Проверка.
VIII . Итог урока.
- Какова была цель нашего урока?
- Как вы считаете, в процессе работы достигли мы цели?
- Какие группы слов мы повторили на уроке? Что такое