рабочая тетрадь, карточки с заданиями, ПК, мультимедийный проектор, презентация.
Ход занятия:
Этапы и виды работы на занятии
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Какие задачи решались в ходе выполнения заданий.
1. Орг. момент. 2.Сообщение темы и целей урока.
3. Чистописание.
4. Состав числа 12.
5. Вычисли.
6. Нумерация
7. Физминутка
8. Решение задач.
9. Решение задач обратных данной.
10. Сравнение именованных чисел.
11. Повторение свойства сложения.
12. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Мне удалось…
Мне понравилось…
Я порадовался за …
Я могу похвалить себя за…
13. Итог урока.
Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Урок на закрепление даёт нам всем понять. Что мы делать умеем и что должны знать.
(На доске картина «Осенний лес») СЛАЙД 1 Послушайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса… -О каком времени года говорится в этом отрывке? -Как узнали? (В багрец и золото одетые леса… Это значит, что листья на деревьях покраснели и пожелтели ) - А хотите узнать, у какого дерева листья то розовые, то огненно-красные, то лиловые с багрянцем? Каждое задание – это буква. После того, как выполните задания, мы откроем листочки и увидим слово. - Какое сегодня число? А какой месяц?
СЛАЙД 3-К нам в класс прилетели два красивых листочка. Здесь что-то написано. Да это цифры. Прочитайте их. Какие числа получились? (45 и 54) Пропишите эти цифры.
СЛАЙД 4 В парке посадили 12 елей и сосен. Сколько елей и сколько сосен могло быть. (Вывешиваются рисунки ели и сосны, ученик записывает на доске состав числа 12)
СЛАЙД 4,5 Тяжело птицам зимой. Люди должны им помогать. Приготовим для них семена, зёрна.
5 + 6 = 11 8 + 4 = 12
18 – 3 = 15 13 – 7 = 6
12 – 5 = 7 14 + 6 = 20
СЛАЙД 7,8 (Демонстрируется «дерево с кормушкой») Наши птицы не останутся голодными. Вы им помогли.
Прочитайте числа: 15, 7, 12, 6, 20, 11.
- Назовите числа в порядке увеличения (уменьшения).
Какое число самое маленькое? Самое большое?
Как называется число 20?
В каком числе количество единиц и десятков одинаковое?
СЛАЙД 9 - Поздней осенью некоторые животные ложатся в спячку. Назовите их. (Медведь, ёж) (Рисунок хомяка)
Хомяк осенью начинает готовиться к зиме. Он отъедается и сильно жиреет. Перед тем, как улечься спать, хомяк сгребает лапами в нору опавшие листья, устраивает себе мягкую постель. Но спит хомяк зимой не так крепко, как, например, ёж. Во время оттепелей он нередко просыпается, чтобы немного размяться и погреться на солнце.
- Вот и мы разомнёмся, проведём зарядку.
Хомка.
Хомка-хомка-хомячок, полосатенький бочок,
Хомка раненько встаёт, шейку моет, щёчки трёт,
Подметает хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять - хочет хомка сильным стать.
СЛАЙД 10 Осенью животные делают запасы на зиму. Вот и белка делает запасы. Что она запасает?
Решите задачу. (Рисунок белки)
СЛАЙД 11Задача 1.
Одна белка собрала 11 грибов, а другая – 8. На сколько больше грибов собрала первая белка, чем вторая?
11 – 8 = 3 (гр.)
Ответ: на 3 гриба больше.
СЛАЙД 12Задача 2.
У одной белочки в дупле 7 орехов, а у другой на 3 ореха больше. Сколько орехов запасли белочки вместе?
7+3 = 10 (ор.) –у 2 белочки.
7 + 10 = 17 (ор.)
Ответ: вместе белочки запасли 17 орехов.
Теперь откроем карточки и прочитаем, у какого дерева красивые листья. Это – осина.
- Какие приметы осени вы знаете? (Ответы детей)
СЛАЙД 13
-С наступлением осени некоторые птицы улетают в тёплые края. А какие? (Ласточки, стрижи, утки-кряквы, журавли.)
- Послушайте отрывок из рассказа И. Соколова – Микитова.
СЛАЙД 14 (Демонстрируется рисунок журавля).
В золотые осенние дни собрались к отлёту журавли. Ещё до рассвета проснулись осторожные журавли. Один за другим журавли плавно поднимаются с болота. С высокого ясного неба услышим мы их прощальные клики. До свиданья, до свиданья, журавли! До радостной встречи весною!
- Ну, а мы решим задачу о журавликах.
- Похолодало. Золотая роща померкла. Скоро ноябрь. Он соединяет глубокую осень с устойчивой зимой. Этот период называют предзимьем, когда живая природа окончательно подготавливается к суровым испытаниям зимы.
СЛАЙД 15И вам сейчас предстоит испытание – сравнить именованные числа.
5 см * 50 мм 1м * 100 см
70 дм * 7дм 5см 8см 3мм * 3 см 8 мм
Проверка на доске.
СЛАЙД 16Вычисли удобным способом (учебник стр.55 № 23)
7+8+3+2 18+11+2+9
6+2+8+4 17+5+5+3
СЛАЙД 17
- С каким настроением заканчиваем урок?
(нарисуйте лицо человечка:
грустное или весёлое)
- Пришло время попрощаться с осенью. Вот уже выпал и снежок. Подошёл к концу и наш урок.
-Какие цели мы достигли на уроке?
-Чему научились? (ответы учащихся)
СЛАЙД 18.
Настрой учащихся на работу.
- Об осени.
Ответы детей.
Задания на листочках
(каждое выполненное задание открывает листочек и появляется буква)
Запись числа и «Классная работа».
Учащиеся прописывают цифры 45 и 54.
Записывают состав числа 12 (проверка) (п.1)
Самостоятельное выполне-ние задания учениками в тетради. (п.2)
Ответы учащихся.
Решение задач записывают в тетради.
П.3
Задания выполняют в тетради
Способствовать созданию благоприятного психологического климата; развитие слухового восприятия.
Развитие слухового восприятия, внимания.
Совершенствовать умение соотносить словесные указания с практической деятельностью. Следить за правильной осанкой.
рабочая тетрадь, карточки с заданиями, ПК, мультимедийный проектор, презентация.
В соответствии с типом урока предусмотрена следующая структура его проведения: 1. Организация учащихся класса. 2. Проверка домашнего задания. 3. Упражнения в устном счёте. 4. Актуализация опорных знаний и умений. 5. Коррекция и закрепление стержневых знаний и умений. 6. Воспроизведение и коррекция умений для решения задач в новых ситуациях. 7. Тренировочные упражнения. 8. Домашнее задание. 9. Итог урока.
При планировании урока и его проведении учитывалась общая характеристика класса и индивидуальные особенности каждого учащегося в нем. Класс состоит из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению, разными интересами. Понимают смысл арифметических действий, решают примеры логической направленности. При решении задач словесного указания недостаточно, нуждаются в примерах предметной наглядности. Мысль школьников нуждается в постоянной опоре на наглядные образы. На уроках математики дети данного класса запоминают изученный материал, могут с небольшой подсказкой учителя сделать правильные выводы. Поэтому я пыталась создать такие условия детям, чтобы они сами сформулировали цели и задачи в соответствии с темой. Данный урок является восьмым в разделе «Второй десяток», поэтому выбор типа и структуры урока был оптимальным. Форма организации –традиционный. Предварительная подготовка к уроку предполагала следующие этапы: – выбор темы; – определение перечня вопросов; – проведение индивидуальной работы с отдельными учащимися; – выбор методов, приёмов и средств обучения. При построении урока учитывались следующие аспекты: - обеспечение систематизации знаний, т.е. разумное соотношение «старого» и «нового» материала, опора на изученный материал, перспективы урока; - разноуровневая дифференциация (наличие заданий разной степени трудностей, индивидуализация обучения); – смена деятельности должна происходить каждые 5-7 минут; – необходимость динамические паузы; – наблюдается межпредметная связь с уроками чтения и окружающий мир. – все этапы урока работают на создание конечного результата. На уроке применяются следующие методы обучения: Для достижения максимального результата использовала метод эвристической беседы, стремилась сочетать словесные, наглядные, практические методы. Также использовала такой метод развивающего обучения, как решение учебных задач при помощи учебно-продуктивных действий, т.е. постановки учебной задачи, её совместного решения с учащимися, организация оценки найденного способа действий. Всю работу на этом этапе осуществляла в индивидуальной, фронтальной, устной форме. На мой взгляд, такая форма опроса была наиболее рациональна. На основном этапе урока осуществлялись повторение и обобщение математических понятий, усвоение соответствующей системы знаний. Работу стремилась построить таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя самим собой, чтобы любая грань знаний, добытых на уроке, стала результатом собственной деятельности ребенка. Свою задачу видела в том, чтобы организовать коллективно-распределительную деятельность учеников, формировать мотивы учения, стимулировать, заинтересовать, вселять уверенность. Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, были включены следующие технологии: – здоровьесберегающие (на протяжении всего урока осуществлялось правильное расположение посадки при письме, чтении; частая рациональная дозированная смена видов деятельности для предупреждения перегрузки школьников; вовремя проведенная физминутка); – развивающее обучение (задания различной степени сложности, учитывая возможности каждого учащегося); – использование игровых методов; – обучение в сотрудничестве (работа в паре). Особое внимание уделялось развитию познавательной сферы учащихся и благоприятному морально-психологическому климату на уроке. Это проявлялось в развитии познавательных процессов на уроке, побуждение к активному усвоению знаний, развитие психических процессов (внимания, воображения, памяти, мышления), удовлетворения любознательности учащихся; создание ситуации успеха, оптимистического настроения в процессе деятельности учащихся, использование приемов воспитания у ребенка уверенности в своих возможностях, стимулирование учащихся к активному выражению собственного мнения. На уроке реализовывала принципы доступности, наглядности, научности. Время использовалось рационально. Все этапы урока проведены чётко. Психологическая атмосфера была доброжелательная. И учитель, и ученики получили удовольствие от работы и от общения друг с другом. Считаю, что все поставленные задачи реализованы. Наглядные пособия, дидактические материалы отобраны в соответствии с целями занятия и возможностями учащихся. Дети ушли с урока с новыми знаниями, они продвинулись вперёд в своём умственном и духовном развитии.