kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка к уроку литературного чтения для учащихся 2 класса по теме "Герои литературных сказок" (УМК "Перспектива")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока.

Предмет: «Литературное чтение», УМК «Перспектива»

Класс: 2 (1 - 4)

Тема: «Герои литературных сказок»

Задачи:

  • работа с понятием «присказка»;
  • знакомство с творчеством Д.Н.Мамина – Сибиряка.
  • развивать у детей посредством художественных деталей воображения и образного восприятия;
  • учить находить слова, характеризующие героя сказки; составлять портрет героя сказки;
  • учить видеть яркость, меткость русского языка

Планируемые результаты:  

  • формирование умения сравнивать сказки;
  • формирование умения создавать собственные тексты на основе

     художественных;

  • формировать умение составлять портрет героя сказки.

Ресурсы и оборудование:

  • Литературное чтение. Учебник. 2 класс. Часть 2.
  • Книга Д. Н. Мамина - Сибиряка «Аленушкины сказки».
  • Портрет Д.Н.Мамина – Сибиряка
  • Толковый словарь Даля
  • Русский народный платок для сказительницы
  • Маска зайца

Учебные ситуации.

  • «Работа с выставкой»
  • «Проблемный вопрос»
  • «Читаем и фантазируем».
  • «Наш театр»      
  • «Исследование языка сказки».

Ход урока.

Организационная часть.

Сообщение темы и целей урока.

Учебная ситуация: «Работа с выставкой»

Работа с выставкой книг по теме «Литературные сказки».

Анализ представленных книг.

- Какие книги представлены на выставке? Что их объединяет? Дайте название выставке книг.

 - С каким автором мы еще не знакомились на уроках? («Аленушкины сказки» Д. Мамина - Сибиряка.)

Знакомство с творчеством писателя.

Учитель показывает портрет Д. Мамина – Сибиряка и рассказывает детям о его творчестве.

 Учитель: «Аленушкины сказки» писались Дмитрием Наркисовичем  Маминым - Сибиряком для маленькой дочери Елены. Отцу предстояло подготовить свою Аленушку к жизни, а главное, научить ребенка любить эту жизнь. Герои сказок — муха, козявочка, комар, заяц, игрушки, цветы — малы, слабы, незаметны среди больших и сильных существ. Но все же в сказках Мамина – Сибиряка слабые одерживают верх над сильными, незаметные обретают свое место в жизни. Но если слабые существа заражаются мелочным эгоизмом, желают, чтобы весь мир принадлежал им, и, не в состоянии достичь этого, обижаются, делаются несчастными.

«Невозможно переделать мир в угоду себе, но можно изменить отношение к миру, можно изменить себя», — подмечает автор сказок.

Знакомство с понятием «присказка».

- Особый интерес представляет присказка.

А что это такое? (Предположения детей)

- Я приглашаю к доске знатоков, которые смогут с помощью толкового словаря Даля объяснить нам значение этого слова.

(Учитель вызывает к доске двух хорошо читающих учащихся.)

Первичное чтение присказки учителем.

Учебная ситуация.

«Проблемный вопрос»: с чем можно сравнить присказку?

Обмен впечатлениями. Ответ на поставленный вопрос.

(Своей напевностью она близка колыбельным песням.)

Самостоятельное чтение присказки учащимися.

Анализ присказки.

- К кому обращены слова присказки? Подтвердите свой ответ цитатой из текста.

-  С какой интонацией надо читать присказку? Почему?

- Кто мог сказывать присказку? (Ответы детей)

- Представьте сказительницу. Как она выглядит? Во что она одета? Как смотрит на нас? Как произносит слова?

Учебная ситуация: «Наш театр»  

- Попробуйте сыграть сказительницу.

(2 -3 учащихся обыгрывают роль сказительницы у доски)

Рефлексия на сыгранную роль.

Знакомство со сказкой Мамина – Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Учебная ситуация: «Читаем и фантазируем».

