kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Природные зоны России. Зона тундры" 4 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»



Окружающий мир

Тема урока: Тундра

Цель урока: формирование у учащихся представление о природной зоне тундры.

Задачи урока:

Формировать представление о географическом положении зоны тундры, климате, животном и растительном мире, роли человека в зоне тундры.

  • умение работать с источниками информации: текстом учебника, картой, атласом – определителем, иллюстрациями.

  • воспитывать бережное, чуткое отношение к природе;

  • продолжить формирование толерантного отношения к одноклассникам при работе в группах.

Формы, методы, технологии обучения: фронтальная, групповая и индивидуальная работа, практическая работа,  

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • Знать географическое положение зоны тундры, ее особенности, животный и растительный мир, роль человека.

  • Уметь работать с картой, приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране.

Личностные:

         Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

         Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Формирование умения планировать, действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД:

         Осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач.

Познавательные УУД:

         Самостоятельно находить информацию в материалах учебника.

         Выполнять учебно- познавательные действия, делать обобщения, выводы.

 

Оборудование:

         карта природных зон;

         инструкционные карты;

         атласы-определители "От земли до неба;

         презентация "Тундра".

         проектор, ноутбук, экран

         рисунки растительного и животного мира тундры

Тип урока: усвоения новых знаний



Ход урока:

1.      Орг. момент.

 

2.      Актуализация знаний.

Блиц-опросИндивидуальная работа по карточке.

-  Какую  большую тему мы начали  изучать? (Природа России)

- С какой природной зоной мы знакомились на прошлом уроке? ( С зоной арктических пустынь).

- Покажите эту зону на карте.

- Какие особенности климата в этой природной зоне?

- Как приспособились животные и растения к жизни в суровых условиях этой природной зоны?

- Назовите основные виды деятельности людей данной природной зоны.

- Как влияет хозяйственная деятельность человека на природу Арктики?

- Какие экологические проблемы с этим связаны?

- Можем  ли мы назвать арктическую зону безжизненной?

(Нет. Несмотря на суровые условия,  там живут животные и птицы и даже выращивают своих детенышей.)

 

Индивидуальная работа по карточкам.

 

Задание 1: подчеркни нужное слово в скобках, подходящее к тексту
Арктика занимает (острова, моря) Северного Ледовитого океана. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои (косые, прямые) лучи. Зимой в Арктике (полярный день, полярная ночь), а летом – (полярная ночь, полярный день). Полярной ночью в Арктике можно наблюдать на небе одно из красивейших природных явлений (полярное сияние, радугу). Солнце в Арктике поднимается (высоко, невысоко) над горизонтом.

 

Задание 2: Вставь вместо точек географические названия.

Арктика – это огромное пространство, расположенное на площади окраины материков и ________________________________________ океана с морями и островами. Солнце отправляет на эту зону ________________________.  Оно _________________ , но не _________________ . Зимой в Арктике _____________________________ .Темноту освещают луна, звезды и ___________________________ .  Дуют сильные______________________ .  Температура  воздуха опускается до______________________ .  Летом наступает______________________

- Вставь вместо точек географические названия.

Арктика – это огромное пространство, расположенное на площади …(Северного Ледовитого) океана с морями и островами. Солнце отправляет на эту зону …(косые лучи.) Оно …(светит) , но не …(греет).Зимой в Арктике … (полярная ночь).Темноту освещают луна, звезды и …(северное сияние). Дуют сильные…(ветры). Температура  воздуха опускается до… (- 600 градусов).  Летом наступает…( полярный  день). 

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

1. Мотивация учебной деятельности учащихся

- А чтобы тему урока узнать, кроссворд нужно разгадать:

Разгадывание кроссворда.

Слайд

  1. Короткое название ледяной зоны (Арктика)

  2. Птица с необычным красным клювом (Тупик)

  3. Название острова, на котором расположен заповедник (Врангеля)

  4. Арктика - царство снега и … (Льда)

  5. Растения, живущие в толще воды (Водоросли)

  6. Вид рыбы, обитающий в северных морях (Сайка)

Ребята, какое же ключевое слова кроссворда? Дети: тундра.

2.  Работа с картой природных зон.

- Какая зона расположена южнее зоны арктических пустынь? (тундра)

- Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту?

(Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия.)

 

3. Работа с наглядным материалом.
Фотографии с изображением тундры.
- Что вы можете рассказать о тундре по фотографиям?
- Тундра очень суровый, но и очень красивый северный край. И эти фотографии подтверждение тому.

 

- Исходя из всего сказанного и опираясь на свои ранее полученные знания, подумайте и расскажите, какой вы представляете эту природную зону.

(Тундра находится на побережье северных морей, за северным полярным кругом, в холодном поясе, значит, там холодно. Туда попадают косые солнечные лучи, а это значит, что зима должна быть суровой, там должно быть много снега. Это должна быть равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть – на Западно- Сибирской. С моря дуют ветры, значит, большие растения расти не будут.)

- Молодцы! У нас получилось неплохое коллективное описание. А как же выглядит тундра на самом деле?

- Тема нашего урока -  тундра. Тундра в переводе с финского языка означает "бесплодная” или "враждебная”.

- Какова цель урока? (Познакомиться с природной зоной тундры)

- Что мы будем делать для достижения этой цели?

(Работать с учебником и дополнительной литературой, работать с картой, выполнять предложенные учителем задания, работать в группах, рассуждать, отвечать на вопросы, делать выводы…) Составим план изучения природной зоны.

