- Повернитесь друг к другу, посмотрите друг на друга в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что- то новое.
2.Актуализация жизненного опыта . Целепологание.
Яблоко, стул, лицо, герб, море.
- К какой части речи относятся слова? Определи род ,склонение.
Существительным зовусь,
На три склонения делюсь:
1 склонение- с окончанием- А и Я-
Рода женского и мужского, друзья.
2 склонения- род мужской без окончания,
А средний род – О- Е- плавное звучание.
Назовите тему нашего урока. (Второе склонение имён существительных).
Цель урока научиться определять 2-е склонение имён существительных, распознавать падеж существительных 2-го склонения.
3.Работа по теме урока.
1 .Оформление тетради под диктовку с доски.
2.Каллиграфическая минутка. Чтение скороговорки
На горе Арарат рвала Варвара виноград.
-Какой звук слышится почти в каждом слове? На минутке чистописания мы будем писать заглавную и строчную буквы Р, р слово виноград.
Со словом виноград придумать и записать предложение, найти главные члены предложения.( Работа у доски).
3.Словарная работа на тему « Овощи».
Кругла, рассыпчата, бела, На стол она с полей пришла, Ты посоли её немножко, Ведь правда вкусная…. (Картофель)
Красный нос в землю врос, А зелёный хвост снаружи, Нам зелёный хвост не нужен, Нужен только красный нос. (Морковь)
Летом в огороде- Свежий и зелёный, А зимою в бочке- Жёлтый и солёный. (Огурец)
Он круглый и красный, Как глаз светофора, Среди овощей нет сочней…. (Помидор)
На жарком солнышке подсох и рвётся из стручков …. (Горох)
- Найди лишние слово . Объясни свой выбор.
Вывод: как определить склонение у существительных ?(по роду)
-Какие имена существительные относятся ко 2-му склонению?
4. Физминутка.
Сидели два медведя на тоненьком суку.
Один читал газету, другой месил муку.
Раз –куку, два-куку.
Оба плюхнулись в муку.
Нос в муке, хвост в муке,
Ухо в кислом молоке.
5. Закрепление новой темы.
1. Работа по учебнику. Выборочное письмо.
День, поле, лес, крик, плечо, взгляд, шум, тело.
Вывод. Какие имена сущ. относятся ко 2-му склонению?
Чтение правила
2. Работа в группе
Упражнение. Выписать имена существительные 2-го склонения. Обозначить окончания.
1 группа, 2группа, 3группа, 4группа проводят презентации работ, а 5 группа оценивает презентации.
Вывод: какие окончания имеют существительные 2-го склонения?
Работа по таблице.
И.п., В.п., П.п. - 0 окончание, о –е
Р.п. – а-я
Д.п. – у-ю
4. Работа в парах .
Упражнение. Прочитай пословицы. Объясни их значение Определи падеж выделенных слов .
От осени к лету поворота нету. На месте застрял – от жизни отстал. И трава в поле виноватого видит. За добро добром платят. Не верь Власу, а верь своему глазу. На бедного Макара все шишки падают- и с елок, и с сосен.
6. Тест.
1.Выбери окончания существительных 2-го склонения.