Методическая разработка
урока литературного чтения,
проведённого в рамках ШМО
учителей начальных классов,
с приглашением родителей учащихся 4А класса
23.04.2015 г.
в 4А классе по теме
«Подготовка к итоговой аттестации по литературному чтению. «Синицы»
Урок-открытие нового знания с применением ИКТ-технологии.
Пояснительная записка
Организационная информация
Образовательное учреждение
МОУ ООШ № 3 г. Камешково, Владимирская область
Предмет
Литературное чтение (программа «Литературное чтение»,
авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Виноградская Л.А., Бойкина М.В.)
УМК «Школа России» (А.А.Плешаков)
Класс 4
Автор урока (ФИО, должность) Лесина Ольга Михайловна, учитель начальных классов
Стаж работы 23 года
Квалификационная категория Высшая
Методическая информация
Тип урока Урок освоения новых знаний
Вид урока Урок - открытие нового знания с применением ИКТ-технологии
Цель урока: создать условия для выработки активного отношения к обсуждаемой проблеме: подготовка к итоговой аттестации. Включить учащихся в деятельность по подготовке к итоговой аттестации через мотивацию на хорошую и отличную сдачу итоговой аттестации с применением ИКТ-технологии.
Задачи урока
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения.
Личностные:
- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика»;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, отвечать на вопросы, делать выводы.
- умение давать самооценку своей деятельности на основе предложенных критериев успешности.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Регулятивные:
-умение определять и фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии (подготовительная тестовая работа);
-использовать познавательную инициативу для выхода из затруднения;
- умение устанавливать учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между целью и результатом своей деятельности;
-планировать и контролировать действия группы в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации при составлении синквейна по алгоритму (карточке) предложенному учителем;
-осуществлять промежуточную и итоговую рефлексию своей деятельности.
Познавательные:
- умение в сотрудничестве с учителем формулировать тему урока, определять учебные задачи и стремиться их выполнить;
-умение осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, работая по учебнику, с текстом «Синицы», с текстами-заданиями: 1 часть, 2 часть, 3 часть, предложенными учителем;
-умение самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (в ходе выполнения практической индивидуальной работы);
-умение строить осознанное и произвольное речевое высказывание, делать выводы на основе проведённой практической работы, работы в группе.
Коммуникативные:
- умение интегрироваться в группу (в пару) сверстников и строить продуктивное взаимодействие (предлагать помощь и сотрудничество);
-умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (работая в паре и в группе);
- умение слушать и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
-умение достигать договорённости и согласования общего решения.
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения.
- узнать, как подготовиться к итоговой аттестации по литературному чтению;
- учиться использовать текст и иллюстрации презентации для поиска нужной информации в ходе выполнения практической индивидуальной работы тестового характера в форме ОГЭ (основного государственного экзамена);
- выполнить задания пробной экзаменационной работы по литературному чтению.
- сформулировать выводы на основе выполненной практической индивидуальной работы тестового характера в форме ОГЭ;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Формы организации познавательной деятельности
- парная
- групповая
- коллективная
- индивидуальная
Методы и приёмы
- проблемный;
- частично-поисковый;
Место урока в учебном процессе
Раздел "Поэтическая тетрадь", урок № 7.
Необходимое оборудование и материалы
- компьютер,
- проектор,
- экран,
- мультимедийная презентация к уроку,
- Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий Учебник «Литературное чтение» для общеобразовательных учреждений в двух частях с электронным приложением. – М.: Просвещение, 2013.
- иллюстрированный текст из надпредметного курса «Мир деятельности» (работа в парах и в группах);
- толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова,
- роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»,
- раздаточный материал:
-тексты-задания: 1 часть, 2 часть, 3 часть;
-тексты «Синицы»,
-бланки для фиксации эмоционального состояния по методике А.Н.Лутошкина «Эмоциональная цветопись»,
-шкала Г.А.Цукерман для промежуточной взаимооценки,
-заготовки для работы в группе «Синквейн»,
-бланки для рефлексии, для фиксации трудности и интереса к уроку.
(применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности)
- Система дидактических принципов (технологии деятельностного метода)
*Принцип непрерывности (наличие последовательной цепи учебных задач на всём протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся вперёд на каждом из последовательных временных отрезков); *Принцип целостности (как определенная полнота, внутреннее единство рассматриваемого явления, выражающееся в его системности, структурности, устойчивости, самостоятельности целого, в его способе существования, в его специфическом качестве);
*Принцип минимакса (минимум потерь и максимум достижений при решении любых проблем. В образовании принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социального минимума (государственного стандарта знаний);
*Принцип психологической комфортности (предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они ведут себя как "дома");
*Принцип вариативности (предполагает определенную позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении);
*Принцип творчества (создание чего-то субъективно качественно нового, небывалого. Творчество возможно и как изменение чего-то уже существующего, и как комбинирование данных заранее элементов).
Модель обучения можно представить в виде следующих позиций:
* восприятие информации;*анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);*запоминание(создание образа); *самооценка.
Поэтому весь урок разбит на четыре стадии:
*вызов; *осмысление учебных задач; *открытие новых знаний; *рефлексия.
Время реализации урока: 40 минут.