Урок литературного чтения 3 класс Куприн "Слон". В данной разработке урока применяется технология "Развитие критического мышления на уроках литературного чтения.(РКМЧ)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу.
Пусть мы с вами почти незнакомы,
Но надеюсь, друг друга поймём
А поможет нам в этом удача, мы ее на урок позовем. Выход на тему: Опрос: “Верите ли Вы” слайд 2 Учитель: Верите ли вы, что каждый из вас талантлив и уникален. Учитель: Верите ли вы, что животное может стать членом семьи? Учитель: Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки? Учитель: Верите ли вы, что мы сегодня откроем для себя “простую истину”? Семьей дорожить — счастливым быть. А поможет ответить нам на все вопросы, произведение Александра Ивановича Куприна. Слайд 3 Посмотрите на экран вы видите фотографию этого писателя. Учитель: Что вы можете сказать о характере этого человека? Добрый это человек или злой? Любит он природу, животных? Почему так решили? Ответы детей. Учитель: слайд 4Кто- нибудь из вас читал произведения Александра Ивановича Куприна? О ком писал автор?(о животных) Ответы детей. Учитель: Ребята, что по вашему мнению может подтолкнуть человека, чтобы он начал писать о животных? Ответы детей Учитель: Каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер? (наблюдательным). Ответы детей Учитель:Рассказ о А.Куприне. Александр Иванович любил жизнь, любил цирк, животных, много о них писал, а для этого изучал их повадки, характер. Особенно любил лошадей. Друг Александра Ивановича вспоминал как однажды в деревне возвращались они на лошадях из какой-то поездки к соседям. Подъезжая к усадьбе, заметили, что чья-то лошадь забралась в овёс. Друг хотел прогнать эту лошадь, но Александр Иванович подхватил ее за чёлку и привел в дом. Сел на неё верхом, заставил подняться по ступеням балкона и, как капризный ребёнок, настоял, чтобы её оставили ночевать в доме, и привязал около своей кровати. “Я хочу знать, когда и как лошадь спит, – говорил он, – хочу с ней побыть”. На другой день повторилась такая же история, но приведена была другая лошадь. Александр Иванович за ней ухаживал, кормил, поил и решился прекратить свои опыты лишь тогда, когда его спальня пропиталась запахом конюшни. Учитель: О каких чертах характера Куприна говорит такое поведение Александра Ивановича? Кем для него были животные? Ответы детей Учитель: Когда Куприны жили в Гатчине в собственном зелёном домике с садом, у них водились собаки, кошки, лошади, бойцовые петухи, медвежонок, обезьянка. Учитель: Многие любимые животные войдут в рассказы Куприна, такие как, например, “Сапсан”, “Мария Ивановна”, “Козлиная жизнь”, “Барбос и Жулька” и др. Вы видите эти книги на экране. Если захотите их прочитать, то где можно взять книги? Ответы детей Учитель: Я принесла для вас несколько книг, на переменах можно с ними познакомиться. Выставка книг. Учитель Куприны были гостеприимными, и в их доме всегда было много народу: писатели, поэты, знаменитые актеры, художники, акробаты, композиторы и музыканты. Но не все друзья Александра Ивановича знали, каким было его детство и юность. Учитель: Александр Иванович Куприн родился в 1870 году, т.е. 140 лет назад, отец умер через год после его рождения. С 6 лет он воспитывался в сиротском училище. В этом училище он жил круглые сутки, подолгу не видел свою маму, поэтому испытывал огромную потребность в родительской ласке и любви. Учитель: Ребята, почему я вам предложила послушать именно эти сведения об авторе? В чём их важность? Ответы детей Учитель: Как вы думаете, когда Александр Иванович стал писателем, о чём он начал писать? (О животных, как членах семьи; о семье, о родительской любви. В его рассказах животные объединяют семью.) Учитель: Сегодня, мы начнем знакомиться с произведением Куприна. слайд5 Откройте учебник на стр. ….. , прочитайте как называется это произведение. Учитель: Что вы знаете о слонах? Где живут слоны? Ответы детей. Работа над темой. Учитель: Вы сказали, что слон не обитает в нашей стране, а где в России можно встретить слона? (В зоопарке или в цирке).слайд6,7 Учитель: А вы любите цирк? Давайте представим, что мы попали на минутку в цирк и отдохнём (Слова для физминутки.)
