Тема: Иван Сергеевич Соколов- Микитов «Листопадничек»
Цели: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством И. С. Соколова-Микитова, произведением «Листопадничек»; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать связную речь, мышление, творческую активность; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к природе и интерес к чтению. Планируемые результаты: Предметные: познакомятсяс произведением И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек», научатся: раскрывать главную мысль рассказа, делать выводы на основании анализа поступков героя, формулировать учебную задачу урока, осуществлять самооценку работы на уроке.
Метапредметные: Познавательные: находить и выделять в тексте необходимые эпизоды, основную мысль и тему эпизода,осознавать сущность и значение литературных сказок, рассказов. Регулятивные:формулировать учебную задачу урока, планировать свое высказывание, оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников. Коммуникативные: строить речевое высказывание по заранее составленному плану, воспроизводить спланированное высказывание, передавая чувства героев и свое отношение к ним, опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и в оценивании событий, участвовать в работе группы.
Личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей, ценить любовь, заботу друг о друге, уважение, доброту, мужество, осознавать ценность семьи, родного очага.
Оборудование: выставка книг и портрет И. Соколова-Микитова; презентация; раздаточный материал.
ХОД УРОКА I. Организационный момент Эмоциональный настрой на урок - Дорогие ребята, приветствую вас! Начинаем урок литературного чтения. Прозвенел звонок для нас! Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Мы легонечко вздохнём. Урок чтения начнем. II. Мотивация к учебной деятельности. 1. Беседа. - О чём мы сегодня будем говорить и читать? Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья. (Осень)( Слайд 2) - Давайте вспомним, что происходит в лесу осенью? Назовите признаки наступления осени. (Листья желтеют и опадают; становится холодно; температура воздуха понижается; птицы улетают на юг; звери готовятся к зиме). - Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают опадать листья? (Листопад) - Как вы думаете от какого слова образовалось слово листопад? (Лист.) Образуйте новые слова от слова «лист». (Листик, листочек, лиственный, листва) - Как вы думаете, почему листья опадают с деревьев? (Высказывания детей) - Какие изменения происходят в жизни животных осенью? Как они готовятся к зиме? (Линяют, запасают корм, рождают детёнышей) - Догадайтесь, почему я расположила этих животных группами? Игра «Кто как готовится к зиме?» 1. Белка, бобр, мыши; 2. Медведь, ёж, барсук; 3. Лиса, волк, заяц. ( I группа: животные, которые запасают себе на зиму корм; II группа: животные ложатся в спячку; III группа: животные не запасают корм, не ложатся в спячку). - У какого из названных животных детёныши появляются осенью? (Обучающиеся высказывают мнения). Проблемный вопрос: - Как называют зайцев, родившихся осенью? (Дети высказывают предположения.) ( Слайд 3) У нас в семье большая радость Пусть листья падают, летят, В канавке, тёплой под осинкой Три листопадничка лежат. (Зайцев называют листопадничками.) - Почему их так называют? (Потому что они родились осенью, когда с деревьев падают листья.) - Ребята, зайчиха может приносить приплод три раза в год. Как же называют зайчат каждого выводка? ( Слайд 4)
Зайчата первого выводка – «настовики», так как они появляются, когда на снегу есть наст (наст на снегу - заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели), летние зайчата – «колосовики» или «травники», а осенние – «листопадники». - А что вы можете рассказать о зайцах? - Какие фразеологизмы и пословицы о зайцах вам известны? (Подстреленный заяц недалеко бежит. За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь. Убить двух зайцев одним выстрелом. Пуганый заяц и пенька боится. Заяц от лисицы, лягушка от зайца бежит. Заяц самого себя боится. Вор что заяц: и тени своей боится. Родной куст и зайцу дорог.)
2. Речевая разминка - Листопаднички приготовили нам разминку. Как известно, бобры добры. Добротою бобры полны. Если хочешь себе добра, надо просто позвать бобра. Если ты без бобра добр, значит сам ты в душе бобр. Прочитайте медленно. Прочитайте с вопросительной интонацией (с утвердительной, с сердитой, с веселой, с ускорением, очень быстро). Что вы знаете о бобрах? Расскажите. (Сообщения детей.)
III. Целеполагание. - Сегодня мы познакомимся с новым писателем раздела «Люби живое», певцом русской природы И.С. Соколовым – Микитовым и его произведением. – Что вы интересного узнали о творчестве этого писателя при подготовке домашнего задания? (Выставка книг) И.С. Соколов-Микитов (18921975) - Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины. - Особую роль в становлении будущего писателя сыграл отец - Сергей Никитич. - От матери - Марии Ивановны, которая знала неисчерпаемое множество сказок и поговорок, и каждое слово которой было к месту, унаследовал он любовь к родному языку, к образной народной речи. - В молодые годы работал Иван Сергеевич в газете, плавал простым матросом на кораблях в разные страны. - В I мировую войну ушёл добровольцем на фронт, служил санитаром, поднимался в небо на первом русском бомбардировщике эскадрильи «Илья Муромец». - Участвовал в полярных экспедициях по освоению Северного морского пути. Много путешествовал: побывал на Кавказе и за Полярным кругом, на земле Франца-Иосифа, у рыбаков и нефтяников Каспия, на Тянь-Шане. - Из очередных поездок Соколов-Микитов привозил новые рассказы и очерки, в которых была жизнь, увиденная и рассказанная очевидцем и участником событий. - Писатель был хорошим знатоком всех видов русской охоты: и на медведя в берлоге, и на волков с флажками, и на пушного зверя с лайкой, и на зайца с гончими. Главной добычей после каждой охоты были вышедшие из-под пера писателя книги – очень правдивые, дышащие теплом любви к родной земле, природе, сочувствием к нашим меньшим братьям. - Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе. - С детьми в деревне он издавал газету, которая называлась «Заячья газета». Здесь они учились писать друг у друга. - В последние годы жизни у Ивана Сергеевича пропало зрение, но он не сдался- наговаривал свои произведения на диктофон. - Умер писатель в возрасте 83 года. В 1975 году. Вопросы – предположения Прочитайте название рассказа, который мы будем читать. («Листопадничек».) Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Предположите, о ком или о чем этот рассказ. (Дети высказывают предположения) - Как вы думаете, что могло произойти осенью с этими героями? - Назовите тему урока. - Определите задачи урока. Мы познакомимся Мы научимся Мы будем учиться
IV. Изучение нового материала 1. Словарная работа. Работа с толковым словарем - Чтобы наша работа была более успешной и текст более понятным, объясним значения некоторых слов. Хоровое чтение и толкование незнакомых слов: долговязый – высокий, худощавый, нескладный; обглоданные – объеденный; робеть -пугаться, стесняться, бояться; озяб – замёрз, продрог; ходко работают - работают быстро; настлано –настелено; плотина – сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма уровня воды; запрудили – перегородили реку плотиной; хатка – название небольшого дома на Украине; кладовая – помещение для хранения товаров, припасов, материалов; штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства; росома·ха хищное млекопитающее семейства куньих; выдра вид хищных млекопитающих семейства куньих, ведущее полуводный образ жизни.
2. Чтение произведения И.С. Соколова-Микитова (Читают учитель и обучающиеся.) 1 часть – чтение по 1 абзацу. - Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась? - Так о чем же эта часть? (О мечте листопадничка.) - Что может произойти с зайчонком дальше?
2 часть – чтение «буксир», выборочное чтение. Прочитайте, как улетали журавли. Как вели себя звери? - Чего испугался Листопадничек? - О чем эта часть произведения? (О подготовке животных к зиме.) - О чем может идти речь после данного фрагмента?
3 часть – чтение по ролям (автор, зайчонок, бобр.) Кого встретил зайчонок во время путешествия? - Как мы можем озаглавить 3 часть текста? (Встреча с бобрами.) Прочитайте по ролям отрывок, в котором говорится о разговоре Листопадничка с бобрами. Какие роли мы должны распределить? - Как вы думаете, что будет дальше? 4 часть – чтение за диктором. (Дети вполголоса читают за учителем, копируя его интонацию).
Инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения (“V” - уже знал, «+»- новое, «-»- думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы)
- Почему Листопадничек остался зимовать в хатке бобров? - Подберите заглавие к этой части. (Зайчонок в хатке бобров.) - Как вы думаете, понравится ли зайчику в гостях у бобров? Почему?
5 часть – хоровое чтение. - Как же провёл зайчик зиму? Найдите предложения, которые это подтверждают. - Как мы можем озаглавить 5 часть текста? ( За долгую зиму страху натерпелся.) - Что может произойти с Листопадничком дальше?
6 часть – самостоятельное жужжащее чтение. Взаимные вопросы. - Расскажите, как зайчонок попал на болото. - Что стали говорить о нём в лесу? - Подберите заглавие к этой части. (Наконец-то дома.)
3. Беседа по рассказу «Листопадничек» - Понравилось ли вам произведение? Чем? - К какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (Сказка о животных). - Докажите. (Сказка – произведение волшебного характера, основанного на вымысле. В сказке «Листопадничек» животные разговаривают, события нереальные.) - Какая эта сказка? (Литературная) Почему автор дал такое название сказке? Можно ли её озаглавить иначе? Объясните. (Это произведение о зайчике, который родился осенью. А таких зайчат называют листопадничками.) На доске написано несколько названий: 1.Путешествие зайчонка. 2.Храбрый зайчик. 3.Дружба зверей. – Прочитайте эти названия, выберите из них одно, наиболее подходящее, по вашему мнению, к прочитанной сказке. Объясните, почему именно этот заголовок соответствует его содержанию. – Кто из вас сможет убедить нас в том, что заголовок сказки, выбранный его автором, является самым подходящим? Почему вы так думаете?
V. Физкультминутка VI. Продолжение работы по теме урока Анализ литературного произведения 1. Выборочное чтение с комментарием Найдите и прочитайте как Листопадничек ушел из дома. Найдите и прочитайте как жилось зайчику у бобров. Найдите и прочитайте каких страхов натерпелся Листопадничек за долгую зиму. О чём он вспоминал? Найдите и прочитайте как произошла встреча Листопадничка с матерью.
2. Чтение – поиск - Прочитайте эпизод, который заставил вас переживать; улыбаться. - А знаете ли вы, что у бобров много врагов, которые часто разрушают их хатку? Назови тех, которые встретились вам во время чтения. -Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям.
3. Характеристика героев - Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор. - мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края); - непослушный (убежал из дома, ослушался маму); - любознательный (задаёт вопросы бобрам); - терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров); - добрый (помогал нянчить бобрят); - заботливый (кормит бобрят); - смелый (научился плавать); - любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров). - Дайте характеристику бобрам: - трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом пришлёпывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу); - запасливые (готовят корм на зиму); - гостеприимные (приютили зайца); - заботливые (волнуются за бобрят); - смелые (выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении); - чистоплотные (прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок). 4. Работа в группах: 1 группа: составляет синквейн о зайчике (На слайд выносится план работы с синквейном). 1 – существительное; 2 – 2 прилагательных; 3 – 3 глагола; 4 – ключевое предложение из текста; 5 строчка – 1-2 существительных (своё отношение) Зайчик Любознательный, трусливый Заботится, боится, ныряет Листопадничек познакомился с бобрами . Листопадничек.
· 2 группа: работа по карточкам - Вставьте подходящее слово из текста: Бежал, бежал (Листопадничек) по лесу, прибежал к глухой лесной (речке). Остался Листопадничек в бобровой (хатке). Любят (бобры) чистоту и порядок. За долгую зиму большого (страху) натерпелся зайчонок. Обрадовался Листопадничек, прижался к (матери). Крепко-крепко заснул возле матери в родном (гнезде) Листопадничек.
3 группа: составление плана План Мечта Листопадничка. Подготовка животных к зиме. Зайчонок в хатке бобров. Пришлось остаться на зиму. За долгую зиму страху натерпелся. Наконец-то дома.
5. Просмотр фрагмента мультфильма - Как вы думаете, почему автор именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям? (Только разлука и жизнь в тёмной норе бобра позволили зайчику понять, насколько ему дорого родное болото, заячье гнездо, где ему всегда рады старая мать-зайчиха и братья.) - Как вы думаете, мог бы зайчик по-другому провести зиму? - Я вам предлагаю другой вариант. - Какие ещё приключения могли произойти с зайчонком?
6. Работа с пословицами - Выберите самые точные пословицы, которые больше всего подходит к теме нашего урока. Объясните свой выбор. Много спать – дела не знать. Дома и стены помогают. Всякий кулик своё болото хвалит. Чужая сторона – дремучий бор. В гостях хорошо, а дома лучше! Друзья познаются в беде. Сердце матери лучше солнца греет. - Только дома нас всегда ждут, любят, заботятся о нас. Дом – это там, где живут самые родные и близкие нам люди. А в народе говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше!»
VII. Рефлексия Что вы узнали на сегодняшнем уроке? За что вы похвалили бы себя? Что вам захотелось сделать после этого урока?
VIII. Итог урока. - Ребята, с каким новым произведением мы с вами познакомились на этом уроке? - Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке? - Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чём вас заставила задуматься сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.) - Ребята, а вам никакого героя не напомнил Листопадничек? (Лягушку-путешественницу). Почему? Домашнее задание, выставление оценок. 1. Подготовить пересказ сказки от лица Листопадничка или Бобра (по своему желанию). 2. Проиллюстрируйте понравившийся эпизод сказки.