Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по познанию мира на тему: "Разнообразие растений"»
Сабақтың жоспары
Поурочныйплан
The plan of the lesson
Сынып/ Класс/ Klasse: 4 класс
Пән/ Предмет/ Subject: Познание мира
Сабақтың тақырыбы/ Тема занятия/ Theme: Разнообразие растений
Мақсаты/ Цели занятия/ Objectives :
Білімдік/ образовательная/ educational: Показать разнообразие растительного мира на Земле
Дамытушылық/ развивающая/ developing: Дать характеристику разным группам растений, расширить знания учащихся о растениях, формировать навык самостоятельного изучения материала
Тәрбиелік/ воспитательная/ bringing – up: Воспитывать в детях бережное отношение к природе
Көрнекі құралдар/ Оборудование/ Resources:. сигнальные карточки, условные знаки, карточки с вопросами, открытки. комнатные растения, кора дерева, гербарии, «Красная книга», карта Казахстана, слайды с изображением природа на компакт-диске.
Сабақ даму/ход урока.
I .Актуализация прежних знаний:
а) создание позитивной обстановки:
-Добрый день, ребята!
б) психологический настрой:
- С каким настроением пришли сегодня на урок?
(дети сигнализируют картинками: тучка, солнышко, солнышко из-за тучки)
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки.
И недосуг дуть
На корабль бумажный-
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный! (А.Барто)
-Ребята, погладьте свои головки, чтобы они хорошо работали, погладьте левую сторону груди, чтобы нормализовать работу сердца.
в) повторение:
«Минутка календаря»
- Расскажите о погоде сегодня.стр.55(дневник наблюдения)
(ученик у доски сообщает дату, день недели и выставляет условные знаки погоды)
Актуализация знаний
- Мы с вами закончили раздел «Полезные ископаемые и их охрана» я задаю вопросы вы отвечаете
1. Что такое полезные ископаемые? Полезные ископаемые делятся?
2. Что такое кумтас?
3. Рыхлые горные породы?
4. Виды полезных ископаемых? Рудные полезные ископаемые, не рудные полезные ископаемые?
5. Использование полезных ископаемых?
6. Что такое почва? Состав почвы? Перегной? Плодородие?
7 охрана почвы?
II Формирование новых понятий и способов действий:
а) вступительное слово учителя:
-Сегодня мы начинаем большой раздел «Многообразие растений и животных». Мы будем говорить о их разнообразии, о богатстве растительного мира и местах их произрастания. Растения занимают четвертую часть живой природы. На территории нашей страны произрастает около 20 тысяч видов растений. Большинство из них травы. Растительный покров нашей области разнообразен.
Изучении нового материала
Мозговой штурм.
Что вы знаете о растениях?
Вывод: Растения всюду!
Все растения на Земле представляют собой царство, которое делится на отделы, а те, в свою очередь, на большие 5 групп. Это: водоросли, мхи и лишайники, папоротники, хвойные и цветковые растения, дерево, кустарники , травянистые растения
Дерево- многолетнее растение с одревесневшим главным стеблем (стволом), сохраняющимся в течение всей его жизни, и ветвями, образующими крону. Высота от 2 до 100 м, изредка больше. Отдельные виды (напр., сосна остистая) живут до 3-5 тыс. лет. Деревья принадлежат главным образом к хвойным (из голосеменных) и двудольным (из покрытосеменных) растениям. К ним относятся многие плодовые культуры.
Кустарники - жизненная форма растений; многолетние деревянистые растения высотой 0,8—6 метров, в отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а имеющие несколько или много стеблей, часто существующих бок о бок и сменяющих друг друга. Продолжительность жизни 10—20 лет.
Чаще всего расположены на границе лесов (кустарниковая степь, лесотундра). В лесах обычно образуют подлесок.
Представители: малина, боярышник, барбарис.
Травянистые растения
Жизненная форма высших растений. Травы имеют листья и стебли. Они не имеют постоянного древесного ствола над землёй. Травянистые растения бывают как однолетними и двулетними, так и многолетними.
Другие растительные виды формируют основную растительность многих стабильных сред обитания, развивающихся, например, в приземном слое лесов или в естественных открытых средах обитания, таких как луга, солончаки или пустыни.
(ребята получили задание кратко о них рассказать)
1.Водоросли- низшие растения. Обитают во влажных природных средах, в (ученик) болотах, прудах, около горячих источников. Ими питаются животные водоемов, они очищают воду. Бурые, красные водоросли и фукус разводят промышленным способом для удобрений и питания.
Загадки:
1. Есть змеи стометровые
Зеленые, бордовые.
А капитану в море
От них большое горе.
2. Вошли мы в реку босы,
А стали вдруг обутые.
«Русалочьи косы»
Ноги нам опутали.
Учитель:Водоросли- бывают одноклеточными и многоклеточными. Синезеленые водоросли имеют специальные пигменты, которые придают им особенный красивый цвет. Бурые водоросли прикрепляются ко дну морей. Обитают вблизи берегов и имеют длину нескольких десятков метров. Красные водоросли обитают в морях. Содержат красные и синие красящие вещества. Значение их огромно. Они являются пищей для животного мира рек, озер, морей, океанов. Их используют в сельском хозяйстве. Некоторые виды употребляют в пищу, делают лекарства.
(демонстрируются картинки, рисунки, гербарии с водорослями)
2. Мхи и лишайники сложные растения без корней. Мхи живут во влажных (ученик) зонах, под деревьями, в расщелинах скал. Лишайники принимают различные формы: напоминают листья, кустарники, кору. Живут они на стволах деревьев, на камнях стен.
Загадки:
1. Я- болотное растенье,
Конопатят мною стены.
2. Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава.
Учитель: Мхи и лишайники- высшие растения. Многолетние. Выносят большую жару и сильные морозы. Типичные представители: кукушкин лен и сфагнум. Встречаются они повсеместно. Мхи впитывают большое количество воды, поэтому поверхность воды им зарастает и заболачивается. Растет мох медленно, за год до 3-х см. Нижние участки болот темнеют, уплотняются и превращаются в торф- полезное ископаемое, которое используется, как топливо и удобрение.
(демонстрируются образцы мхов и лишайника на коре дерева, рисунки)
3.Папоротник- высшее сосудистое растение. Размножается спорами. На всей
(ученик) земной поверхности насчитывается около 10 тыс. видов. Многие виды папоротников – экзотические, их разводят специально.
Загадки:
1. Есть в лесу трава-краса.
Листья, словно паруса,
А в цвету красу-траву
Не увидишь наяву.
2. От пальмы верхушки
Растут на опушке.
И в гнилом овраге-
У гнилой коряги.
Учитель: Папоротник-группа высших споровых растений. Растут во влажных тенистых местах. В основном они травянистые и бывают всего лишь несколько мм, но в тропических районах встречаются в виде деревьев и достигают 20 м. В нашей стране обитают: орляк и пузырник. А это- экзотический папоротник «щитовник мужской».
(демонстрируется комнатное растение, а также рисунки, гербарии)
Физминутка:
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре-
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе- раз, это брасс.
Три, два, один-
Плывем как дельфин.
Качаясь на волне,
Плывем на спине.
Вышли на берег крутой,
Отряхнулись и домой.
4. Хвойные- высшие растения. Встречаются по всей Земле, приспособлены (ученик) к неблагоприятным условиям. Существуют более 600 видов. Имеют шишки с семенами и пыльцой. Прочную древесину используют для строительства и в мебельной промышленности.
Загадки:
1. У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви- только на макушке. (сосна)
2. И зимой, и летом
В зеленую шубу одета. (ель)
Учитель: Хвойные- представляют собой древесные формы, реже кустарники. Это: ель, сосна, пихта, кедр, кипарис, лиственница, секвойя. Их листья в виде иголок называются хвоей. Есть и листопадные хвойные, это- лиственница. У хвойных есть шишки с семенами, из которых получают витамины, кедровое масло. Хвойные леса- хранители вод, выделяют много кислорода. Из древесины готовят шелк, бумагу, пластмассы.
5.Цветковые- наиболее распространенные, высшие растения. Встретить их
(ученик) можно в любой части света, в любой природной среде.
Загадки:
1. Стоит в лесу кудряшка-
Белая рубашка.
Сердечко золотое,
Что это такое? (ромашка)
2. Стебель- кралатый,
Листик- усатый,
Цветок- душистый,
А плод- пушистый. (горошек)
Учитель: Цветковые- наиболее распространенная группа растений, насчитывает около 250 тыс.видов. Среди них много деревьев, кустарников, трав. Встречаются повсеместно. Многие цветковые- культурные и используются человеком в качестве пищи, лекарств. Дикорастущие являются кормом для животных. Цветковые господствуют в растительном мире. И если вас восхитит какой-нибудь красивый цветок- знайте, что растение наверняка относится к цветковым.
* Параллельно на доске выстраивается цепочка блоков. Дети рисуют ее в тетрадях.
III Формирование умений и навыков:
а) –Откройте учебники на стр.108- 109, рассмотрите рисунки, прочитайте название растений. К каким группам они относятся:
б) Работа в парах: Ученики задают небольшие вопросы по восприятию материала. «Ты- мне, я- тебе».
Слово учителя: Растения в нашей жизни играют огромную роль. Они являются пищей, промышленным сырьем. А травы играют в нашей жизни и другую важную роль. Издавна люди познавали их целебную силу. Среди дикорастущих всемирно известен «корень жизни» женьшень. Не менее известны и крапива, подорожник, зверобой. Однако, в нашей стране 500 видов растений находятся на грани исчезновения. Чрезмерный сбор лесных и полевых букетов послужил оскудению растений. Уходят от нас купальница, сон-трава, ветреница. Редко встретишь возле города ландыш. На помощь растениям пришла «Красная книга» Многое зависит и от нас с вами. Отдыхая в лесу, удержись от соблазна сорвать цветок.
Экологический светофор
Красный свет- природе вред!
Желтый- осторожно!
Свет зеленый- так красиво,
Лес сказал тебе спасибо!
1. Можно ли в лесу собирать лекарственные растения? (осторожно)
2. Можно ли разорять муравейники? (нет)
3. Можно ли собирать в лесу грибы? (осторожно)
4. Можно ли с поля, луга уносить букеты цветов? (нет)
5. Нуждаются ли в защите хвойные деревья? (да)
6. Можно ли из леса выносить яйца птиц, птенцов и детенышей животных? (нет)
7. Уходя из леса после похода, экскурсии, нужно ли убирать за собой мусор? (да)
IV Рефлексия:
а) – Все свои сокровища природа отдает человеку и за все это просит только одного: беречь ее! Давайте же будем беречь нашу природу! Старайтесь не уносить из природы ее сувениры: растения, насекомых, птиц, зверушек. Они должны жить на воле, радовать нас. А от общения с природой старайтесь уносить здоровье и бодрость, хорошее настроение, хорошие впечатления, желание помочь природе. Это зависит от каждого из нас.
Просмотр видео. «Не рви цветы»
Вывод.
– Понравился ли вам урок? О чем расскажете дома?
- А какое настроение у вас сейчас? (тучка, солнышко, солнышко из-за тучки)
- Желаю, чтобы такое настроение было у вас и на других уроках, а каждый из вас был бы маленьким солнышком. Спасибо за урок!