Разработка урока по теме "Умножение и деление с числом 9"
Разработка урока по теме "Умножение и деление с числом 9"
Умножение и деление с числом 9
Цели урока: Образовательные: Формирование навыков табличного умножения и деления, связанных с числом 9, совершенствование вычислительных навыков, знаний правил порядка выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их, умений решать текстовые задачи, задачи на нахождение периметра геометрических фигур. Развивающие: - развивать вычислительные навыки путём привлечения занимательного материала; - развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь. Воспитательные: -воспитывать ответственность, взаимопомощь, аккуратность; -самостоятельность, дисциплину, наблюдательность; - воспитывать желание учиться и делать открытия; -воспитывать умение слушать других.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Умножение и деление с числом 9"»
Муниципальная образовательная организация
«Общеобразовательная школа № 3 города Енакиево»
Конспект урока по математике
3 класс
Тема " Таблица умножения и деления с числом 9"
Учитель Трубавина Ольга Ивановна
Тема: Таблица умножения и деления с числом 9.
Цель: изучить таблицу умножения числа 9 и соответствующие случаи деления. Формировать умения и навыки решать задачи разными способами и находить периметр прямоугольника. Развивать математическую память и логическое мышление, умение работать в парах. Воспитывать интерес к предмету, настойчивость, трудолюбие.
–Я хочу начать урок такими словами: «Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь».
–Знакомы ли вам эти слова? Где вы их слышали? (Поучения Владимира Мономаха.) Пусть эти слова будут напутствием на уроке.
Актуализация знаний учащихся
1. Проверка домашнего задания:
–В начале работы позвоним домой к …:
–Алло, Настя, прошу ответить на вопрос: «Сколько дней папа был в доме отдыха?» Каким действием ты это узнала?
–Алло, Максим, скажи, пожалуйста, сколько дней папа был в отпуске? Как ты узнал?
–Алло, Вероника, чему равен периметр сложенного тобой прямоугольника? Как ты его находила?
–Алло, Элеонора, как ты узнавала площадь этого прямоугольника?
2.Устные вычисления
а)математический диктант
1) На какие числа делится число 36 (6,4,9)
2) Вместимость бочки 72 л, а ведра - в 8 раз меньше. Какая емкость ведра? (9л)
3) Мама работала на огороде восьмую часть суток. Сколько часов
работала мама? 3 часа
4) В ящики рассыпали 64 кг лимонов по 8 кг каждый. Сколько ящиков понадобилось? (8 ящиков) Проверка
б) Игра «Найди пару»
Собрать по два числа на цветках, умножить эти два числа, записать
составленные выражения
Проверка
в)Работа в парах. Игра «Почемучки».
Сколько крыльев у 9 синиц? (18) Почему?
У 3 треугольников углов? (9) Почему?
Сколько ног вместе у 7 страусов и 1 кенгуру? Почему?
(Меняемся ролями)
Сколько рожек у 6 козочек? (12) Почему?
Сколько лап у 3 бобров? (12) Почему?
У кого больше лап: у 2-х собак или в четырех кур? Почему?
Сообщение темы урока, цели и мотивация учебной деятельности учащихся.
–Вы работали долгое время, изучая таблицу умножения и деления. Сегодня продолжаем эту работу. Тему урока узнаете, отгадав загадку
Отгадайте-ка, ребятки,
что за цифра -акробатка?
Если на голову встанет,
ровно на 3 меньше станет? (Цифра 9)
Рубрика «Удивительное число 9»
–Наше классное информационное бюро дома немного поработало и кое-что узнало об этом удивительном числе. Послушаем девочек
Глущенко А.
Числу 9 приписывали таинственную силу: в одни времена добрую, а в другие- плохую ». У девяти не будет пути» - говорили в старину. Название картины Айвазовского «Девятый вал» напоминает нам о грозных силах природы.Эти поверье возникли, видимо, тогда, когда границей счету было число 8, а за ним- нечто таинственное, неизвестное.
Яцкова Д.
А у древних греков за этим числом закрепилась добрая слава. Так, жюри Олимпийских игр состояло из 9 судей, было 9 муз - покровительниц наук и искусства. Греки давно умели считать до 9, поэтому это число их не пугало, а наоборот, было символом полноты и достатка. Наверное, потому что девятка - наибольшее число из натуральных чисел
Капля И.
В русских народных сказках часто действие происходит в «тридевятом царстве, в тридесятом государстве», «за тридевять земель». Тридевять- это 27, то есть 3раза по 9.В древности считали девятками. Потом пришли ко второй системы счета - десятками. Поэтому наряду с выражением «тридевятое государство писали второе со словами тридесятое государство» (то есть 3-ды по 10)
–Спасибо девочкам и давайте узнавать еще больше об этом числе. А именно попробуем составить таблицу умножения числа 9.
Работа над темой урока
– Перед вами таблица умножения девяти:
9 х 2 = 9 х 3 = 9 х 4 = 9 х 5 = 9 х 6 = 9 х 7 = 9 х 8 = 9 х 9 =
– Какое свойство умножения поможет нам найти значения этих произведений? (От перестановки множителей произведение не изменяется) – Пользуясь этим свойством, назовем значения произведений. – Какой новый случай появился? – Чтобы найти это значение, рассмотрим, что происходит с результатами во всей таблице. (Каждое следующее число увеличивается на 9) – Как же получить последний результат? ( +9) – Таким образом, из всей таблицы надо запомнить всего 1 случай, а все предыдущие мы уже знаем.
Продолжим рубрику «Удивительное число 9»
–Таблица умножения числа 9 таит внутри тоже загадочность…
–Давайте внимательнее рассмотрим результаты умножения. Что вы заметили?
9 1= 9
9∙2=18
9∙3=27
9∙4=36
9∙5=45
9∙6=54
9∙7=63
9∙8=72
9∙9=81
а) заметим, что сумма цифр произведения числа 9 тоже равна 9 - (1+8), (2+7)
б) количество десятков уменьшается на 1, а кол-во единиц увеличивается на1
в) если в первых четырёх ответах цифры поменять местами, то получим четыре других ответа таблицы.
9∙2=1881=9∙9
9∙3=27 72=9∙8
9∙4=36 63=9∙7
9∙5=45 54=9∙6
–Кроме того, если кто-то еще не запомнил результаты таблицы умножения числа 9, то ее можно выучить на даже пальцах. Попробуем?
–Поверните обе руки ладонями к себе. Пусть каждый палец один за другим означает соответствующее число: первый слева - 1, второй за ним - 2, третий - 3, четвертый - 4, и так до десятого, который означает 10.
–Теперь, если нужно умножить 9 на каждое из первых десяти чисел, надо загнуть палец, обозначающий второй множитель. Тогда пальцы, слева от загнутого, дадут в сумме число десятков, а пальцы справа покажут число единиц.
9 ∙ 2
–Загибаем палец, обозначающий второй множитель, то есть 2:
Слева от загнутого пальца - 1 палец, справа - 8, значит, результат умножения равен 18.
9 ∙ 3
–Загибаем палец, обозначающий второй множитель, то есть 3:
Слева - 2 пальца, справа - 7, выходит результат умножения равен 27 и т.д. Интересно? Необычно? А как просто!
Есть еще «Легкий способ запоминания таблицы»
Число, которое умножаешь на 9, превращаешь в десятки и его же вычитаешь. Например,9х6 то же самое, что и 60-6=54
– При изучении умножения, мы всегда рассматриваем соответствующие случаи деления. Составьте выражения на деление.
Какое правило нужно вспомнить? (Если произведение двух чисел разделить на одно из них, то получится другое число)
Закрепление материала.Работа с учебником
– Прежде чем начнем решать примеры, повторим правило о порядке выполнения арифметических действий.
–Примеры № 1- 1и 2 столбик устно цепочкой, 3 и 4 ст. - с комментированием
Какие случаи из второго столбика будут обратными для случаев из первого столбика?
Физкультминутка
–Давайте отдохнем. Я буду показывать карточки с примерами, а вы числом движений ответите.
Столько раз ногою топни - 12: 3,
Столько раз руками хлопни - 20: 4,
Мы присядем ровно столько - 21: 7,
Наклонимся мы сейчас - 18: 9,
А подпрыгнем столько раз - 12: 2.
Отдохнули! Хватит с нас!
Работа над пройденным материалом. Решение задач
– А сейчас рассмотрим задачу стр. 65 № 3.
– Прочитайте условие
– О ком говорится в условии? – Что они делали?
– Что они сделали с морковкой?
– Как разложили морковку? – Что обозначает число 27? А 18? – Что обозначает первое выражение? Найдите его значение3 клетки – Что обозначает второе выражение? Найдите результат 2 клетки – Что обозначает третье выражение? Найдите его значение45 морковок – Что узнаем, если найдем значение четвертого выражения? Вычислите. в 5 клеток
–Можно ли ответить на этот же вопрос, используя первое и второе выражения? – Значит, если к условию задачи поставить этот вопрос, то сколько способов решения она может иметь? (2)
Работа с единицами длины.
– Сколько дм в 1 м? мм в 1 см? см в 1 дм? Выполните зад.№4 сам-но.
Итог урока
– Что понравилось на уроке больше всего? Что было тяжелее всего? Что надо еще изучить дома?
– Найдите значение выражений и вставьте их в соответствующие квадраты. Прочитайте слово, которое получилось.
4 ∙ 9 = ы 9 ∙ 9 = л 63 : 9 = д
54 : 9 = м 9 ∙ 6 = ц 9 ∙ 8 = о
66
772
8 81
772
77
554
336
м
о
л
о
д
е
ц
Домашнее задание
Задача 3 решить любым способом, выучить таблицу умножения и деления с числом 9