Комбинированное чтение (учитель – ученик). Во время чтения учитель делает паузы в соответствующих местах, просит детей пофантазировать  и представить, как будут развиваться события в сказке дальше.

Обмен впечатлениями после прочитанного.

Учебная ситуация: «Исследование языка сказки».

Работа в парах: найти непонятные или незнакомые слова в сказке, объяснить их значение.

 

Анализ произведения.

- Каким изображен заяц в начале сказки?

Учебная ситуация: «Наш театр»

-  Прочитайте, выразительно, как хвастался заяц. Какие слова необходимо выделить голосом, чтобы показать, как расхрабрился заяц?

(2 -3 учащихся обыгрывают роль зайца у доски)

Рефлексия на сыгранную роль.

- В какой момент сказки мы понимаем, что заяц вовсе не такой храбрый? Подтвердите цитатой из текста. Как нужно читать этот отрывок?

- Что значит выражение «язык примерз»? Подберите близкое по смыслу выражение.

- Что случилось с зайцем дальше? Как он стал выглядеть в глазах окружающих? А в своих собственных глазах?

 

 Составление портрета зайца.

Работа в группах.

Задание: Соотнесите всевозможные качества и выберите те, которые соответствуют характеру главного героя. Докажите свой выбор.

  • Хитрый
  • Смелый добрый
  • Отзывчивый
  • Злой
  • Храбрый
  • Глупый
  • Трудолюбивый
  • Умный
  • Находчивый
  • Трусливый
  • Ленивый
  • Уверенный в себе
  • Смешной
  • Несчастный
  • Бесстрашный

Защита ответов по группам.

Рефлексия.

Заключение

- Какую мысль хотел донести до нас автор?

Домашнее задание (по выбору):

  • Игра «Собери сказки о зайцах». Найдите в домашней библиотеке книги сказок, героем которых является заяц. Покажите характер зайца, через инсценирование какого - либо фрагмента сказки.
  • Прочитайте фрагмент понравившейся сказки выразительно.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка к уроку литературного чтения для учащихся 2 класса по теме "Герои литературных сказок" (УМК "Перспектива") »

Автор: учитель начальных классов Сарафанова Лариса Михайловна

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 г. Катав – Ивановска



Конспект урока.

Предмет: «Литературное чтение», программа «Перспектива»

Класс: 2 (1 - 4)

Тема: «Герои литературных сказок»

Задачи:

  • работа с понятием «присказка»;

  • знакомство с творчеством Д.Н.Мамина – Сибиряка.

  • развивать у детей посредством художественных деталей воображения и образного восприятия;

  • учить находить слова, характеризующие героя сказки; составлять портрет героя сказки;

  • учить видеть яркость, меткость русского языка

Планируемые результаты:

  • формирование умения сравнивать сказки;

  • формирование умения создавать собственные тексты на основе

художественных;

  • формировать умение составлять портрет героя сказки.

Ресурсы и оборудование:

  • Литературное чтение. Учебник. 2 класс. Часть 2.

  • Книга Д. Н. Мамина - Сибиряка «Аленушкины сказки».

  • Портрет Д.Н.Мамина – Сибиряка

  • Толковый словарь Даля

  • Русский народный платок для сказительницы

  • Маска зайца

Учебные ситуации.

  • «Работа с выставкой»

  • «Проблемный вопрос»

  • «Читаем и фантазируем».

  • «Наш театр»

  • «Исследование языка сказки».







Ход урока.

Организационная часть.

Сообщение темы и целей урока.

Учебная ситуация: «Работа с выставкой»

Работа с выставкой книг по теме «Литературные сказки».

Анализ представленных книг.

- Какие книги представлены на выставке? Что их объединяет? Дайте название выставке книг.

- С каким автором мы еще не знакомились на уроках? («Аленушкины сказки» Д. Мамина - Сибиряка.)

Знакомство с творчеством писателя.

Учитель показывает портрет Д. Мамина – Сибиряка и рассказывает детям о его творчестве.

