Автор публикации: Зюкова Наталья Николаевна, учитель начальных классов
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Тыр Тырского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края
Населённый пункт: п. Тыр Хабаровский край Ульчский район
Тип учебного материала: Методическая разработка урока литературного чтения в условиях реализации ФГОС во 2 классе по теме: «В. Осеева «Хорошее»»
Предмет: Литературное чтение
УМК: « Гармония»
Тема: В. Осеева «Хорошее»
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Цель урока: познакомить учащихся с рассказом В. Осеевой "Хорошее"
Задачи урока:
Обучающие:
- способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;
- содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;
- создать условия для выразительного чтения;
Развивающие:
- формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;
Воспитательные:
- воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;
- воспитание трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей, осознание ценности совместной деятельности;
Планируемые результаты обучения и формирования УУД:
Предметные умения:
- читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;
- читать текст по ролям;
- составлять план текста, используя иллюстрации;
Метапредметные умения:
Регулятивные:
- выполнять учебное задание по алгоритму;
- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания;
Познавательные:
- определять тему и основную мысль произведения и обосновывать своё мнение;
- подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор;
Коммуникативные:
- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;
Личностные умения:
- проявлять желание читать произведения о дружбе;
- проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения;
Оборудование:
Учебник О.В. Кубасова «Литературное чтение» 2 класс, ч.3, Смоленск «Ассоциация 21 век», 2012г
Выставка книг В. Осеевой;
Приёмы работы: технология критического мышления, обращение к личному опыту.
Ход урока:
Мотивация.
- Ребята, для того чтобы сегодня на уроке получить новые знания, нам необходимы такие же качества характера, как и у пчёлки. Назовите их! (трудолюбие, взаимопомощь, дружба, внимание, терпение, прилежание)
- Берём все эти качества с собой на урок, они нам очень пригодятся.
Актуализация знаний и постановка учебной задачи.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. Автор вам уже знаком по изученным произведениям. Составьте его фамилию из букв. (СЛАЙД 1)
- Рассмотрите выставку книг В. Осеевой. (СЛАЙД 2) Какие книги вам знакомы? («Добрая хозяюшка», «Всё вместе», «Сторож», «Кто наказал его?», «Плохо»)
- Все ли произведения мы читали на уроках литературного чтения? (Нет. Произведение В. Осеевой «Хорошее» мы ещё не читали.)
- Как вы думаете, какие задачи мы поставим на сегодняшний урок? ( Вспомнить, что мы знаем о В. Осеевой, научиться бегло и грамотно читать произведение, выяснить для чего мы изучаем это произведение.)
- Посмотрите (СЛАЙД 3) на ленту жизни писательницы и вспомните по датам о жизни писательницы. (Валентина Александровна Осеева родилась в 1902г. на Украине. В 1923г. семья Осеевых переезжает в Москву. С 1937г. она начинает печатать свои книги. Её стихи, сказки, короткие рассказы для малышей вошли в сборник «Рыжий кот», «Волшебное слово», «Отцовская куртка», «Простое дело». Юная Осеева работала педагогом в детских колониях для беспризорников. Она проработала 16 лет педагогом, помогала вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны. В 1951 году она получила Сталинскую премию за повесть “Васек Трубачев и его товарищи”.)
- Для детей, читающих её книги, она написала вот это письмо. (СЛАЙД 4)
-Чему она хотела научить детей? (научиться читать и думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных)
-Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с произведениями В. Осеевой с рассказом - «Хорошее». Предположите, о чём этот рассказ? (Заполнить на доске древо предсказаний)
Осмысление: первичное восприятие и усвоение нового материала.
- Чтение учителем рассказа.
- Кто правильно определил, о чём будет рассказ?
- Какой это рассказ – веселый или грустный? Почему?
- Как зовут главного героя?
-Какое желание однажды появилось у Юрика?( Сделать самому что-то хорошее)
- О чем мечтал мальчик?
- Как он отвечал сестре, няне, Трезорке?
-Как вы думаете, мог ли мальчик сделать что-нибудь хорошее людям, которые его окружали? Почему?
- Почему рассказ назвали «Хорошее»? (Хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях»)
Физминутка.
Мы немножечко устали,
А теперь все дружно встали.
Раз – поднялись, потянулись,
Два – согнулись, разогнулись,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – ровно стать.
Вторичное закрепление учебного материала
- Прочитайте рассказ в парах по «цепочке» и отметьте то, что было хорошим в нём.
- Что хорошего в произведении? (Мысли, желания Юры.)
- Что вам не понравилось? (Поступки мальчика. Он мечтал кому-то помочь, но обязательно так, чтобы стать героем.)
- Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими? Почему?
- Героическим поступком можно назвать поступок, который совершается в трудных условиях, это добрый и благородный поступок для других людей. Предположить, что сейчас я выполню героический поступок, невозможно, это незапланированный поступок.
- Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестрёнка тонет, а он ее спасает.
- Что сестрёнка испытывает в этот момент? (ужас, страх)
- А что испытывает няня, Трезорка?
- О ком думает Юра на самом деле? Почему?
- Каким вы себе представляете мальчика? Из словаря (СЛАЙД 5) подберите нужные слова. (Грубый, резкий, невежливый, мечтатель)
- Сколько действующих лиц в рассказе?
- Ребята, обратимся к тексту учебника: кто должен читать слова, после авторских слов: «Юра думает…»?
- С какой интонацией нужно читать эти слова? (Мечтательно)
- А как нужно читать слова мальчика, обращённые к сестре, няне, собаке? (Грубо, резко)
- Есть ли слова у Трезорки? Прочитайте. (То, что думает собака, как будто хочет сказать)
- Задание по группам: распределить роли и подготовить выразительное чтение по ролям.
- Проверка выполнения задания учащимися и оценивание.
- На странице 35 учебника изображены иллюстрации к рассказу. Пронумеруйте картинки по порядку и подберите к каждой картинке заголовок.
- Коллективная проверка выполнения учащимися работы.
Юрик проснулся.
Просьба сестрёнки.
Нянина просьба.
Трезорка хочет воды.
Совет мамы.
- Что получилось, когда вы расположили картинки по порядку? (картинный план)
- Что получилось, когда вы дали название каждой картинке? (составили словесный план)
- В. Осеева написала этот рассказ очень давно. Когда рассказ был напечатан первый раз, то он заканчивался так: «Что бы мне такое хорошее сделать?» — спрашивает Юра. А мама и отвечает: «Погуляй с сестренкой, помоги няне, напои собаку». В следующем издании В. Осеева изменила конец этого рассказа. Как вы думаете, почему?
- Какое отношение к Юре у вас появилось?
- Какой совет вы можете дать Юре?
- Какая пословица подходит к нашему рассказу? Почему? (СЛАЙД 6)
Рефлексия
-Какую учебную задачу мы ставили на урок?
-Удалось ли нам решить поставленную задачу?
- Чему учит рассказ В. Осеевой «Хорошее»? (СЛАЙД 7)
- Какие хорошие поступки вы можете совершать каждый день?
- Будете ли вы ждать за это награды?
Домашнее задание: Пересказать рассказ В. А. Осеевой. Приготовить рассказ о каком-нибудь вашем хорошем поступке.
-Ребята, наш урок я хотела бы закончить словами (СЛАЙД 8)
Я хочу, чтоб добрыми вы были!
Слов волшебных не забыли!
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями!