Урок литературного чтения для учащихся 4 класса
по теме
«Образ Родины в творчестве русских писателей».
Урок разработан на основе учебника: Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 частях. Часть 2 [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. ]. - М.: Просвещение, 2014.
Целевое назначение урока – урок открытия нового знания.
1.Предметные цели:
- познакомить учащихся с произведениями о Родине известных русских поэтов и писателей;
- создать условия для формирования умения читать стихи выразительно и осознанно, передавая чувство гордости за свою великую Родину, рассказывать о Родине, используя прочитанные произведения и собственные мысли.
2.Метапредметные цели:
- Личностные УУД: создать условия для осознания с помощью чтения художественного произведения основных жизненных ценностей (любовь к Родине), формирования учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;
- Познавательные УУД - создать условия для формирования умений:
осознавать познавательную задачу, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, строить речевое высказывание в устной форме, делать обобщения, выводы;
- Регулятивные УУД - создать условия для формирования умений: работать по предложенному учителем плану, читать в соответствии с целью чтения, анализировать собственную работу;
- Коммуникативные: создать условия для формирования умения продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем (слушать и понимать других, участвовать в диалоге, в общей беседе, отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения).
Методы обучения : беседа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Ход урока
1.Определение темы и цели урока
-Тему урока вы видите на слайде «Образ … в творчестве русских писателей».
-Чтобы её полностью прочитать, нужно подобрать имя существительное с таким составом:
корень – синоним слову «семья», суффикс такой же, как в слове «старина», окончание как у существительных 1 склонения в родительном падеже (родины)
-Кто может ответить на вопрос «Что такое родина?»
-Каждый человек любит свою родину. Художники рисуют прекрасные картины, поэты пишут замечательные стихи о Родине.
Цель нашего урока -
с помощью прочитанных произведений и нового стихотворения создать собирательный образ Родины для русского человека.
2. Проверка домашнего задания, актуализация знаний, полученных на прошлом уроке
1)Фронтальная работа
-Соедините стрелками фамилии авторов и названия произведений (на доске):
И.С.Никитин «О, Родина! В неярком блеске …»
С.Д.Дрожжин «Русь»
М.М.Пришвин «Родине» (на доске)
«Моя родина»
2)Самостоятельная работа
-Среди названий прочитанных произведений есть новое стихотворение, с автором и содержанием которого мы познакомимся после работы в парах по карточкам:
1 карточка, слайд №2
1.Выберите из текста стихотворения «Русь» слова, которые помогают представить образ родины и рассказать о чувствах поэта:
- … развернулася
- … краса
- … люди
- … подвиги
- … слава
2.Продолжите высказывания:
Автор хотел рассказать о том, что Русь – это …
Он испытывал чувство …
2 карточка, слайд №3
1.Выберите из текста стихотворения «Родине» слова, которые помогают представить образ родины и рассказать о чувствах поэта:
- … простор
- … деревни и люди
- сила с …
2. Продолжите высказывания:
Автор хотел рассказать о том, что Родина – это …
Он испытывал чувство …
3 карточка, слайд №4
1.Выберите из текста рассказа «Моя Родина» слова, которые помогают представить образ родины и рассказать о чувствах писателя.
2. Продолжите высказывания:
Автор хотел рассказать о том, что Родина для него – это …
Он испытывал чувство …
3)Проверка самостоятельной работы по заданиям 1 и 2 карточки – обобщённые высказывания учащихся о мыслях и чувствах авторов (слайд №5, слайд №6)
3.Подготовительная работа
1)Поисковая ситуация – узнать фамилию автора в необычной записи (на доске – половинки букв в фамилии автора)
2)Определить, был ли поэт современником И.Никитина и С.Дрожжина (годы жизни написаны на доске)
3) Словарная работа – определить слова по их лексическому значению с помощью иллюстраций на слайде №7
«Про…ки» - грунтовая дорога между небольшими посёлками «Пере…ки» - небольшой редкий лес, отделенный полянами.
«Нива или жнивьё? » - поле, где сжали злаки.
4.Чтение стихотворения учителем.
-Я прочитаю вам стихотворение, а вы постарайтесь представить, о какой Родине говорит автор.
5.Проверка понимания прочитанного.
-О большой стране или о малой родине пишет А.Жигулин?
(Малая родина – место, где он родился и жил в детстве)
-Как вы думаете, это город или деревня? Докажите с помощью слов просёлки, перелески, жнивьё.
(Просёлочные дороги и сжатые поля встречаются в сельской местности, перелески – за городом).
-Какие чувства ты испытывал, когда слушал стихотворение?
(Чувство любви к Родине; гордость за страну; чувство грусти)
6.Анализ стихотворения.
1)Беседа (с опорой на слайд №8)
-Что особенно дорого поэту в родных местах?
