Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку. 2 класс. Тема: "Грамматические группы слов. Части речи"»
Урок: русский язык
Класс: 2
Тема урока: Грамматические группы слов. Части речи.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык 2 класс» Н. Нечаева, компьютерная презентация, индивидуальные карточки, материал (снежинки) для рефлексии, карточки,
рабочие листы.
Цели урока:
- дать общее представление о частях речи;
- познакомить с понятиями «морфология», «части речи»;
- познакомить со способом деления слов на грамматические группы по определённым признакам,: на какие вопросы отвечают и что обозначают.
Предметные задачи: создать условия для развития у учащихся умения:
- правильно задавать вопросы к словам, определять смысл слов, распределять слова на грамматические группы;
Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Методы обучения: словесные, наглядно – иллюстративный, частично поисковый, проблемный.
Основные термины и понятия: части речи, грамматические группы, морфология.
Планируемые образовательные результаты:
Научатся:
- задавать вопросы к словам;
- различать грамматические группы слов.
Получат возможность научиться:
правильно воспроизводить образцы выполнения заданий, безошибочно применять алгоритмы и правила при решении учебных задач.
Ход урока.
I. Мотивационный этап.
- Ребята поприветствуйте своего партнёра по плечу, по лицу. Соедините свои ладони в группе. Вы единая команда, которая будет сегодня добывать знания. А чтобы знания были крепкими вы должны быть дружными и работать сообща.
- Я желаю, чтобы на уроке вам было интересно, познавательно, комфортно.
II. Мобилизующий этап. Постановка темы и цели урока.
Слайд 1.
- Сегодня вы не просто ученики, а исследователи института Грамматики. В нашем институте 4 лаборатории.
Слайд 2.
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,...
( А.С.Пушкин).
Сегодня эти строки будут девизом нашего урока.
Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов? ( Я думаю, нам предстоит сделать
какие-то открытия. Яуверен, что мы сегодня узнаем что-то новое). Да, вам предстоит сегодня сделать несколько открытий, получить новые знания.
- Сегодня мы узнаем что такое часть речи?
III.Минутка чистописания
Мм
грамматика орфограмма
IV. Актуализация знаний.
Итак, начнём наши открытия.
- Ребята, давайте вспомним, что нам уже известно про грамматические признаки слов.
Модель ARGuide.
Поработайте над этим заданием самостоятельно. Время работы 2 минуты.
ДО
УТВЕРЖДЕНИЯ
ПОСЛЕ
1. Наша речь состоит только из слов.
2.Все слова можно поделить на группы.
3. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? обозначают предмет.
4. Задаваемые вопросы помогают определить к какой части речи относится слово.
5. Морфология – это раздел науки о языке, изучающий части речи.
6. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? обозначают действие предмета.
- Отложите свою работу. Мы к ней вернемся позже.
V. Открытие нового знания
1.- Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений)
- А предложения?( предложения состоят из слов)
Вернёмся к строкам стихотворения.
- Запишите слово чудных.
- Подберите и запишите однокоренные слова. Обозначьте корень.
Чудных, чудо, чудеса, чудить.
Какие задания вы можете предложить? (Определить орфограммы в словах, распределить на группы)
( Определяем орфограммы)
- По какому признаку можно распределить на группы? (По грамматическому значению. Слова, которые обозначают предмет в одну группу; слова, обозначающие признак предмета – во вторую; слова, обозначающие действие предмета – в третью.)
- На какие вопросы отвечают слова из каждой группы?
- Какие слова определим в 1 группу, обозначающие предмет?
что? чудо, чудеса предмет
- Какие слова определим во 2 группу, обозначающие признак предмета?
Каких? чудных признак предмета
- Какие слова определим в 3 группу, обозначающие действие предмета?
Что делать? Чудить действие предмета
Вывод: В русском языке слова объединяются в большие группы слов, имеющие общие признаки, общие значения и отвечающие на одни и те же вопросы называются частями речи.
Частями речи и их особенностями занимается морфология. А что же обозначает слово морфология?
По- гречески:
Морфо «форма»
Логос «наука»
Морфология – это раздел науки о языке, изучающей части речи и их формы.
2. Проведём Раунд RelluRobun. В каждом ряду определите лишнюю часть речи. Время работы 2 минуты. Начинает партнер № 3.
Зима, стол, зимний, лес
Рисовать, рисунок, сидеть, петь
Дорогой, маленький, красный, мяч
Проверим:
Что? Что? Какой? Что?
Зима, стол, зимний, лес
Рисовать, рисунок, сидеть, петь
Дорогой, маленький, красный, мяч
3. Физкультминутка. Игра FollowtheLeader
4. Давайте, понаблюдаем:
Составить цепочку слов по образцу:
Что? Какой? Что делать?
Цветок – цветочный – цвести
Проверим:
Предмет
Признак предмета
Действие предмета
ночь
ночной
ночевать
смех
смешной
смешить
рыба
рыбный
рыбачить
5. Отгадайте загадки. Назовите слова – названия предметов, слова, обозначающие признак предмета, слова, обозначающие действие предметов.
VI. Итог урока. Модель ARGuide.
Просмотр видеоролика.
- Вернемся к нашим утверждениям. Заполним столбик «После». Время работы 2 минуты.
- Сравните столбики «До» и «После». Изменились ли ваши убеждения? Если ответы поменялись, ответьте на 7 вопрос. Если не поменялись, то на 8 вопрос.
Обсудите ответы на вопросы в группе в течение 3 минут. Начинает партнёр 2.
- Поделитесь своим мнением партнёры №4 каждой лаборатории.
VII. Рефлексия
Работа нашего института Грамматики подходит к концу.
- С каким настроением вы уходите с этого урока?
- Я тоже испытала радость от того, что мы дружно справились со своей задачей.