Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД Планируемые результаты |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Этап самоопределения к деятельности 1 мин. | Словесный: слово учителя | - Ребята, давайте поздороваемся с вами глазами! Своими глазками покажем, с каким настроением мы пришли на урок. Сегодня вместе со мной вы отправитесь в путешествие. «Не на небо, не на землю И не в город, не в село. В книгу с вами мы пойдем, и урок сейчас начнем» | Приветствуют учителя | Л:самоопределение, смыслообразование |
II.Актуализация знаний 5 мин. | Словесный: слово учителя, беседа Практический: выполнение задания | - Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа. -Назовите весенние месяцы. - Назовите второй месяц весны. Что вы знаете об этом слове? - Найдите опасное место, запишите. Поставьте ударение, определите сколько слогов, букв, звуков. - Проверим по словарю, правильно ли мы написали это слово | Выполняют задание, отвечают на вопросы - Март, апрель, май. -Апрель, оно словарное. Апрель – месяц живой воды, бурного пробуждения и расцвета природы. - АпрЕль, слово- апрель. Ап-рель -2 слога,6 букв, 5 звуков. | Р:целеполагание, планирование К: сотрудничество с учителем П:структурирование знания, синтезировать |
III.Постановка учебной задачи 5 мин | Словесный: слово учителя, беседа Наглядный: показ презентации Практический: выполнение задания | - Ребята, посмотрите на экран. Кто-то рассыпал слова. Давайте соберем их и посмотрим, что у нас получилось. (Птицы, на, принесли, весну, крыльях, тёплую) - Составьте и запишите предложение. Что у вас вышло? - Ребята, что такое предложение? - Назовите основу получившегося предложения. Как её ещё можно назвать? -Запишите части речи , которые вы знаете и то что о них знаете в колонке ЗНАЮ в вашей таблице «Знаю. Хочу узнать. Узнал» - Какие знакомые части речи встретились? - Что такое существительное? Глагол? Прилагательное? - Какое слово вызвало у вас затруднение? Почему? - Ребята, послушайте внимательно загадку и подумайте, какая же тема нашего сегодняшнего урока. В речи очень нужен я Все слова мои друзья. Иногда похож на букву, Иногда похож на слог. Вы меня узнали? Ну, конечно, я … - А, чтобы вы хотели про него узнать? -Давайте заполним в таблице колонку ХОЧУ УЗНАТЬ - Предположите тему нашего урока? - Какую цель поставим на урок? -Давайте составим план урока. | - Птицы принесли на крыльях тёплую весну. -Предложение - это одно слово или целый ряд грамматически связанных друг с другом слов. - Птицы принесли. Главные члены предложения. -Заполняют в таблице колонку ЗНАЮ. - Существительное, глагол, прилагательное. - Имя существительное – слово, обозначающее предмет. Глагол – слово, обозначающее действие предмета. Прилагательное – слово, обозначающее признак предмета - Слово «на». -Не хватает знаний. - Предлог. -узнать, что такое предлог и нужен ли он в речи. Узнать и научиться писать предлоги раздельно с остальными частями речи. -заполняют таблицу ЗХУ - Тема урока: «Предлог как часть речи» - Цель: узнать, что такое предлог и нужен ли он в речи. Узнать и научиться писать предлоги раздельно с остальными частями речи. 1) Познакомимся с предлогом, научимся писать предлоги раздельно с другими частями речи. 2) Выполним упражнения. 3) Сделаем вывод. | К: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. |
IV. Открытие нового знания 13 мин | Словесный: слово учителя, беседа Работа с учебником Практический: выполнение задания | - Ребята, сейчас внимательно послушайте сказку, а затем ответьте на мои вопросы. Жили в одном из городов русского языка предлоги. Были они такие драчуны и забияки, что один раз так сильно поссорились с существительными, что те сильно обиделись на задир. Когда с предлогами ставили Существительные, они так далеко отодвигались от них, что между ними помещались Прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами и даже переехали в другой дом и перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно они совсем отдалились. Так предлоги стали отдельными словами. Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие, ставшее потом правилом: предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно. - Ребята, что делали предлоги неправильно? А вы в классе ссоритесь? В классе надо жить дружно. - Что самое главное вы услышали в этой сказке? - Все верно, запомните, ребята, что предлоги в предложениях пишутся с другими частями речи всегда раздельно. - А сейчас давайте узнаем, что нам рассказывает о предлоге тетушка Сова. Откройте учебник на стр. 109. - Что такое предлог? - Для чего служат предлоги? - Перед какими словами пишутся предлоги? - Перед какими словами никогда не пишутся? - Откройте учебник на стр. 108, упр. № 183. Прочитайте стихотворение Бориса Заходера. - Что значит на полянке? У тропинки? С бугорка? Под ёлкой? - Как называются слова «на, у, с, под»? -С какими именами существительными они употреблены? -Как написаны предлоги со словами слитно или раздельно? - Спишите это четверостишье и подчеркните предлоги, а сейчас обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте, правильно ли подчеркнуты предлоги (сравнение с учебником). | Слушают сказку - Предлоги задирали и обижали других частей речи. Иногда бывает. - Предлог - это слово, и оно пишется раздельно. - Это часть речи -Служат для связи слов в предложении - Употребляются в речи вместе с именами существительными - Перед глаголами предлогов не бывает Читают стихотворение -На полянке у тропинки Пробиваются травинки. С бугорка ручей бежит, А под ёлкой снег лежит. - Это значит, что что-то находится на поверхности полянки. Находится рядом с тропинкой. С бугорка, то есть движется вниз. Под ёлкой, значит что-то находится под ней. - Эти слова называются предлогами. - Они употреблены с: полянке, тропинки, бугорка, ёлкой. -Написаны раздельно. -выполняют задание. | К: донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Р: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. |
Динамическая пауза 2 мин | Словесный: слово учителя Практический: выполнение физических упражнений | - А сейчас я попрошу вас всех встать со своих мест. Повторяйте за мной. Повороты головы вправо и влево – 2 раза, вращения кистями – 2 раза в одну сторону и 2 раза в другую, повороты вправо и влево – 2 раза, потрясти ногами. | Выполняют задания | |
V. Первичное закрепление во внешней речи 5 мин | Словесный: слово учителя Практический: выполнение задания Наглядны: показ презентации Работа с учебником | - Сейчас мы устно выполним следующее упражнение (184). Прочитайте предложения - Ребята, увидели ли вы предлоги? Назовите их. - С какими существительными они употреблены? - Какую роль выполняют предлоги в предложениях? Прочитайте предложения без предлогов, что изменилось? - Все верно, ребята, вы молодцы. | Выполняют задание, отвечают на вопрос -Без вербы весны не бывает. По капле дождь, по росинке роса. Журавли кричат – к дождю. Лето у ворот – поглядывай в огород. - Да, увидели, это предлоги «без, по, к, у, в». - Употреблены с: вербы, капле, росинке, дождю, ворот, огород. -Роль связи слов в предложении. Вербы весны не бывает. Капле дождь, капле роса. Журавли кричат – дождю. Лето ворот – поглядывай огород. -В предложениях потерялась связь между словами. | К: учёт разных мнений, формулирование и аргументация своего мнения |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой 7 мин | Словесный: слово учителя, беседа Практический: выполнение задания Работа с учебником | - А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание. На вашей парте лежат карточки с заданием, вам нужно на свой листок списать предложения и вставить предлоги так, чтобы появилась связь между словами. Для начала подпишите свой листок в правом верхнем углу, фамилия и первая буква имени. Не забудьте подчеркнуть вставленные предлоги. Петушок – золотой гребешок сидит __теремке. Ласточка свила гнездо __крышей теремка. Лягушка - квакушка сидит__теремке__окошка. Волчище - серый хвостище прячется __теремком. Лисичка – сестричка _леса _ дорожке бежит __теремку. -В этом задании можете поставить одну «точку сомнения» -При проверке вашей работы, то слово где стоит т.с. за ошибку считаться не будет. | Выполняют задание, отвечают на вопросы Петушок – золотой гребешок сидит в теремке. Ласточка свила гнездо над крышей теремка. Лягушка - квакушка сидит в теремке у окошка. Волчище - серый хвостище прячется за теремком. Лисичка – сестричка у леса по дорожке бежит к теремку. | Р: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. |
VII. Включение в систему знаний 1 мин | Словесный: слово учителя, беседа | - Ребята, вспомните, какая тема нашего урока? - Какая была цель нашего урока? - Достигли ли мы цели? Как? -Давайте заполним графу УЗНАЛ в вашей таблице ЗХУ | Отвечают на вопросы - «Предлог как часть речи». - Узнать что такое предлог, как он пишется словами и научится различать предлоги в предложениях. Мы достигли цели с помощью разных упражнений и дополнительной информации. Заполняют таблицу | П: рефлексия способов и результатов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельност |
VIII. Рефлексия деятельности 1 мин. | Словесный: слово учителя, беседа | - Что нового вы узнали на уроке? - Чему новому вы научились на уроке? - Что вам удалось сделать лучше всего и за что вы можете себя похвалить? Наш урок закончен! | Отвечают на вопросы - Мы узнали о предлогах, что они пишутся раздельно с другими словами, для чего они нужны в предложении. - Удалось выполнить все. | К.: донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; донести свою позицию до других. |