Разработка урока в 3 классе по окружающему миру по УМК "Перспектива" (по учебнику "Окружающий мир" А.А.Плешакова, М.Ю. Новицкой, 3 класс) Тема урока: "Что такое гигиена" Тема раздела: "Дом как мир" Тип урока: объяснение нового материала
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«разработка урока по теме "Что такое гигиена"»
Учебный предмет, класс
Окружающий мир, 3 класс
Тема раздела
Дом как мир
Тема урока
Что такое гигиена
Цель урока
Познакомить с основными гигиеническими правилами (выработка хорошей осанки, уход за зубами, правильное питание); продолжить работу по воспитанию здорового образа жизни.
Ожидаемый учебный результат
Предметные результаты
Универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся характеризовать
основные правила гигиены; моделировать в ходе практической работы ситуации по соблюдению правил гигиены; сопоставлять гигиенически правильный и неправильный образ жизни.
Личностные УУД:
- понимать необходимость выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья; давать самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
Коммуникативные УУД:
- умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; высказывать эмоционально- ценностное отношение к здоровому образу жизни;
Регулятивные УУД:
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану;
Познавательные УУД:
- умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Организация образовательного пространства
Фронтальная работа, работа в парах, в группах, самостоятельная, практическая работа
- По утрам мы желаем друг другу доброе утро или говорим ….
- Как вы думаете, в чем заключается значение слова «здравствуйте»?
- Фактическое значение слова «здравствуйте»- пожелание здоровья.
- Ребята, а что нужно человеку, чтобы всегда быть в хорошей форме, хорошем настроении? А что такое здоровье?
-Здоровье – это самое большое наше богатство и его нам нужно беречь. А как можно сохранить своё здоровье? Некоторые правила вы уже знаете с 1 класса.
-Теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока.
(Дети высказывают свои предположения).
- Будем говорить как беречь и укрепить своё здоровье.
- Сегодня мы поговорим с вами о том, как сохранить и укрепить свое здоровье. Этому нас научит мудрая медицинская наука «Гигиена».
- Откуда появилось такое название (от греческого – здоровый) мы узнаем, прослушав сообщение (электронное приложение, текст №2)
- Что нового вы узнали из этого сообщения?
III. Изучение нового.
1.Работа по электронному приложению.
- Гигиена - одна из наиболее древних наук. Элементы санитарных правил можно обнаружить в исторических документах древних государств: санитарные правила в законах Древней Индии указывали на необходимость смены белья и одежды, ухода за кожей и зубами, запрещались излишества в еде.
2. Как вырасти стройным?
- Сегодня мы рассмотрим некоторые правила гигиены. Ответим на несколько вопросов. Прочитайте первый вопрос, на который мы должны найти ответ.
- Как вырасти стройным?
–Скажите, что такое позвоночник?
- Опора всего скелета.
- Из-за чего возникают искривление позвоночника и сутулость?
- Что нужно делать , чтобы не было искривления?( Следить за осанкой).
- Какие правила правильной осанки вы знаете с 1 класса?
(Примерный ответ: Сидеть на всем стуле)
- Правильная осанка нужна и с медицинской, и с эстетической точки зрения.
3.Работа по электронному приложению. Чтение текста №3 учащимися. ( О правилах по сохранению правильной осанки).
Учащиеся по очереди называют правила по сохранению правильной осанки.
-Что нового узнали из источников информации?
-Как сохранить свою осанку?
- О каких правилах по сохранению осанки вы узнали? Почему необходимо их соблюдать?
- Посмотрите, как выглядит скелет больного человека. Почему от этого будет страдать весь организм?
4.Практическая работа. Проведение опытов.
-Давайте проведём опыты, которые покажут нам значение правильной осанки.
Опыт 1
-Сидя, положите ладошки на ребра, выпрямите спину, ноги поставьте под прямым углом. Вдохните глубоко. Что почувствовали ваши ладошки?