(Он описал скромную природу, берёзовую рощу, старую колокольню, могилу солдата)
-С каким чувством он об этом говорит?
-Найдите в тексте слова и выражение, которые помогают почувствовать волнение автора при встрече с малой родиной?
- Какие выразительные средства языка использует поэт? (Эпитет «трепетный взор» и метафору «ловлю взором»)
-Можно ли что-нибудь «ловить взором»? (Ловить взором – останавливать на чём-либо взгляд)
- Можно ли сказать, что автор находит утешенье, силу и энергию, чтобы жить и дальше творить на своей малой родине?
-Какие строки об этом говорят?
(В тебе одной – и утешенье
И исцеление мое….)
2)Обобщающее слово учителя
- Я думаю, что поэт говорит об образе родины-матери. Родина для него как мама, он её любит всей душой, а она защищает и оберегает его от всех бед и несчастий.
7.Подведение итогов урока
-Сможете ли вы сейчас, в конце урока, рассказать о своей малой родине по такому плану:
Родина – это ______, где ______ ____________.
Я люблю её за _________ ___________ .
Здесь есть памятные места, где я (мне)__________, __________, ________.
8.Домашнее задание на выбор: подготовиться к выразительному чтению или выучить наизусть стихотворение А.Жигулина «О,Родина! В неярком блеске…»
Просмотр содержимого документа
«А.Жигулин - 4 класс»
Урок литературного чтения для учащихся 4 класса
по теме
«Образ Родины в творчестве русских писателей».
Урок разработан на основе учебника: Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 частях. Часть 2 [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. ]. - М.: Просвещение, 2014.
Целевое назначение урока – урок открытия нового знания.
1.Предметные цели:
познакомить учащихся с произведениями о Родине известных русских поэтов и писателей;
создать условия для формирования умения читать стихи выразительно и осознанно, передавая чувство гордости за свою великую Родину, рассказывать о Родине, используя прочитанные произведения и собственные мысли.
2.Метапредметные цели:
осознавать познавательную задачу, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, строить речевое высказывание в устной форме, делать обобщения, выводы;
Регулятивные УУД - создать условия для формирования умений: работать по предложенному учителем плану, читать в соответствии с целью чтения, анализировать собственную работу;
Коммуникативные: создать условия для формирования умения продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем (слушать и понимать других, участвовать в диалоге, в общей беседе, отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения).
Методы обучения : беседа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Ход урока
1.Определение темы и цели урока
-Тему урока вы видите на слайде «Образ … в творчестве русских писателей».
-Чтобы её полностью прочитать, нужно подобрать имя существительное с таким составом:
корень – синоним слову «семья», суффикс такой же, как в слове «старина», окончание как у существительных 1 склонения в родительном падеже (родины)
-Кто может ответить на вопрос «Что такое родина?»
-Каждый человек любит свою родину. Художники рисуют прекрасные картины, поэты пишут замечательные стихи о Родине.
Цель нашего урока -
с помощью прочитанных произведений и нового стихотворения создать собирательный образ Родины для русского человека.
2. Проверка домашнего задания, актуализация знаний, полученных на прошлом уроке
1)Фронтальная работа
-Соедините стрелками фамилии авторов и названия произведений (на доске):
И.С.Никитин «О, Родина! В неярком блеске …»
С.Д.Дрожжин «Русь»
М.М.Пришвин «Родине» (на доске)
«Моя родина»
2)Самостоятельная работа
-Среди названий прочитанных произведений есть новое стихотворение, с автором и содержанием которого мы познакомимся после работы в парах по карточкам:
1 карточка, слайд №2
1.Выберите из текста стихотворения «Русь» слова, которые помогают представить образ родины и рассказать о чувствах поэта:
… развернулася
… краса
… люди
… подвиги
… слава
2.Продолжите высказывания:
Автор хотел рассказать о том, что Русь – это …
Он испытывал чувство …
2 карточка, слайд №3
1.Выберите из текста стихотворения «Родине» слова, которые помогают представить образ родины и рассказать о чувствах поэта:
… простор
… деревни и люди
сила с …
2. Продолжите высказывания:
Автор хотел рассказать о том, что Родина – это …
Он испытывал чувство …
3 карточка, слайд №4
1.Выберите из текста рассказа «Моя Родина» слова, которые помогают представить образ родины и рассказать о чувствах писателя.
2. Продолжите высказывания:
Автор хотел рассказать о том, что Родина для него – это …
Он испытывал чувство …
3)Проверка самостоятельной работы по заданиям 1 и 2 карточки – обобщённые высказывания учащихся о мыслях и чувствах авторов (слайд №5, слайд №6)
3.Подготовительная работа
1)Поисковая ситуация – узнать фамилию автора в необычной записи (на доске – половинки букв в фамилии автора)
2)Определить, был ли поэт современником И.Никитина и С.Дрожжина (годы жизни написаны на доске)
3) Словарная работа – определить слова по их лексическому значению с помощью иллюстраций на слайде №7
«Про…ки» - грунтовая дорога между небольшими посёлками «Пере…ки» - небольшой редкий лес, отделенный полянами.
