Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, монитор, доска, конверты (по количеству парт в классе), в которых на отдельных карточках записаны задания.
Оборудование для детей: тетрадь, «солнышки», карточки для индивидуальной работы.
Цели и задачи урока:
Цель:
- Формировать умение употреблять в словах мягкий разделительный знак.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, созданием проблемных ситуаций.
В некотором царстве, в дружном школьном государстве жил да был 2 класс.
Слышите, ребята, я про вас.
Хорошо ли в царстве жить?
Все ли правила в нем знают, а как в жизни применяют?
Сегодня мы это и проверим.
- Записали сегодняшнее число. Классная работа.
2.Постановка цели урока.
В сказочном городе букв, что находится за тридевять земель, в три десятом царстве, в небольшом домишке, что стоял на самой окраине этого города, почти у самого леса. жила - была буква. Была она такая тихая и скромная, что никто даже не слышал ее голоса. О ней частенько забывали и вообще не брали во внимание. Все буквы посмеивались над ней: « Она даже не обозначает звука, не умеет говорить…» - ворчали они. Жилось ей плохо, очень одиноко.
- Ребята, как вы думаете, кто живет в этом домике? Почему? (ь знак)
Верхняя одежда, которую мы одеваем в холода (пальто).
Снежная буря, метель (вьюга).
Время суток, когда мы бодрствуем (день).
Подчеркнуть и объяснить орфограммы.
На доске, беспорядочно, расположены картинки - отгадки. Ученик подходит и выбирает картинку, соответствующую отгадке и записывает слово на доске.
5. Создание проблемной ситуации.
- Что общего во всех этих словах? (Во всех словах есть мягкий знак).
- О чем будем говорить на уроке? (О правописании слов с мягким знаком).
- Что мы уже знаем по данной теме? (По мере ответов детей, открывается строки в таблице, и помечается в графе «знаю» плюсом).
Заполнение таблицы в графе «знаю»
Знаю
Узнал
Мягкий знак – это буква.
Мягкий знак не обозначает звука.
Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного.
Мягкий знак – это орфограмма
Мягкий знак может быть разделительным
Мягкий знак может менять значение слова
Разделительный мягкий знак показывает, что согласные и гласные звуки при произношении не сливаются.
Разделительный Ь пишется перед буквами Е Ё Ю Я И
Разделительный Ь пишется после букв, обозначающих согласные звуки.
Разделительный Ь пишется в корне слова.
- Разделите написанные слова на 2 группы.
1. Семья, вьюга На доске
2. Пальто, день.
- Чем отличаются слова каждой группы? (Первая группа слов – это слова с разделительным мягким знаком, а во второй группе слов – мягкий знак показатель мягкости согласного).
- На сегодняшнем уроке мы с вами должны будем ответить на 2 вопроса:
1. Для чего нужен разделительный мягкий знак?
2. Когда пишется разделительный мягкий знак?
6. Открытие новых знаний.
- Объясните лексическое значение слова – семья.
Пустой карточкой закрыть букву мягкий знак.
- Объясните лексическое значение нового слова – семя.
- Разные слова? Какой мы можем сделать вывод? (Мягкий знак меняет значение слова, важно его не пропустить, т.к. люди должны понимать, о чем вы хотите сказать).
- А какая роль мягкого знака в слове вьюга? ( Показывает, что согласные и гласные звуки при произношении не сливаются).
- Ребята, мы ответили с вами на первый вопрос «Для чего нужен разделительный мягкий знак?».
Работа по учебнику Упр. № 52
- записать слова в тетрадь;
- выяснить перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак и после каких;
- сколько звуков в этих случаях обозначают буквы Е Ё Ю Я И и почему. (Вспомнить правило)
Образец выполнения: Ательей э .
Вывод: Разделительный Ь пишется перед буквами Е Ё Ю Я И
Разделительный Ь пишется после букв, обозначающих согласные звуки.
Физминутка.
- Поиграем в игру «Бывает – не бывает». Я буду предлагать вам различные высказывания. Если вы с ними согласны, то будете тянуться вверх, а если – не согласны, будете приседать. Готовы?
Ночью идёт дождь. (тянутся вверх)
У слона есть крылья. (приседают)
У охотника есть ружьё. (тянутся вверх)
Ночью бывает радуга. (приседают)
Варенье варят из ягод. (тянутся вверх)
Жильё белки в дупле. (тянутся вверх)
- Молодцы! Садитесь, пожалуйста.
Работа по учебнику Упр. № 54.
- произнести название предметов и записать;
- подобрать и записать 1 – 2 однокоренных слова и выделить корень;
Платье, платьице, платяной.
Воробьи, воробей, воробьишко.
Колосья, колосок, колоситься.
- выяснить в какой части слова находится разделительный мягкий знак.
- Ребята, мы ответили с вами на второй вопрос «Когда пишется разделительный мягкий знак?»
7. Закрепление изученного материала.
Работа по карточкам (у каждого на столе карточка с заданием).
Измени слова так, чтобы они обозначали несколько предметов.