УМК «Школа России»
А.А.Плешаков «Окружающий мир» - 2 класс
Тема: Лесные опасности.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок-путешествие
Цель урока: знакомство с опасностями, которые могут подстерегать в лесу.
Задачи: закрепить понятия «съедобные» и «несъедобные» грибы и ягоды;
изучить правила безопасности, которые нужно соблюдать в лесу;
воспитывать любовь к природе.
Оборудование: мультимедиа проектор, картинки с грибами, карточки с названием ягод, карточки с условными знаками, конверты с карточками.
Ход урока.
I. Организация начала урока.
Долгожданный дан звонок – начинается урок.
- Урок ознакомления с окружающим миром. Я думаю, что на уроке вы все будете очень активными и дружными. Желаю вам успеха.
II. Проверка домашнего задания.
- На предыдущем уроке мы говорили о том, какие же правила безопасности нужно соблюдать дома, чтобы нам было уютно и удобно жить в своей квартире.
Посмотрите внимательно на эти знаки и скажите, что они означают.
- К выключателю, розетке, электрическим приборам нельзя прикасаться мокрыми руками: может сильно ударить током.
-Не берите в руки бутылочку с надписью «Уксус». Это очень опасное вещество.
-Горячий чайник нужно брать прихваткой или кухонным полотенцем. Иначе можно сильно обжечься.
- Дома вам надо было нарисовать условные знаки к памятке «Чтобы не было пожара». Объясните правила, которые нужно соблюдать, чтобы предотвратить пожар. (Ответы учащихся)
- А если пожар всё-таки возник. По какому номеру нужно позвонить, чтобы вызвать пожарных. (Ответы учащихся)
- Пожарных вызывают по телефону 01. При этом чётко сказать, по какому адресу пожар.
III. Сообщение темы и цели урока.
- А о чём мы будем говорить сегодня, вы узнаете, посмотрев на картинки.
Демонстрируются картинки: лес, ядовитые грибы и ягоды, жалящие насекомые. (Слайд)
-Так о чем же мы будем говорить? (Какие опасности подстерегают нас в лесу)
- Как вы думаете, какой теме будет посвящен наш урок? (Ответы учащихся)
- Тема нашего урока «Лесные опасности».
IV. Изучение нового материала.
- Опасности нас могут подстерегать не только дома, но и в лесу. И сегодня мы отправимся в путешествие по лесу.
Работа в парах.
- Обсудите в паре, какие опасности вас могут подстерегать в лесу. (Ответы учащихся)
- Скажите, какие опасности нас подстерегают в лесу?
-можно заблудиться
-много грибов: съедобные и несъедобные
-много разных ягод
-в лесу нас могут ужалить и укусить
Разговор о грибах
- А о чем мы сейчас будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку:
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.
- Посмотрите внимательно на слайд и назовите съедобные грибы. (Ответы учащихся)
- Но не все грибы - наши друзья. Есть и злейшие враги, ядовитые грибы. И если человек съест их, у него наступает тяжёлое отравление, иногда и смерть. Поэтому надо запомнить: во-первых, если ты не знаешь, какой гриб перед тобой,- не бери его. Во-вторых, ядовитые грибы надо хорошо знать. И в первую очередь узнавать бледную поганку. Этот гриб зовут лесной смертью. Съешь одну шляпку или кусочек ножки – никакой врач не поможет. От яда этого гриба нет лекарства.
Рассказ подготовленного ученика.
- Мухомор очень красив. Он высоко над землёй поднимает свою красную шляпку на белой ножке. В старости шляпка гриба загибается по краям и становится похожей на блюдце, в ней скапливается дождевая вода, которая смешивается с ядовитым соком гриба. Если муха или другое насекомое прикоснётся к этой воде, она погибает. Наверное, поэтому и назвали этот гриб мухомором.
-Но и у съедобных грибов есть опасные двойники. Несъедобный двойник есть у белого гриба. Это желчный гриб. Шляпка снизу белая, на ножке рисунок в виде белой сеточки – белый гриб. Шляпка снизу розовая, на ножке рисунок в виде черной сеточки.
Очень горький! Это желчный гриб.
Опёнок осенний – ложный опёнок
Шампиньон – бледная поганка (Демонстрируются слайды)
Проверка.
-А сейчас я проверю, как вы запомнили грибы. На столе лежат картинки с грибами, вы выбираете только съедобные грибы и прикрепляете на доску.
Физкультминутка:
Ребята шли, шли
Белый гриб нашли.
Раз грибок, два грибок
Положили в кузовок.
И дальше пошли,
Шли, шли земляничку нашли.
Сели, поели и дальше пошли.
Разговор о лесных ягодах.
- А какие ещё опасности подстерегают нас в лесу, вы узнаете, отгадав следующую загадку:
Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (Слайд)
В лесу много разных ягод. Встречаются, как съедобные, так и ядовитые.
Работа в парах.
-Карточки с названием ягод – выбрать съедобные ягоды.
- Мы поговорим о ядовитых ягодах.
Рассказ подготовленного ученика.
Волчье лыко. Это красивое, но очень опасное растение. Сок волчьего лыка содержит яд. Если он попадёт на кожу, вызывает сильное раздражение. Особенно опасно, если сок волчьего лыка попадёт в глаза. Может быть, поэтому люди, считая волка олицетворением всего злого, страшного и опасного, назвали это растение волчьим. Опасны и ягоды, они могут вызвать очень сильное отравление.
Рассказ подготовленного ученика.
Вороний глаз. Если раздвинуть траву, можно увидеть четыре широких длинных листочка, а между ними – круглую чёрную ягоду. Она напоминает глаз, а за чёрный цвет назвали вороньим. Ягода эта красивая, но не бери её в рот – она ядовита.
- Вот почему даже в хорошо известных и знакомых лесах надо быть очень осторожными и не пробовать незнакомые ягоды на вкус.
Работа по учебнику.
Прочитай текст на стр.33 учебника.
V- уже знал эти сведения;
+ - новая для меня информация;
? – это мне непонятно, возник вопрос;
-- - думал иначе.
- О какой лесной опасности ты узнал?
- Жалящие насекомые.
О каких жалящих насекомых вы узнали?
Как защитить себя от укуса жалящего насекомого? Перечислить правила.
Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише
Деревцо все выше, выше.
-А теперь поговорим, что же надо делать, если вы заблудились.
-Немедленно остановитесь и постарайтесь громким криком привлечь к себе внимание.
-Оставайтесь на одном месте и не бегайте по лесу. Ожидайте помощи. Время от времени кричите и прислушивайтесь.
V. Рефлексия.
-Вот и подошло к концу наше путешествие. Я думаю, что вы узнали для себя что-то новое и интересное.
- Что полезного узнали на уроке?
- Какие знания вам пригодятся, когда пойдёте в лес?
На парте лежат конверты. В конвертах карточки с домашним заданием. Выполнить любое задание к следующему уроку. А на другой стороне карточки вы должны отметить условными обозначениями, на каком уровне вы усвоили материал урока. Спасибо всем. Урок окончен.
VI.Домашнее задание:
Прочитать текст в учебнике на стр.32-33.
Придумать вопросы для проверки знаний по данной теме.
Придумать условные знаки к изученным правилам.
Использованная литература:
А.А.Плешаков. Атлас-определитель «От земли до неба»
А.А.Плешаков «Окружающий мир» - 2 класс
Т.Н.Максимова «Поурочные разработки по курсу окружающий мир»