«Нива или жнивьё? » - поле, где сжали злаки.
4.Чтение стихотворения учителем.
-Я прочитаю вам стихотворение, а вы постарайтесь представить, о какой Родине говорит автор.
5.Проверка понимания прочитанного.
-О большой стране или о малой родине пишет А.Жигулин?
(Малая родина – место, где он родился и жил в детстве)
-Как вы думаете, это город или деревня? Докажите с помощью слов просёлки, перелески, жнивьё.
(Просёлочные дороги и сжатые поля встречаются в сельской местности, перелески – за городом).
-Какие чувства ты испытывал, когда слушал стихотворение?
(Чувство любви к Родине; гордость за страну; чувство грусти)
6.Анализ стихотворения.
1)Беседа (с опорой на слайд №8)
-Что особенно дорого поэту в родных местах?
(Он описал скромную природу, берёзовую рощу, старую колокольню, могилу солдата)
-С каким чувством он об этом говорит?
-Найдите в тексте слова и выражение, которые помогают почувствовать волнение автора при встрече с малой родиной?
- Какие выразительные средства языка использует поэт? (Эпитет «трепетный взор» и метафору «ловлю взором»)
-Можно ли что-нибудь «ловить взором»? (Ловить взором – останавливать на чём-либо взгляд)
- Можно ли сказать, что автор находит утешенье, силу и энергию, чтобы жить и дальше творить на своей малой родине?
-Какие строки об этом говорят?
(В тебе одной – и утешенье
И исцеление мое….)
2)Обобщающее слово учителя
- Я думаю, что поэт говорит об образе родины-матери. Родина для него как мама, он её любит всей душой, а она защищает и оберегает его от всех бед и несчастий.
7.Подведение итогов урока
-Сможете ли вы сейчас, в конце урока, рассказать о своей малой родине по такому плану:
Родина – это ______, где ______ ____________ .
Я люблю её за _________ ___________ .
Здесь есть памятные места, где я (мне)__________, __________, ________ .
8.Домашнее задание на выбор: подготовиться к выразительному чтению или выучить наизусть стихотворение А.Жигулина «О,Родина! В неярком блеске…»
Учитель начальных классов Булатова Галина Геннадьевна Страница 7
Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку»
Тема урока
Образ …
в произведениях русских писателей
Учитель начальных классов Булатова Г.Г.
И.С.Никитин «Русь»
- Выберите из текста стихотворения слова, которые помогают представить образ Родины и рассказать о чувствах поэта:
- … развернулася
- … краса
- … люди
- … подвиги
- … слава
1824 - 1861
Учитель начальных классов Булатова Г.Г.
С.Д.Дрожжин «Родине»
- Выберите из текста стихотворения слова, которые помогают представить образ Родины и рассказать о чувствах поэта:
- … простор
- … деревни и люди
- сила с …
1848 - 1930
Учитель начальных классов Булатова Г.Г.
М.М.Пришвин «Моя Родина»
- Выберите из текста рассказа слова, которые помогают представить образ Родины и рассказать о чувствах писателя.
Учитель начальных классов Булатова Г.Г.
И.С.Никитин «Русь»
Образ Родины
Чувства автора
Русь - это бескрайние просторы,
- Гордость
- Любовь
- Патриотизм
разнообразие и красота природы,
подземные богатства.
Это сильное государство со славной историей, в котором живут смелые люди, готовые защитить свою Родину-мать.
Учитель начальных классов Булатова Г.Г.
С.Д.Дрожжин «Родине»
Образ Родины
Чувства автора
- Родина – это красота природы, приветливые деревенские люди, сельский труд .
Учитель начальных классов Булатова Г.Г.
А.В.Жигулин «О, Родина!»
Узнайте слова по их лексическому значению:
- «Про…ки» - грунтовые дороги между небольшими посёлками
- «Пере…ки » - небольшие редкие леса, отделенные полянами.
- Поле, где сжали злаки – это нива или жнивьё ?
Учитель начальных классов Булатова Г.Г.
О чём написал А.Жигулин?
1.О большой стране или о малой родине пишет автор?
2.Как вы думаете, это город или деревня? Докажите с помощью слов просёлки, перелески, жнивьё.
3. Что особенно дорого поэту в родных местах?
4. С каким чувством автор об этом говорит?
Учитель начальных классов Булатова Г.Г.
Можно ли считать его так как размышление о …
Моя Родина
- Моя Родина – это ______, где ______ ____________ .
- Я люблю её за _________ ___________ .
- Здесь есть памятные места, где я (мне)__________, __________, ________ …
Учитель начальных классов Булатова Г.Г.