Предметные УУД: узнавать время глагола; все действия для определения спряжения и выбора окончания; определять спряжение глагола и нужное личное окончание; решать другие орфографические задачи
Метапредметные УУД: Применять различные способы фиксации информации, материализации выполненных действий, в том числе в таблице(словесно, с помощью условных обозначений). Владеть общими способами решения разнообразных конкретных лингвистических задач, использовать их в процессе практической работы. Понимать возможность решения отдельных задач разными способами, применять их.
Основные понятия: спряжение глагола, безударное личное окончание глагола, глаголы исключения.
Оборудование: презентация, карточки, тетрадь на печатной основе №2, учебник «Русский язык» М.С.Соловейчик «К тайнам нашего языка».
Формы работы: фронтальная, работа в группах; в парах.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащщихся | Формируемые УУД |
1 2 | Мотивация АОЗ | - Доброе утро! - Скажите, как вы действовали, чтобы определить безударные окончания глагола? -Какие окончания могут быть у глаголов I и II спряжения? - Покажите сигнальными карточками, какому спряжению отнесли каждый из глаголов, назовите окончания. - Назовите общие признаки у слов вашей группы? | Придумано кем(то просто и мудро При встрече здороваться: — Доброе утро! Доброе утро! Солнцу и птицам. Доброе утро! Улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым... Пусть доброе утро длится до вечера! Н. Красильников Слайд1 Запись глаголов в столбик, в скобках указать начальную форму учитель диктует по вариантам): платит, рисует, носит, сеет, готовит, пишет, почитает, половит, строит, спасает. - (Это глаголы 3л.ед.ч.) Глагол почитает I спряжения, а во второй группе глагол половит II спряжения. Слайд5 | Коммуни- кативные, познава- тельные, регулятив-ные УУД |
3 | Открытие новых знаний | - Подчерните глаголы и выделите окончания. Рядом каждый запишите в неопределённой форме, обозначьте суффикс –ть. - Теперь устно проведём рассуждение. Если окончание в глаголе подчиняется правилу, ставьте +, если не подчиняется, ставьте -. - сколько нарушений вы обнаружили? - Прочитайте сообщение в учебнике на с.42, и ещё одна тайна глаголов вам откроется. - Эти глаголы-исключения относятся ко II спряжению. Но на этом тайна глаголов до конца не открыта. Попробуйте её открыть сами. Понаблюдайте за глаголами из совета-шутки. - Поставьте глаголы в неопределённую форму. Теперь догадались? Слайд7 | - На седле велосипеда – Обезьяна-непоседа. Руки держит на руле, Хвост волочит по земле! Нажимает на педаль, Исподлобья смотрит вдаль. (С.Маршак) Держать, волочить, нажимать, смотреть. Для запоминания глаголов: Гнать, держать, Смотреть и видеть, Дышать, слышать, Ненавидеть И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть, Вы запомните, друзья, Их на –Е- спрягать нельзя! Слайд7 Сначала ты салфетку На столе ПОСТЕЛЕШЬ И лишь потом ты курицу Наголо ПОБРЕЕШЬ. Глаголы БРИТЬ и СТЕЛИТЬ относятся к I спряжению. Слайд 8 | Коммуни- кативные, познава- тельные, регулятив-ные УУД |
4 | Первичное закрепление | - Какая в связи с этим появилась новая колонка в вашей таблице? -Зачем она нужна? - С какими же двумя глаголами мы встретились в стихотворении С.Маршака. - Запишите их в таблицу. Сначала с «окошками» в окончании, как того требует задание, и лишь после заполнения всех граф впишите окончание. | Слайд 9,10 | Коммуни- кативные, познава- тельные, регулятив-ные УУД |
Физкульминутк http://www.youtube.com/watch?v=0OzABZ8BPi4 |
5 | Вторичное закрепление | - Выполняйте Упр.422 Работаем в парах Упр.423 - Какие глаголы-исключения встретились вам в задании? -По какому спряжению они изменяются? -Какие окончания вы им определили? - На какие глаголы они очень похожи? -Как вы их отмечали? | Дети читают задание и работают, записывая в тетрадях, а вызванные к доске ученики выполняют его, комментируя объяснение вслух. - Эти глаголы: обидит, гонит, слышит. - Похожи на глаголы I спряжения. - Но эти глаголы II спряжения. | Коммуни- кативные, познава- тельные, регулятив-ные УУД |
6 | Итог урока | -Какую тайну глаголов вы открыли? -Сколько глаголов-исключений относится к II спряжению? к I спряжению? - Кто запомнил глаголы-исключения? | - Мы узнали, что есть глаголы, которые оканчиваются не на –ить, но относятся к II спряжению. - Глаголы – исключения. | Коммуни- кативные, регулятив-ные УУД |
7 | Рефлексия | - Что было вам на уроке трудно? - Что для вас было легко? Слайд11 | - Трудно было, что нарушено правило, которое мы запомнили на том уроке? - Легко было то , что по таблице определять спряжение и окончание глаголов. | Коммуни- кативные, регулятив-ные УУД |