Тема: «Воздух и его свойства»
задачи урока: показать важность воздуха для всего живого на Земле;
сформировать представление о составе воздуха и его свойствах; разъяснить экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха;
продолжать формировать умение моделировать, развивать умение исследовать свойства веществ экспериментальным способом; продолжить воспитание экологически грамотного поведения в природе, в быту, в классе.
Оборудование: условные знаки ядовитых веществ; стеклянные банки разного объёма, свечки одинакового размера, спички.
- Организация класса.
- Проверка домашнего задания по вопросам.
Как называют учёные окружающие нас разные предметы?
Приведите примеры тел.
Из чего состоит тело?
Приведите примеры веществ.
Может ли тело состоять из разных веществ?
В каких состояниях могут находиться вещества?
Приведите примеры тел, вещества которых находятся в разных состояниях.
Из каких частиц состоит вещество?
Из каких частиц состоят молекулы?
Одинаково ли расположены молекулы в твёрдом, жидком и газообразном состоянии одного и того же вещества?
- Постановка целей урока.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем. (воздух)
Какие цели к уроку вы ставите перед собой?
-Узнать, что такое воздух?
-Из чего он состоит?
-Какими свойствами воздух обладает?
-Какую роль он играет в жизни человека?
- Актуализация знаний.
Кроме четырёх океанов на Земле (Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океана) есть на свете ещё один, в котором мы купаемся каждую минуту - это важный, самый большой из всех океанов Голубой и Воздушный океан. Четыре океана разлились по земле, а пятый вы догадались где он находится? (над землёй)
Нашу планету окружает - атмосфера. Атмосфера - это гигантская воздушная оболочка, которая покрывает верх на сотни километров. Толщина атмосферы в разных частях планеты неодинакова.
Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели
бы, а лучи солнца сожгли бы все живое.
В этой среде обитают разные существа - люди, животные, растения, грибы и другие организмы. Все они дышат воздухом. Он находится повсюду. Посмотрите вокруг, вы его видите? Нет.
Так какими же свойствами он обладает? (прозрачный, невидимый, бесцветный, без запаха)
Что такое воздух? Это, ребята, смесь газов. Воздух состоит из азота-78%, кислорода-21%, углекислого газа-1%.
В каком воздухе больше кислорода ? (над лесом). Углекислого газа (над заводами). Догадались почему родители считают нужным отправить отдыхать детей в деревню, нежели в город. Так человеку и всему живому необходим свежий воздух. Когда в классе будет уютнее до проветривания класса или после него?
Людей деревня радует своей красотой, своими просторами. Она улучшает настроение, укрепляет здоровье. А сколько грибов и ягод, лекарственный растений нам дарит лес!
На сколько вы полезным считаете лес ?
Лес - «лёгкие» нашей планеты, защитник воздуха. Растения леса выделяют огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ. Один гектар леса за один час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании двухсот человек!
Подумаем, как происходит процесс очистки воздуха в лесу? Лес очищает воздух от пыли. Она оседает на листьях, а потом дождями смывается на землю. Листья многих деревьев выделяют в воздух особые вещества фитонциды. От них погибают болезнетворные бактерии.
Более активно «спасают» нас от вредных веществ трава, поэтому газоны нельзя затаптывать. обязательно следует ухаживать за ними. Не бросать на них бумажки и другой мусор - это мешает траве делать свою важную работу для нас!
Раньше людям казалось: лесов так много, что вырубить их просто невозможно. Но вскоре стало ясно: леса в опасности! Поэтому на месте вырубленных лесов проводят высаживание новых саженцев. Чтобы вырубать меньше деревьев, нужно шире использовать макулатуру. Одна тонна макулатуры спасает от вырубки 10 взрослых деревьев.
Подумайте о способах предупреждения загрязнения воздуха и способах его очистки, поделитесь своими мнениями с одноклассниками.
В современном мире на многих предприятиях уже есть установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы. Учёные разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух. Существуют специальные станции, которые постоянно следят за чистотой воздуха в больших городах.
Какой бы вы придумали город, если бы в нем считался самый чистый воздух?
4. Физкультминутка.
5. Работа по теме урока.
Чтение материала в учебнике на стр. 86-87.
Работа по вопросам учебника.
Как воздух помогает слышать?
Произносимые звуки заставляют воздух колебаться и эти колебания достигают ушей слушателей. Воздух заставляет колебаться перепонку в ушах, а мозг формирует ощущение звука.
Из прочитанного вами из раздела для любознательных вы узнали, где нет воздуха? На Луне. Как можно общаться на Луне? (специальными устройствами или условными знаками)
- Самостоятельная работа.
Чтение с.88-89
Что нового узнали из прочитанного?
- Закрепление изученного.
Опыт со свечами (учитель с учениками)
Зажги свечи и закрой их стеклянными банками. Наблюдай, что будет происходить. Под какой банкой быстрее погаснет свеча? Подумай, почему это произошло?
Прежде чем начать выполнять опыт, вспомним с чего следует начать.
- Во время опыта мы становимся учёными, которым нужно открыть пока что-то неизвестное.
- Поставим задачу (какими ещё свойствами обладает кислород)
- Вспомним правила безопасности во время проведения опыта (о необходимости быть осторожным с огнём)
- Подберём оборудование (две одинаковые свечи, банки разных размеров, чтобы было пространство над свечами)
- Продумаем последовательность выполнения опыта.
- Следим за ходом работы (как тщательно проводится эксперимент, зависит и сам результат, правильность оценки)
- После окончания продумывается вывод (свеча в большой банке горит дольше, т. к. объём кислорода в ней больше, углекислый газ, образующийся при горении, замечает кислород, и горение прекращается, он не поддерживает горение)
9. Итог урока. Рефлексия.
Что нового узнали на уроке?
Достигнуты ли цели, поставленные в начале урока?
Оцените свою работу на уроке (на доске выражения «Мне больше всего понравилось….», « Мне показалось важным….», « Я узнал….», «Я сделал для себя вывод….»)
10 .Оценивание. Задание на дом.
Нарисовать плакат на тему «Берегите воздух» (по желанию);
Читать с.86-89 (ответить на вопросы)