Учитель: «Аленушкины сказки» писались Дмитрием Наркисовичем Маминым - Сибиряком для маленькой дочери Елены. Отцу предстояло подготовить свою Аленушку к жизни, а главное, научить ребенка любить эту жизнь. Герои сказок — муха, козявочка, комар, заяц, игрушки, цветы — малы, слабы, незаметны среди больших и сильных существ. Но все же в сказках Мамина – Сибиряка слабые одерживают верх над сильными, незаметные обретают свое место в жизни. Но если слабые существа заражаются мелочным эгоизмом, желают, чтобы весь мир принадлежал им, и, не в состоянии достичь этого, обижаются, делаются несчастными.

«Невозможно переделать мир в угоду себе, но можно изменить отношение к миру, можно изменить себя», — подмечает автор сказок.

Знакомство с понятием «присказка».

- Особый интерес представляет присказка.

А что это такое? (Предположения детей)

- Я приглашаю к доске знатоков, которые смогут с помощью толкового словаря Даля объяснить нам значение этого слова.

(Учитель вызывает к доске двух хорошо читающих учащихся.)

Первичное чтение присказки учителем.

Учебная ситуация.

«Проблемный вопрос»: с чем можно сравнить присказку?

Обмен впечатлениями. Ответ на поставленный вопрос.

(Своей напевностью она близка колыбельным песням.)

Самостоятельное чтение присказки учащимися.

Анализ присказки.

- К кому обращены слова присказки? Подтвердите свой ответ цитатой из текста.

- С какой интонацией надо читать присказку? Почему?

- Кто мог сказывать присказку? (Ответы детей)

- Представьте сказительницу. Как она выглядит? Во что она одета? Как смотрит на нас? Как произносит слова?

Учебная ситуация: «Наш театр»

- Попробуйте сыграть сказительницу.

(2 -3 учащихся обыгрывают роль сказительницы у доски)

Рефлексия на сыгранную роль.

Знакомство со сказкой Мамина – Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Учебная ситуация: «Читаем и фантазируем».

Комбинированное чтение (учитель – ученик). Во время чтения учитель делает паузы в соответствующих местах, просит детей пофантазировать и представить, как будут развиваться события в сказке дальше.

Обмен впечатлениями после прочитанного.

Учебная ситуация: «Исследование языка сказки».

Работа в парах: найти непонятные или незнакомые слова в сказке, объяснить их значение.


Анализ произведения.

- Каким изображен заяц в начале сказки?

Учебная ситуация: «Наш театр»

- Прочитайте, выразительно, как хвастался заяц. Какие слова необходимо выделить голосом, чтобы показать, как расхрабрился заяц?

(2 -3 учащихся обыгрывают роль зайца у доски)

Рефлексия на сыгранную роль.


- В какой момент сказки мы понимаем, что заяц вовсе не такой храбрый? Подтвердите цитатой из текста. Как нужно читать этот отрывок?

- Что значит выражение «язык примерз»? Подберите близкое по смыслу выражение.

- Что случилось с зайцем дальше? Как он стал выглядеть в глазах окружающих? А в своих собственных глазах?


Составление портрета зайца.

Работа в группах.

Задание: Соотнесите всевозможные качества и выберите те, которые соответствуют характеру главного героя. Докажите свой выбор.

  • Хитрый

  • Смелый добрый

  • Отзывчивый

  • Злой

  • Храбрый

  • Глупый

  • Трудолюбивый

  • Умный

  • Находчивый

  • Трусливый

  • Ленивый

  • Уверенный в себе

  • Смешной

  • Несчастный

  • Бесстрашный

Защита ответов по группам.

Рефлексия.

Заключение

- Какую мысль хотел донести до нас автор?

Домашнее задание (по выбору):

  • Игра «Собери сказки о зайцах». Найдите в домашней библиотеке книги сказок, героем которых является заяц. Покажите характер зайца, через инсценирование какого - либо фрагмента сказки.

  • Прочитайте фрагмент понравившейся сказки выразительно.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Сарафанова Лариса Михайловна

Дата: 20.11.2014

Номер свидетельства: 133455

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства