Методическая разработка урока.
Предмет: «Литературное чтение», УМК «Перспектива»
Класс: 2 (1 - 4)
Тема: «Герои литературных сказок»
Задачи:
- работа с понятием «присказка»;
- знакомство с творчеством Д.Н.Мамина – Сибиряка.
- развивать у детей посредством художественных деталей воображения и образного восприятия;
- учить находить слова, характеризующие героя сказки; составлять портрет героя сказки;
- учить видеть яркость, меткость русского языка
Планируемые результаты:
- формирование умения сравнивать сказки;
- формирование умения создавать собственные тексты на основе
художественных;
- формировать умение составлять портрет героя сказки.
Ресурсы и оборудование:
- Литературное чтение. Учебник. 2 класс. Часть 2.
- Книга Д. Н. Мамина - Сибиряка «Аленушкины сказки».
- Портрет Д.Н.Мамина – Сибиряка
- Толковый словарь Даля
- Русский народный платок для сказительницы
- Маска зайца
Учебные ситуации.
- «Работа с выставкой»
- «Проблемный вопрос»
- «Читаем и фантазируем».
- «Наш театр»
- «Исследование языка сказки».
Ход урока.
Организационная часть.
Сообщение темы и целей урока.
Учебная ситуация: «Работа с выставкой»
Работа с выставкой книг по теме «Литературные сказки».
Анализ представленных книг.
- Какие книги представлены на выставке? Что их объединяет? Дайте название выставке книг.
- С каким автором мы еще не знакомились на уроках? («Аленушкины сказки» Д. Мамина - Сибиряка.)
Знакомство с творчеством писателя.
Учитель показывает портрет Д. Мамина – Сибиряка и рассказывает детям о его творчестве.
Учитель: «Аленушкины сказки» писались Дмитрием Наркисовичем Маминым - Сибиряком для маленькой дочери Елены. Отцу предстояло подготовить свою Аленушку к жизни, а главное, научить ребенка любить эту жизнь. Герои сказок — муха, козявочка, комар, заяц, игрушки, цветы — малы, слабы, незаметны среди больших и сильных существ. Но все же в сказках Мамина – Сибиряка слабые одерживают верх над сильными, незаметные обретают свое место в жизни. Но если слабые существа заражаются мелочным эгоизмом, желают, чтобы весь мир принадлежал им, и, не в состоянии достичь этого, обижаются, делаются несчастными.
«Невозможно переделать мир в угоду себе, но можно изменить отношение к миру, можно изменить себя», — подмечает автор сказок.
Знакомство с понятием «присказка».
- Особый интерес представляет присказка.
А что это такое? (Предположения детей)
- Я приглашаю к доске знатоков, которые смогут с помощью толкового словаря Даля объяснить нам значение этого слова.
(Учитель вызывает к доске двух хорошо читающих учащихся.)
Первичное чтение присказки учителем.
Учебная ситуация.
«Проблемный вопрос»: с чем можно сравнить присказку?
Обмен впечатлениями. Ответ на поставленный вопрос.
(Своей напевностью она близка колыбельным песням.)
Самостоятельное чтение присказки учащимися.
Анализ присказки.
- К кому обращены слова присказки? Подтвердите свой ответ цитатой из текста.
- С какой интонацией надо читать присказку? Почему?
- Кто мог сказывать присказку? (Ответы детей)
- Представьте сказительницу. Как она выглядит? Во что она одета? Как смотрит на нас? Как произносит слова?
Учебная ситуация: «Наш театр»
- Попробуйте сыграть сказительницу.
(2 -3 учащихся обыгрывают роль сказительницы у доски)
Рефлексия на сыгранную роль.
Знакомство со сказкой Мамина – Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Учебная ситуация: «Читаем и фантазируем».
Комбинированное чтение (учитель – ученик). Во время чтения учитель делает паузы в соответствующих местах, просит детей пофантазировать и представить, как будут развиваться события в сказке дальше.
Обмен впечатлениями после прочитанного.
Учебная ситуация: «Исследование языка сказки».
Работа в парах: найти непонятные или незнакомые слова в сказке, объяснить их значение.
Анализ произведения.
- Каким изображен заяц в начале сказки?
Учебная ситуация: «Наш театр»
- Прочитайте, выразительно, как хвастался заяц. Какие слова необходимо выделить голосом, чтобы показать, как расхрабрился заяц?
(2 -3 учащихся обыгрывают роль зайца у доски)
Рефлексия на сыгранную роль.
- В какой момент сказки мы понимаем, что заяц вовсе не такой храбрый? Подтвердите цитатой из текста. Как нужно читать этот отрывок?
- Что значит выражение «язык примерз»? Подберите близкое по смыслу выражение.
- Что случилось с зайцем дальше? Как он стал выглядеть в глазах окружающих? А в своих собственных глазах?
Составление портрета зайца.
Работа в группах.
Задание: Соотнесите всевозможные качества и выберите те, которые соответствуют характеру главного героя. Докажите свой выбор.
- Хитрый
- Смелый добрый
- Отзывчивый
- Злой
- Храбрый
- Глупый
- Трудолюбивый
- Умный
- Находчивый
- Трусливый
- Ленивый
- Уверенный в себе
- Смешной
- Несчастный
- Бесстрашный
Защита ответов по группам.
Рефлексия.
Заключение
- Какую мысль хотел донести до нас автор?
Домашнее задание (по выбору):
- Игра «Собери сказки о зайцах». Найдите в домашней библиотеке книги сказок, героем которых является заяц. Покажите характер зайца, через инсценирование какого - либо фрагмента сказки.
- Прочитайте фрагмент понравившейся сказки выразительно.