| 1.   Самоопределение к деятельности 
 
 Организационный момент | Включение в деловой ритм урока. Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. (слайд 1)  
 
 Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне, друг другу и нашим гостям. Мы спокойны и добры, мы приветливы и мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть и доброту, а через рот выдохните все обиды и огорчения. | Подготовка класса к работе. 
 
 Хоровое чтение 
 
 
 
 
 
 Вдох через нос. Выдох через рот. 
 
 
 | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание;коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | 
  | 2.      Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности |  1. Чистописание. - Откройте свои тетради и приготовьтесь к минутке чистописания ( правила расположения тетради и поза при письме). …. напомнит нам правила посадки при письме (Слайд 3)   Один ученик комментирует запись даты и классная работа. Назовите буквы: Е Ё Ю Я И Ь. Какая буква лишняя? Почему?(Слайд4)  3) Вспомним порядок написания мягкого знака. (Слайд 5)  - Давайте напишем букву мягкий знак в тетрадях, писать будем аккуратно, стараясь.    4)Записать соединения Ь с оставшимися буквами:  Е Ё Ю Я И.   
 | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. 
 
 
 
 Лишняя буква – Ь, потому что не обозначает звук. Пишут в тетрадях. 
 
 Пишут соединения букв. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков. | 
  | 3.      Постановка учебной задачи | Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.  Объявление темы урока и постановка целей.  - Мы писали букву «ь» и весь урок сегодня мы посвятим именно мягкому знаку, вспомним какую работу он выполняет в словах, когда стоит в конце   
 или середине слов. 
 Осень, осенью, деньки, (Слайд 6)   мальчик, окунь, окуньки, колья, стулья и скамья,  крылья, братья и семья. Расскажи, зачем и как Служит в речи мягкий знак. - Что необычного заметили в этой записи?  - Что нас просят сделать?  
 
  -Сегодня мы должны будем с вами ответить на вопросы:    -Почему не всегда в слове одинаковое количество букв и звуков?    -Всегда ли можно мягкость согласных обозначить с помощью гласных букв?  -В чём сходство и различие ь-м. и ь-р.?  А для этого вы должны внимательно слушать меня и друг друга, думать, и активно отвечать. 
 | 
 
 Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Часто встречается мягкий знак. Вспомнить зачем и как в речи употребляется мягкий знак. | Регулятивные: целеполагание; познавательные: постановка вопросов; общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование   
 познавательной цели; логические: формулирование проблемы | 
  | 4.      Построение проекта выхода из затруднения | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации 1.Работа в группах:   -Сейчас вы будете работать в группах. Вспомним правила работы в группах. (Cлайд 7)  (У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило. 1группа: Задание: Выполнить звуковой анализ слов:    день деньки  …б., …зв. …б., …зв.    окунь окуньки …б., …зв. …б., …зв.    
  2 группа:    Задание: вставь в слова мягкий знак, получи новые слова.  шест – шест…    угол – угол…  полка – пол…ка 
 
 
 3группа:    Задание: Найди ошибки.   Пю воду. Лёт дождь. Шумят листя. Чирикают вороби. Купили плате. 4 группа: Задание: Подберите слова-родственники с буквосочетанием чн, чк, щн Река- _____________, рука-___________, ночь-_____________, скука-__________, овощи- ____________. 5 группа: раздели слова для переноса Пеньки, крыльцо, коньки, пальто, окуньки, сильный 
 
 физминутка (слова с ь-м, ь-р)   (Слайд 14)  | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) В результате своей работы группа делает вывод, который представляется классу выбранным детьми учеником. Полученные результаты соотносятся с выводами на слайдах.) 
 
 
 
 
 
 
 
  Делаем вывод: Звуков меньше, чем букв. Мягкий знак звук не обозначает. (Слайд 8) 
 
 
 
 
 
  Делаем вывод: Мягкий знак стоит в конце слова после согласного и в середине между согласными звуками, указывает на мягкость согласного. Значение слов при этом может меняться. (Слайд 9, 10) 
 
 Делаем вывод: Мягкий знак разделяет гласные е, ё, я, ю, и от согласных. (Слайд 11) 
 
 
 Делаем вывод: чк, чн, щн пишем без ь потому, что Ч и Щ всегда мягкие, их мягкость обозначать не надо. (слайд 12) 
 
 Делаем вывод: при переносе ь остается на 1 строке (Слайд 13) 
 
 
 
 
 | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные – моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; | 
  | 5.   Закрепление | Устанавливает осознанность восприятия. Организует деятельность по применению знаний. 1.Тест «Выбери верное утверждение».  (Слайд 15)   1. Выбери верное утверждение:  1) Мягкий знак обозначает звук.  2) Мягкий знак не обозначает звук. 
  2. Выбери верное утверждение:  1) Разделительный Ь разделяет    согласный и гласный.  2) Разделительный Ь разделяет две    гласные 
  3. Выбери верное утверждение:  1) Гласные Е,Ё,Ю,И,Я обозначают    два звука после Ь.  2)Гласные Е,Ё,Ю,И,Я обозначают    один звук после разделительного Ь. Вывод: Что мы знаем о мягком знаке? (Слайд 15) 2. Работа по учебнику с. 132 упр.201 (Слайд 17)  В тетрадь записать слова в 2 столбика:  Слова с разделительным ь. Слова с ь – показателем мягкости. 
 | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. 
 
 
 
 Дети самостоятельно выбирают верное утверждение, проверяют друг друга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Работа в паре.  Взаимопроверка. 
 | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, осознание качества и уровня усвоения ; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра | 
  | 6.  Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует рефлексию. О ценивание:  Доволен своей работой на уроке - В  работе были затруднения- Не доволен своей работой на уроке- Мягкий знак благодарит вас за хорошую работу. ( Слайд 19 ) |  
 
  
 
 Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. |  Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия;  личностные: смыслообразование |