Методическая разработка к уроку литературного чтения для учащихся 2 класса по теме "Герои литературных сказок" (УМК "Перспектива")
Методическая разработка к уроку литературного чтения для учащихся 2 класса по теме "Герои литературных сказок" (УМК "Перспектива")
Методическая разработка урока.
Предмет: «Литературное чтение», УМК «Перспектива»
Класс: 2 (1 - 4)
Тема: «Герои литературных сказок»
Задачи:
работа с понятием «присказка»;
знакомство с творчеством Д.Н.Мамина – Сибиряка.
развивать у детей посредством художественных деталей воображения и образного восприятия;
учить находить слова, характеризующие героя сказки; составлять портрет героя сказки;
учить видеть яркость, меткость русского языка
Планируемые результаты:
формирование умения сравнивать сказки;
формирование умения создавать собственные тексты на основе
художественных;
формировать умение составлять портрет героя сказки.
Ресурсы и оборудование:
Литературное чтение. Учебник. 2 класс. Часть 2.
Книга Д. Н. Мамина - Сибиряка «Аленушкины сказки».
Портрет Д.Н.Мамина – Сибиряка
Толковый словарь Даля
Русский народный платок для сказительницы
Маска зайца
Учебные ситуации.
«Работа с выставкой»
«Проблемный вопрос»
«Читаем и фантазируем».
«Наш театр»
«Исследование языка сказки».
Ход урока.
Организационная часть.
Сообщение темы и целей урока.
Учебная ситуация: «Работа с выставкой»
Работа с выставкой книг по теме «Литературные сказки».
Анализ представленных книг.
- Какие книги представлены на выставке? Что их объединяет? Дайте название выставке книг.
- С каким автором мы еще не знакомились на уроках? («Аленушкины сказки» Д. Мамина - Сибиряка.)
Знакомство с творчеством писателя.
Учитель показывает портрет Д. Мамина – Сибиряка и рассказывает детям о его творчестве.
Учитель: «Аленушкины сказки» писались Дмитрием Наркисовичем Маминым - Сибиряком для маленькой дочери Елены. Отцу предстояло подготовить свою Аленушку к жизни, а главное, научить ребенка любить эту жизнь. Герои сказок — муха, козявочка, комар, заяц, игрушки, цветы — малы, слабы, незаметны среди больших и сильных существ. Но все же в сказках Мамина – Сибиряка слабые одерживают верх над сильными, незаметные обретают свое место в жизни. Но если слабые существа заражаются мелочным эгоизмом, желают, чтобы весь мир принадлежал им, и, не в состоянии достичь этого, обижаются, делаются несчастными.
«Невозможно переделать мир в угоду себе, но можно изменить отношение к миру, можно изменить себя», — подмечает автор сказок.
Знакомство с понятием «присказка».
- Особый интерес представляет присказка.
А что это такое? (Предположения детей)
- Я приглашаю к доске знатоков, которые смогут с помощью толкового словаря Даля объяснить нам значение этого слова.
(Учитель вызывает к доске двух хорошо читающих учащихся.)
Первичное чтение присказки учителем.
Учебная ситуация.
«Проблемный вопрос»: с чем можно сравнить присказку?
Обмен впечатлениями. Ответ на поставленный вопрос.
(Своей напевностью она близка колыбельным песням.)
Самостоятельное чтение присказки учащимися.
Анализ присказки.
- К кому обращены слова присказки? Подтвердите свой ответ цитатой из текста.
- С какой интонацией надо читать присказку? Почему?
- Кто мог сказывать присказку? (Ответы детей)
- Представьте сказительницу. Как она выглядит? Во что она одета? Как смотрит на нас? Как произносит слова?
Учебная ситуация: «Наш театр»
- Попробуйте сыграть сказительницу.
(2 -3 учащихся обыгрывают роль сказительницы у доски)
Рефлексия на сыгранную роль.
Знакомство со сказкой Мамина – Сибиряка«Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Учебная ситуация: «Читаем и фантазируем».
Комбинированное чтение (учитель – ученик). Во время чтения учитель делает паузы в соответствующих местах, просит детей пофантазировать и представить, как будут развиваться события в сказке дальше.
Обмен впечатлениями после прочитанного.
Учебная ситуация: «Исследование языка сказки».
Работа в парах: найти непонятные или незнакомые слова в сказке, объяснить их значение.
Анализ произведения.
- Каким изображен заяц в начале сказки?
Учебная ситуация: «Наш театр»
- Прочитайте, выразительно, как хвастался заяц. Какие слова необходимо выделить голосом, чтобы показать, как расхрабрился заяц?
(2 -3 учащихся обыгрывают роль зайца у доски)
Рефлексия на сыгранную роль.
- В какой момент сказки мы понимаем, что заяц вовсе не такой храбрый? Подтвердите цитатой из текста. Как нужно читать этот отрывок?
- Что значит выражение «язык примерз»? Подберите близкое по смыслу выражение.
- Что случилось с зайцем дальше? Как он стал выглядеть в глазах окружающих? А в своих собственных глазах?
Составление портрета зайца.
Работа в группах.
Задание: Соотнесите всевозможные качества и выберите те, которые соответствуют характеру главного героя. Докажите свой выбор.
Хитрый
Смелый добрый
Отзывчивый
Злой
Храбрый
Глупый
Трудолюбивый
Умный
Находчивый
Трусливый
Ленивый
Уверенный в себе
Смешной
Несчастный
Бесстрашный
Защита ответов по группам.
Рефлексия.
Заключение
- Какую мысль хотел донести до нас автор?