После высказываний детей и обсуждения, на доске под словом  «Тундра» появляется  табличка

План работы:

1)      Географическое положение, климат

2)      Растения

3)      Животные                                                                     

4)      Деятельность человека

5)      Охрана природной зоны.

4. Первичное усвоение новых знаний.

- Исследовать новую природную зону вы будете в группах. 1 группа – «Географы»

Цель: изучить климат природной зоны.  2 группа – «Биологи» Цель: изучить растительный мир. 3 группа -  «Зоологи» Цель: изучить животный мир. 4 группа – «Социологи»

Цель:  жизнь человека в тундре. 5 группа – «Экологи» Цель: изучить экологические проблемы в    тундре.

 - У вас на столах лежат инструкционные карты, иллюстрации и дополнительный материал. Ваша задача

 

Инструктаж:

- Распределить обязанности каждого человека в группе.

- Прочитать вопросы.

- Найти ответы, используя учебник, дополнительную литературу, раздаточный материал.

-  Оценить работу каждого члена в группе.

  

На краю парты квадратики разного цвета. Давайте посмотрим, что они обозначают.

Красный – докладчик (готовит сообщение), зелёный – чтец (читает текст), синий – секретарь (записывает ответы на вопросы),  жёлтый – хозяйственник (готовит карточки для кластера), фиолетовый – наблюдатель (наблюдает за работой), розовый – контролёр (следит за временем).

 

На эту работу вам отводится 10 минут. О готовности своей группы вы поднимаете зелёный кружок, о возникших трудностях – красный.

 

. Учитывается полнота и точность ответа, оформление выступления, качество афиширования.  При работе в группе следует соблюдать правила: не перебивать друг друга, слушать других и высказываться самому, быть доброжелательным и вежливым.

Оценка работы в группе

 

Полнота и точность ответа

Оформление выступления

Качество афиширования

Итого

1-я группа «Географы»

           

           

       

 

2-я группа «Биологи»

 

 

 

 

3-я группа «Зоологи»

 

 

 

 

4-я группа «Социологи»

 

 

 

 

5-я группа «Экологи»

 

 

 

 

ценивать работу группы мы будем по 5-ти бальной шкале.  После каждого

Работа в микрогруппах:

 

 

 

Вопросы карточки  «Помогайка»

 

Источники информации

1группа

«Географы»

Географическое положение, климат

1.Где расположена зона тундры? (запишите в таблицу)

2. Каким цветом обозначена?

3. Какие времена года выделяют в тундре?

4. Какая зима в тундре?

( продолжительность, температура)

Какое лето?

 ( продолжительность, температура)

Запиши в таблицу

5.Почему в тундре много болот? Какая там почва? Почему?

6.С чем связаны суровые условия тундры?

Составьте рассказ. Обратите внимание на вывод.

уч. стр. 84 - 85,

 карта природных зон России, стр. 72-73

 

 

 

 

Географическое положение, климат

1.Где расположена зона тундры? (запишите в таблицу)

Тундра находится

2. Какие времена года выделяют в тундре?

В тундре выделяют

3. Какая зима в тундре?

( продолжительность, температура)

Какое лето?

 ( продолжительность, температура)

Запиши в таблицу

Зима в тундре

Температура

Лето в тундре

Температура

 

4.Почему в тундре много болот? Какая там почва?

В тундре много болот, потому что

5.С чем связаны суровые условия тундры?

Суровые условия тундры связаны

 Вывод:

  • Расположена чуть южнее Арктики, холодная бескрайняя равнина;

  • Зима, весна

  • Зима длится около 7-8 месяцев, t – ( -50 С) ;

  • 2 месяца – полярная ночь;

  • Лето очень короткое (2-3 месяца) и прохладное. Температура в июле не превышает (+14 С.)

  • За короткое лето поверхность оттаивает на глубину от 50 см до 1 метра;

  • Кругом болота, мелкие озера;

  • Близость Северного Ледовитого океана

- Мы познакомились с климатическими условиями тундры, а сейчас нам предстоит узнать, как растения приспособились к жизни в таких суровых условиях.

- С чем связаны суровые условия тундры? (близость Сев. Лед.океана)

- Как вы думаете, богат ли растительный мир тундры в таких условиях?

- Какие растения смогли бы приспособиться к суровому климату тундры?

 

 

 

Вопросы карточки  «Помогайка»

 

Источники информации

2группа

«Биологи»

Растительный мир тундры

1. Перечислите, какие растения растут в тундре (запишите в таблицу)

2.Как растения приспособились к суровой жизни (корни, стебли, листья) запишите в таблицу

Составьте рассказ. Обратите внимание на вывод.

Оцените работу группы с помощью знаков  +, -

уч. стр. 88, рисунок с. 85

атлас – определитель с. 90-91

 

 

 

Растительный мир тундры

1.Перечислите, какие растения растут в тундре (запишите в таблицу)

В тундре растут

2.Как растения приспособились к суровой жизни (корни, стебли, листья) запишите в таблицу

Растения приспособились к суровой жизни. У них корни

листья

стебли

- Почему корни короткие? (т. к. вечная мерзлота, корни не могут проходить сквозь растения)

Т. 42 № 2, 3

- Как вы считаете, кому нужны растения? (животным)

- Какие животные могут жить в тундре?

 

 

Вопросы карточки  «Помогайка»

 

Источники информации

3группа

«Зоологи»

Животный мир тундры

1.Перечислите птиц, которые обитают в тундре (запишите в таблицу)

2.Как они приспособились к жизни в суровых условиях?