(Они поднялись вверх, значит, в легкие попало много воздуха.)
- Наклонитесь низко к столу, ноги согните. Положите ладошки на ребра. Вдохните глубоко. Что почувствовали ваши ладошки? (Ладошки почти не поднялись – легкие наполнились плохо.)
- Почему вы, зная об этом, не всегда выполняете правила красивой осанки?
(Забываем, трудно держать спину прямо, неудобно сидеть…)
Опыт 2
- Сядьте, спину выпрямите, положите ладошку на желудок. Теперь согните спину. Что произошло с вашей ладошкой (Она сжалась.)
Точно также сжался ваш желудок. Легко ли ему работать в таком положении?
( Нет, он не может работать всей поверхностью.)
- Сделайте вывод. (При неправильной осанке страдают внутренние органы)
- Что нужно делать, чтобы наши внутренние органы не страдали?
-Хорошей осанки никогда не будет у того, у кого слабые мышцы. Ведь именно мышцы поддерживают и спину, и плечи, и голову.
5. Работа по рассказу А. Дорохова «Молодой старичок»
- А теперь я вам зачитаю рассказ «Молодой старичок». Внимательно слушайте.
Я знал одного ленивого мальчика. Когда он проходил по коридору мимо моей комнаты, я всегда мог догадаться, кто идет, хотя дверь была закрыта: только он один волочил ноги словно дряхлый старик. А когда он садился за книгу, на него было жалко смотреть. Он не мог сидеть прямо, не сгибаясь, и десяти минут. Сперва подопрет голову одной рукой, потом другой и, в конце концов, ляжет всей грудью на стол. Такая у него была слабая спина.
А почему? Только потому, что он не любил давать работу своим мышцам. Ребята бегут трудиться – зимой на дворе снег разгребать, весной цветы сажать, осенью – новые деревья, а он всякий раз находит предлог, чтобы увильнуть. Даже на уроках физкультуры он вечно присаживался на скамеечку – у него, мол, на прошлой недели был насморк, и он себя плохо чувствует.
Вот так он и стал молодым старичком.
-Что бы вы могли посоветовать этому мальчику?
6. Работа с электронным приложением, текст №4 – об укреплении мышц, занятии спортом. Учащиеся под руководством учителя знакомятся с правилами укрепления мышц.
-Что нового вы узнали из этого сообщения?
IV. Закрепление нового (по данному блоку)
1.Работа в парах по учебнику (с.56-57).
- Рассмотрите иллюстрации и обсудите их с соседом по парте. Кто в этих парах действует правильно и вырастет здоровым и стройным, а кто неправильно?
2.Работа по «Рабочей тетради» с.34 №1. Сформулируйте по рисункам краткие правила по выработке хорошей осанки. Отметьте, какие правила вы выполняете регулярно.
- Верно ли, что вырабатывать правильную осанку можно в любом возрасте?
Обоснуйте свое мнение.
- Значит, на первый вопрос урока мы ответили.
Физкультминутка
Хомка, Хомка, хомячок,
Хомка – серенький бочок.
Хомка с солнышком встает,
Моет лапки, чистит рот.
И, все сделав по порядку,
Он идет на физзарядку.
Раз, два – выше голова.
Три, четыре - руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
V.Изучение нового.
1.Как ухаживать за зубами?
-Прочитайте второй вопрос, на который мы должны найти ответ.
2.Работа с электронным приложением. Учащиеся читают текст №5 «Как ухаживать за зубами». Делают выводы.
-Что узнали новое из источников информации?
-Как ухаживать за зубами?
-Какие правила ухода за полостью рта необходимо соблюдать?
-Вы согласны с тем, что не важно, как именно чистить зубы, главное – чистить?
3.Практическая работа «Как правильно чистить зубы»
(Чистка зубов проводится как имитация.)
