Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Растительный мир земли"»
рок 12 РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ЗЕМЛИ
Цели: познакомить учащихся с разнообразием растений на Земле; дать представление о возможности их существования в разной природной среде: в горах, воде, лесах, на лугу и др.
Оборудование: гербарии, иллюстрации с изображением растений, с телами живой и неживой природы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Знакомство с новым материалом.
1. Вводная беседа.
Учитель. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Растительный мир Земли». Как вы думаете, о чем вы узнаете в этом разделе?
– На какие вопросы вы ответите?
– Посмотрите на картинки, размещенные на доске.
– Назовите среди них картинки, изображающие тела живой и неживой природы.
– Сегодня на уроке и на последующих уроках мы будем изучать царство растений.
– Как вы думаете, что такое растение? (Ответы учащихся.)
2. Разнообразие растений на Земле. Работа с гербарием.
Учитель. Действительно, так и хочется ответить на этот вопрос: растение – это то, что растет. Это, конечно, не научный ответ, но одну из важнейших черт всех растений вы угадали правильно. Растение постоянно увеличивает массу своего тела. Клетки, расположенные на кончиках стеблей и корней, делятся постоянно, они работают в течение всей жизни растения.
– А вы знаете, когда на Земле появились растения?
Первые простейшие водоросли появились около 2 миллиардов лет назад. Около 400 миллионов лет назад возникли более сложные растения, напоминавшие современные папоротники. Сосны и другие хвойные деревья появились 300 миллионов лет назад. А вот первые цветущие растения украшали Землю 150 миллионов лет назад.
Природный растительный покров на Земле очень разнообразен. Растения можно увидеть повсюду. Даже на Крайнем Севере, в суровых условиях, мы находим приземистый ковер растений с господством мхов и лишайников.
– Рассмотрите гербарии, найдите мхи и лишайники. Какие особенности имеют растения севера?
– Вы уже знаете, что южнее арктической зоны находится тундра. Здесь растительность разнообразнее, чем на севере. С чем это связано, как вы думаете?
Так как большую часть тундры занимают болота и озера, эта зона богата ягодами: брусникой, голубикой, клюквой, морошкой. Растут в тундре деревья и кустарники. Только здесь они низкорослые – это карликовая береза и карликовая ива. Эти растения с коротким стеблем и мелкими листочками. Почему они имеют такое строение? Чем это можно объяснить?
Вопросы и задания:
– Какие растения леса вы знаете?
– Почему в зоне лесов могут расти деревья?
– Найдите в гербарии растения леса, составьте их устное описание по плану:
1) Название растения.
2) Дерево, кустарник, травянистое.
3) Особенности стебля.
4) Особенности листьев.
3. Устное описание рисунков (с. 46 в учебнике).
– Рассмотрите рисунки, прочитайте текст.
– Мы видим разнообразный растительный мир в разной природной среде: в горах, в лесу, на лугу, в воде и т. д. Растения приспосабливаются к различным природным условиям, и поэтому их внешний облик, состав зависят от климата, в котором они растут.
4. Чтение и анализ текста на с. 59–60.
Вопросы к тексту «Растения – живые существа»:
– Как называют живые тела природы?
– Почему растения относятся к живым существам?
– Назовите признаки организма.
Вопросы к тексту «Растения встречаются повсюду»:
– Что такое флора?
– Сколько видов растений обитает на Земле?
5. Выполнение заданий в рабочей тетради № 1.
6. Работа с текстом рубрики «Этот удивительный мир», с. 49.
III. Итог урока.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание: подготовить доклад о лекарственных растениях.
Урок 13 Если бы на земле не было растений
Цель: обобщить знания учащихся о разнообразии растений и их значении в жизни человека.
Оборудование: гербарные экземпляры, иллюстрации с изображением лекарственных и ядовитых растений, кроссворды.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного и проверка знаний.
Учитель. Я приглашаю вас совершить экскурсию в необычный лес, где «растут» кроссворды.
Кроссворд 1.
1. Растение, живущее на камнях, в суровых условиях Арктики.
2. Низкорослое дерево в тундре.
3. Садовый цветок.
4. Арктическая трава.
5. Луковичное декоративное растение с белыми или желтыми душистыми цветками.
Ответы:
1. Лишайник.
2. Ива.
3. Астра.
4. Камнеломка.
5. Нарцисс.
Кроссворд 2.
1. Цветок, растущий в горах, делающий людей счастливыми.
2. Дерево с резными листьями.
3. Дерево – символ России.
Ответы:
1. Эдельвейс.
2. Клен.
3. Береза.
Кроссворд 3.
1. Растение – символ Мексики.
2. Цветок – символ Голландии.
Ответы:
1. Кактус.
2. Тюльпан.
III. Знакомство с новым материалом.
1. Обсуждение вопроса: возможна ли жизнь на Земле без растений?
– Попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения. Нет ни привычных тополей на улице, нет крапивы у забора, пропали одуванчики и подорожник, торчавшие у края асфальтовой дороги. Исчезли все растения на земле. Может ли продолжаться жизнь на Земле? (Нет.)
– Докажите.
Ученики доказывают свои гипотезы.
2. Чтение и анализ текста учебника «Если бы на Земле не было растений».
– Как растения улучшают природу?
3. Обсуждение проблемы о значении растений в жизни человека.
– Объясните, почему лес называют легкими Земли.
– Природа – наш исцеляющий друг. И это полностью относится к зоне лесов. Лес, луг, речка – отличные места для отдыха. Здесь чистый воздух, что особенно важно для жителей городов, выезжающих сюда в выходные дни. Здесь ждут нас покой и радость.
Но растительный мир Земли – это не только красивейшие уголки природы, которые доставляют эмоциональное наслаждение: растения еще «кормят», «лечат», «одевают» человека.
– Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 51 и расскажите о значении каждого растения в жизни человека.
4. Сообщения учащихся на тему «Лекарственные растения».
– Сейчас я предлагаю посетить аптеку лекарственных растений, юные «специалисты» которой расскажут о том, какие растения при каких недугах помогают, как их собирать, заготавливать, употреблять. Послушайте сообщения о целебных свойствах лекарственных растений, возьмите их себе на заметку.
5. Чтение текста в рубрике «Этот удивительный мир», с. 51–52.
6. Самостоятельное выполнение заданий в рабочей тетради № 1.
IV. Итог урока.
– Зачем нужны растения на Земле?
Домашнее задание: подготовить пересказ текста учебника на с. 52–53.
Урок 14 РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ НА ЗЕМЛЕ
Цель: обобщить знания детей о разнообразии растений на Земле.
Оборудование: рисунки с ядовитыми и лекарственными растениями, гербарные экземпляры папоротника, мхов, хвойных растений и цветковых растений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного и проверка знаний.
Вопросы и задания:
– Разделите данные растения на две группы. (На доске представлены иллюстрации с лекарственными и ядовитыми растениями.)
– Почему лекарственные растения получили такое название?
– Были ли у вас случаи, когда растение помогло вам излечиться от какого-нибудь недуга?
– Расскажите правила обращения с ядовитыми растениями.
– Какое растение является лекарственным и ядовитым одновременно? Почему? (Ландыш.)
III. Знакомство с новым материалом. Работа в группах.
1. Составление рисунка-схемы «Разнообразие растений на Земле».
Учитель. На ваших столах лежат гербарии. Вы должны их внимательно рассмотреть, обсудить общие и различные признаки и назвать группу, к которой относятся предложенные вам растения (или это водоросли, или мхи, или хвойные растения, или цветковые).
После обсуждения ученики называют группы растений, а учитель на доске строит схему.
2. Характеристика каждой группы растений.
1) Цветковые растения.
– Почему они так называются?
– Чем они отличаются от других растений?
– Приведите примеры цветковых растений.
– Почему цветы красивы и душисты?
– Цветковые растения цветут вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых.
Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди. А насекомым важны лишь окраска, форма цветка и запах. Ведь цветы не просто приманивают, они еще и кормят одних насекомых соком-нектаром, других – пыльцой, третьих – тем и другим.
2) Хвойные растения.
– Почему эта группа получила такое название?
– Эти растения называют еще голосеменные, потому что кроме корня, стебля и листьев они имеют еще семена, которые расположены открыто (голо) на чешуйках шишек.
– Почему у елки зеленые иголки?
– Дело в том, что иголочки-хвоинки для ели, сосны, кедра – то же самое, что для других деревьев листья. На ели хвоинок гораздо больше, чем листьев на самом большом раскидистом дереве. Сбрось елка осенью свой колючий зеленый наряд – ей, чтобы вновь одеться густой хвоей, всей весны не хватит. Листья у деревьев так устроены, что готовят строительный материал для веток, ствола и корней куда быстрее, чем хвоя. Вот и приспособились хвойные деревья, чтобы не отставать в росте, просыпаться раньше лиственных, а засыпать позже.
Хвойные деревья меняют зеленый наряд постепенно. Елке, чтобы полностью «переодеться» (сменить все старые иголки), нужно около 9 лет.
3) Водоросли.
– Какие особенности строения имеют водоросли?
Чтение и анализ текста «Водоросли», с. 54–55 учебника.
4) Мхи.
– Прочитать самостоятельно текст в учебнике «Мхи».
– Где можно встретить мхи?
– Чем мхи отличаются от других растений?
– От чего зависит продолжительность жизни мхов?
– На болотах растет мох сфагнум. Он образует не просто ковер, как другие мхи, а целую перину. Растет он всю свою жизнь. А если сказать точнее, то растет его верхняя часть, а нижняя постепенно отмирает, образуя торф. Торф состоит в основном из остатков отмершего сфагнума. Недаром этот мох еще называют торфяным.
Слово сфагнум в переводе с греческого языка означает губка. И действительно, торфяной мох способен впитывать невероятно много воды – в 30–40 раз больше, чем весит сам.
Люди пользуются этим свойством сфагнума. Поскольку он впитывает больше влаги, чем хорошая вата, его издавна применяют при перевязке ран.
5) Папоротники.
– Что вы знаете об этой группе растений?
IV. Итог урока.
– Назовите группы растений, с которыми вы сегодня познакомились.
Домашнее задание: прочитать текст учебника на с. 54–58; по выбору подготовить сообщения о заинтересовавших вас растениях или выполнить задание в рабочей тетради № 1.