kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку по теме: "Правописание безударных гласных в корне слова". 3 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»

Тема урока: «Правописание безударных гласных в корне слова»

3 класс.

I

Цели обучения:

  • теоретическая цель: дать представление обучающимся о факте нахождения безударного гласного в разных частях слова, отчего зависит способ проверки.

  • практическая цель: формирование умений обнаруживать орфограмму, проверять ее и графически доказывать правописание.

Цели развития:

  • развитие аналитико-синтезирующего мышления (классификация, обобщение);

  • развитие умения планировать, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия.

Цель воспитания:

  • способствовать формированию положительного отношения к учебному процессу;

  • формирование способности к сотрудничеству.

Тип урока: изучение нового материала. (Первый урок в изучении темы).

Вид урока: урок - беседа.

Метод обучения: диалогический.

Планируемые результаты:

  1. Предметные УУД:

    • нахождение орфограммы в разных частях слова;

    • доказательство правописания орфограммы.

  2. Метапредметные УУД:

  • познавательные: самостоятельное использование предложенной информации, представленной в различных видах, на ее основе осуществление выбора решения орфографической задачи;

  • регулятивные: постановка цели, осуществление самоконтроля, оценивание процесса и результата деятельности;

  • коммуникативные: построение учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками.

3. Личностные УУД:

  • проведение самооценки;

  • проявление учебной и коммуникативной активности.

Оборудование:

  • рабочие тетради по русскому языку;

  • учебник;

  • для работы на доске карточки со словами;

  • для индивидуальной работы: таблица с буквами, 3 домика, сигнальные карточки, карточка с заданием, лист достижений.




Ход урока


  1. Организационный момент

Каждый день всегда, во всем,

Утром, вечером и днем

Смело, четко говорю

И тихонечко сижу.

(дети проговаривают хором и садятся за парты)

Учитель:

- Ребята! Начинаем наш урок! Желаю вам хорошо потрудиться и достичь высоких результатов. В этом вам помогут домики, которые можно будет использовать как памятки.

- Подготовьте ваши тетради к работе.


  1. Введение в тему урока и постановка цели

1. Задание на классификацию.

слёзки, трава, гряда , слеза, грядка, травка

(Слова записаны на карточках, которые прикреплены к доске в произвольном порядке).

У: - Разделите слова на группы.

- По какому признаку их разделили?

(Слова разделены по видам орфограмм)

У: - Какие виды орфограмм вы выделили?

(Безударные гласные в корне слова, парные согласные в корне слова).

слёзки слеза

грядка гряда

травка трава

2. Определение темы урока.

У:- Посмотрите на схему и определите, над правописанием какой орфограммы мы будем работать?


(Мы будем работать над правописанием безударных гласных в корне слова)

У: - Молодцы, правильно определили тему нашего урока.


3. Определение эмоционального настроения.

У: - С каким настроением каждый из вас начинает работу? Обозначьте его цветом.

(Учащиеся на полях тетради рисуют кружок, закрашивая его цветом, соответствующим их настроению: желтый - хорошее, зеленый - среднее, красный - некомфортное).




4. Постановка цели.

У:- Чему вы хотели бы научиться сегодня на уроке? Запишите свою цель на листе достижений. (См. приложение)

(Каждый ученик делает запись в своем листке достижений).

У: - Какова наша общая цель при изучении этой темы?

(Наша общая цель урока - учитъся находить орфограмму в корне слова и ее проверять).


  1. Актуализация знаний

  1. Задание на развитие внимания

а


л


и


э


ь


б


о


ш


е


ш


э


ь


л


б


я






У: - У каждого из вас есть таблицы с буквами. Рассмотрите их и определите, что нужно сделать.

(В таблице надо зачеркнуть одинаковые буквы).

У: - Правильно. Назовите оставшиеся буквы.

(А, О, И, Е, Я)

У: - Что между ними общего?

(Это буквы безударных гласных звуков).

У: - Сколько мы знаем безударных гласных звуков?

(Мы знаем 2 безударных гласных звука).

У:- Назовите их.

([а], [и]).

У:- Какими гласными буквами в слабой позиции они обозначаются?

(Звук [ а ] обозначается буквами а и о, звук [ и ] буквами и, е, я).


Учитель по ходу ответа выполняет схему на доске.

[а] [и]

/\ /\\

о а и е я

У: - «Поселите» эти звуки в домики.

(Заполняют домики).

У: - Что вы знаете о проверке безударных гласных в корне слова?

( Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы безударный стал ударным).



2. Задание на классификаиию.

У: - По какому еще признаку можно еще разделить слова на группы?

(Можно разделить на проверочные и проверяемые).

Работа со словами на карточках, прикрепленными к доске.

У: - Какие слова мы называем проверочными?

(Это слова, в корне которых находится безударный гласный звук).

У: - Какие слова мы называем проверяемыми? (Слова, в которых безударный гласный звук стал ударным).

У: - Разделите слова на группы по этому признаку.

слёзки слеза

грядка гряда

травка трава

У: - Молодцы! Вы хорошо подготовились к изучению этой темы. Сегодня нам предстоит разобраться в правописании данной орфограммы.


  1. Словарно – орфографическая работа


1. Задание на подбор слов с данной орфограммой и графическое доказательство правописания.

У: - Придумайте слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова и запишите их.

( Ученики записывают слова на доске и в тетрадях. Например: грачи, гроза, грибы, стена, мячи).

У: - Объясните и графически докажите правописание орфограммы.

( Грачи. Слышу безударный гласный звук [а], корень грач, проверочное слово грач, значит, безударный гласный обозначу буквой а).

Аналогично разбираются остальные слова.

У: - Каким способом вы подбирали проверочные слова? (Мы изменяли форму слова).

2. Задание на определение местонахождения орфограммы и способа проверки.

У: - Какие еще части слова вы знаете? ( В слове есть корень, могут быть приставка, суффикс и окончание).

У: - Дайте название каждому домику, используя названия частей слова.

Дети заполняют крыши домиков.

На доске записаны слова: высота, побег, звезда, широкий, переход, цветок, старенъкий.

У: - Найдите во всех словах проверяемый безударный гласный в корне слова и графически докажите.

(В слове звезда безударный гласный обозначен буквой е и находится в корне звезд-, т. к. однокоренные слова звездный, звездочка.)

Аналогично разбираются слова широкий, цветок.

У: - Объясните правописание безударных гласных в этих словах.

( Звезд, проверочное слово звезды. Аналогично разбираются слова широкий, цветок).

Учащиеся выполняют задание у доски с объяснением. Остальные внимательно слушают ответ, и его правильность оценивают с помощью сигнальных карточек. (Зеленый цвет карточки - правильно, я согласен, красный - я не согласен, есть ошибка).

У: - Сделайте вывод о способе проверки безударных гласных в этих словах?

(Мы подбирали однокоренные слова).

3. Задание на разбор слова по составу.

У: - Смогли ли вы полностью выполнить задание, т.е. во всех словах найти орфограмму в корне слова? (Нет).

У: - В каких еще частях слова она может находиться?

(Она может находиться в приставке и суффиксе).

У: - Докажите свое утверждение. Что для этого нужно сделать?

(Мы в оставшихся словах найдем орфограмму и разберем их по составу).

Ученики работают у доски с объяснением.

(В слове высота безударный гласный обозначен буквой о, корень - выс-, -а - это окончание, - от - суффикс. Значит, орфограмма находится в суффиксе).

Аналогично разбираются слова побег, переход, старенький.


4. Задание на обобщение.

У: - А теперь давайте сделаем вывод о том, где же может находиться безударный гласный звук?

(Безударный гласный звук может находиться в корне, приставке и суффиксе).

У: - Запишите эти примеры на обратной стороне соответствующего домика.

Дети заполняют обратные стороны домиков.

У: - Как вы думаете, одинаков ли будет способ проверки орфограммы, находящейся в разных частях слов? (Да/ Нет)

У: - Вспомните, что известно о правописании приставок и суффиксов?

(Мы знаем, что они пишутся одинаково независимо от их произношения).

У: - Значит, что будем делать с безударными гласными в этих частях слова?

(Будем запоминать буквы безударных гласных в приставках и суффиксах).

У: - Давайте сделаем еще один вывод о том, как будем поступать с безударными гласными, находящимися в разных частях слова.

Задание «Скажите одним словом».

Если безударный гласный звук находится в

• приставке … (запоминаем)

• корне … (проверяем)

• суффиксе … (запоминаем)

У: - Запишите соответствующую инструкцию для гостей на пороге домика.

Дети заполняют пороги домиков.

5. Задание на определение проверочного слова и доказательство правописания безударных гласных в корне.

У: - У каждого из вас есть карточка. Прочитайте слова.

Гроза, грозный, погрозил, грозовая; каток, прокатитъ, катит; ходитъ, ходъба, ходики; носит, приноситъ, носильшик; светил, осветитъ, светит

У:- Как вы думаете, какое задание я вам предложу?

( Найти в словах букву безударного гласного, подчеркнуть ее).

У:- Совершенно верно, но не только. Вам предстоит еще определить проверочное слово.

У:- Спишите, первым поставив проверочное слово, затем однокоренные слова с безударным гласным, графически докажите наличие орфограммы и ее местонахождение в слове.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно в тетрадях.

У:- Давайте проверим, как вы выполнили задание.

(Проверочное слово грозный, корень - гроз -, в остальных однокоренных словах безударный гласный находится в корне и обозначен буквой о).

Ученики дают объяснения. Остальные проверяют работу у себя.

У: - Встретилась ли вам орфограмма в других частях слова? (Да)

У: - В каких? (В приставках и суффиксах)

У: - Графически покажите ее местонахождение.

У: - Что вы делаете, если безударный гласный будет в приставке или суффиксе?

(Запоминаем написание)

У:- Молодцы! Вы хорошо поработали, а теперь немножко отдохнем.


Физкультминутка


  1. Работа с текстом


1. Языковой анализ текста.

У:- Сейчас вам предстоит применить имеющиеся знания в практической ситуации при работе с текстом.

- Прочитайте текст, записанный на доске.


На улице холодно. В аллеях парка стояла тишина. Только старые липы стонали и охали. Они качали мерзлыми ветвями. На дерево сел снегирь. Он выставил красную грудку и брюшко. Вот какой он бравый! Люди замедляли шаги и улыбалисъ. Первый снегирь стужу зазывает. А ночью ударил мороз.


У:- Какого типа текст.

(Это текст - повествование)

У:- О чем в нем говорится?

(В нем говорится о прилете снегиря).

У:- Что произошло?

(Появление снегиря связано с наступлением морозов)

У:- Как об этом рассказывает автор?

(Первый снегирь стужу зазывает. А ночью ударил мороз)

У: - Что вас удивило в тексте?

(Люди смотрели на снегиря и улыбались)

У: - Придумайте заголовок.

(Первый снегирь)

У: Есть ли в тексте элементы описания? (да)

У:- Найдите их.

( У снегиря красная грудка и брюшко. Он бравый!)

У: - Как вы понимаете значение слова бравый? (Бравый - это значит отважный, мужественный)

У: - Как вы думаете, он на самом деле такой или только делает вид?

(Делает вид)

У: - Как реагировали на поведение снегиря люди? Ответьте словами текста.

(Люди замедляли шаги и улыбались)

У:- Как вы понимаете смысл выражения «липы стонали и охали».

(Они издавали звуки как живые люди, им были плохо)

У:- От чего же им плохо?

(Им плохо от старости, холода)

2. Задание на развитие орфографической зоркости.

У: - Пробегите глазками по тексту и определите, в скольких словах находится безударный гласный в корне слова. Запишите это число карандашом на полях.

У: - Правильный ответ вы узнаете в конце работы с текстом.

Учащиеся записывают варианты ответов на полях.


3. Списывание текста с заданием.

У: - Какое задание вы могли бы предложить в соответствии с целью сегодняшнего урока?

(Списать текст, найти орфограммы и доказать их правописание)

У: - Правильно. А теперь составьте план выполнения предложенного вами задания.

(Спишу текст, проверю правильность его написания, выполню задание)

У: - Если все понятно, то приступаем к выполнению работы.

Ученики списывают текст. Самопроверка.

У: - Какие виды орфограмм встретились в тексте? Приведите примеры.

(Двойные согласные, парные согласные в корне слова, проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова)

У: - Найдите слова с проверяемыми безударными гласными в корне и объясните их правописание.

(Холодно - корень холод-, проверяемый безударный гласный, обозначенный буквой о (второй), проверочное слово холодный и т.д.)

У: - Сколько слов с безударными гласными встретилось вам в тексте? (13)

У: - Сравните это число с тем, которое было записано на полях.

- У кого был такой же результат? Близкий к нему?

У: - На этом этапе урока каждый из вас хорошо поработал, поэтому скажите себе: «Я молодец!»


  1. Итог урока.

У: - Подведем итог урока. Посмотрите в листе достижений какую цель вы поставили перед собой на уроке. Проанализируйте свою работу и определите, чему вы научились в рамках нашего урока. Запишите на этом же листе.

- Достигли ли вы своей цели?


  1. Домашнее задание

У: - Домашнее задание будет предложено вам на выбор: 1 вариант - упражнение из учебника, 2 - из предложенного текста выписать слова с данной орфограммой и доказать ее правописание, 3 - самим подобрать слова с изучаемой орфограммой и доказать ее правописание.

У: - Каждый может выбрать себе задание по силам и в соответствии с целями, которые поставил перед собой.

У: - С каким настроением вы заканчиваете работу на уроке? Обозначьте его соответствующим цветом.

У: - На этом урок заканчивается. Спасибо всем за работу!
























Приложение


Лист достижений


Чему я хочу научиться на уроке?

Чему я научился на уроке?







9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Разработка урока

Автор: Зайцева Елена Михайловна

Дата: 21.01.2019

Номер свидетельства: 496517

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "разработка урока "Решение уравнений с модулем" "
    ["seo_title"] => string(50) "razrabotka-uroka-rieshieniie-uravnienii-s-moduliem"
    ["file_id"] => string(6) "119189"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413364206"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Методическая разработка урока "Размещение и выкладка товаров в торговом зале" "
    ["seo_title"] => string(87) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-razmieshchieniie-i-vykladka-tovarov-v-torghovom-zalie"
    ["file_id"] => string(6) "204701"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429711951"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "разработка урока  по теме «Использование информационных технологий  на уроке окружающего мира»"
    ["seo_title"] => string(106) "razrabotka-uroka-po-tiemie-ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokie-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "320454"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461079038"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Разработка  урока физики в 9 классе по теме «Силы в природе». "
    ["seo_title"] => string(61) "razrabotka-uroka-fiziki-v-9-klassie-po-tiemie-sily-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "124298"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414677354"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Методическая разработка урока " Распространенное определение. Реклама" "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-rasprostraniennoie-opriedielieniie-rieklama"
    ["file_id"] => string(6) "168784"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423301716"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства