1. Самоопределение к деятельности
Организационный момент | Включение в деловой ритм урока. Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. (слайд 1)
Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне, друг другу и нашим гостям. Мы спокойны и добры, мы приветливы и мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть и доброту, а через рот выдохните все обиды и огорчения. | Подготовка класса к работе.
Хоровое чтение
Вдох через нос. Выдох через рот.
| Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание;коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | 1. Чистописание. - Откройте свои тетради и приготовьтесь к минутке чистописания ( правила расположения тетради и поза при письме). …. напомнит нам правила посадки при письме (Слайд 3) Один ученик комментирует запись даты и классная работа. Назовите буквы: Е Ё Ю Я И Ь. Какая буква лишняя? Почему?(Слайд4) 3) Вспомним порядок написания мягкого знака. (Слайд 5) - Давайте напишем букву мягкий знак в тетрадях, писать будем аккуратно, стараясь. 4)Записать соединения Ь с оставшимися буквами: Е Ё Ю Я И. | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Лишняя буква – Ь, потому что не обозначает звук. Пишут в тетрадях.
Пишут соединения букв. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков. |
3. Постановка учебной задачи | Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. Объявление темы урока и постановка целей. - Мы писали букву «ь» и весь урок сегодня мы посвятим именно мягкому знаку, вспомним какую работу он выполняет в словах, когда стоит в конце или середине слов. Осень, осенью, деньки, (Слайд 6) мальчик, окунь, окуньки, колья, стулья и скамья, крылья, братья и семья. Расскажи, зачем и как Служит в речи мягкий знак. - Что необычного заметили в этой записи? - Что нас просят сделать?
-Сегодня мы должны будем с вами ответить на вопросы: -Почему не всегда в слове одинаковое количество букв и звуков? -Всегда ли можно мягкость согласных обозначить с помощью гласных букв? -В чём сходство и различие ь-м. и ь-р.? А для этого вы должны внимательно слушать меня и друг друга, думать, и активно отвечать. |
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
Часто встречается мягкий знак. Вспомнить зачем и как в речи употребляется мягкий знак. | Регулятивные: целеполагание; познавательные: постановка вопросов; общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации 1.Работа в группах: -Сейчас вы будете работать в группах. Вспомним правила работы в группах. (Cлайд 7) (У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило. 1группа: Задание: Выполнить звуковой анализ слов: день деньки …б., …зв. …б., …зв. окунь окуньки …б., …зв. …б., …зв. 2 группа: Задание: вставь в слова мягкий знак, получи новые слова. шест – шест… угол – угол… полка – пол…ка
3группа: Задание: Найди ошибки. Пю воду. Лёт дождь. Шумят листя. Чирикают вороби. Купили плате. 4 группа: Задание: Подберите слова-родственники с буквосочетанием чн, чк, щн Река- _____________, рука-___________, ночь-_____________, скука-__________, овощи- ____________. 5 группа: раздели слова для переноса Пеньки, крыльцо, коньки, пальто, окуньки, сильный
физминутка (слова с ь-м, ь-р) (Слайд 14) | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) В результате своей работы группа делает вывод, который представляется классу выбранным детьми учеником. Полученные результаты соотносятся с выводами на слайдах.)
Делаем вывод: Звуков меньше, чем букв. Мягкий знак звук не обозначает. (Слайд 8)
Делаем вывод: Мягкий знак стоит в конце слова после согласного и в середине между согласными звуками, указывает на мягкость согласного. Значение слов при этом может меняться. (Слайд 9, 10)
Делаем вывод: Мягкий знак разделяет гласные е, ё, я, ю, и от согласных. (Слайд 11)
Делаем вывод: чк, чн, щн пишем без ь потому, что Ч и Щ всегда мягкие, их мягкость обозначать не надо. (слайд 12)
Делаем вывод: при переносе ь остается на 1 строке (Слайд 13)
| Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные – моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; |
5. Закрепление | Устанавливает осознанность восприятия. Организует деятельность по применению знаний. 1.Тест «Выбери верное утверждение». (Слайд 15) 1. Выбери верное утверждение: 1) Мягкий знак обозначает звук. 2) Мягкий знак не обозначает звук. 2. Выбери верное утверждение: 1) Разделительный Ь разделяет согласный и гласный. 2) Разделительный Ь разделяет две гласные 3. Выбери верное утверждение: 1) Гласные Е,Ё,Ю,И,Я обозначают два звука после Ь. 2)Гласные Е,Ё,Ю,И,Я обозначают один звук после разделительного Ь. Вывод: Что мы знаем о мягком знаке? (Слайд 15) 2. Работа по учебнику с. 132 упр.201 (Слайд 17) В тетрадь записать слова в 2 столбика: Слова с разделительным ь. Слова с ь – показателем мягкости. | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
Дети самостоятельно выбирают верное утверждение, проверяют друг друга.
Работа в паре. Взаимопроверка. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, осознание качества и уровня усвоения ; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра |
6. Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует рефлексию. Оценивание: Доволен своей работой на уроке - В работе были затруднения- Не доволен своей работой на уроке- Мягкий знак благодарит вас за хорошую работу. ( Слайд 19 ) |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование |