Разработка урока окружающего мира для 3 класса по теме "Грибы"
Разработка урока окружающего мира для 3 класса по теме "Грибы"
Тема. Грибы
Цель: сформировать представления о грибах как об особом царстве живой природы; познакомить с особенностями строения и разновидностями грибов; формировать представление о роли грибов в жизни растений, животных и человека; воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные: знать, что грибы- это особое царство природы; уметь называть строение гриба, называть отличие грибов от растений, знать правила сбора грибов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока окружающего мира для 3 класса по теме "Грибы" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Еланская средняя общеобразовательная школа №3»
Еланского муниципального района Волгоградской области
Урок окружающего мира
Тема. Грибы.
Класс 3
Дата проведения 06.10.14г.
УМК Начальная школа 21 века
Учитель Лофицкая Наталья Ивановна
Урок окружающего мира
Класс 3-б
Дата проведения 06.10.14г.
Учитель Лофицкая Н.И.
Тема. Грибы
Цель: сформировать представления о грибах как об особом царстве живой природы; познакомить с особенностями строения и разновидностями грибов; формировать представление о роли грибов в жизни растений, животных и человека; воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные: знать, что грибы- это особое царство природы; уметь называть строение гриба, называть отличие грибов от растений, знать правила сбора грибов.
Методы работы:
объяснительно-иллюстративные;
словесные;
наглядные;
практические.
Педагогические технологии:
технология сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия, работа парах);
Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы отправимся на воображаемую прогулку по осеннему лесу, а вы будите не просто мальчиками и девочками, а грибниками. (1 слайд)
А для начала, давайте вспомним, какая бывает природа? (живая и неживая) (2 слайд)
Чем отличается живая природа от не живой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает).
Продолжаем разговор о живой природе. Все живое ученые-биологи делят на большие группы – царства. А вот какие это царства мы с вами сейчас вспомним!
Как одним слово назвать всех живых существ, изображенных на картинке? (животные). (3 слайд)
А как одним словом назвать все живые организмы, изображенные на следующей картинке? (растения)
Мы с вами назвали царства живой природы, с которыми хорошо знакомы. (растения и животные)
2.Актуализация опорных знаний.
А вот о каком царстве мы будем говорить, вы узнаете, если отгадаете мои загадки:
Нет грибов дружней, чем эти,-
Знают взрослые и дети,-
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята)
Не спорю – не белый.
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно в березовой роще. (Подберезовик)
Под опавшие листочки
Дружно спрятались грибочки.
Очень хитрые сестрички
Эти желтые…(лисички).
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый …(мухомор).
Назовите эти природные объекты одним словом. (Грибы.)
К какому царству живой природы они относятся? (К царству грибов.)
3.Объяснение нового материала
Кто догадался, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (О грибах)
А вот раньше люди считали, что грибы относятся к царству растений. Давайте попробуем доказать, что это не так?
Прочитайте текст учебника «Чем грибы отличаются от растений» на стр. 50 и сделайте вывод, к какому царству все-таки относятся грибы и почему. (К царству грибов.)
Грибы – одни из самых удивительных живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120 000 разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях.
Однако, несмотря на сравнительно небольшой видовой состав, это царство включает в себя наиболее поразительные формы. Среди них есть съедобные и смертельно ядовитые грибы, паразиты и хищники.
Многие грибы могут достигать огромных размеров. Например, в 1988 году в Японии был найден гриб неимоверных размеров. Он не мог уместиться ни в каком кузовке, и для доставки потребовался грузовик. Когда великана взвесили, удивились еще больше – он потянул на 168 кг. А некоторые можно увидеть только под микроскопом.
О грибах можно узнать очень много интересного и полезного. Грибы, с которыми вы больше всего знакомы, называются шляпочными.
На доске появляется схема «Строение гриба».
- Что вы можете сказать о внешнем строении гриба? ( Одна его часть находится под землей, другая – над землей.)
- Как можно назвать эти части? (Подземная и надземная.)
- Из чего состоит надземная часть гриба? (Из ножки и шляпки)
- По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, то есть надземная часть гриба, называются плодовое тело.
Шляпочные грибы делятся на две группы: трубчатые и пластинчатые. (5 слайд)
- Трубчатыми называются грибы потому, что споры, с помощью которых они размножаются, находятся внутри мелких трубочек. А у пластинчатых грибов, на нижней стороне шляпки находятся пластинки, на которых образуются споры. Споры разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы.
(Выполнить задание в рабочей тетради №41 на стр.23)
Ребята, а что должен знать каждый грибник для того чтобы не отравиться собранными грибами? (Съедобные и ядовитые грибы)
Физминутка.
Проверим, какие вы внимательные грибники. Я буду называть названия грибов. Если это съедобный гриб, вы наклоняетесь и кладете его в воображаемую корзинку. Если гриб несъедобный, разводите руки в стороны.
Ёжик шел, шел, шел и грибок нашел. (Дети маршируют. Учитель называет гриб.) поднял_______, положил в кузовок. (Дети делают наклоны или разводят руки в стороны).
Значение грибов в природе и жизни человека.
Как человек использует грибы? (Ответы детей) - Съедобные грибы называют иногда растительным мясом. В них много необходимых организму питательных веществ и витаминов.
Некоторые несъедобные грибы употребляют в пищу животные: сороки, белки. А лоси проглатывают эти грибы целиком. Мухоморы для лосей являются лекарством.
А чтобы не отравиться, нужно соблюдать правила сбора грибов! Проверим, умеете ли вы правильно собирать грибы. Один мой знакомый лесник поделился с нами своими знаниями о том, как правильно собирать грибы. Обоснуйте каждый пункт памятки лесника. (6 слайд)
Правила сбора грибов.
· Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться.)
· Не знаешь гриб – не бери его! (Можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб.)
· Не собирай грибы у дорог и предприятий! (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества.)
· Не собирай старые, перезрелые грибы! (В них скапливаются продукты разложения, заводятся черви.)
· Срезай гриб ножиком. (Чтобы не повредить грибницу.)
С правилами сбора грибов мы познакомились, теперь остается только их соблюдать.
4. Первичное закрепление. Работа в парах.
А сейчас откройте конверты . Найдите в них кроссворд «Угадай гриб по описанию» (дети выполняют задание в паре)
По горизонтали:
5. Этот гриб растет в роще, среди берез.
По вертикали:
1.У этого гриба шляпка ничем не примечательна, а в сырую погоду блестит, будто смазана маслом.
2.У этого гриба могут быть разноцветные шляпки: бордовые, желтые, розовые, белые. Растут они семейками. Некоторые из них можно есть сырыми.
3.Этот гриб имеет ярко – апельсиновую окраску. Шляпка похожа на воронку. Растут они группами. Название связано с лесным рыжим зверем.
- Дети, скажите, а что будет с хлебом если его долгое время держать в пакете? (Хлеб покроется плесенью)
- Плесень это тоже гриб. А чего у плесени нет? (Шляпки)
- Поэтому он не относится к шляпочным грибам.
- А как бы вы его назвали? ( Плесневый гриб)
- Правильно. Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся. Вы слышали такое слово – антибиотики? А пенициллин?
Это лекарство изготавливают из плесневых грибов.
Отгадайте загадку: «Есть грибы и не в лесу: в тесте, пиве и в квасу». Подсказка. Что заставляет тесто «убегать». (Грибы – дрожжи.)
- Посмотрите, как оказывается, много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах. Существует целая наука, посвященная их изучению. Она называется микология: микос – гриб, логос – наука. (на доске появляется слово - МИКОЛОГИЯ)
5.Закрепление изученного.
(Работа в системе оперативного контроля. Дети выполняют тестовые задания по теме «Грибы»
1. Как называется основное тело гриба: А) плодовое тело Б) грибница В) шляпка 2. У этого гриба шляпка ничем не примечательна, а в сырую погоду блестит, будто смазана маслом.
А) Сыроежка Б) Масленок В) Лисичка 3. Какой гриб лишний? А) подберёзовик Б) подосиновик В) мухомор 4. Грибы, которые используются в производстве хлеба: А) кефирный гриб Б) дрожжи В) желчный гриб 5. Грибы относятся к …. А) царству растений
Б) царству животных В) отдельному царству
6.Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Что нового вы узнали о грибах? ( Дети отвечают)
Домашнее задание: стр.53 подготовь рассказ «Любимые грибы нашей семьи». Сделай к нему рисунки.