Тема | И.Панькин Легенда о матерях. |
Тип урока | Урок ОНЗ (открытия новых знаний). |
Цель | Знакомство учащихся с произведением И.Панькина «Легенда о матерях». |
Задачи предметные | Работать над пониманием содержания литературного произведения, учить строить небольшие монологические высказывания о произведении (героях, событиях) |
Задачи метапредметные | Формировать УУД: Личностные: формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников, развитие эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения, формирование эстетического отношения к искусству слова; способствовать нравственно-этической ориентации учащихся, собственной позиции, обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к женщинам. Регулятивные: развивать умение прогнозировать ситуацию, корректировать ответы свои и других людей. Познавательные: учить ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. развивать умение анализировать и синтезировать, доказывать, выбирать критерии для сравнения, строить алгоритм решения проблемы. Коммуникативные: способствовать учебному сотрудничеству с одноклассниками, умению точно и полно выражать свои мысли, работать в группе. |
Планируемый результат | Предметный: знать содержание произведения И.Панькина «Легенда о матерях», уметь определять идейное своеобразие произведения. Метапредметный: уметь формулировать цель урока и определённых этапов, уметь выражать и защищать свои мысли, уметь работать в группе – слышать и понимать речь других, договариваться об общих правилах, уметь добывать информацию и использовать её для решения проблем, уметь строить алгоритм действий, уметь анализировать свою работу на уроке. |
Основные понятия | Легенда. |
Межпредметные связи | История. |
Ресурсы | Литературное чтение (учебная хрестоматия Л. А. Ефросинина.), толковый словарь Ожегова, детские работы на доске (сочинения о мамах с их фотографиями, или другие творческие работы на данную тему), пословицы о матерях, табличка «Легенда- это…», таблички с названием качеств настоящего мужчины, м.-м. презентация. |
Организация пространства | Фронтальная, групповая, индивидуальная работа. |
Технология проведения | Вре-мя | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и формы деятельности |
1. Мотивация к учебной деятельности. | | Долгожданный дан звонок Начинается урок. Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи. - Упражнение в тренировке дыхания. | Организует начало урока. Организует речевую гимнастику. | Проверка наличия необходимых учебных предметов. Выполняют речевую гимнастику, следят за своим речевым аппаратом. | Фронтальная работа, практический метод. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | | - Недавно все отмечали 8 марта: делали поделки, рисовали рисунки, писали письма, сочиняли стихи, оформляли газеты, приглашали мам и показывали для них концерт, дома старались им помочь по хозяйству… - Ради чего всё это делалось ? - А всё ли вы знаете о жизни своих мам? Сегодня мы с вами узнаем одну тайну их жизни, о которой они сами никогда не расскажут. А поможет нам произведение Ивана Фёдоровича Панькина «Легенда о матерях» | Нацеливает на тему урока. | Стараются понять тему, цель урока. | Фронтальная работа. Словесный метод. |
3. Постановка учебной задачи. | | - А что такое легенда? - Как вы думаете, о чём мы сегодня будем читать? Может иллюстрации и фотографии вам подскажут? (выслушиваются предположения детей) - Перед нами стоит задача ответить на вопрос: откуда у моряков сила? | Учитель выслушивает мнение учеников. На доске появляется запись «Легенда-это произведение, в котором в сказочной форме рассказывается о необыкновенном происшествии или героическом событии, памятном для народа» | Ученик находит объяснение в толковом словаре, зачитывается статья из словаря. | Индивидуальная работа. Словесный метод. |
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания). | | Знакомство с новым произведением 1 синтез. По ходу чтения задание - работа с карандашом для всех учащихся - подчеркнуть откуда у моряков сила. | Комбинированное чтение – учитель | Комбинированное чтение – хорошо читающие ученики. | Фронтальная, групповая работа. |
5. Первичное закрепление во внешней речи. | | Первичное восприятие текста (вопросы после прочтения) - Какие чувства вызвало прочтение этого произведения? - Кто уже может сказать, откуда у моряков сила? - Подтвердились ли ваши предположения? | Задает вопросы по содержанию произведения. | Отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная работа. Словесный метод. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | | Анализ произведения - выборочное чтение (ответы на вопросы, подтверждённые словами текста). - Что сказано о жизни людей? - Что узнали о стрелах счастья? - Как выглядел Нептун и его дочери? Их отношение к своему отцу и молодым людям. - Что узнали о чайках? - Какие решения приняли матери? (найти в тексте и подчеркнуть карандашом) - Как понимаете смысл слов «лишились света в глазах»? - Можно ли поступок матерей считать героическим? - Как же надо относиться к нашим мамам? - Какова главная мысль произведения? | Задает вопросы по содержанию произведения. | Отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная работа. Словесный метод. |
7. Включение в систему знаний и повторение. | | Работа с пословицами. (соединить начало пословицы с её окончанием) На свете всё найдёшь, кроме отца и матери. Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота. Нет такого дружка, как родная матушка. При солнышке тепло, при матери добро. Птица радуется весне, а младенец матери. Материнская молитва со дна моря достаёт. - Какая пословица непосредственно подходит к произведению? Работа с иллюстрацией в книге и фотографиями на доске - К какому эпизоду соответствует данные картины? Отработка выразительного чтения в парах (последнего смыслового отрывка) - Кого похвалил сосед за выразительное чтение? Выбор качеств настоящего мужчины. - Наши матери принесли себя в жертву ради сыновей. Так какими же качествами должен обладать настоящий мужчина, чтобы быть гордостью своей мамы: сильным, выносливым, смелым, терпеливым…. (все перечисленные качества можно вынести на доску и оставить на стенде в классе) | Организует работу с пословицами. Учит соотносить иллюстрацию и отрывок из текста. Способствует развитию выразительного чтения, организует работу в парах. Помогает определить важные качества настоящих мужчин. | Работают с пословицами, определяют их смысл, соотносят иллюстрацию и отрывок из текста. Читают отрывок из произведения в парах с взаимоконтролем. Формулируют важные качества настоящих мужчин. | Фронтальная, парная работа. Словесный, практический, наглядный метод. Метод анализа и синтеза. |
8. Рефлексия деятельности. | | - Что поучительного вы взяли из сегодняшнего урока? Кто обещает и будет стремиться быть настоящим мужчиной? А любить и во всём помогать своей мамочке? Дома перечитайте произведение, подготовьте его пересказ, а по желанию нарисуйте свою иллюстрацию к тексту или подготовьте рассказ о поступке своей мамы, совершенным ради вас. | Способствует развитию умения анализировать свою работу на уроке и работу одноклассников, Мобилизует на рефлексию. | Анализируют работу на уроке и своё психологическое состояние. | Фронтальная работа. Метод рефлексии. Индивидуальный подход. Метод самоанализа. |
Иван Федорович Панькин (1921-1998) родился в селе Пылково Лопатинского района Пензенской области. В 1956 году, вспоминая трудное и богатое приключениями детство, написал повесть «Начало одной жизни», в основу которой положил собственную судьбу. Первый успех ободрил писателя, и он поступает в Литературный институт им. А. М. Горького. С 1961 года Иван Панькин жил в Туле. Его увлекла история тульских оружейников, и он создал своеобразные легенды о самом веселом и остроумном тульском оружейнике — мастере Тычке. Книга о мастере Тычке переиздавалась в Туле и в Москве. Иван Федорович Панькин — член Союза писателей СССР с 1958 года. Награжден орденом Красной Звезды и медалями.