Разработка урока по теме "Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ"
Разработка урока по теме "Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ"
Разработка урока по теме "Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ", для учащихся 2 класса. К УМК В.П, Канакиной, В.Г. Горецкого ("Школа России")
Источник урока: Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю.С41 Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. – 4-е изд. - М.: ВАКО, 2019. – 368 с. – (В помощь школьному учителю). ISBN 978-5-408-04262-3
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ"»
Разработка урока по русскому языку: «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН,НЧ», для учащихся 2 класса
Цели: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК,ЧН,ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ: обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.
- Какие ещё однокоренные слова вы можете подобрать?
(Язычок.)
Самоопределение к деятельности
- На какие три группы разделены слова?
бол..кол..цо ноч..ной
лос.. кон..ки хищ..ный
ден.. пал..то кон..чик
- Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой. Что вы о них можете сказать? (Это мягкие согласные.)
- Как обозначается на письме мягкость согласных?
(Буквами Е, И, Я, Ё, Ю и мягким знаком.)
- Как обозначите мягкость согласного в первом столбике?
(Мягкость обозначим мягким знаком.)
- Во втором столбике?
- Что общего в написании орфограммы в первом и втором столбике?
(Мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике - в конце слова, а во втором столбике - в середине слова.)
- Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике. Что вы можете о них сказать? (Это тоже мягкие согласные.)
- Какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в этом столбике? (Никакую букву не будем ставить.)
- Почему? (В буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ мягкий знак не пишется.)
- Откройте учебник на с. 3. Прочитайте, чему будем учиться.
- Откройте учебник на с. 4. Прочитайте название темы сегодняшнего урока. (Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.)
Работа по теме урока
Упр. 1 (с. 4).
- Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят.
- Назовите слова с непарными шипящимисогласными звуками. (Помощник, улочка, курочка.)
- Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули? (Буквосочетания ЩН, ЧК.)
Упр. 2 (с. 4).
- Найдите условный значок. Что он обозначает? (Нужно поразмышлять над вопросом и высказать своё мнение.)
-Почему в выделенных буквосочетаниях не обозначена на письме мягкость согласных звуков [Ч’], [Щ’]? (Эти звуки всегда мягкие, но мягкий знак после букв Ч и Щ не пишется. Правописание этих буквосочетаний нужно запомнить.)
- Выполните задание самостоятельно.
(Четыре ученика работают у доски. После выполнения проводится самопроверка по образцам на доске.)
- Как произносятся согласные звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ? Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чем заключается опасность? (Звук произносится мягко, но мягкий знак не пишется.)
- Как называются такие опасные места в словах русского языка? (Они называются орфограммами.)
- Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тётушка Сова.
V. Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Закрепление изученного материала
Упражнения в написании слов с изученной орфограммой
- Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки. (Выполняется с комментированием).
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.
(Краски и кисточка.)
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
А ниточка в реке. (Удочка.)
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки. (Спички.)
На ветках полные комочки,
В них дремлют клейкие листочки. (Почки.)
Отгадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)
С именем вкусным,
Не бывает грустным,
Смотрит весело вокруг,
Он Незнайке лучший друг. (Пончик.)
- Подчеркните буквосочетания НЧ, ЧК.
2. Работа по учебнику
Упр. 4 (с. 5).
(Выполняется самостоятельно.)
- В каких словах вы подчеркнули буквосочетание ЧК?
- Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму.
(Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.)
- Оцените себя с помощью «светофора».
(Также можно использовать КИМы (тест 4, с. 21).)
Подведение итогов урока
- Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?
- Что нужно помнить при написании этих буквосочетаний?
- Всё ли вам было понятно?
- Какое задание вам было интересно выполнять?
Домашнее задание
Выполнить упр. (с. 5).
Источник урока: Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю.С41 Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. – 4-е изд. - М.: ВАКО, 2019. – 368 с. – (В помощь школьному учителю). ISBN 978-5-408-04262-3