Тема урока | Деление суммы на число |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Цель урока | Создать условия для изучения и первичного закрепления нового материала –способов деления суммы на число; формирования умения самостоятельно строить и применять новые знания, рассуждать и делать выводы. |
Задачи урока | Обучающие | Знакомство с правилом деления суммы на число; усвоение и первичное применение способов действия нового материала. |
Развивающие | Способствовать развитию внимания, памяти и мышления; формированию УУД. |
Воспитательные | Воспитывать интерес к предмету, к окружающему миру; формирование личностных качеств. |
Планируемые результаты (в соответствии с требованиями ФГОС ООО) | Предметные | Научиться выполнять приём деления суммы на число разными способами; Закрепить умение решать текстовые задачи, совершенствовать вычислительные навыки. |
Метапредметные | Познавательные УУД: совершенствовать вычислительные навыки; общеучебные действия - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме по теме урока; логические действия – осуществлять поиск и отбор необходимой информации; активизировать познавательную и мыслительную деятельность обучающихся; Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; выдвигать предположения и доказывать их; осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления; уметь организовывать свою деятельность, самопроверку и самоконтроль; адекватно оценивать свои достижения. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника; организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками. |
Личностные | Формирование способности к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности; понимания необходимости учения, устойчивого учебно-познавательного интереса; готовность слушать собеседника и вести диалог; развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающим. |
Формы организации учебной деятельности | Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная. |
Методы обучения | Частично – поисковый, метод проблемного изложения, объяснительно-иллюстративный. |
Методы познания | Частично – поисковый, объяснительно-иллюстративный. |
Средства обучения | Математика 3 класс. Учебник. Часть 2. [М.И.Моро, М.А.Бантова и др.] -М., Просвещение, 2017; ЭП к учебнику. раздаточный материал, компьютер, проектор, сигнальные карточки, рабочая тетрадь. |
Этап урока | Ход урока/ Деятельность учителя | Деятельность учащихся на уроке | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
Мотивация к учебной деятельности. | Приветствие. Настрой на работу. Учитель проверяет готовность к уроку, задаёт вопросы. -Сегодня вторник? У нас урок технологии? У нас урок математики? В классе мальчиков меньше, чем девочек? Математике учиться в жизни пригодится? Вы в хорошем настроении? Вы готовы к уроку? Вы будете лениться? Вам интересно учиться? Тогда прошу садиться! *Число и классную работу ребята всегда записывают на перемене. | Дети проверяют свою готовность к уроку, включаются в деловой ритм урока. Отвечают на вопросы учителя «да», «нет». Настраиваются на работу. | | Личностные: чувство необходимости учения. Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии | Организует актуализацию изученных способов действий, мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. -Начнём наш урок с разминки для ума. Сегодня её проведёт Слава (Заранее ученик подготовил сообщение о птице, вместе с учителем подобрали задания для разминки). Слава: А у нас в гостях снова пернатый гость. Сегодня на урок к нам прилетела сойка. Что вы о ней знаете? Сойка – зимующая птица. Её называют лесным полицейским, так как она предупреждает лесных обитателей об опасности. А ещё она заготавливает корм на зиму. Собирает семена растений и прячет их, но очень часто забывает, в каком месте. Спустя года, на этих местах появляются молодые деревца. Так сойка помогает выращивать лес. Сойка приготовила для вас такие задания. 1.Переставь карточки с цифрами, сделай равенства верными. 69 : 5 = 4 48 : 2 = 7 2.Я буду читать ЗАДАЧИ, а вы должны устно решить и назвать полный ответ. ЗАДАЧА Дети посадили 8 рядов груш по 3 груши в каждом ряду. Сколько всего груш посадили дети? Ребята вырастили 16 красных тюльпанов, а желтых в 2 раза меньше. Сколько желтых тюльпанов вырастили ребята? Мухоловка пролетает в день 50 км, а почтовый голубь в 2 раза больше. Сколько км в день пролетает почтовый голубь? Стороны прямоугольника 4см и 5 см. вычисли его площадь. 3.Следующее задание. Вычисли. Раздаю вам карточки. Вы запишите ответ. Затем проверьте в парах, если вашему соседу трудно, объясните ему, как решить выражение (Приложение 1). 60 : 30 23 х 3 80 : 4 24х2 90 : 30 32 х 3 100 : 5 80:40 Могут ли знания устного счёта пригодится в нашей повседневной жизни? Где, например? | Отвечают на вопросы учителя, включаются в работу, вычисляют, решают задачи, называют ответ. | Знание арифметических действий, умение сравнивать, делать выводы, использовать изученные алгоритмы. Табличное и внетабличное умножение и деление. | Личностные: познавательный интерес к учебному материалу. Регулятивные: контроль, коррекция. Познавательные: ориентирование в своей системе знаний. Коммуникативные: формирование умения слышать и слушать. |
