Урок математики в 5 классе по теме « Окружность и круг» (Виленкин Н.Я.)
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Предмет
математика
Класс
5
Тема урока
Окружность и круг
Тип урока
Урок изучения нового материала
Цель темы
- Учить обучающихся формулировать тему и цели урока;
- учить распознавать геометрические фигуры «окружность» и «круг», «видеть» радиус и диаметр, уметь их находить;
- учить построению окружности с помощью циркуля;
учить учеников подводить итог урока
Планируемые образовательные результаты
Предметные
1.Формировать теоретическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах, их элементах;
2.Продолжать развитие изобразительных умений (научить пользоваться циркулем для построения окружности любого радиуса);
3.Формировать умение применять изученные понятия для решения задач практического характера.
Метапредметные:
1.Расширять кругозор, прививать умение совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда);
2 Продолжать развивать умение понимать и использовать математические средства наглядности.
Личностные: Развивать трудолюбие, дисциплинированность, уважение к одноклассникам, формировать интерес к математике.
Организация пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
Оборудование:
- Учебник Н. Я. Виленкина «Математика. 5 класс»;
- Т. М. Ерина. Рабочая тетрадь по математике.
- Рабочая тетрадь по математике к учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика: 5 класс» изд. «ЭКЗАМЕН» Москва 2012г.
- Тесты по математике к учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика: 5 класс» изд. «ЭКЗАМЕН» Москва 2012г.
- Раздаточный материал.
- Интерактивная доска.
- Чертёжные инструменты.
Образовательные интернет-ресурсы
Портреты и картинки (по поиску) http://images.yandex.ru/
Книга А.В. Спивака «Занимательные задачи» razym.ru›naukaobraz/disciplini/matem…spivak…odna…
Картинки http://office.microsoft.com/ru-ru/clipart
В презентации использованы рисунок туннель Савченко Е.М.
http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=9658
Анимированные картинки http://www.gifpark.ru/insects2.htm
Планируемый результат
- Различать окружность и круг;
- находить радиус и диаметр на окружности;
- правильно употреблять в речи математические понятия;
- правильно чертить окружность с помощью циркуля;
- знать соотношение между радиусом и диаметром.
Основные понятия
Окружность, круг; центр, радиус, диаметр, дуга, циркуль.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
1. ЭТАП Оргмомент.
Цель – активизация учащихся.
Деятельность учителя
- Тихо садитесь. Улыбнитесь друг другу и мы начинаем урок. Как вы думаете, почему я начала урок с этих строк?
Деятельность учащихся
Анализировать стихотворение и высказать свое мнение.)
Формирование УУД Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)
Личностные УУД (самоопределение)
2. ЭТАП Актуализация знаний. Фронтальный опрос.
Деятельность учителя
1.Устный счёт. Задача-шутка.
2.Какие виды линий изображены на рисунке 1?.На рисунке 2?
Рисунок 1 (на доске)
Рисунок 2 (на доске)
3 Какие геометрические фигуры вы знаете?
4. Какие инструменты необходимы, чтобы изобразить линии и фигуры?
5. Какие единицы длины вы знаете?
На боковой доске написаны номера и тексты заданий, которые были заданы на дом. Повторение темы «Метрическая система мер"
Деятельность учащихся
2.Отвечает на вопрос.
(замкнутые и незамкнутые)
3.Называют геометрические фигуры 4.Карандаш, линейка, циркуль.
5. мм, см, дм, м, км…
Исправляют ошибки, дополняют решения, объясняют свои действия. Отвечают на вопросы.
Формирование УУД
Познавательные УУД :
(Анализ объектов с целью выделения признаков)
Личностные УУД: (Формулировать собственное мнение и аргументировать его.)
Коммуникативные: вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме
3 ЭТАП. Целеполагание и мотивация. Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока.
На доске дата и запись: «Окружность и круг»
Сегодня мы узнаем, что такое окружность, круг, узнаем свойства этих фигур. Научимся пользоваться циркулем для изображения этих фигур.
(Окружность и круг всегда присутствовали в жизни человека облегчая ее: гончарный круг, колесо. А у многих народов окружность была символов солнца (Ярило). Очень многие тела и предметы, которые нас окружают, имеют форму круга, окружности и шара
( посмотрите на экран). В окружающем нас мире есть микрочастицы (?) и макротела )(?). Все эти тела стремятся к форме шара.)
Записывают в тетради дату и тему урока
Приводят примеры (молекулы, планеты и т д )
Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования к познавательной задаче.
Демонстрация целостности окружающего мира.
4 ЭТАП. Изучение нового материала. Опыты. Цель – познакомить учащихся с понятиями «окружность», «круг», «радиус», «диаметр», «центр»; выявить соотношение между ними исследовательским путём.
Деятельность учителя
Постановка проблемы. Открытие нового.
Давайте выполним следующее задание.
1.Возьмите стакан, опустите горлышком в тарелку с окрашенной водой и оставьте отпечаток на бумаге. Сделайте так несколько раз. Какой след оставил стакан?
2. Теперь возьмите тарелку, приложите к листу бумаги и обведите ее маркером. Сравните получившийся след с первым опытом.
3. А теперь возьмите ножницы и аккуратно вырежьте по той линии, которую оставил маркер. Какая фигура получилась? (Круг)
В чем сходство и отличие полученных фигур.
Приведите примеры предметов, имеющих форму круга или окружности.
4. А сейчас свернем круг пополам. Сгиб образует линию. Она называется диаметр. А если еще раз свернем пополам, то линия сгиба – радиус. Ребята, обратите внимание на линии сгиба, они пересеклись в одной точке, эта точка называется центром круга. Что можно сказать о длинах диаметров? А что вы можете сказать о длинах радиусов?
5. А как начертить окружность иначе?
(Для этого существует Циркуль)
Циркуль мой, циркач лихой,
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился – и ни шагу.
Обратите внимание как пишется слово ЦИРКУЛЬ
Деятельность учащихся
1.Выполняют задание.
2.Выполняют задание и делают вывод (след является окружностью).
Дежурные собирают раздаточные материалы.
3.Выясняют сходство и отличия полученных фигур.
4.Знакомятся с понятиями диаметра, радиуса, центра и их свойствами.
4.Ответы учащихся.
Формирование УУД КоммуникативныеУУД (Постановка вопросов)
Познавательные УУД (самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели)
Проводят наблюдение и эксперимент под рукородством учителя, анализируют,сравнивают,обобщают фкты и явления.
Познавательные: (эмпирический эксперимент, формулируют выводы наблюдений, сравнивают).
Познавательные:
применение полученных знаний в решении практической задачи.