Автор публикации: Зюкова Наталья Николаевна, учитель начальных классов
 Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Тыр Тырского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края
 Населённый пункт: п. Тыр Хабаровский край Ульчский район
 Тип учебного материала: Методическая разработка урока литературного чтения в условиях реализации ФГОС во 2 классе по теме: «В. Осеева «Хорошее»»
 Предмет: Литературное чтение
 УМК: « Гармония»  
 Тема: В. Осеева «Хорошее»
 Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
  Цель урока: познакомить учащихся с рассказом В. Осеевой "Хорошее"
  Задачи урока:
 Обучающие:  
 - способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;
 - содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;
 - создать условия для выразительного чтения;
 Развивающие:  
 - формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;
 Воспитательные:
 - воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;
 - воспитание трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей, осознание ценности совместной деятельности;  
 Планируемые результаты обучения и формирования УУД:
  Предметные умения:
  - читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;
  - читать текст по ролям;  
 - составлять план текста, используя иллюстрации;
 Метапредметные умения:
 Регулятивные:
 - выполнять учебное задание по алгоритму;
 - адекватно оценивать результат выполнения учебного задания;
 Познавательные:
 - определять тему и основную мысль произведения и обосновывать своё мнение;
 - подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор;
 Коммуникативные:
 - адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;
 Личностные умения:
 - проявлять желание читать произведения о дружбе;
  - проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения;
 Оборудование:
 Учебник О.В. Кубасова «Литературное чтение» 2 класс, ч.3, Смоленск «Ассоциация 21 век», 2012г
 Выставка книг В. Осеевой;
 Приёмы работы: технология критического мышления, обращение к личному опыту.
 Ход урока:
  - Мотивация. 
- Ребята, для того чтобы сегодня на уроке получить новые знания, нам необходимы такие же качества характера, как и у пчёлки. Назовите их!  (трудолюбие, взаимопомощь, дружба, внимание, терпение, прилежание)  
 - Берём все эти качества с собой на урок, они нам очень пригодятся.
  - Актуализация знаний и постановка учебной задачи.   
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. Автор вам уже знаком по изученным произведениям. Составьте его фамилию из букв. (СЛАЙД 1)
 - Рассмотрите выставку книг В. Осеевой. (СЛАЙД 2) Какие книги вам знакомы? («Добрая хозяюшка», «Всё вместе», «Сторож», «Кто наказал его?», «Плохо»)
 - Все ли произведения мы читали на уроках литературного чтения? (Нет. Произведение В. Осеевой «Хорошее» мы ещё не читали.)
 - Как вы думаете, какие задачи мы поставим на сегодняшний урок? ( Вспомнить, что мы знаем о В. Осеевой, научиться бегло и грамотно читать произведение, выяснить для чего мы изучаем это произведение.)
 - Посмотрите (СЛАЙД 3)  на ленту жизни писательницы и вспомните по датам о жизни писательницы. (Валентина Александровна Осеева родилась в 1902г. на Украине. В 1923г. семья Осеевых переезжает в Москву. С 1937г. она начинает печатать свои книги. Её стихи, сказки, короткие рассказы для малышей вошли в сборник «Рыжий кот», «Волшебное слово», «Отцовская куртка», «Простое дело». Юная Осеева работала педагогом в детских колониях для беспризорников. Она проработала 16 лет педагогом, помогала вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны. В 1951 году она получила Сталинскую премию за повесть “Васек Трубачев и его товарищи”.)
 - Для детей, читающих её книги, она написала вот это письмо. (СЛАЙД 4)  
 -Чему она хотела научить детей? (научиться читать и думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных)
 -Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с произведениями В. Осеевой с рассказом - «Хорошее». Предположите, о чём этот рассказ? (Заполнить на доске древо предсказаний)  
  - Осмысление: первичное восприятие и усвоение нового материала. 
- Чтение учителем рассказа.
 - Кто правильно определил, о чём будет рассказ?
 - Какой это рассказ – веселый или грустный? Почему?
 - Как зовут главного героя?
  -Какое желание однажды появилось у Юрика?( Сделать самому что-то хорошее)
 - О чем мечтал мальчик?
 - Как он отвечал сестре, няне, Трезорке?
  -Как вы думаете, мог ли мальчик сделать что-нибудь хорошее людям, которые его окружали? Почему?
 - Почему рассказ назвали «Хорошее»? (Хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях»)
  -  Физминутка. 
Мы немножечко устали,
 А теперь все дружно встали.
 Раз – поднялись, потянулись,
 Два – согнулись, разогнулись,  
 Три – в ладоши три хлопка,
 Головою три кивка.
 На четыре – руки шире,
 Пять – руками помахать,
 Шесть – ровно стать.
  -  Вторичное закрепление учебного материала 
- Прочитайте рассказ в парах по «цепочке» и отметьте то, что было хорошим в нём.
 - Что хорошего в произведении? (Мысли, желания Юры.)
 - Что вам не понравилось? (Поступки мальчика. Он мечтал кому-то помочь, но обязательно так, чтобы стать героем.)
 - Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими? Почему?
 - Героическим поступком можно назвать поступок, который совершается в трудных условиях, это добрый и благородный поступок для других людей. Предположить, что сейчас я выполню героический поступок, невозможно, это незапланированный поступок.
 - Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестрёнка тонет, а он ее спасает.
 - Что сестрёнка испытывает в этот момент? (ужас, страх)
 - А что испытывает няня, Трезорка?  
 - О ком думает Юра на самом деле? Почему?
 - Каким вы себе представляете мальчика? Из словаря (СЛАЙД 5) подберите нужные слова. (Грубый, резкий, невежливый, мечтатель)
 - Сколько действующих лиц в рассказе?
 - Ребята, обратимся к тексту учебника: кто должен читать слова, после авторских слов: «Юра думает…»?
 - С какой интонацией нужно читать эти слова? (Мечтательно)
 - А как нужно читать слова мальчика, обращённые к сестре, няне, собаке? (Грубо, резко)
 - Есть ли слова у Трезорки? Прочитайте. (То, что думает собака, как будто хочет сказать)
 - Задание по группам: распределить роли и подготовить выразительное чтение по ролям.
 - Проверка выполнения задания учащимися и оценивание.
 - На странице 35 учебника изображены иллюстрации к рассказу. Пронумеруйте картинки по порядку и подберите к каждой картинке заголовок.
 - Коллективная проверка выполнения учащимися работы.  
  -  Юрик проснулся. 
-  Просьба сестрёнки. 
-  Нянина просьба. 
-  Трезорка хочет воды. 
-  Совет мамы. 
- Что получилось, когда вы расположили картинки по порядку? (картинный план)
 - Что получилось, когда вы дали название каждой картинке? (составили словесный план)
 - В. Осеева написала этот рассказ очень давно. Когда рассказ был напечатан первый раз, то он заканчивался так: «Что бы мне такое хорошее сделать?» — спрашивает Юра. А мама и отвечает: «Погуляй с сестренкой, помоги няне, напои собаку». В следующем издании В. Осеева изменила конец этого рассказа. Как вы думаете, почему?
 - Какое отношение к Юре у вас появилось?
 - Какой совет вы можете дать Юре?  
 - Какая пословица подходит к нашему рассказу? Почему? (СЛАЙД 6)
  -  Рефлексия   
-Какую учебную задачу мы ставили на урок?
 -Удалось ли нам решить поставленную задачу?
 - Чему учит рассказ В. Осеевой «Хорошее»? (СЛАЙД 7)
 - Какие хорошие поступки вы можете совершать каждый день?
 - Будете ли вы ждать за это награды?
  -  Домашнее задание: Пересказать рассказ В. А. Осеевой. Приготовить рассказ о каком-нибудь вашем хорошем поступке. 
-Ребята, наш урок я хотела бы закончить словами (СЛАЙД 8)  
 Я хочу, чтоб добрыми вы были!
 Слов волшебных не забыли!
 Чтобы добрыми словами  
 Говорили вы с друзьями!