- Чистить зубы нужно правильно. Чистить зубки нужно так, как будто вы их подметаете. Верхние зубы вы чистите подметающими движениями сверху вниз (чтобы грязь не забивалась под десну, а выметалась наружу), а нижние - снизу вверх. Обязательно нужно не забывать про внутреннюю поверхность зубов, которую сложнее вычищать, чем наружную. В конце чистки нужно очистить жевательную поверхность всех зубов круговыми движениями. И обязательно нужно почистить боковые поверхности зубов, для этих целей существуют специальные зубные нити - флоссы. Нельзя колоть зубами орехи, грызть твердые предметы, ковырять в зубах твердыми предметами. Если появилась в зубе дырочка, нужно идти к стоматологу.
4.«Правила пользования зубной нитью» (по инструкции в «Рабочей тетради».)
а) Объяснение значения слова.
Флосс- зубная нить.
б) Чтение инструкции.
VI. Закрепление нового (по данному блоку)
1.Работа в группах. «Мозговой штурм»
Обсудите высказывания:
- Чем больше щетка, тем лучше ей чистить зубы.
- Семье из 3 человек достаточно иметь 1 зубную щетку.
Высказывания детей.
VII. Изучение нового
1. Как правильно питаться?
- Познакомимся с третьим правилом. Оно относится к питанию.
Как вы думаете, для чего мы едим?
- Мы едим для того, чтобы жить. Пища - это необходимый для организма источник жиров, белков, углеводов, витаминов, минералов, микроэлементов. Словом, всё то, что позволяет нашему организму выполнять свойственные функции.
2.Работа с электронным приложением. Учащиеся знакомятся с текстами №6-9 из электронного приложения. Читают текст. Отвечают на вопросы, делают выводы.
-Что узнали нового о питании?
- Как правильно питаться?
- Послушаем стихотворение (рассказывает ученик)
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться,
Организм свой пожалеть.
Я думаю, вы без сомнения знаете,
Что пользу приносит не все, что съедаете.
Запомним и всем объясним очень ясно:
Желудок нельзя обижать понапрасну.
3.Работа по учебнику (с.58-59)
- О том, как нужно правильно питаться прочитайте в учебнике на с.58-59.
- Нашему организму необходима пища и растительного, и животного происхождения. Какая пища относится к растительной? Что значит «пища животного происхождения»?
VIII. Закрепление нового (по данному блоку)
1.Игра. “Распределите продукты” (Работа на интерактивной доске)
- Распределите продукты на группы: животного происхождения и растительного происхождения.
2.Выполнение задания “ Подумаем” ( по учебнику).
Несколько простых, но важных правил гигиены закончите сами.
1.Перед едой нужно обязательно …
2. Во время еды нельзя …
3. Никогда не ешьте немытые…
- Проверьте себя на «Страничках Умного Совенка». Объясните, почему нужно выполнять эти правила.
IХ. Рефлексия учебной деятельности. Итог по уроку.
- Глядя на иллюстрации (электронное приложение, текст№10), сделайте вывод по сегодняшнему уроку.
- Какую пользу вы получили от урока?
- Какие правила теперь будете соблюдать?
- О чем расскажете дома родителям?
- Ребята, работая на уроке, вы узнали и открыли для себя много нового и интересного.
Поднимите руки те, для кого урок был полезен.
Я понял..
Я узнал…
Я открыл для себя..
Мне трудно было…
В конце урока я всем желаю крепкого здоровья. Берегите своё здоровье.
Х. Домашнее задание
Задание в рабочей тетради, с. 37 (составление меню).
Список литературы:
1.Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" для 3 класса общеобразовательных учреждений к УМК А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой ("Перспектива") Издание: ВАКО, 2013.
2.Новицкая М. Ю., Белянкова Н. М., Саркисян Ю. В. и др. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс. Издательство: Просвещение, 2013.
3.Электроное приложение к урокам окружающего мира. ("Перспектива").