Физминутка слайд 8 А вот добрый умный слон (ноги на ширине плеч, руки сгибают в локтях, приподнимают и разводят в стороны) посылает всем поклон, он кивает головой и знакомится с тобой.
- Как вы думаете о ком или о чем мы будем читать? - Давайте рассмотрим иллюстрацию к тексту на стр. …….. - Подтвердились ли наши версии?
Работа с текстом во время чтения.
А теперь подошло время для того, чтобы узнать, о чем это произведение.
1 часть – чтение вслух. Читает учитель.
- Давно ли болеет девочка? - Чьими глазами мы смотрим на докторов в начале рассказа? - С какой проблемой столкнулся доктор? - Слышали ли вы о такой болезни – равнодушие к жизни? Другими словом можно сказать, что это состояние называется АПАТИЯ Откроем толковый словарь Ожегова прочитаем значение этого слова. ( состояние полного безразличия) - Что узнали о девочке? Ответы детей
2 часть – чтение в парах
- Можно ли назвать Надю капризной девочкой? - Какая она девочка?
В паре - Прочитайте по ролям разговор мамы и дочери. - Что чувствует мама? Надя? - Как эти чувства передать при чтении? - Найдите подтверждение тому, что с Надей действительно что- то не в порядке. - Как автор рисует внутреннее состояние отца? Используя глаголы из текста, докажите стрессовое состояние отца девочки. Ответы детей • быстро ходит; • курит, курит; • садится на край кровати; • тихо поглаживает ноги Нади; • встает, отходит к окну; • плечи трясутся; • торопливо прикладывает платок к глазам; • бегает из угла в угол; • курит, курит, курит. (Растерян, нервничает, переживает, не знает, как помочь.) - Что вы можете сказать о семье девочки.
- Давайте посмотрим фрагмент мультфильма к этому произведению. Слайд 9 - Прочитайте текст и найдите отрывок к этому фрагменту. - Поняли ли родители просьбу Нади? - Почему так подробно автор описывает игрушку? - Живой и совсем как живой. В чем вы видите разницу? Ответы детей Учитель: Мы с вами познакомились с небольшим отрывком из произведения. Исходя из того что вы прочитали, кто больше всех переживает за состояние Нади? (мама и папа) – Кто в трудную минуту всю ответственность берет на себя? (Папа). С каким автором познакомились на уроке? (А.И. Куприн)
Учитель:слайд10 Александр Иванович Куприн именно тот автор, который, по словам К.Г. Паустовского, “...каждым своим рассказом призывает к человечности. Он повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье”
А где мы чувствуем себя по настоящему счастливыми? ( в семье) Учитель: Семья – самое ценное. Ради счастья, здоровья детей родители не боятся никаких трудностей. Слайд11 Учитель: А как вы относитесь к своим родителям? Как вы должны отвечать на их чувства, на их любовь к вам? (тоже любить, беречь, заботиться) Учитель: Урок подходит к концу. Какую “простую истину” мы сегодня с вами открыли? (надо любить и беречь своих родных, свою семью) я предлагаю вам составить СИНКВЕЙН на тему семья. Как его составить вы видите на экране. Слайд12 Кто хочет составить свой синквейн? Слайд13
Молодцы! Я увидела, что каждый из вас талантлив и уникален по- своему. А сейчас мы вернёмся в начало нашего урока и ответим на вопросы
(вернуться в начало слайда ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ)
С каким произведением мы начали работать на сегодняшнем уроке? Что нового узнали?
Слайд 14
Сегодня на уроке я узнал …..
Мне показалось интересным ….
Меня удивило…..
Я хочу похвалить …., за …… .
Учитель: Я тоже хочу дать оценку вашей работе. Вы сегодня были настоящими умницами, очень хорошо и активно работали на уроке. Я хочу сказать вам “Спасибо за урок”слайд15 и подарить на память вот таких симпатичных слоников.