Выявление места и причины затруднения | На доске числовые выражения. Вычисли значение выражений и найди лишнее. Какое выражение вызвало затруднение? (5+3)х2 (40+3)х2 (4+5)х9 | (30+2)х3 (27+30):3 (6+4)х8 | | Находят лишнее число, поясняют свой ответ. Отвечают на вопросы учителя. Выявляют место затруднения. | Знание и умение применять способы умножения суммы на число. | Личностные: чувство необходимости учения. Регулятивные: умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: ориентирование в своей системе знаний. Коммуникативные: умение с помощью вопросов получать необходимые сведения, умение вступать в диалог. |
Построение проекта выхода из затруднения. | Вам интересно научиться решать такие выражения? Прочитайте это выражение (Сумму чисел 24 и 18 разделить на 3). А мы умеем быстро и правильно делить сумму на число? Чему нам нужно научиться на уроке? (Научиться делить сумму на число). | С помощью учителя определяют тему и цель урока. | Деление суммы на число | Личностные: стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений. Регулятивные: умение выявлять проблему; понимать и принимать учебную задачу; целеполагание, прогнозирование. Познавательные: умение определять учебную задачу. Коммуникативные: вступать в диалог. |
Реализация построенного проекта. | В этом нам поможет ЭП и, конечно, вы поможете друг другу. Объединитесь в группу. Вспомните правила работы в группе. Внимательно смотрим и слушаем. Включаю ЭП. Диктор: «Папа принёс домой 12 апельсинов, а мама 4 апельсина. Они поручили своему сыну Васе разделить апельсины поровну между всеми членами семьи: бабушкой, мамой, папой и Васей. Вася действовал так..» (Выключить запись). -Ребята. Предположите, как действовал Вася. Ребята работают в группах, предполагают способы деления апельсинов. Заслушиваем 1 способ. Проверяем. Далее второй способ, снова проверяем. Подводим итог и записываем в тетрадь. (12 + 4) : 4 = 16 : 4 = 4 12 : 4 = 3 4 : 4 = 1 3 + 1 = 4 (12+4):4 = 12:4 + 4:4 = 3+1 = 4 | Выполняют работу в соответствии с планом. Взаимоконтроль. | Деление суммы на число | Личностные: самоопределение к деятельности. Регулятивные: умение понимать и принимать учебную задачу. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.. |
Физкультминутка | Какая птичка прилетела к нам в гости? В классе ещё летают три её подружки. Кто найдёт всех, тот может красиво сесть на своё место. | Отдых. Стоя на месте, выполняют повороты головой, щут глазами птиц. | | Личностные: установка на здоровый образ жизни. |
Первичное закрепление во внешней речи. | Попробуем решить выражения разными способами. Учебник с. 13, № 1 (фронтально) Если вам очень трудно, то можно заглянуть в рабочую тетрадь (открыть обложку с памяткой). | Решают задание с устным объяснением | Деление суммы на число двумя способами | Личностные: самоопределение. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при объяснении приёмов деления суммы на число. Регулятивные: использование речи для регуляции своего действия. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Решите выражения. Решают на карточках (Приложение 2) (более сильные ученики решают в рабочей тетради с 19, № 44 (2 столбик). Сравнивают по эталону. Какие выражения вы решали. Применили новые умения? | Работа по учебнику. Знание способов сложения, деления чисел в пределах100. | Применение полученных знаний. Решение примеров по теме урока | Личностные: самоопределение. Регулятивные: действовать по плану и планировать свои учебные действия; контроль правильности и полноты выполнения арифметических действий, осуществлять коррекцию. Познавательные: умение структурировать знания при выполнении действий. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных и коммуникативных задач. |
Включение в систему знаний и повторение | Учебник № 2. Решение задачи. Фронтально. Дополнить недостающие данные в таблице на доске. Решить задачу разными способами. -Кто такой закройщик? (Посмотреть в словаре учебника по технологии). А вы кем хотите стать? Пригодится ли вам математика в вашей будущей профессии? | Расход ткани на 1 пл. | Колич. платьев | Общий расход ткани | 1 закр. | одинак. по 3 м | ? | 15 м | 2 закр. | ? | 12 м | Чему мы учимся на уроке? Помогли нам новые умения решить задачу? | Работа по учебнику. Решение задачи разными способами. | Умение выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы. | Личностные: навыки сотрудничества в ситуации групповой работы. Регулятивные: планировать свои учебные действия и действовать по плану; выбор действий в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, умение слушать собеседника. |
Рефлексия учебной деятельности. Домашнее задание. Итог урока. | Сможем ли мы сейчас решить то выражение, которое нам встретилось в начале урока? (24+18):3=24:3+18:3=8+6=14 Домашнее задание – «Право выбора» А) учебник с. 13 (внизу). Б) Электронное приложение «Деление суммы на число» №1. Эти оба задания обязательно помогут вам на следующем уроке работать хорошо и получить отличную отметку. Чему учились на уроке? Поясните способы деления суммы на число? *Дополнительное задание. Родители приготовили на «классный чай» 8 шоколадных и 16 карамельных конфет. Помогите разделить разными способами на 8 учеников. Спасибо за помощь на уроке. | Записывают домашнее задание в дневник. Показывают сигнал. Зеленый - Работаю отлично, со всеми заданиями справляюсь. Могу помочь товарищу. Желтый - Работаю хорошо, иногда нуждаюсь в помощи. Красный - Работать было интересно, но были проблемы, прошу помощи. | | Личностные: способность характеризовать собственные знания по предмету. Регулятивные: осуществлять контроль результата своей деятельности. Познавательные: овладение логическим действием – обобщением. Коммуникативные: задавать вопросы и формулировать свои затруднения. |
( 20 + 30 ) : 5 = 50 : 5 =____________________________________ ( 40 + 16 ) : 7 = ____________________________________________ ( 16 + 18 ) : 2 = 16 : 2 + 18 : 2 =_______________________________ ( 30 + 12 ) : 3 = __________________________________________ |
( 20 + 30 ) : 5 = 50 : 5 =____________________________________ ( 40 + 16 ) : 7 = ____________________________________________ ( 16 + 18 ) : 2 = 16 : 2 + 18 : 2 =_______________________________ ( 30 + 12 ) : 3 = __________________________________________ |
( 20 + 30 ) : 5 = 50 : 5 =____________________________________ ( 40 + 16 ) : 7 = ____________________________________________ ( 16 + 18 ) : 2 = 16 : 2 + 18 : 2 =_______________________________ ( 30 + 12 ) : 3 = __________________________________________ |
( 20 + 30 ) : 5 = 50 : 5 =____________________________________ ( 40 + 16 ) : 7 = ____________________________________________ ( 16 + 18 ) : 2 = 16 : 2 + 18 : 2 =_______________________________ ( 30 + 12 ) : 3 = __________________________________________ |
Сравни своё решение на карточке ( 20 + 30 ) : 5 = 50 : 5 =10 ( 40 + 16 ) : 7 = 56 : 7 = 8 ( 16 + 18 ) : 2 = 16 : 2 + 18 : 2 =8 + 9 = 17 ( 30 + 12 ) : 3 = 30 : 3 + 12 : 3 = 10 + 4 = 14 |
Сравни своё решение на карточке ( 20 + 30 ) : 5 = 50 : 5 = 10 ( 40 + 16 ) : 7 = 56 : 7 = 8 ( 16 + 18 ) : 2 = 16 : 2 + 18 : 2 =8 + 9 = 17 ( 30 + 12 ) : 3 = 30 : 3 + 12 : 3 = 10 + 4 = 14 |
Сравни своё решение на карточке ( 20 + 30 ) : 5 = 50 : 5 = 10 ( 40 + 16 ) : 7 = 56 : 7 = 8 ( 16 + 18 ) : 2 = 16 : 2 + 18 : 2 = 8 + 9 = 17 ( 30 + 12 ) : 3 = 30 : 3 + 12 : 3 = 10 + 4 = 14 |
Сравни своё решение на карточке ( 20 + 30 ) : 5 = 50 : 5 = 10 ( 40 + 16 ) : 7 = 56 : 7 = 8 2) ( 16 + 18 ) : 2 = 16 : 2 + 18 : 2 = 8 + 9 = 17 ( 30 + 12 ) : 3 = 30 : 3 + 12 : 3 = 10 + 4 = 14 |
Сравни решение в рабочей тетради. (70 + 28) : 7 = 14 (40 + 16) : 8 = 7 (17 +13) : 5 = 6 (49 + 32) : 9= 9 (54 + 18) : 6= 12 (21 + 15) : 4 = 9 (45 + 18) : 3 = 21 (56 + 35) : 7 = 13 |
Сравни решение в рабочей тетради. (70 + 28) : 7 = 14 (40 + 16) : 8 = 7 (17 +13) : 5 = 6 (49 + 32) : 9= 9 (54 + 18) : 6= 12 (21 + 15) : 4 = 9 (45 + 18) : 3 = 21 (56 + 35) : 7 = 13 |
Сравни решение в рабочей тетради. (70 + 28) : 7 = 14 (40 + 16) : 8 = 7 (17 +13) : 5 = 6 (49 + 32) : 9= 9 (54 + 18) : 6= 12 (21 + 15) : 4 = 9 (45 + 18) : 3 = 21 (56 + 35) : 7 = 13 |
Сравни решение в рабочей тетради. (70 + 28) : 7 = 14 (40 + 16) : 8 = 7 (17 +13) : 5 = 6 (49 + 32) : 9= 9 (54 + 18) : 6= 12 (21 + 15) : 4 = 9 (45 + 18) : 3 = 21 (56 + 35) : 7 = 13 |
Сравни решение в рабочей тетради. (70 + 28) : 7 = 14 (40 + 16) : 8 = 7 (17 +13) : 5 = 6 (49 + 32) : 9= 9 (54 + 18) : 6= 12 (21 + 15) : 4 = 9 (45 + 18) : 3 = 21 (56 + 35) : 7 = 13 |