Конспект урока русского языка: Обозначение мягкости согласного звука на конце и в середине слова буквой мягкий знак. Перенос слов с мягким знаком.
Цель: Ознакомление обучающихся с правилами переноса слов с мягким знаком в середине слова.
Задачи:
1. Формирование предметных умений:
правописные умения:
- делить слова на части для переноса;
- оформлять предложение на письме (большая буква в начале предложения, знак препинания в конце предложения);
учебно-языковые умения :
- делить слова на слоги;
речевые умения:
- правильно списывать слова и предложения; проверять написанное, сравнивая с образцом.
2. Формирование метапредметных умений:
личностные умения:
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- определять общие для всех правила поведения;
- осознавать роль языка и речи жизни людей;
регулятивные умения:
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;
познавательные умения :
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- сравнивать и группировать буквы, слова;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
коммуникативные умения:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре.
Ход урока
Организационный этап
Прозвенел звонок. Начинается урок. Девиз нашего сегодняшнего урока:
«Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться,
Только тот, кто много знает
В жизни что-то достигает». ( 2 слайд)
- Проверьте, все ли у вас готово для работы: учебник русского языка, тетрадь, письменные принадлежности. Все ли на своих местах?
II . Актуализация знаний.
Открываем тетради. Подписываем число, классная работа.
Чистописание (на доске соединения букв) льк ольв ньк
- Прочитайте. Что есть в каждом буквосоединении и в слове? (Везде встречается мягкий знак)
- Что обозначает мягкий знак? (Мягкость согласных)
- Проанализируйте тип соединений букв. (Везде верхнее соединение, только ол – нижнее)
- Запишите в тетради, соблюдайте правила письма: посадка, расположение тетради, правильно возьмите ручку.
Работайте аккуратно, красиво.
III . Целеполагание. - Над какой темой работаем? (обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком.)
Расшифруйте слова
еньд – пень
еньп – день
гольу- уголь (4 слайд)
- Прочтите слова. Что можете сказать?
(Слова с мягким знаком на конце, эти слова переносить нельзя.)
- Давайте спрячем мягкий знак. Для этого образуйте однокоренные родственные слова, чтобы мягкий знак был в середине слова.
пень - пеньки
день - деньки
уголь – угольки (5 сайд)
- Сколько теперь слогов в слогах?
- Можем теперь разделить слова для переноса?
IV . Тема: Обозначение мягкости согласного звука на конце и в середине слова буквой мягкий знак. Перенос слов с мягким знаком. ( 6 слайд)
Цель нашего урока – научиться делить слова с мягким знаком в середине для переноса с одной строки на другую.
V.Изучение нового материала.
Работа по учебнику (С.89, упр.7)
крыл ь -цо кол ь -цо
кон ь -ки пал ь -цы огон ь -ки гир ь -ка
-Как нужно переносить слова с мягким знаком в середине слова? (7слайд)
Правило ( 8 слайд)
VI . Первичное закрепление изученного
Работа по учебнику (с.89, упр.6)
Встань поутру, не ленись!
Мылом вымойся, утрись.
Кто растрёпан, не умыт,
Тот собой людей смешит.
В.Одоевский
Запиши по памяти первое предложение. (9 слайд)
VII . Физкультминутка
VIII . Работа в парах.
Заполните пустые клетки так, чтобы получились слова с мягким знаком в середине. Разделите слова для переноса.
ь
м
о
ь
к
и
ь
т
о
ь
к
и
ь
ц
о
ь
к
и
(10 слайд)
Проверка.
IX . Коллективная работа
Прочитайте предложения
Лодка села на мел.
Мы мылись в банке.
Угол сложили в угол.
Догадайтесь, какие слова нарушают смысловое значение предложений.
Спишите, исправляя ошибки.
Какая буква помогла восстановить слова с новым значением? (11 слайд)
Самопроверка (12 слайд).
X . Итог урока. Рефлексия.
- Какая была цель урока? (Научиться делить слова с мягким знаком для переноса.)
- Достигли мы ее? (Достигли.)
- Как это доказать? (Знаем правило.)
(Рассказывают изученное правило)
- Оцените свою деятельность на уроке.
( На доске с помощью веселых и грустных Смайликов) (14 слайд)
Завершение урока (15 слайд)