kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока на тему "Растительный мир земли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю разработку урока по предмету окружающий мир (3 класс) на тему Растительный мир земля.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Растительный мир земли"»

рок 12
РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ЗЕМЛИ

Цели: познакомить учащихся с разнообразием растений на Земле; дать представление о возможности их существования в разной природной среде: в горах, воде, лесах, на лугу и др.

Оборудование: гербарии, иллюстрации с изображением растений, с телами живой и неживой природы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Знакомство с новым материалом.

1. Вводная беседа.

Учитель. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Растительный мир Земли». Как вы думаете, о чем вы узнаете в этом разделе?

– На какие вопросы вы ответите?

– Посмотрите на картинки, размещенные на доске.

– Назовите среди них картинки, изображающие тела живой и неживой природы.

– Выберите из списка только тела живой природы:

Камень, тюльпан, гриб, скала, дерево, солнце, небо, мох, ива, тополь, планета, человек, оса.

– Какие царства природы вы знаете?

– Сегодня на уроке и на последующих уроках мы будем изучать царство растений.

– Как вы думаете, что такое растение? (Ответы учащихся.)

2. Разнообразие растений на Земле. Работа с гербарием.

Учитель. Действительно, так и хочется ответить на этот вопрос: растение – это то, что растет. Это, конечно, не научный ответ, но одну из важнейших черт всех растений вы угадали правильно. Растение постоянно увеличивает массу своего тела. Клетки, расположенные на кончиках стеблей и корней, делятся постоянно, они работают в течение всей жизни растения.

– А вы знаете, когда на Земле появились растения?

Первые простейшие водоросли появились около 2 миллиардов лет назад. Около 400 миллионов лет назад возникли более сложные растения, напоминавшие современные папоротники. Сосны и другие хвойные деревья появились 300 миллионов лет назад. А вот первые цветущие растения украшали Землю 150 миллионов лет назад.

Природный растительный покров на Земле очень разнообразен. Растения можно увидеть повсюду. Даже на Крайнем Севере, в суровых условиях, мы находим приземистый ковер растений с господством мхов и лишайников.

– Рассмотрите гербарии, найдите мхи и лишайники. Какие особенности имеют растения севера?

– Вы уже знаете, что южнее арктической зоны находится тундра. Здесь растительность разнообразнее, чем на севере. С чем это связано, как вы думаете?

Так как большую часть тундры занимают болота и озера, эта зона богата ягодами: брусникой, голубикой, клюквой, морошкой. Растут в тундре деревья и кустарники. Только здесь они низкорослые – это карликовая береза и карликовая ива. Эти растения с коротким стеблем и мелкими листочками. Почему они имеют такое строение? Чем это можно объяснить?

Вопросы и задания:

– Какие растения леса вы знаете?

– Почему в зоне лесов могут расти деревья?

– Найдите в гербарии растения леса, составьте их устное описание по плану:

1) Название растения.

2) Дерево, кустарник, травянистое.

3) Особенности стебля.

4) Особенности листьев.

3. Устное описание рисунков (с. 46 в учебнике).

– Рассмотрите рисунки, прочитайте текст.

– Мы видим разнообразный растительный мир в разной природной среде: в горах, в лесу, на лугу, в воде и т. д. Растения приспосабливаются к различным природным условиям, и поэтому их внешний облик, состав зависят от климата, в котором они растут.

4. Чтение и анализ текста на с. 59–60.

Вопросы к тексту «Растения – живые существа»:

– Как называют живые тела природы?

– Почему растения относятся к живым существам?

– Назовите признаки организма.

Вопросы к тексту «Растения встречаются повсюду»:

– Что такое флора?

– Сколько видов растений обитает на Земле?

5. Выполнение заданий в рабочей тетради № 1.

6. Работа с текстом рубрики «Этот удивительный мир», с. 49.

III. Итог урока.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание: подготовить доклад о лекарственных растениях.


Урок 13
Если бы на земле не было растений

Цель: обобщить знания учащихся о разнообразии растений и их значении в жизни человека.

Оборудование: гербарные экземпляры, иллюстрации с изображением лекарственных и ядовитых растений, кроссворды.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного и проверка знаний.

Учитель. Я приглашаю вас совершить экскурсию в необычный лес, где «растут» кроссворды.

Кроссворд 1.

1. Растение, живущее на камнях, в суровых условиях Арктики.

2. Низкорослое дерево в тундре.

3. Садовый цветок.

4. Арктическая трава.

5. Луковичное декоративное растение с белыми или желтыми душистыми цветками.

Ответы:

1. Лишайник.

2. Ива.

3. Астра.

4. Камнеломка.

5. Нарцисс.



Кроссворд 2.

1. Цветок, растущий в горах, делающий людей счастливыми.

2. Дерево с резными листьями.

3. Дерево – символ России.


Ответы:

1. Эдельвейс.

2. Клен.

3. Береза.


Кроссворд 3.

1. Растение – символ Мексики.

2. Цветок – символ Голландии.

Ответы:

1. Кактус.

2. Тюльпан.

III. Знакомство с новым материалом.

1. Обсуждение вопроса: возможна ли жизнь на Земле без растений?

– Попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения. Нет ни привычных тополей на улице, нет крапивы у забора, пропали одуванчики и подорожник, торчавшие у края асфальтовой дороги. Исчезли все растения на земле. Может ли продолжаться жизнь на Земле? (Нет.)

– Докажите.

Ученики доказывают свои гипотезы.

2. Чтение и анализ текста учебника «Если бы на Земле не было растений».

– Как растения улучшают природу?

3. Обсуждение проблемы о значении растений в жизни человека.

– Объясните, почему лес называют легкими Земли.

– Природа – наш исцеляющий друг. И это полностью относится к зоне лесов. Лес, луг, речка – отличные места для отдыха. Здесь чистый воздух, что особенно важно для жителей городов, выезжающих сюда в выходные дни. Здесь ждут нас покой и радость.

Но растительный мир Земли – это не только красивейшие уголки природы, которые доставляют эмоциональное наслаждение: растения еще «кормят», «лечат», «одевают» человека.

– Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 51 и расскажите о значении каждого растения в жизни человека.

4. Сообщения учащихся на тему «Лекарственные растения».

– Сейчас я предлагаю посетить аптеку лекарственных растений, юные «специалисты» которой расскажут о том, какие растения при каких недугах помогают, как их собирать, заготавливать, употреблять. Послушайте сообщения о целебных свойствах лекарственных растений, возьмите их себе на заметку.

5. Чтение текста в рубрике «Этот удивительный мир», с. 51–52.

6. Самостоятельное выполнение заданий в рабочей тетради № 1.

IV. Итог урока.

– Зачем нужны растения на Земле?

Домашнее задание: подготовить пересказ текста учебника на с. 52–53.


Урок 14
РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ НА ЗЕМЛЕ

Цель: обобщить знания детей о разнообразии растений на Земле.

Оборудование: рисунки с ядовитыми и лекарственными растениями, гербарные экземпляры папоротника, мхов, хвойных растений и цветковых растений.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного и проверка знаний.

Вопросы и задания:

– Разделите данные растения на две группы. (На доске представлены иллюстрации с лекарственными и ядовитыми растениями.)

– Почему лекарственные растения получили такое название?

– Были ли у вас случаи, когда растение помогло вам излечиться от какого-нибудь недуга?

– Расскажите правила обращения с ядовитыми растениями.

– Какое растение является лекарственным и ядовитым одновременно? Почему? (Ландыш.)

III. Знакомство с новым материалом. Работа в группах.

1. Составление рисунка-схемы «Разнообразие растений на Земле».

Учитель. На ваших столах лежат гербарии. Вы должны их внимательно рассмотреть, обсудить общие и различные признаки и назвать группу, к которой относятся предложенные вам растения (или это водоросли, или мхи, или хвойные растения, или цветковые).

После обсуждения ученики называют группы растений, а учитель на доске строит схему.

2. Характеристика каждой группы растений.

1) Цветковые растения.

– Почему они так называются?

– Чем они отличаются от других растений?

– Приведите примеры цветковых растений.

– Почему цветы красивы и душисты?

– Цветковые растения цветут вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых.

Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди. А насекомым важны лишь окраска, форма цветка и запах. Ведь цветы не просто приманивают, они еще и кормят одних насекомых соком-нектаром, других – пыльцой, третьих – тем и другим.

2) Хвойные растения.

– Почему эта группа получила такое название?

– Эти растения называют еще голосеменные, потому что кроме корня, стебля и листьев они имеют еще семена, которые расположены открыто (голо) на чешуйках шишек.

– Почему у елки зеленые иголки?

– Дело в том, что иголочки-хвоинки для ели, сосны, кедра – то же самое, что для других деревьев листья. На ели хвоинок гораздо больше, чем листьев на самом большом раскидистом дереве. Сбрось елка осенью свой колючий зеленый наряд – ей, чтобы вновь одеться густой хвоей, всей весны не хватит. Листья у деревьев так устроены, что готовят строительный материал для веток, ствола и корней куда быстрее, чем хвоя. Вот и приспособились хвойные деревья, чтобы не отставать в росте, просыпаться раньше лиственных, а засыпать позже.

Хвойные деревья меняют зеленый наряд постепенно. Елке, чтобы полностью «переодеться» (сменить все старые иголки), нужно около 9 лет.

3) Водоросли.

– Какие особенности строения имеют водоросли?

Чтение и анализ текста «Водоросли», с. 54–55 учебника.

4) Мхи.

– Прочитать самостоятельно текст в учебнике «Мхи».

– Где можно встретить мхи?

– Чем мхи отличаются от других растений?

– От чего зависит продолжительность жизни мхов?

– На болотах растет мох сфагнум. Он образует не просто ковер, как другие мхи, а целую перину. Растет он всю свою жизнь. А если сказать точнее, то растет его верхняя часть, а нижняя постепенно отмирает, образуя торф. Торф состоит в основном из остатков отмершего сфагнума. Недаром этот мох еще называют торфяным.

Слово сфагнум в переводе с греческого языка означает губка. И действительно, торфяной мох способен впитывать невероятно много воды – в 30–40 раз больше, чем весит сам.

Люди пользуются этим свойством сфагнума. Поскольку он впитывает больше влаги, чем хорошая вата, его издавна применяют при перевязке ран.

5) Папоротники.

– Что вы знаете об этой группе растений?

IV. Итог урока.

– Назовите группы растений, с которыми вы сегодня познакомились.

Домашнее задание: прочитать текст учебника на с. 54–58; по выбору подготовить сообщения о заинтересовавших вас растениях или выполнить задание в рабочей тетради № 1.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Разработка урока на тему "Растительный мир земли"

Автор: Новикова Анастасия Александровна

Дата: 27.11.2017

Номер свидетельства: 440982

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Разработка урока по окружающему миру "Сохраним природу земли вместе" "
    ["seo_title"] => string(76) "razrabotka-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-sokhranim-prirodu-ziemli-vmiestie"
    ["file_id"] => string(6) "148201"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419609974"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Разработка урока по Познанию мира на тему "Растение живой организм" "
    ["seo_title"] => string(71) "razrabotka-uroka-po-poznaniiu-mira-na-tiemu-rastieniie-zhivoi-orghanizm"
    ["file_id"] => string(6) "169285"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423394502"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Разработка урока по познанию мира на тему: "Разнообразие растений""
    ["seo_title"] => string(59) "razrabotkaurokapopoznaniiumiranatiemuraznoobraziierastienii"
    ["file_id"] => string(6) "339492"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471328453"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Методическая разработка урока  «Природные зоны России . Путешествие по тайге». "
    ["seo_title"] => string(83) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-prirodnyie-zony-rossii-putieshiestviie-po-taighie"
    ["file_id"] => string(6) "108078"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403544355"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Разработка урока по географии   «Природные зоны Земли» "
    ["seo_title"] => string(55) "razrabotka-uroka-po-ghieoghrafii-prirodnyie-zony-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "111101"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407058300"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства