kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока литературного чтения для учащихся 4-го класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения для учащихся 4 класса

по теме

«Образ Родины в творчестве русских писателей».

Урок разработан на основе учебника: Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 частях. Часть 2 [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. ]. -  М.: Просвещение, 2014.

            Целевое назначение урока – урок открытия нового знания.     

         1.Предметные цели:

  • познакомить учащихся с произведениями о Родине известных русских поэтов и писателей;
  • создать условия для формирования умения читать стихи выразительно и осознанно, передавая чувство гордости за свою великую Родину, рассказывать о Родине, используя прочитанные произведения и собственные мысли.

         2.Метапредметные цели:

  • Личностные УУД: создать условия для осознания с помощью чтения художественного произведения основных жизненных ценностей (любовь к Родине), формирования учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;
  • Познавательные УУД -  создать условия для формирования умений:

осознавать познавательную задачу, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, строить речевое высказывание в устной форме, делать обобщения, выводы;

  • Регулятивные УУД - создать условия для формирования умений: работать по предложенному учителем плану, читать в соответствии с целью чтения, анализировать собственную работу;
  • Коммуникативные:  создать условия для формирования умения продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и  учителем  (слушать и понимать других, участвовать в диалоге, в общей беседе, отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и  обосновывать свою точку зрения).

 

Методы обучения : беседа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.        

Ход урока

1.Определение темы  и цели урока

-Тему урока вы видите на слайде «Образ … в творчестве русских писателей».

-Чтобы её полностью прочитать, нужно подобрать имя существительное с таким составом:

корень – синоним слову «семья», суффикс такой же, как в слове «старина», окончание как у существительных 1 склонения в родительном падеже (родины)

-Кто может ответить на вопрос «Что такое родина?»

-Каждый человек любит свою родину. Художники рисуют прекрасные картины, поэты пишут замечательные стихи о Родине.

Цель нашего урока - 

с помощью прочитанных произведений и нового стихотворения  создать собирательный образ Родины для русского человека.

2. Проверка домашнего задания, актуализация знаний, полученных на прошлом уроке

1)Фронтальная работа

-Соедините стрелками фамилии авторов и названия произведений (на доске):

И.С.Никитин       «О, Родина! В неярком блеске …»

С.Д.Дрожжин      «Русь»

М.М.Пришвин     «Родине»  (на доске)

                              «Моя родина»

2)Самостоятельная работа

-Среди названий прочитанных произведений есть новое стихотворение, с автором и содержанием которого мы познакомимся после работы в парах по карточкам:

1 карточка,  слайд №2

1.Выберите  из текста стихотворения «Русь» слова, которые помогают представить образ родины и рассказать о чувствах поэта:

  • …    развернулася
  • …    краса
  • …    люди
  • …    подвиги
  • …     слава

2.Продолжите высказывания:

Автор хотел рассказать о том, что Русь – это …

Он испытывал чувство …

2 карточка,  слайд №3

1.Выберите  из текста стихотворения «Родине» слова, которые помогают представить образ родины и рассказать о чувствах поэта:

  • … простор
  • … деревни и люди
  • сила с …

2. Продолжите высказывания:

Автор хотел рассказать о том, что Родина – это …

Он испытывал чувство …

3 карточка,  слайд №4

1.Выберите  из текста рассказа «Моя Родина» слова, которые помогают представить образ родины и рассказать о чувствах писателя.

2. Продолжите высказывания:

Автор хотел рассказать о том, что Родина для него – это …

Он испытывал чувство …

 

3)Проверка самостоятельной работы по заданиям 1 и 2 карточки – обобщённые высказывания учащихся о мыслях и чувствах авторов (слайд №5, слайд №6)

 

3.Подготовительная работа

1)Поисковая ситуация – узнать фамилию автора в необычной записи (на доске – половинки букв в фамилии автора)

2)Определить, был ли поэт современником И.Никитина и С.Дрожжина (годы жизни написаны на доске) 

3) Словарная работа – определить слова по их лексическому значению   с помощью иллюстраций на слайде №7

«Про…ки» - грунтовая дорога между небольшими посёлками    «Пере…ки» - небольшой редкий лес, отделенный полянами.

 «Нива или жнивьё? » - поле, где сжали злаки.

4.Чтение стихотворения учителем.

-Я прочитаю вам стихотворение, а вы постарайтесь представить, о какой Родине говорит автор.

5.Проверка понимания прочитанного.

-О большой стране или о малой родине пишет А.Жигулин?

(Малая родина – место, где он родился и жил в детстве)

-Как вы думаете, это город или деревня? Докажите с помощью слов просёлки, перелески, жнивьё.

(Просёлочные дороги и сжатые поля встречаются в сельской местности, перелески – за городом).

-Какие чувства ты испытывал, когда  слушал стихотворение?

(Чувство любви к Родине; гордость за страну; чувство грусти)

6.Анализ стихотворения.

1)Беседа (с опорой на слайд №8)

-Что особенно дорого поэту в родных местах?

(Он описал скромную природу, берёзовую рощу, старую колокольню, могилу солдата)

-С каким чувством он об этом говорит?

-Найдите в тексте слова и выражение, которые  помогают почувствовать волнение автора при встрече с малой родиной?

- Какие выразительные средства языка использует поэт? (Эпитет «трепетный взор» и метафору «ловлю взором»)

-Можно ли что-нибудь «ловить взором»? (Ловить взором – останавливать на чём-либо взгляд)

- Можно ли сказать, что   автор находит утешенье, силу и энергию, чтобы жить и дальше творить на своей малой родине?

-Какие строки об этом говорят?

(В тебе одной – и утешенье

И исцеление мое….)

2)Обобщающее слово учителя

- Я думаю, что поэт говорит об образе родины-матери. Родина для него как мама, он её  любит всей душой, а она защищает и оберегает его от всех бед и несчастий.

7.Подведение итогов урока

-Сможете ли вы сейчас, в конце урока, рассказать о своей малой родине по такому плану:

Родина – это ______,   где    ______  ____________.

Я люблю её за _________  ___________  .

Здесь есть памятные места, где я (мне)__________, __________, ________.

8.Домашнее задание на выбор: подготовиться к выразительному чтению или выучить наизусть стихотворение А.Жигулина «О,Родина! В неярком блеске…»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.Жигулин - 4 класс»

Урок литературного чтения для учащихся 4 класса

по теме

«Образ Родины в творчестве русских писателей».


Урок разработан на основе учебника: Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 частях. Часть 2 [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. ]. - М.: Просвещение, 2014.

Целевое назначение урока – урок открытия нового знания.

1.Предметные цели:

  • познакомить учащихся с произведениями о Родине известных русских поэтов и писателей;

  • создать условия для формирования умения читать стихи выразительно и осознанно, передавая чувство гордости за свою великую Родину, рассказывать о Родине, используя прочитанные произведения и собственные мысли.

2.Метапредметные цели:

  • Личностные УУД: создать условия для осознания с помощью чтения художественного произведения основных жизненных ценностей (любовь к Родине), формирования учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;

  • Познавательные УУД - создать условия для формирования умений:

осознавать познавательную задачу, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, строить речевое высказывание в устной форме, делать обобщения, выводы;

  • Регулятивные УУД - создать условия для формирования умений: работать по предложенному учителем плану, читать в соответствии с целью чтения, анализировать собственную работу;

  • Коммуникативные: создать условия для формирования умения продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем (слушать и понимать других, участвовать в диалоге, в общей беседе, отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения).


Методы обучения : беседа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.







Ход урока

1.Определение темы и цели урока

-Тему урока вы видите на слайде «Образ … в творчестве русских писателей».

-Чтобы её полностью прочитать, нужно подобрать имя существительное с таким составом:

корень – синоним слову «семья», суффикс такой же, как в слове «старина», окончание как у существительных 1 склонения в родительном падеже (родины)


-Кто может ответить на вопрос «Что такое родина?»

-Каждый человек любит свою родину. Художники рисуют прекрасные картины, поэты пишут замечательные стихи о Родине.


Цель нашего урока -

с помощью прочитанных произведений и нового стихотворения создать собирательный образ Родины для русского человека.


2. Проверка домашнего задания, актуализация знаний, полученных на прошлом уроке

1)Фронтальная работа

-Соедините стрелками фамилии авторов и названия произведений (на доске):

И.С.Никитин «О, Родина! В неярком блеске …»

С.Д.Дрожжин «Русь»

М.М.Пришвин «Родине» (на доске)

«Моя родина»


2)Самостоятельная работа

-Среди названий прочитанных произведений есть новое стихотворение, с автором и содержанием которого мы познакомимся после работы в парах по карточкам:


1 карточка, слайд №2

1.Выберите из текста стихотворения «Русь» слова, которые помогают представить образ родины и рассказать о чувствах поэта:

  • развернулася

  • краса

  • люди

  • подвиги

  • слава

2.Продолжите высказывания:

Автор хотел рассказать о том, что Русь – это …

Он испытывал чувство …


2 карточка, слайд №3

1.Выберите из текста стихотворения «Родине» слова, которые помогают представить образ родины и рассказать о чувствах поэта:

  • простор

  • деревни и люди

  • сила с …

2. Продолжите высказывания:

Автор хотел рассказать о том, что Родина – это …

Он испытывал чувство …


3 карточка, слайд №4

1.Выберите из текста рассказа «Моя Родина» слова, которые помогают представить образ родины и рассказать о чувствах писателя.

2. Продолжите высказывания:

Автор хотел рассказать о том, что Родина для него – это …

Он испытывал чувство …


3)Проверка самостоятельной работы по заданиям 1 и 2 карточки – обобщённые высказывания учащихся о мыслях и чувствах авторов (слайд №5, слайд №6)


3.Подготовительная работа

1)Поисковая ситуация – узнать фамилию автора в необычной записи (на доске – половинки букв в фамилии автора)

2)Определить, был ли поэт современником И.Никитина и С.Дрожжина (годы жизни написаны на доске)

3) Словарная работа – определить слова по их лексическому значению с помощью иллюстраций на слайде №7

«Про…ки» - грунтовая дорога между небольшими посёлками «Пере…ки» - небольшой редкий лес, отделенный полянами.

«Нива или жнивьё? » - поле, где сжали злаки.



4.Чтение стихотворения учителем.


-Я прочитаю вам стихотворение, а вы постарайтесь представить, о какой Родине говорит автор.

5.Проверка понимания прочитанного.


-О большой стране или о малой родине пишет А.Жигулин?

(Малая родина – место, где он родился и жил в детстве)

-Как вы думаете, это город или деревня? Докажите с помощью слов просёлки, перелески, жнивьё.

(Просёлочные дороги и сжатые поля встречаются в сельской местности, перелески – за городом).

-Какие чувства ты испытывал, когда слушал стихотворение?

(Чувство любви к Родине; гордость за страну; чувство грусти)


6.Анализ стихотворения.


1)Беседа (с опорой на слайд №8)

-Что особенно дорого поэту в родных местах?

(Он описал скромную природу, берёзовую рощу, старую колокольню, могилу солдата)

-С каким чувством он об этом говорит?

-Найдите в тексте слова и выражение, которые помогают почувствовать волнение автора при встрече с малой родиной?

- Какие выразительные средства языка использует поэт? (Эпитет «трепетный взор» и метафору «ловлю взором»)

-Можно ли что-нибудь «ловить взором»? (Ловить взором – останавливать на чём-либо взгляд)

- Можно ли сказать, что автор находит утешенье, силу и энергию, чтобы жить и дальше творить на своей малой родине?

-Какие строки об этом говорят?

(В тебе одной – и утешенье

И исцеление мое….)


2)Обобщающее слово учителя

- Я думаю, что поэт говорит об образе родины-матери. Родина для него как мама, он её любит всей душой, а она защищает и оберегает его от всех бед и несчастий.


7.Подведение итогов урока

-Сможете ли вы сейчас, в конце урока, рассказать о своей малой родине по такому плану:

Родина – это ______, где ______ ____________ .

Я люблю её за _________ ___________ .

Здесь есть памятные места, где я (мне)__________, __________, ________ .




8.Домашнее задание на выбор: подготовиться к выразительному чтению или выучить наизусть стихотворение А.Жигулина «О,Родина! В неярком блеске…»











Учитель начальных классов Булатова Галина Геннадьевна Страница 7


Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку»

Тема урока Образ … в произведениях русских писателей Учитель начальных классов Булатова Г.Г.

Тема урока

Образ …

в произведениях русских писателей

Учитель начальных классов Булатова Г.Г.

И.С.Никитин «Русь» Выберите из текста стихотворения слова, которые помогают представить образ Родины и рассказать о чувствах поэта: … развернулася … краса … люди … подвиги … слава 1824 - 1861 Учитель начальных классов Булатова Г.Г.

И.С.Никитин «Русь»

  • Выберите из текста стихотворения слова, которые помогают представить образ Родины и рассказать о чувствах поэта:
  • развернулася
  • краса
  • люди
  • подвиги
  • слава

1824 - 1861

Учитель начальных классов Булатова Г.Г.

С.Д.Дрожжин «Родине» Выберите из текста стихотворения слова, которые помогают представить образ Родины и рассказать о чувствах поэта: … простор … деревни и люди сила с … 1848 - 1930 Учитель начальных классов Булатова Г.Г.

С.Д.Дрожжин «Родине»

  • Выберите из текста стихотворения слова, которые помогают представить образ Родины и рассказать о чувствах поэта:
  • простор
  • деревни и люди
  • сила с …

1848 - 1930

Учитель начальных классов Булатова Г.Г.

М.М.Пришвин «Моя Родина» Выберите из текста рассказа слова, которые помогают представить образ Родины и рассказать о чувствах писателя. Учитель начальных классов Булатова Г.Г.

М.М.Пришвин «Моя Родина»

  • Выберите из текста рассказа слова, которые помогают представить образ Родины и рассказать о чувствах писателя.

Учитель начальных классов Булатова Г.Г.

И.С.Никитин «Русь» Образ Родины Чувства автора Русь - это бескрайние просторы, Гордость Любовь Патриотизм разнообразие и красота природы, подземные богатства. Это сильное государство со славной историей, в котором живут смелые люди, готовые защитить свою Родину-мать. Учитель начальных классов Булатова Г.Г.

И.С.Никитин «Русь»

Образ Родины

Чувства автора

Русь - это бескрайние просторы,

  • Гордость
  • Любовь
  • Патриотизм

разнообразие и красота природы,

подземные богатства.

Это сильное государство со славной историей, в котором живут смелые люди, готовые защитить свою Родину-мать.

Учитель начальных классов Булатова Г.Г.

С.Д.Дрожжин «Родине» Образ Родины Чувства автора Родина – это красота природы, приветливые деревенские люди, сельский труд . Гордость Восторг Радость Учитель начальных классов Булатова Г.Г.

С.Д.Дрожжин «Родине»

Образ Родины

Чувства автора

  • Родина – это красота природы, приветливые деревенские люди, сельский труд .
  • Гордость
  • Восторг
  • Радость

Учитель начальных классов Булатова Г.Г.

А.В.Жигулин «О, Родина!» Узнайте слова по их лексическому значению: «Про…ки» - грунтовые дороги между небольшими посёлками  «Пере…ки » - небольшие редкие леса, отделенные полянами. Поле, где сжали злаки – это нива или жнивьё ? Учитель начальных классов Булатова Г.Г.

А.В.Жигулин «О, Родина!»

Узнайте слова по их лексическому значению:

  • «Про…ки» - грунтовые дороги между небольшими посёлками
  • «Пере…ки » - небольшие редкие леса, отделенные полянами.
  • Поле, где сжали злаки – это нива или жнивьё ?

Учитель начальных классов Булатова Г.Г.

О чём написал А.Жигулин? 1.О большой стране или о малой родине пишет автор?  2.Как вы думаете, это город или деревня? Докажите с помощью слов просёлки, перелески, жнивьё.  3. Что особенно дорого поэту в родных местах?  4. С каким чувством автор об этом говорит? Учитель начальных классов Булатова Г.Г.    Можно ли считать его так как размышление о …

О чём написал А.Жигулин?

1.О большой стране или о малой родине пишет автор?

2.Как вы думаете, это город или деревня? Докажите с помощью слов просёлки, перелески, жнивьё.

3. Что особенно дорого поэту в родных местах?

4. С каким чувством автор об этом говорит?

Учитель начальных классов Булатова Г.Г.

Можно ли считать его так как размышление о …

Моя Родина Моя Родина – это ______, где ______ ____________ . Я люблю её за _________ ___________ . Здесь есть памятные места, где я (мне)__________, __________, ________ … Учитель начальных классов Булатова Г.Г.

Моя Родина

  • Моя Родина – это ______, где ______ ____________ .
  • Я люблю её за _________ ___________ .
  • Здесь есть памятные места, где я (мне)__________, __________, ________ …

Учитель начальных классов Булатова Г.Г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока литературного чтения для учащихся 4-го класса

Автор: Булатова Галина Геннадьевна

Дата: 02.07.2015

Номер свидетельства: 222092

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по теме «Подготовка к итоговой аттестации по литературному чтению. «Синицы» "
    ["seo_title"] => string(154) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-4-klassie-po-tiemie-podghotovka-k-itoghovoi-attiestatsii-po-litieraturnomu-chtieniiu-sinitsy"
    ["file_id"] => string(6) "225183"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439472239"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Разработка урока литературного чтения во 2 классе на основе ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka-uroka-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie-na-osnovie-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "156945"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421509087"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "Разработка урока литературного чтения, 4 класс. Тема: Герой былины – защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри»."
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_literaturnogo_chteniia_4_klass_tema_geroi_byliny_zashchitnik_ru"
    ["file_id"] => string(6) "588576"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1634222362"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Методическая разработка к уроку литературного чтения для учащихся 2 класса по теме "Герои литературных сказок" (УМК "Перспектива") "
    ["seo_title"] => string(147) "mietodichieskaia-razrabotka-k-uroku-litieraturnogho-chtieniia-dlia-uchashchikhsia-2-klassa-po-tiemie-gieroi-litieraturnykh-skazok-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "133455"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416506656"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Методическая разработка урока литературного чтения "В. Осеева  Хорошее""
    ["seo_title"] => string(75) "mietodichieskaiarazrabotkaurokalitieraturnoghochtieniiavosieievakhoroshieie"
    ["file_id"] => string(6) "305585"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457964067"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства