Методическая разработка интегрированного урока по технологии и ОБЖ
Предмет: Технология и ОБЖ
Класс: 6
Тема: «Приготовление обеда в походных условиях»
Продолжительность урока: 80 минут
Тип урока: урок получения новых знаний.
Цель урока: Способствовать формированию знаний определения места для бивака, организации бивачных работ и приготовлении обеда в походных условиях.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с этапами бивачных работ; научить приготовлению обеда в походных условиях.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природным ресурсам и рациональному использованию продуктов питания.
Развивающие: развивать навыки самосохранения собственной жизни и здоровья в походе.
Оборудование: компьютер, проектор.
Для практической работы: Кухонный инвентарь и посуда для приготовления пищи, рюкзак с продуктами для похода, спец.одежда, инструкционная карта.
Ресурсы: учебник Технология 6 класс под ред. О.А. Кожина, учебник ОБЖ 6 класс под ред.А.Т. Смирнова, фрагменты мультфильма «Ох и Ах идут в поход», презентация
Планируемые результаты:
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты
Учащиеся научатся
Учащиеся получат возможность научиться
Называть и приводить примеры наиболее лучшие место для разведения костров; приготавливать обед в походных условиях.
Выявлять и правильно разбивать бивак
Регулятивные: ставят и формулируют цель и проблему урока, планируют последовательность действий, оценивают свою работу на уроке;
Познавательные: составляют определение понятий «бивак», «поход»; устанавливают причинно-следственные связи, осуществляют поиск информации о своей местности из разных источников. Коммуникативные: осознанно строят сообщения в устной и письменной форме, работают в группах, парах, эффективно сотрудничают.
Осознают целостность природы Земли, оценивают значение полученных знаний и умений для дальнейшей жизни, умеют анализировать, сравнивать, доказывать свою точку зрения.
Структура урока:
Смысловые блоки содержания
Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания
Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)
Ценностный компонент урока
1.Организационно-мотивационный этап
Определение темы урока
Слайд 2.
Просмотрите иллюстрации (лес, природа, речка, привал с туристами и т.д.).
Что вы видите? Какие у вас складываются ассоциации, глядя на эти иллюстрации?
Попробуйте определить тему урока, опираясь на просмотренные иллюстрации.
Высказывают предположения о походе, привале.
Определяют тему урока
Создание мотивационной установки
Просмотр фрагмента мультфильма «Ох и Ах идут в поход».
Правильно ли Ох подготовился к походу?
Что он взял с собой лишнего?
Правильно ли он выбрал себе снаряжение?
Что делают Ох и Ах на поляне?
Ответы детей.
Высказывают свои предположения, формулируют цель своей работы на уроке: повторить, что такое поход и как к нему подготовиться; узнать что такое привал (бивак), где лучше расположиться в походе.
Формулируют цель своей деятельности.
2. Процессуально-содержательный этап
Виды походов:
Бивак
Место для бивака
Погодные тонкости
Правила разведения с костра
Работа с учебником
Работа с инструментами
Приготовление пищи в походе
Слайд 3.
Тема нашего урока: «Определение места для бивака и организация бивачных работ»
Слайд 4. Цели и задачи урока
Активный отдых на природе – это туристские походы, которые приобретают все большую популярность у жителей городов. Современный человек осознает необходимость общения с естественной природной средой, которая помогает поправить здоровье и получить запас бодрости для повседневной жизни и работы.
Какие виды походов вы знаете? Слайд 5
(Пешеходные, лыжные, водные, велосипедные походы, поход выходного дня, многодневные путешествия).
В какой бы вы не пошли поход, туристам необходим отдых. Для этого они разбивают бивак.
А что такое бивак?
Слайд 6.
Бивак – стоянка туристов.
Места биваков загодя размечаются на карте, когда выбирается маршрут, конкретное же место стоянки определяется уже непосредственно в ходе похода.
Как вы думаете какое место бивака должно быть?
Слайд 7.
Оно должно быть сухим, безопасным, защищенным от ветра, ровным.
Конечно, нельзя забывать о расположении питьевой воды
и источников топлива для костра.
Идеально останавливаться на возвышенном берегу, на лесной поляне или опушке, в хвойном лесу. Желательно предусмотреть, чтобы утром привал освещался солнцем.
Слайд 8.
Останавливаться на ночлег надо минимум часа за два до наступления темноты, чтобы засветло закончить все подготовительные работы — запастись дровами и водой на все время пребывания, поставить палатки, приготовить ужин. Эти работы рационально делать одновременно, распределив обязанности между членами группы.
Площадка очищается от камней и сучьев. Особое внимание нужно обратить на участки, где будут располагаться палатки. Чтобы мягче и теплее было ночевать, под палатки подстилают сухой хвойные ветки, камыш, солому или траву. К изголовью подстилка делается толще. Разложенные таким образом ветки создают что-то вроде матраса.
Зимой такая подстилка просто необходима. Поверх подстилки устанавливается палатка, обычно входом на восток, к костру. В ветреную погоду палатка устанавливается входом в сторону направления ветра.
Если планируется дождь, то палатку окапывают канавкой для стекающей с крыши воды. В любом случае, палатку необходимо ставить прочно, невзирая на отличную вечернюю погоду, в ночное время может пойти дождь или подняться ветер, и тогда плохо установленная палатка доставит всем много неприятностей.
Конечно, бивак не обойдется без костра. Костер-это огонь. А огонь может быть другом и врагом. Поэтому правила разведения костра:
- площадку выбирают на открытом, но защищенном от ветра месте, желательно около воды;
- разводите костер на вытоптанном участке земли, или на старых кострищах;
- снимите дерн. Дерн - это верхний плодородный слой земли…
- нельзя около хвойных, молодняка, участки с камышом, тростником, мхом или лишайниками, где имеются остатки горючих веществ. Слайд 9.
Работа с учебником! Рассмотрим рисунок на странице 25 (или смотрят на экран). Какие выводы?
(ответы детей)
Слайд 10.
Виды костров страница 168:
Колодец;
Нодья;
Таёжный;
Звездный;
Шалаш;
Упражнения.
Составить виды костров из поленьев.
Слайд 11.
А для костра нужны дрова!
Сырые и гнилые дрова дают много дыма, тепла мало.
Осина и пихта сильно стреляет искрами;
Валежник березы и ольхи, горит ровно и почти без дыма.
Слайд 12.
Работа с учебником. Работа с топором.
Чтение с.29 (Показ топора в чехле)
Слайд 13.
Физкульминутка. А теперь немного отдохнем! Слайд 14.
Костер мы развели, и сейчас необходимо позаботиться об обеде. Костер для приготовления обеда разложите так, чтобы его не задувало, а пламя ровно обогревало котелок.
Слайд 15.
Слайд 16. “Способы размещения котелка над огнем”.
Слайд 17.
Питание – это источник энергии, которую мы расходуем на передвижение, ориентирование и принятие решений. А для этого надо постараться подобрать продукты так, чтобы еда была не только калорийной и полезной, но и вкусной и достаточно разнообразной, а так же содержала белки, жиры, углеводы и витамины.
Потому что:
Белки – это строительный материал для всего организма, служат основой для создания тканей, например мышечных волокон.
Жиры – защищает внутренние органы, обеспечивает их энергией, предохраняет организм от простуды и помогает ему усваивать некоторые витамины.
Углеводы – это энергетический материал быстрого действия. Он быстрее и легче усваивается и тратится организмом, быстро покрывая расходы физической и умственной активности.
Слайд 18.
“Кухонный инвентарь и посуда для приготовления пищи в походе”.
Какая посуда используется в походе?
- котелки, миски;
- ведра с крышкой;
- доска для нарезки продуктов;
- кухонные ножи, ложки, половник.
Желательно также иметь в походе клеёнку, размером 1х1 м, на которой — “сервировать стол”.
Слайд 19
“Правила безопасности при варке пищи на костре”.
Прочитаем правила безопасности при варке пищи на костре.
1. Ведра и котелки, передвигать или снимать над огнем, только предварительно надев рукавицу.
2. Нельзя работать у костра без одежды, защищающейся тело от ожогов.
3. Нельзя ставить посуду с горячей едой на землю рядом с людьми. Посуда с приготовленной пищей должна размещаться на специальной подставке.
4. Необходимо постоянно следить за костром.
Ответ детей.
Высказывают свои предположения.
Высказывают свои предположения
Узнают, как определить место для бивака.
Узнают, как правильно разводить костер
Узнают, как правильно выбрать место для костра.
Узнают виды костров
Учатся составлять типы костров.
Узнают правила переноса острых инструментов.
Узнают, как можно приготовить пищу в походе.
Узнают способы размещения котелка над огнем.
Повторяют темы 5 класса «Рациональное питание. Гигиена питания».
Узнают, какая посуда используется в походе.
Узнают правила безопасности варки на костре
Анализируют предложенные ситуации
Практическая часть урока
Практическая работа. Слайд 20.
Приготовление каши “Турист”
Посуда и инвентарь: котелок, миска, столовая ложка, нож для открывания консервов.
Норма продуктов:
крупа гречневая – 350 г, вода – 3 стакана, консервы мясные (тушенка) – 1 банка, соль – по вкусу, масло сливочное – 30 г.
Дегустация блюда.
Разбиваются на бригады и выполняют практическую работу по инструкционной карте.
Дегустируют блюдо и анализируют свою работу
Рефлексия деятельности
Что мы сделали для того, чтобы узнать, что такое бивак и как организовать место для бивака?
Описывают свои действия: просмотрели видеофрагмент, изучили рисунки, познакомились с правилами разбивки бивака, научись готовить обед в походных условиях.
Анализируют свою деятельность на уроке.
3.Этап закрепления и первичной проверки.
Первичная проверка знаний
Слайд 21
Игра «Восхождение на Килиманджаро»
Задания усложняются по мере поднятия от подножия к вершине.
На вершине главный вопрос: как называется место отдыха туристов (бивак)
Игра «Верю. Не верю»
1. При подготовке к походу обращать внимание на выбор места для большого привала.
2. Место для костра на открытом, но защищенном месте.
3. Сухие листья, траву, хвою, ветки - отгрести от костра.
4. Костер размещаем от деревьев на расстоянии 1-2 метра.
5. Топор желательно носить без чехла.
6. Лучшие дрова для костра – это сухостой березняка и ольхи.
7. Спички хранить во влажном месте.
8. Бивак – это передвижение туристов.
Отвечают хором.
4.Заключительный этап урока
Подведение итогов урока.
Объявляю отметки. Благодарю за хорошую, плодотворную работу.
5.Рефлексивный этап урока
Рефлексия содержательная
Чему вы научились на этом уроке?
Определяют, какие знания получили, какие умения освоили
Рефлексия эмоционального состояния
Слайд 22. Приём «Зарядка»
1.На уроке я работал (активно - встали/не активно - сидят)
2.Своей работой на уроке я (доволен - встали/не доволен -сидят)
3.Материал урока мне был (понятен - встали/не понятен -сидят; интересен - встали/не интересен - сидят)
4.Мое настроение (хорошее - встали/плохое – сидят)
Выражают своё мнение об уроке.
Выражают своё отношение к работе на уроке.
6.Объяснение домашнего задания
Обязательное задание
Слайд 23
1.§1.5. читать.
2. Составить кроссворд по пройденной теме.
Читают задание, задают уточняющие вопросы.
Дополнительное задание по желанию
Выполнить презентацию «Приготовление блюда в походных условиях»
Изучают дополнительные источники информации