3.Перечислите зверей, которые обитают в тундре (запиши в таблицу)

4.Как звери приспособились к жизни в суровых условиях? (запиши в таблицу)

Составьте рассказ. Обратите внимание на вывод.

Оцените работу группы с помощью знаков  +, -

уч. стр. 88 - 90,

рисунок с. 86 - 87

 

Животный мир тундры

1.Перечислите птиц, которые обитают в тундре (запишите в таблицу)

В тундре обитают

2.Как они приспособились к жизни в суровых условиях?

Они приспособились к жизни в суровых условиях. У них

3.Перечислите зверей, которые обитают в тундре (запиши в таблицу)

В тундре обитают

4.Как звери приспособились к жизни в суровых условиях? (запиши в таблицу)

Они приспособились к жизни в суровых условиях. У них


- Как приспособились к тундре представители животного мира?

 

- Как вы думаете, чем могут заниматься жители тундры?

 

 

 

Вопросы карточки  «Помогайка»

 

Источники информации

4группа

«Социологи»

Население тундры и его хозяйственная деятельность

1. Основные занятия населения тундры.

2. Какие поиски ведутся в тундре?

3. Какие народы севера вам известны?

4.Как одеваются коренные жители тундры? С чем это связано?

Составьте рассказ. Обратите внимание на вывод.

Оцените работу группы с помощью знаков  +, -

уч. стр. 90 – 91 (1 абзац),

 

 

Население тундры и его хозяйственная деятельность

1.Основные занятия населения тундры.

Основные занятия населения тундры

2.Какие поиски ведутся в тундре?

В тундре ведутся поиски

3.Какие народы севера вам известны?

В тундре живут

4.Как одеваются коренные жители тундры? С чем это связано?

 


 Физминутка: 


- С развитием промышленности в тундре возникли города, рабочие поселки, проложили дороги, протянули линии электропередачи.  Как это отразилось на природе тундры? Какие могут возникать проблемы?

 

 

Вопросы карточки  «Помогайка»

 

Источники информации

5группа

«Экологи»

Охрана природы

1.Экологические проблемы тундры.

2.Охрана природы тундры.

3.Как связаны между собой обитатели тундры? Проследите  цепочки питания животных, обитающих в тундре?

4.К чему приводит нарушение человеком цепей питания? Как не допустить этого?

Составьте рассказ. Обратите внимание на вывод.

Оцените работу группы с помощью знаков  +, -

уч. стр. 91 – 92, 94

 

 

Экологические проблемы тундры

1. Экологические проблемы тундры.

Экологические проблемы тундры

2. Охрана природы тундры.

 

3.Как связаны между собой обитатели тундры? Составьте  цепочки питания животных, обитающих в тундре?

 

4.К чему приводит нарушение человеком цепей питания? Как не допустить этого?

 

 

- Расскажите по рисунку с. 86 – 87 об экологических связях в тундре.

- К чему приводит нарушение человеком цепей питания? Как не допустить этого?

1.Ягель –  северный олень –  волк       

  2. Ягода –    лемминг –   белая сова

3. Растения тундры –     лемминг –    песец

4. Ягода  (мох) –   белая куропатка –  кречет (песец)

  

5. Первичная проверка понимания

- Почему тундру называют ранимой?

- Посоветуйтесь с соседом, какие меры надо принять для предотвращения экологической катастрофы. Как спасти природу тундры?

(Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжёлую технику, бережно относится к природным богатствам, ограничить отлов рыбы и охоту и т.д.)

Вывод: связь всех компонентов. При нарушении 1 компонента, нарушается вся тундра.

6. Первичное закрепление

- Сравните природу тундры и природу зоны арктических пустынь. Чем объясняется сходство и различие?

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Над какой темой работали?

- Достигли ли мы цели урока? Почему?

- Что помогло получить новые знания?

- Где могут пригодиться знания о тундре?    

Задания

1.Если бы тебе предстояло путешествие по тундре, какой бы вид транспорта ты выбрал?

2.Какие животные Арктики могут жить в тундре? Почему?

3.Какие животные тундры могут жить в Арктике? Почему?

4. Почему из всех животных тундры одомашнен именно северный олень?

5. Заполни пропуски

Тундра протянулась с …………….. на………………………… почти по всему побережью (северных, южных) морей.

 Эта зона находится (южнее, севернее) арктических пустынь.

В тундре выделяют __времени года………..и…………

Зима ……………и ………………….Морозы (…….оС) длятся около … месяцев.Лето в тундре …………и …………….Солнце греет ……….. Температура воздуха поднимается выше (…….оС)


Мы узнали, что растительный мир тундры значительно богаче, чем в Арктике.


Физминутка: игра «Согласен – не согласен»

 

- Я буду произносить фразу. Если вы согласны – похлопайте, если не согласны – потопайте.

- Зона тундры находится севернее Арктики. (топают)

- За лето почва тундры успевает оттаять на глубину не более метра. (хлопают)

- Безлесье – главный отличительный признак тундры. (хлопают)

- Из крупных животных в тундре обитает белый медведь. (топают)

- Большие пространства в тундре занимает лишайник ягель. (хлопают)

 

 9.  Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

подготовить сообщение о тундре, растениях и животных тундры, используя дополнительную литературу, интернет.

Т. с. 44 № 4, 6


Приложение

Задание: подчеркни нужное слово в скобках, подходящее к тексту


Арктика занимает (острова, моря) Северного Ледовитого океана. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои (косые, прямые) лучи. Зимой в Арктике (полярный день, полярная ночь), а летом – (полярная ночь, полярный день). Полярной ночью в Арктике можно наблюдать на небе одно из красивейших природных явлений (полярное сияние, радугу). Солнце в Арктике поднимается (высоко, невысоко) над горизонтом.

 

Задание: Вставь вместо точек географические названия                                                                                                                                

 

Арктика – это огромное пространство, расположенное на площади окраины материков и  ________________________________________ океана с морями и островами. Солнце отправляет на эту зону ________________________.  Оно _________________ , но не _________________ . Зимой в Арктике _____________________________ .Темноту освещают луна, звезды и ___________________________ .  Дуют сильные______________________ .  Температура  воздуха опускается до______________________ .  Летом наступает______________________ .

 


































 

 У  р ок – путешествие по окружающему миру на тему: «Тундра».



Цель: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры; познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.

Задачи:

  • формировать у учащихся представление о природной зоне тундры;

  • познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека;

  • Развивать речь, логическое мышление, умение высказывать свою точку зрения, способности к самостоятельному решению учебных задач.

  • Воспитывать бережное отношение к природе.

  • формировать умение пользоваться дополнительной литературой

  • развивать речь, мышление учащихся; умение наблюдать, рассуждать, делать выводы; аргументировать свою точку зрения

  • развивать культуру поведения, умение работать в парах



Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление изученного.

Форма урока: урок – путешествие

Оборудование:

  • мультимедийная установка;

  • презентация;

  • карта «Природные зоны России»;

  • рисунки и фото растительного и животного мира тундры;

  • фильм «Природа России. Тундра»;

  • карточки для индивидуальной работы и работы в группах;

  • песня «Увезу тебя я в Тундру» Самоцветы.




Ход урока

I. Организационный момент.

- Добрый день! У нас сегодня необычный урок. Сегодня у нас много гостей. Давайте поприветствуем их!

Прозвенел звонок веселый. 
Мы начать урок готовы. 
Будем слушать, рассуждать, 
И друг другу помогать.

Слайд

Нас сегодня ждет дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмемся, ребята, скорей за работу,

Чтобы времени зря не терять.

О том, как потрудились дома,

Поспешим друг другу рассказать.





II. Проверка знаний.

- На прошлом уроке мы познакомились с самой холодной природной зоной России – Арктикой. Проверим, как вы усвоили материал.



Выполнение теста. Тест «Арктика». Слайд



  1. Природная зона арктических пустынь расположена…
    а) на островах Тихого океана;
    б) на островах Индийского океана;
    в) на островах Северного Ледовитого океана.

  2. В Арктике для растений и животных сложились…
    а) суровые условия;
    б) комфортные условия.

  3. В ледяной зоне растут…
    а) кедры, березы, черемуха;
    б) лишайники, мхи, полярные маки;
    в) бузина, орешник, айва.

  4. В Арктике обитают животные…
    а) бобры, нутрии, хомяки,
    б) волки, белые медведи, рыси;
    в) моржи, тюлени, белые медведи..

  5. Скопления птиц в Арктике называются
    а) птичьи рынки;
    б) птичьи слободки;
    в) птичьи базары.



Работа по карточкам.

Исправь географические ошибки в тексте:

Арктика – огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами (правильно - островами). Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (правильно – косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике полярный день (правильно – полярная ночь), а летом – полярная ночь (правильно – полярный день). Температура воздуха зимой опускается до -60оС, а летом не поднимается выше нуля (правильно – поднимается на несколько градусов выше нуля).

Работа с картой.

- Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь, называя географические объекты.

- Как вы себе представляете Арктику?

Молодцы! А сейчас отправляемся в путешествие .













III. Введение в тему.

- Люди отправляются в путешествие по разным причинам. Одних побуждает любовь к приключениям, других - неутомимая жажда открытий, третьих - неизвестность и очарование таинственностью.
- А мы сегодня продолжим путешествовать по природным зонам России.




Мы сегодня снова будем наблюдать, 
Выводы делать и рассуждать.

В путешествиях можно многое узнать

И друзьям потом об этом рассказать.

Новая природная зона приглашает вас – 
И опять в экспедицию отправляется класс.


- А чтобы тему урока узнать, кроссворд , ребята, поспешим разгадать:

Разгадывание кроссворда.

Слайд

  1. Короткое название ледяной зоны (Арктика)

  2. Птица с необычным красным клювом (Тупик)

  3. Название острова, на котором расположен заповедник (Врангеля)

  4. Арктика - царство снега и … (Льда)

  5. Растения, живущие в толще воды (Водоросли)

  6. Вид рыбы, обитающий в северных морях (Сайка)

Ребята, какое же ключевое слова кроссворда? Дети: тундра.

Слайд Ключевое слово: Тундра– это тема нашего урока. (вывешивается на доску кластер)

- Слово «тундра» произошло от финского слова, которое означает «плоский безлесный холм», а другое значение этого слова: «бесплодная или враждебная территория». Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Расположена на материке Евразия. (Показ по карте.) На карте эта зона обозначена фиолетовым цветом.

Слайд

- В течение урока вы должны заполнить схему, ответив на следующие вопросы по плану. (Учитель вывешивает на доску схему).

- По какому плану изучаем любую природную зону? (Учащиеся называют основные пункты, по которым идет изучение каждой природной зоны, а учитель добавляет схему).

В результате на доске составляется кластер.

Тундра

Климат. Деятельность человека.

Местоположение. Животный мир.

Растительный мир.







- Экскурсия наша планировалась заранее, поэтому сопровождать нас будут синоптики, ботаники, зоологи и экологи (4 группы – на столах выставлены таблички с названиями групп), которые побывают в тундре в составе научно - исследовательских экспедиций.

- Итак, садимся на оленьи упряжки и отправляемся в путь, а пока будем ехать, послушаем песню о тундре и попробуем представить эту природную зону.

Актуализация знаний.

Подбор одежды

- А теперь, оценив расположение тундры, вспомнив песню, подумайте, как одеться в экспедицию. (Слайд – названия одежды)

- На слайде есть виды одежды (меховая куртка, валенки, рубаха, кожаные перчатки, рукавицы, майка, меховая шапка и другие); подумайте, какая одежда подходит для нашего путешествия?

Слайд «Одежда населения тундры»

– А вот как одеваются коренные жители тундры.

– Как вы думаете, с чем это связано?

– Да тундра – очень холодная зона.

- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах, выполнить задания и заполнить кластер. (Учащиеся в группах обсуждают ответы на вопросы)





Вывод: Слайд (на доске дополняется схема)

  • Расположена чуть южнее Арктики;

  • Холодная бескрайняя равнина;

  • Зима длится около 7-8 месяцев, t – ( -50 С) ;

  • 2 месяца – полярная ночь;

  • За короткое лето поверхность оттаивает

на глубину от 50 см до 1 метра;

  • Кругом болота, мелкие озера;

  • Лето очень короткое (2-3 месяца) и прохладное. Температура в июле не превышает (+14 С.)



- Мы познакомились с климатическими условиями тундры, а сейчас нам предстоит узнать, как растения приспособились к жизни в таких суровых условиях.

Группа «Ботаников». Слово ботаникам.

– Растительный мир тундры значительно богаче, чем в Арктике.

Ученик – ботаник №1. Слайд.

Коротким полярным летом снега и льды тают, обнажая тундру. Разнообразные растения и мелкие животные, населяющие ее, мгновенно просыпаются. Растения переносят долгую зиму либо в семенах, либо вообще не замерзая. Поэтому они остаются под снегом, как бы в законсервированном состоянии, с вполне развитыми листьями и почками. Летом растения быстро развиваются и успевают дать семена за короткое северное лето. Оттаивает только поверхностный слой почвы на глубину от 10 до 40-50 см. Талые воды не просачиваются, а потому в тундре много болот.

Ученик – ботаник №2. Слайд.

Каждый, кто попадает в тундру, обращает внимание на олений лишайник или ягель, который служит основной пищей для северных оленей. Ягель имеет беловатую окраску. Он служит одним из важнейших кормовых растений оленям. Олени безошибочно находят его по запаху, даже зимой под слоем снега. Ягель растет медленно. Если олени съедают ягель, то только через 15 лет вырастает другой. Слайд

В тундре много различных мхов. (Слайд) Растения тундры низкорослые, многие из них стелются по земле. Так они приспособились к жизни здесь. Ведь у поверхности земли теплее, ветер слабее. А зимой снег полностью укрывает низкорослые растения и защищает их от морозов и ветров.

Слайд: несколько видов растений.

– Мы говорим о природе России. Какое дерево является символом России?

– Берёза.

Слайд «Берёза»

– Художники и поэты воспевали берёзу в своих произведениях. И вот эту красавицу берёзку: стройную, высокую. Попробуем поселить в тундре. На какую глубину в почву уйдут корни?

- Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.

Вывод: Слайд «Особенности растений» (на доске составляется кластер)

  • карликовые формы растений, т. к. сильные ветры;

  • их мелкие листья часто свернуты, одеты волосяным покровом,

  • растения стелятся по земле, образуя подушки;

  • корни расположены близко к поверхности;

  • короткий период цветения и созревания плодов;

  • яркая окраска цветов, привлекает насекомых;

  • растения многолетние.

  • короткие корни, т. к. многолетняя мерзлота



Физминутка. Слайд (Встали)

Ты по тундре стал шагать (шагаем)
Далеко кругом видать (присели, повороты вправо, влево, взгляд из-под руки)
Перешагивай деревья (шаг с высоким подниманием бедра)
Их, смотри, не растопчи (прыжок)
Если летом оказался, гнус скорее отгони (машем руками)
А зимою – не дрожи (похлопывают себя)
Сядем в нарты, и опять
Дальше тундру изучать (сели на место)











Ученик – «зоолог»: Северные олени хорошо приспособлены к жизни в тундре. Их передние ноги имеют широкие копыта с углублениями в виде ложки или совка, удобные для разгребания снега и откапывания из-под него ягеля. Во время хождения по мягкой почве или рыхлому снегу копыта раздвигаются в стороны, увеличивая поверхность опоры и тем самым способствуя успешному передвижению по льду, снегу или болоту. Волосяной покров хорошо защищает оленя от стужи. На зиму волосы утолщаются, под ними образуется воздушный слой, препятствующий потере тепла. Кроме того, в шерсти увеличивается количество белых волос, отчего олень как бы седеет. Такая шерсть задерживает излучение тепла в окружающее пространство и согревает тело. К зиме олени жиреют, подкожный слой жира достигает 3-4 см, это тоже помогает им переносить сильные морозы. Кроме того, в морозную погоду олени сбиваются в плотные кучи, вследствие чего стадо окутывается густым облаком согретого воздуха. Слайд




  1. Злая вьюга сугробы намела,
    Все затихло, будто тундра замерла.
    На снегу еле заметные следы,
    Что за птиц белых стаи залегли?
    (Белая куропатка) Слайд

  2. Маленький шарик по тундре шарит. (Лемминг) Слайд

Ученик – «Зоолог»: Лемминги – серые небольшие мышевидные грызуны. Окраска у некоторых из них желтоватая с темными и светлыми пятнами. Очень интересно лемминги проводят свой день. Один час кормятся, два часа спят. Леммингами питаются многие животные тундры.

  1. Всю зиму до самого лета
    В наряд белоснежный одета.
    Глаза, как зеленые блюдца,
    Не плачут и не смеются.

При солнце таится и спит,
Во тьме на охоту летит. (Сова) Слайд

Ученик – «Зоолог»: За бесшумный полёт, способность видеть в темноте, острый слух, мгновенную реакцию в народе сову прозвали «пернатой кошкой». Как и кошки, питается грызунами. В тундре таким является лемминг. Она отличается от своей лесной сестры окраской перьев: они у нее белого цвета. Размах ее крыльев – до 160 см, вес – 2,5 кг. Увидит – взлетает и глотает. Нападает на куропаток и даже ловит рыбу.

  1. Белый клубок – за белым – скок. (песец и заяц, заяц-беляк или таймырский беляк) Слайд

Вывод: Слайд «Особенности животных» (на доске составляется кластер)

  • Белая окраска меха зверей и оперенья птиц зимой, лишь на короткое время – летом – сменяется на пёструю.

  • Накопление слоя подкожного жира.

  • Густой мех у зверей, тёплый пух - у птиц.

  • Утепление конечностей на зиму: у песцов –тёплые стельки, у птиц опушение ног.

  • Зимняя спячка.

  • Сезонные миграции и кочевники (осенью покидают тундру).

- А сейчас я проверю, какие животные и растения преобладают в тундре?

















Физкультминутка.

Поработали мы дружно, 
Отдохнуть немножко нужно. 
1,2 -- кругом голова; 
3,4 -- ноги шире; 
5,6 -- всем присесть;
7,8 -- встать попросим.

Дружно встанем, тихо сядем,
И закроем все глаза.
Наступает, наступает,
Наступает тишина.



Вывод экологов: Слайд. (составляется на доске кластер).

Надо стать хозяином на своей земле и научиться рационально использовать ее ресурсы. Надо создавать заповедники. Надо беречь природу!

Слайды

- Под особую охрану взяты редкие и исчезающие животные, например, птицы:

  • белый журавль или стерх;

  • малый или тундровый лебедь;

  • краснозобая казарка, кречет;

- Все они внесены в красную книгу России.Слайд

- Как спасти животных Тундры, находящихся на грани исчезновения?

(Надо создавать заповедники)

Слайд: «Таймырский заповедник»

И такой заповедник в Тундре есть – это «Таймырский заповедник созданный 23 февраля 1979 года, где нашли свой дом многие животные, находящиеся на грани исчезновения. В 1995 году он получил статус биосферного заповедника.

IV. Закрепление изученного материала.

- Наш урок подходит к концу. Надеюсь, что вы узнали на нём много нового и интересного. Давайте ещё раз полюбуемся красотой тундры.

Фильм Природа России «Тундра»

Я предлагаю вам выполнить последнее задание. (На столы в группах раскладываются «условные знаки – круги»).

- Придумайте свои условные знаки «Так делать нельзя!»; «Берегите природу тундры!» (Знаки вывешиваются на магнитной доске.)

- Природа тундры сурова. Но перед человеком она беззащитна. Осваивая тундру, люди не должны забывать об этом!









V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Итак, мы познакомились с удивительным краем – тундрой.

Вы молодцы!

С задачей урока справились.

Что особенно понравилось?

Что удивило, что узнали?

О чем бы другу рассказали?

- Ребята, проанализируйте свою работу на уроке. Выберите нужный знак (+; -; интересно) и объясните. Слайд

- Благодарю за сотрудничество на уроке! Слайд

VI. Д/З

Дома с домашними поговорите,

О путешествии расскажите.

Составить цепи питания, характерные для тундры.

Слайд «потомкам»: Берегите нашу природу! Будущее России в наших руках! Знай и береги природу- колыбель человечества!







Используемая литература и источники:

  1. Электронная энциклопедия «Кирилла и Мефодия»

  2. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?»

  3. Учебник А. А. Плешакова «Окружающий мир» 4 класс.

  4. Звуки природы Тундры

  5. Песня «Самоцветы» – «Увезу тебя я в Тундру».







 

 

 

 

 

 

 

 Тема: «Тундра»

  Цели:

  • формировать у учащихся представление о природной зоне тундры;

  • познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека;

  • формировать умение пользоваться дополнительной литературой

  • развивать речь, мышление учащихся; умение наблюдать, рассуждать, делать выводы; аргументировать свою точку зрения

  • развивать культуру поведения, умение работать в парах

Формирование УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать на уроке тему, цель с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки; высказывать свои предположения.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение оформлять свои мысли в устной форме; совместно договариваться  о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные: добывать новые знания; находить ответы на вопросы,  используя учебник, дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование:

  • презентация;

  • карта «Природные зоны России»; карточки с тестами; гербарий растений тундры.

                                  Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

1. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Цель: обеспечить мотивацию, актуализация собственного опыта

Положительный настрой на урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3. Самоопределение к деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Этап усвоения и закрепление новых знаний

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Обобщение и систематизация знаний.

Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Контроль и самоконтроль знаний.

Цель: выявление качества и уровня усвоения знаний

 

 

 

 

 

7. Информация о домашнем задании.

Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

 

 

8. Рефлексия

Цель: инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействие с учителем и одноклассниками

 

9. Подведение итогов занятия.

Цель: Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, посмотрите на меня. Я рада видеть всех вас сегодня на уроке. Думаю, что на этом занятии вы сделаете для себя много разных открытий.

- Сейчас повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, посмотрите своему однокласснику в глаза и улыбнитесь.

Мысленно пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения.

Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.

Учитель читает стихотворение.

Мы сегодня снова будем наблюдать

Выводы делать и рассуждать

В путешествиях многое можно узнать

И друзьям об этом потом рассказать

Новая природная зона приглашает нас

И опять в экспедицию  отправляется наш класс.

 

«Минутка фантазии»

- Ребята, представьте, мы отправились в картинную  галерею.

 - Почему в выставочном зале на картинах   художников  России получаться такие разные пейзажи?

 

 

 

 

 

 

 

 

- С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке?

Сейчас вы поработаете в парах. Выполните тест.

- Как вы думаете, зачем я предлагаю такое задание? 

 

 

Проверка теста по вариантам.

 

 

 

 

Звучит аудиозапись песни

« Увезу тебя я в тундру»

- О какой природной зоне говорится в песне?

- Как автор описывает природные условия тундры?

- Прочитайте название темы урока в учебнике на странице 114.

- Что можно узнать по названию темы  о тундре?

- Какое значение имеет слово « ранимая»?

 

- Итак, нас ждет новая природная зона. На карте природных  зон России найдите тундру.

Самая северная и холодная зона – Арктика. Чуть ниже этой зоны, лежит новая  зона. Назовите, какого она цвета?

На доске появляется: «Тундра» (табличка)

 - Нам предстоит сегодня исследовать эту зону. Исследуя тундру, что бы вам хотелось о ней узнать?

 

 

 

 

 

- Составим план изучения природной зоны.

После высказываний детей и обсуждения, на доске под словом  «Тундра» появляется  табличка

 - географическое положение зоны;

 - климат;

 - животный мир;

 - растительный мир;

 - человек и тундра;

- экологические проблемы

- Попробуем вместе  определить и сформулировать цели урока.

 

Учитель озвучивает цели урока:

 - иметь представление о природной зоне – тундра;

 - знать её географическое положение, климатические условия, растительный и животный мир, деятельность человека;

 - исследовать экологические проблемы;

 - уметь находить данную природную зону на географической карте

 

- Нам предстоит исследование новой природной зоны.

Экспедиция наша планировалась заранее, поэтому в ней сегодня будут работать синоптики, зоологи, биологи и экологи (учитель распределяет роли – дети будут работать в группах).

Перед каждой группой будет поставлена определенная задача.

- Решая эту задачу,  вы будете работать с дополнительной литературой, материалом учебника, гербарием, картой природных зон. Каждая группа представит свои исследования перед другими членами экспедиции.

 -  Ребята, по вашему мнению,  на какой вопрос мы можем уже сейчас дать ответ?

 

 

 

Учитель обобщает с учениками географическое положение зоны:

материк Евразия;

побережье северных морей;

южнее зоны арктических пустынь

 

 

 

 

- А сейчас вы будете работать в исследовательских группах. Первая группа - синоптики будет исследовать климат зоны тундры.

Вторая группа - ботаники изучит растительный мир.

Третья группа - зоологи подготовят рассказ о животном мире тундры.

Четвёртая группа - экологи  расскажет о населении этой зоны и экологической обстановке.

 

 

 

 

Проверка работы  в группах.

- Анализируя географическое положение и сравнивая эту зону с Арктикой, что можете предположить о климате зоны тундры?

 

- Вы предположили, что в этой зоне теплее, но в переводе с финского «тундра» обозначает «бесплодная», «враждебная»

А какая она на самом деле нам расскажет «главный синоптик»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы учащихся обобщаются. Учитель показывает слайд «Климат»:

- холодная безлесная равнина;

 - суровая зима – 50 С, сильные ветры;

 - короткое холодное лето;

 - слой вечной мерзлоты.

- Из всего сказанного, какой вывод можно сделать о наличие животного и растительного мира?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-А сейчас, чтобы подтвердить ваши выводы в работу включаются ботаники, зоологи и экологи. ( Выступление каждой исследовательской  группы обобщается и дополняется показом слайдов презентации).

Ботаники. Ваша задача ответить на вопрос:

 - Какие растения растут в тундре?

 - Как растения приспосабливаются к жизни в тундре?

 

 

 

 

Учитель показывает слайд  «Растительный мир» после того, как дети выделяют особенности растений тундры:

 - короткие корни;

 - растения низкорослые;

 - короткий период цветения и созревания плодов;

 - мелкие листья.

 

Зоологи.  Вам нужно ответить на вопросы:

 - Какие животные и птицы обитают в тундре?

 - Как они приспосабливаются к жизни в тундре?

После обобщения учитель знакомит учащихся со слайдом «Животный мир тундры». Особенности животных тундры:

- густое оперение;

- густой мех;

- подкожный жир;

- защитная окраска;

- цепи питания.

 

 

Экологи. Ваша задача ответить на вопросы:

 - основное занятие населения тундры;

 - экологические проблемы тундры; 

 - охрана природы тундры;

- крупнейшие  города тундры.

 

 

 

 

 

 

 

«Синоптики» для вас вопрос: Говорят, что год тундры делиться на две части: снежную и мокрую. Снежную понятно почему! Объясните почему: мокрую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспомните цели нашего урока. На все ли поставленные вопросы мы ответили?

Расскажите коротко о природной зоне «Тундра»

- Можем ли мы утверждать, что теперь об этой природной зоне мы знаем все?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Молодцы! Вы очень хорошо потрудились на уроке. Было  приятно работать в экспедиции с умными, наблюдательными исследователями. А теперь расскажите, что вы узнали о тундре на уроке.

 

Обобщение учителя.

Природные условия тундры менее суровы, чем  зоне арктических пустынь, поэтому животный и растительный мир

 богаче. Но все-таки природа тундры очень сурова. Вот только перед человеком она беззащитна. Осваивая тундру люди не должны забывать об этом. На севере тундры большой участок взят под охрану. Там создан заповедник. Среди его обитателей  - дикие северные олени, во многих других  районах тундры они даже не встречаются. Хорошо себя чувствует здесь  овцебык. В тундре можно встретить краснозобую казарку и сокола – сапсана.

Я не назвала,  где расположен заповедник тундры. Именно об этом вы узнаете дома  из дополнительных источников. Еще я попрошу нарисовать вас рисунок «Как я себе представляю тундру»

 

.

-А сейчас вы будете работать в парах в тетради. Выполните задание №6 и №9.

Работа в тетрадях.

Проверка работы.

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание: подготовить мини - сообщение о заповеднике, расположенном в зоне тундры; нарисовать рисунок «Как я себе представляю тундру »; читать страницы учебника 114-123 и отвечать на вопросы.

 

 

-Теперь те, кому все было понятно на уроке, выберите себе смайлики желтого цвета. Если возникли какие-либо трудности – зеленого цвета. Приклейте их на свою рабочую тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель оценивает работу группы  и отдельных учащихся, выставляет оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети предполагают, что художники живут в разных уголках нашей страны, с разной природой, с разными климатическими зонами. Природа разных уголков России прекрасна своей особенностью.

 

Учащиеся отвечаю на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют теста в парах.

 

 

 

 

 

Слушают песню.

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

Объясняют значение слова « ранимая».

 

Работают с картой природных зон России, определяют цвет природной зоны, пользуясь условными знаками.

 

 

 

 

Учащиеся предполагают, что можно узнать о её месторасположении, климате, есть ли там животный и  растительный мир, есть ли коренное население. Обсуждают и составляют план изучения природной зоны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся вместе с учителем формулируют цели урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся высказывают свои предположения и обосновывают своё мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся работают в группах, находят в учебнике, энциклопедиях по географии и биологии информацию для своего исследования, отбирают растения из гербария. При ответе пользуются презентацией. Работают с картой природных зон России. Для подготовки выступления даётся время.

 

Учащиеся высказываю свои предположения о климатических условиях тундры.

 

 

 

 

 

Выступает «главный синоптик», остальные учащиеся из группы  дополняют ответ.

Учащиеся из рассказа «синоптика» выделяют:

 - холодная безлесная равнина;

 - суровая зима – 50 С, сильные ветры;

 - короткое холодное лето;

 - слой вечной мерзлоты.

Обобщение по слайду.

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: Зима суровая, но на 10 градусов теплее, чем в Арктике, слой вечной мерзлоты оттаивает на 50 см, лето холодное, но теплее, чем в Арктике. Температура летом превышает +14 градусов. Следовательно, растительный и животный мир богаче, чем в Арктике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступает представитель от группы  ботаников. Рассказывая о растениях тундры демонстрирует гербарий классу. Группа дополняет.

Дети отвечают на вопросы, называя, представителей растительного мира и как они приспосабливаются к суровым условиям тундры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

как они приспосабливаются к условиям тундры. Составляют цепи питания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главный эколог знакомит класс с жизнедеятельностью людей в зоне тундры, экологическими проблемами и путями их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Синоптики» решая задачу, демонстрируют макет почвы тундры и многолетней мерзлоты, делают вывод, что вторая часть года называется мокрой, потому что снег и лед, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше слой вечной мерзлоты, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испариться, вот она и остается в почве. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики рассказывают о том, что они узнали о тундре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся работают в тетради самостоятельно, записывая по группам представителей животного и растительного мира тундры. Взаимопроверка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Разработка урока

Автор: Шайхитдинова Таслима Фаляховна

Дата: 20.06.2023

Номер свидетельства: 634078

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "разработка урока "Решение уравнений с модулем" "
    ["seo_title"] => string(50) "razrabotka-uroka-rieshieniie-uravnienii-s-moduliem"
    ["file_id"] => string(6) "119189"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413364206"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Методическая разработка урока "Размещение и выкладка товаров в торговом зале" "
    ["seo_title"] => string(87) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-razmieshchieniie-i-vykladka-tovarov-v-torghovom-zalie"
    ["file_id"] => string(6) "204701"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429711951"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "разработка урока  по теме «Использование информационных технологий  на уроке окружающего мира»"
    ["seo_title"] => string(106) "razrabotka-uroka-po-tiemie-ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokie-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "320454"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461079038"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Разработка  урока физики в 9 классе по теме «Силы в природе». "
    ["seo_title"] => string(61) "razrabotka-uroka-fiziki-v-9-klassie-po-tiemie-sily-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "124298"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414677354"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Методическая разработка урока " Распространенное определение. Реклама" "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-rasprostraniennoie-opriedielieniie-rieklama"
    ["file_id"] => string(6) "168784"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423301716"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства