Тема урока: «Правописание безударных гласных в корне слова»
3 класс.
I
Цели обучения:
теоретическая цель: дать представление обучающимся о факте нахождения безударного гласного в разных частях слова, отчего зависит способ проверки.
практическая цель: формирование умений обнаруживать орфограмму, проверять ее и графически доказывать правописание.
Цели развития:
развитие аналитико-синтезирующего мышления (классификация, обобщение);
развитие умения планировать, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия.
Цель воспитания:
способствовать формированию положительного отношения к учебному процессу;
формирование способности к сотрудничеству.
Тип урока: изучение нового материала. (Первый урок в изучении темы).
Вид урока: урок - беседа.
Метод обучения: диалогический.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
нахождение орфограммы в разных частях слова;
доказательство правописания орфограммы.
Метапредметные УУД:
познавательные: самостоятельное использование предложенной информации, представленной в различных видах, на ее основе осуществление выбора решения орфографической задачи;
регулятивные: постановка цели, осуществление самоконтроля, оценивание процесса и результата деятельности;
коммуникативные: построение учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками.
3. Личностные УУД:
проведение самооценки;
проявление учебной и коммуникативной активности.
Оборудование:
рабочие тетради по русскому языку;
учебник;
для работы на доске карточки со словами;
для индивидуальной работы: таблица с буквами, 3 домика, сигнальные карточки, карточка с заданием, лист достижений.
Ход урока
Организационный момент
Каждый день всегда, во всем,
Утром, вечером и днем
Смело, четко говорю
И тихонечко сижу.
(дети проговаривают хором и садятся за парты)
Учитель:
- Ребята! Начинаем наш урок! Желаю вам хорошо потрудиться и достичь высоких результатов. В этом вам помогут домики, которые можно будет использовать как памятки.
- Подготовьте ваши тетради к работе.
Введение в тему урока и постановка цели
1.Задание на классификацию.
слёзки, трава, гряда , слеза, грядка, травка
(Слова записаны на карточках, которые прикреплены к доске в произвольном порядке).
У: - Разделите слова на группы.
- По какому признаку их разделили?
(Слова разделены по видам орфограмм)
У: - Какие виды орфограмм вы выделили?
(Безударные гласные в корне слова, парные согласные в корне слова).
слёзки слеза
грядка гряда
травка трава
2. Определение темы урока.
У:- Посмотрите на схему и определите, над правописанием какой орфограммы мы будем работать?
(Мы будем работать над правописанием безударных гласных в корне слова)
У:- Молодцы, правильно определили тему нашего урока.
3. Определение эмоционального настроения.
У: - С каким настроением каждый из вас начинает работу? Обозначьте его цветом.
(Учащиеся на полях тетради рисуют кружок, закрашивая его цветом, соответствующим их настроению: желтый - хорошее, зеленый - среднее, красный - некомфортное).
4. Постановка цели.
У:- Чему вы хотели бы научиться сегодня на уроке? Запишите свою цель на листе достижений. (См. приложение)
(Каждый ученик делает запись в своем листке достижений).
У:- Какова наша общая цель при изучении этой темы?
(Наша общая цель урока - учитъся находить орфограмму в корне слова и ее проверять).
Актуализация знаний
Задание на развитие внимания
а
л
и
э
ь
б
о
ш
е
ш
э
ь
л
б
я
У:- У каждого из вас есть таблицы с буквами. Рассмотрите их и определите, что нужно сделать.
(В таблице надо зачеркнуть одинаковые буквы).
У:- Правильно. Назовите оставшиеся буквы.
(А, О, И, Е, Я)
У: - Что между ними общего?
(Это буквы безударных гласных звуков).
У: - Сколько мы знаем безударных гласных звуков?
(Мы знаем 2 безударных гласных звука).
У:- Назовите их.
([а], [и]).
У:- Какими гласными буквами в слабой позиции они обозначаются?
(Звук [ а ] обозначается буквами а и о, звук [ и ] буквами и, е, я).
Учитель по ходу ответа выполняет схему на доске.
[а] [и]
/\ /\\
о а и е я
У:- «Поселите» эти звуки в домики.
(Заполняют домики).
У:- Что вы знаете о проверке безударных гласных в корне слова?
( Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы безударный стал ударным).
2. Задание на классификаиию.
У:- По какому еще признаку можно еще разделить слова на группы?
(Можно разделить на проверочные и проверяемые).
Работа со словами на карточках, прикрепленными к доске.
У: - Какие слова мы называем проверочными?
(Это слова, в корне которых находится безударный гласный звук).
У:- Какие слова мы называем проверяемыми? (Слова, в которых безударный гласный звук стал ударным).
У:- Разделите слова на группы по этому признаку.
слёзки слеза
грядка гряда
травка трава
У: - Молодцы! Вы хорошо подготовились к изучению этой темы. Сегодня нам предстоит разобраться в правописании данной орфограммы.
Словарно – орфографическая работа
1.Задание на подбор слов с данной орфограммой и графическое доказательство правописания.
У:- Придумайте слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова и запишите их.
( Ученики записывают слова на доске и в тетрадях. Например: грачи, гроза, грибы, стена, мячи).
У: - Объясните и графически докажите правописание орфограммы.
( Грачи. Слышу безударный гласный звук [а], корень грач, проверочное слово грач, значит, безударный гласный обозначу буквой а).
Аналогично разбираются остальные слова.
У: - Каким способом вы подбирали проверочные слова? (Мы изменяли форму слова).
2.Задание на определение местонахождения орфограммы и способа проверки.
У:- Какие еще части слова вы знаете? ( В слове есть корень, могут быть приставка, суффикс и окончание).
У: - Дайте название каждому домику, используя названия частей слова.
Дети заполняют крыши домиков.
На доске записаны слова:высота, побег, звезда, широкий, переход, цветок, старенъкий.
У:- Найдите во всех словах проверяемый безударный гласный в корне слова и графически докажите.
(В слове звезда безударный гласный обозначен буквой е и находится в корне звезд-, т. к. однокоренные слова звездный, звездочка.)
Аналогично разбираются слова широкий, цветок.
У: - Объясните правописание безударных гласных в этих словах.
( Звезд, проверочное слово звезды. Аналогично разбираются слова широкий, цветок).
Учащиеся выполняют задание у доски с объяснением. Остальные внимательно слушают ответ, и его правильность оценивают с помощью сигнальных карточек. (Зеленый цвет карточки - правильно, я согласен, красный - я не согласен, есть ошибка).
У: - Сделайте вывод о способе проверки безударных гласных в этих словах?
(Мы подбирали однокоренные слова).
3. Задание на разбор слова по составу.
У:- Смогли ли вы полностью выполнить задание, т.е. во всех словах найти орфограмму в корне слова? (Нет).
У: - В каких еще частях слова она может находиться?
(Она может находиться в приставке и суффиксе).
У: - Докажите свое утверждение. Что для этого нужно сделать?
(Мы в оставшихся словах найдем орфограмму и разберем их по составу).
Ученики работают у доски с объяснением.
(В слове высота безударный гласный обозначен буквой о, корень - выс-, -а - это окончание, - от - суффикс. Значит, орфограмма находится в суффиксе).
Аналогично разбираются слова побег, переход, старенький.
4. Задание на обобщение.
У:- А теперь давайте сделаем вывод о том, где же может находиться безударный гласный звук?
(Безударный гласный звук может находиться в корне, приставке и суффиксе).
У:- Запишите эти примеры на обратной стороне соответствующего домика.
Дети заполняют обратные стороны домиков.
У:- Как вы думаете, одинаков ли будет способ проверки орфограммы, находящейся в разных частях слов? (Да/ Нет)
У:- Вспомните, что известно о правописании приставок и суффиксов?
(Мы знаем, что они пишутся одинаково независимо от их произношения).
У:- Значит, что будем делать с безударными гласными в этих частях слова?
(Будем запоминать буквы безударных гласных в приставках и суффиксах).
У:- Давайте сделаем еще один вывод о том, как будем поступать с безударными гласными, находящимися в разных частях слова.
Задание «Скажите однимсловом».
Если безударный гласный звук находится в
• приставке … (запоминаем)
• корне … (проверяем)
• суффиксе … (запоминаем)
У: - Запишите соответствующую инструкцию для гостей на пороге домика.
Дети заполняют пороги домиков.
5. Задание на определение проверочного слова и доказательство правописания безударных гласных в корне.
У:- У каждого из вас есть карточка. Прочитайте слова.
(Найти в словах букву безударного гласного, подчеркнуть ее).
У:- Совершенно верно, но не только. Вам предстоит еще определить проверочное слово.
У:- Спишите, первым поставив проверочное слово, затем однокоренные слова с безударным гласным, графически докажите наличие орфограммы и ее местонахождение в слове.
(Проверочное слово грозный, корень - гроз -, в остальных однокоренных словах безударный гласный находится в корне и обозначен буквой о).
Ученики дают объяснения. Остальные проверяют работу у себя.
У:- Встретилась ли вам орфограмма в других частях слова? (Да)
У:- В каких? (В приставках и суффиксах)
У:- Графически покажите ее местонахождение.
У:- Что вы делаете, если безударный гласный будет в приставке или суффиксе?
(Запоминаем написание)
У:- Молодцы! Вы хорошо поработали, а теперь немножко отдохнем.
Физкультминутка
Работа с текстом
1. Языковой анализ текста.
У:- Сейчас вам предстоит применить имеющиеся знания в практической ситуации при работе с текстом.
- Прочитайте текст, записанный на доске.
На улице холодно. В аллеях парка стояла тишина. Только старые липы стонали и охали. Они качали мерзлыми ветвями. На дерево сел снегирь. Он выставил красную грудку и брюшко. Вот какой он бравый! Люди замедляли шаги и улыбалисъ. Первый снегирь стужу зазывает. А ночью ударил мороз.
У:- Какого типа текст.
(Это текст - повествование)
У:- О чем в нем говорится?
(В нем говорится о прилете снегиря).
У:- Что произошло?
(Появление снегиря связано с наступлением морозов)
У:- Как об этом рассказывает автор?
(Первый снегирь стужу зазывает. А ночью ударил мороз)
У: - Что вас удивило в тексте?
(Люди смотрели на снегиря и улыбались)
У: - Придумайте заголовок.
(Первый снегирь)
У: Есть ли в тексте элементы описания? (да)
У:- Найдите их.
( У снегиря красная грудка и брюшко. Он бравый!)
У: - Как вы понимаете значение слова бравый? (Бравый - это значит отважный, мужественный)
У: - Как вы думаете, он на самом деле такой или только делает вид?
(Делает вид)
У: - Как реагировали на поведение снегиря люди? Ответьте словами текста.
(Люди замедляли шаги и улыбались)
У:- Как вы понимаете смысл выражения «липы стонали и охали».
(Они издавали звуки как живые люди, им были плохо)
У:- От чего же им плохо?
(Им плохо от старости, холода)
2. Задание на развитие орфографической зоркости.
У: - Пробегите глазками по тексту и определите, в скольких словах находится безударный гласный в корне слова. Запишите это число карандашом на полях.
У: - Правильный ответ вы узнаете в конце работы с текстом.
Учащиеся записывают варианты ответов на полях.
3. Списывание текста с заданием.
У: - Какое задание вы могли бы предложить в соответствии с целью сегодняшнего урока?
(Списать текст, найти орфограммы и доказать их правописание)
У: - Правильно. А теперь составьте план выполнения предложенного вами задания.
(Спишу текст, проверю правильность его написания, выполню задание)
У: - Если все понятно, то приступаем к выполнению работы.
Ученики списывают текст. Самопроверка.
У: - Какие виды орфограмм встретились в тексте? Приведите примеры.
(Двойные согласные, парные согласные в корне слова, проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова)
У: - Найдите слова с проверяемыми безударными гласными в корне и объясните их правописание.
(Холодно - корень холод-, проверяемый безударный гласный, обозначенный буквой о (второй), проверочное слово холодный и т.д.)
У: - Сколько слов с безударными гласными встретилось вам в тексте? (13)
У: - Сравните это число с тем, которое было записано на полях.
- У кого был такой же результат? Близкий к нему?
У: - На этом этапе урока каждый из вас хорошо поработал, поэтому скажите себе: «Я молодец!»
Итог урока.
У: - Подведем итог урока.Посмотрите в листе достижений какую цель вы поставили перед собой на уроке. Проанализируйте свою работу и определите, чему вы научились в рамках нашего урока. Запишите на этом же листе.
- Достигли ли вы своей цели?
Домашнее задание
У: - Домашнее задание будет предложено вам на выбор: 1 вариант - упражнение из учебника, 2 - из предложенного текста выписать слова с данной орфограммой и доказать ее правописание, 3 - самим подобрать слова с изучаемой орфограммой и доказать ее правописание.
У: - Каждый может выбрать себе задание по силам и в соответствии с целями, которые поставил перед собой.
У: - С каким настроением вы заканчиваете работу на уроке? Обозначьте его соответствующим цветом.
У: - На этом урок заканчивается. Спасибо всем за работу!