Домашнее задание (по выбору):
Игра «Собери сказки о зайцах». Найдите в домашней библиотеке книги сказок, героем которых является заяц. Покажите характер зайца, через инсценирование какого - либо фрагмента сказки.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка к уроку литературного чтения для учащихся 2 класса по теме "Герои литературных сказок" (УМК "Перспектива") »
Автор: учитель начальных классов Сарафанова Лариса Михайловна
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 г. Катав – Ивановска
Конспект урока.
Предмет: «Литературное чтение», программа «Перспектива»
Класс:2 (1 - 4)
Тема: «Герои литературных сказок»
Задачи:
работа с понятием «присказка»;
знакомство с творчеством Д.Н.Мамина – Сибиряка.
развивать у детей посредством художественных деталей воображения и образного восприятия;
учить находить слова, характеризующие героя сказки; составлять портрет героя сказки;
учить видеть яркость, меткость русского языка
Планируемые результаты:
формирование умения сравнивать сказки;
формирование умения создавать собственные тексты на основе
художественных;
формировать умение составлять портрет героя сказки.
Ресурсы и оборудование:
Литературное чтение. Учебник. 2 класс. Часть 2.
Книга Д. Н. Мамина - Сибиряка «Аленушкины сказки».
Портрет Д.Н.Мамина – Сибиряка
Толковый словарь Даля
Русский народный платок для сказительницы
Маска зайца
Учебные ситуации.
«Работа с выставкой»
«Проблемный вопрос»
«Читаем и фантазируем».
«Наш театр»
«Исследование языка сказки».
Ход урока.
Организационная часть.
Сообщение темы и целей урока.
Учебная ситуация: «Работа с выставкой»
Работа с выставкой книг по теме «Литературные сказки».
Анализ представленных книг.
- Какие книги представлены на выставке? Что их объединяет? Дайте название выставке книг.
- С каким автором мы еще не знакомились на уроках? («Аленушкины сказки» Д. Мамина - Сибиряка.)
Знакомство с творчеством писателя.
Учитель показывает портрет Д. Мамина – Сибиряка и рассказывает детям о его творчестве.
Учитель: «Аленушкины сказки» писались Дмитрием Наркисовичем Маминым - Сибиряком для маленькой дочери Елены. Отцу предстоялоподготовить свою Аленушку к жизни, а главное, научить ребенкалюбить эту жизнь. Герои сказок — муха, козявочка, комар, заяц, игрушки, цветы — малы, слабы, незаметны среди больших и сильных существ. Но все же в сказках Мамина – Сибиряка слабые одерживают верх над сильными, незаметные обретают свое место в жизни. Но если слабые существа заражаются мелочным эгоизмом, желают, чтобы весь мир принадлежал им, и, не в состоянии достичь этого, обижаются, делаются несчастными.
«Невозможно переделатьмир в угоду себе, но можно изменить отношение к миру, можно изменить себя», — подмечает автор сказок.
Знакомство с понятием «присказка».
- Особый интерес представляет присказка.
А что это такое? (Предположения детей)
- Я приглашаю к доске знатоков, которые смогут с помощью толкового словаря Даля объяснить нам значение этого слова.
(Учитель вызывает к доске двух хорошо читающих учащихся.)
Первичное чтение присказки учителем.
Учебная ситуация.
«Проблемный вопрос»: с чем можно сравнить присказку?
Обмен впечатлениями. Ответ на поставленный вопрос.
(Своей напевностью она близка колыбельным песням.)
Самостоятельное чтение присказки учащимися.
Анализ присказки.
- К кому обращены слова присказки? Подтвердите свой ответ цитатой из текста.
- С какой интонацией надо читать присказку? Почему?
- Кто мог сказывать присказку? (Ответы детей)
- Представьте сказительницу. Как она выглядит? Во что она одета? Как смотрит на нас? Как произносит слова?
Учебная ситуация: «Наш театр»
- Попробуйте сыграть сказительницу.
(2 -3 учащихся обыгрывают роль сказительницы у доски)
Рефлексия на сыгранную роль.
Знакомство со сказкой Мамина – Сибиряка«Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Учебная ситуация: «Читаем и фантазируем».
Комбинированное чтение (учитель – ученик). Во время чтения учитель делает паузыв соответствующих местах, просит детей пофантазировать и представить, как будут развиваться события в сказке дальше.
Обмен впечатлениями после прочитанного.
Учебная ситуация: «Исследование языка сказки».
Работа в парах: найти непонятные или незнакомые слова в сказке, объяснить их значение.
Анализ произведения.
- Каким изображен заяц в начале сказки?
Учебная ситуация: «Наш театр»
- Прочитайте, выразительно, как хвастался заяц. Какие слова необходимо выделить голосом, чтобы показать, как расхрабрился заяц?
(2 -3 учащихся обыгрывают роль зайца у доски)
Рефлексия на сыгранную роль.
- В какой момент сказки мы понимаем, что заяц вовсе не такой храбрый? Подтвердите цитатой из текста. Как нужно читать этот отрывок?
- Что значит выражение «язык примерз»? Подберите близкое по смыслу выражение.
- Что случилось с зайцем дальше? Как он стал выглядеть в глазах окружающих? А в своих собственных глазах?
Составление портрета зайца.
Работа в группах.
Задание: Соотнесите всевозможные качества и выберите те, которые соответствуют характеру главного героя. Докажите свой выбор.
Хитрый
Смелый добрый
Отзывчивый
Злой
Храбрый
Глупый
Трудолюбивый
Умный
Находчивый
Трусливый
Ленивый
Уверенный в себе
Смешной
Несчастный
Бесстрашный
Защита ответов по группам.
Рефлексия.
Заключение
- Какую мысль хотел донести до нас автор?
Домашнее задание (по выбору):
Игра «Собери сказки о зайцах». Найдите в домашней библиотеке книги сказок, героем которых является заяц. Покажите характер зайца, через инсценирование какого - либо фрагмента сказки.