kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Явление диффузии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Диффузия. Движение молекул. Зависимость температуры тела от скорости молекул».

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока:

         *Образовательная – формирование знаний учащихся по теме «Движение молекул. Диффузия. Зависимость температуры тела от скорости молекул», формирование умении описывать поведение молекул в конкретных ситуациях; выявить причинно-следственные связи обстоятельств, вызывающих процесс диффузии; определить место и значение явления диффузии в жизни живой и неживой природы, зависимость температуры от скорости движения молекул.

         * Развивающая – расширение представления об окружающем мире, установление логической взаимосвязи наблюдаемых явлении и состоянии окружающего мира, развитие проблемного мышления.

         * Воспитывающая – способствовать привитию уважения к науычным знаниям, формировать познавательный интерес к предмету «Физика».

Оборудование: компьютер, мультимедия проектор, апельсин, краски и кисть, лист бумаги, стакан с пшеном, учебник физики 7 класса Башарулы Р.

         Этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Этап актуализации знании.
  3. Мотивационный этап.
  4. Усвоение новых знании.
  5. Обобщение новых знании.
  6. Итог урока.
  7. Домашнее задание.

 

 

Ход урока

І. Организациооный момент.

Взаймное приветствие, проверка посещаемости, организация внимания учащихся на урок.

ІІ. Актуализация знаний.

Ребята для того чтобы начать урок, давайте узнаем тему нашего разгадаем с вами кроссворд.

 

СЛАЙД №1: ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Вопросы к кроссворду:

  1. Прибор для измерения времени.
  2. Всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания.
  3. Наука о явлениях природы.
  4. Буквенная запись закона.
  5. Наименьшая частица вещества.
  6. Агрегатное состояние вещества.
  7. Особое расположение молекул.
  8. Изменения, происходящие с телами и веществами в окружающем мире.

 

Итак, тема нашего урока:  ДИФФУЗИЯ.

 

  

                  ІІІ. Мотивация:

         СЛАЙД №2:ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Прекрасная дама нюхала розы,
Но расчихалась - закапали слёзы!
Неужто из-за : диффузии
Такие бывают конфузии?

СЛАЙД №3:ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

На этом уроке мы с вами узнаем:

  • Что такое диффузия?
  • Причины возникновения диффузии.
  • От чего зависит процесс диффузии
  • Каково значение диффузии.

ІV. Усвоение новых знаний.

(Перед уроком незаметно для учеников разрезаю апельсин).

Ребята а вам не кажется, что в классе чем то пахнет?

«Пахнет апельсином».

А как Вы думаете, почему запах быстро становится ощутимым?

Ответ: распространение запахов происходит из-за того, что молекулы движутся. Молекулы апельсина на своём пути сталкиваются с молекулами газов, которые входят в состав воздуха, они постоянно меняют направление движения, и беспорядочно перемещаясь, разлетаются по всей комнате.

         Сегодня такое прекрасное утро так и хочется взять краски на уроке и нарисовать что нибудь красивое.

Ребята, нука посоветуйте, какую бы взять краску чтобы рисовать?

Давайте возьмем красную краску.

 Ой, а что это у нас с водой? Была чистая, прозрачная вода, а теперь красная, что произошло?

Вода смешалась с краской красного цвета

Нука кто мне из вас ответит Из чего состоят все вещества?

Все вещества состоят из молекул.

Давайте представим этот пример более наглядно: молекулы воды - это пшено (в стакане небольшое количество пшена), а молекулы краски - крашеное в красный цвет пшено (насыпать осторожно сверху). Между ними чёткая граница.

 А что произойдёт, если я немного встряхну этот стакан - задам движение молекулам? Ответ (они перемешаются).

А другие вещества могут сами собой перемешиваться? Вы встречались в жизни с такими ситуациями? (Дети приводят примеры)

Вывод: (делают ученики). Что такое диффузия? Какова причина возникновения диффузии?

         А теперь ребята сделав выводы давайте с Вами дадим более четкое определение явлению ДИФФУЗИЯ:

СЛАЙД 3: ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Диффузия – от лат. растекание, распространение Диффузией называется явление взаимного проникновения молекул одного вещества между молекулами другого вещества.

         Вот ребята мы с Вами сделали выводы и дали точное определение явлению диффузия и с Вами рассмотрели примеры диффузии в газах и жидкостях, а теперь рассмотрим протекает ли диффузия в твердых телах?

СЛАЙД №4: ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Диффузия в технике и природе - сварка и пайка металлов - диффузионная сварка - азотирование - цементация – сахароварение, ароматы, засолка, варка варенья, окрашивание тканей, стирка вещей … -диффузия в тканях животных и растений.

         Ребята рассматривая явление «диффузия» и когда приводили примеры мы постоянно сталкивались и тем что диффузия происходит и в условиях нагревания. Это нам говорит о том что можно ввести новое физическое понятие характеризующая тепловое состояние вещества «ТЕМПЕРАТУРУ». «ТЕМПЕРАТУРА» как и «диффузия» имеет свое научное обоснование и свое определение:

         Физическая величина, характеризующая степень равновесного теплового состояния тела, называется «ТЕМПЕРАТУРОЙ».

Температуру измеряют разного рода термометрами. Значение температуры тела выражают в градусах Цельсия (*С), в научных исследованиях используют шкалу Кельвина (К), а также Фаренгейта (*F). Нулевой уровень Цельсия соответствует температуре таяния льда. Нулевой уровень Кельвина = - 273.15*C, это число, которое называется абсолютным нулевым градусом. 

         Если привести примеры и рассматривать многочисленные опыты то можно прийти к одному подтверждению что изменение температуры тел связано с изменением скорости движения молекул из которых состоят эти тела.

НАПРИМЕР: сахар и соль быстрее растворяются в горячей воде, в холодной, так как молекулы горячей воды, двигаясь быстрее молекул холодной воды, чаще ударяются о частицы сахара, что приводит к найболее быстрому его растворению.

         Точно также происходит и при пайке металлов где два раскаленных металла соприкасаются друг с другом и припаиваются. Все эти приведенные примеры говорят о том что, при высокой температуре скорость движения молекул увеличивается и взаимное проникновение металлов возрастает.

         Делая вывод, мы с уверенностью можем сказать, что в процессе диффузии, температура зависит от скорости движения молекул тела, т.е., чем больше скорость движения молекул тела, тем выше его температура.

         СЛАЙД №5

Чем выше температура-диффузия протекает быстрее.

         V. Обобщение новых знаний

         Вот мы с Вами на уроке, рассмотрели новое явление которое называется «диффузия», познакомились новой физической величиной «температура», теперь давайте закрепим и повторим полученные знания на уроке.

Задание №1:

         Для этого мы разделимся на три подгруппы 1, 2, 3 ряды, где все три ряда опираясь на данную таблицу, 1-ый ряд будут рассматривать как протекает диффузия в газообразном состоянии вещества, 2-ой ряд будут рассматривать как протекает диффузия в жидком состоянии, 3-ий ряд будут рассматривать как протекает диффузия в твердом состоянии.

         СЛАЙД №6

Процессы протекания диффузии

газы

жидкости

Твердые тела

Расстояние между молекулами

Во много раз больше самих молекул

Меньше, чем диаметр молекулы

Очень маленькое

(сравнимо с размером молекулы) 

Скорость распространения диффузии

Минуты, часы

Минуты, часы, недели

Годы

Примеры  диффузии

Природный горючий газ, запахи,

дыхание животных и растений и т.д

Чай,кофе,

соление овощей,

варка варения, компотов

Железные болты и гайки(спайка металлических деталей, сплавы металлов)

Задание №2: (Флюра Ахматовна)

         СЛАЙД №7: ПРЕЗЕНТАЦИЯ

  1. Бір ??мала? бір ?арын майды шіртеді перевести пословицу на рус язык
  2. Переведите на русский язык пословицу «The rotten apple injures its nature»
  3. Определите пословицу по тематическим рисункам:Ложка дегтя бочку меда испортит.

Задание № 3:

         Упражнение  «Синквейн».      
 

1-ая строчка –одно существительное.
2-ая строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях.
3-я строчка – это три глагола, показывающие действия в рамках темы. Работа над ней идет так же, как над 2-ой.
4-я  строчка – фраза из четырех слов, раскрывающая тему.
5-я строчка – завершение темы. Как  правило, это синоним первого  слова, выраженный любой частью речи.

         VI.Итог урока

Выставление оценок учащимся за активное участие в уроке.

VII.Домашнее задание.

 

Параграф 9 стр.21.

Проект, доклад "Роль диффузии в жизни человека".

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«разработка урока "Явление диффузии" »

Открытый урок по физике на тему: «Диффузия. Движение молекул. Зависимость температуры тела от скорости молекул».


Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока:

*Образовательная – формирование знаний учащихся по теме «Движение молекул. Диффузия. Зависимость температуры тела от скорости молекул», формирование умении описывать поведение молекул в конкретных ситуациях; выявить причинно-следственные связи обстоятельств, вызывающих процесс диффузии; определить место и значение явления диффузии в жизни живой и неживой природы, зависимость температуры от скорости движения молекул..

* Развивающая – расширение представления об окружающем мире, установление логической взаимосвязи наблюдаемых явлении и состоянии окружающего мира, развитие проблемного мышления.

* Воспитывающая – способствовать привитию уважения к науычным знаниям, формировать познавательный интерес к предмету «Физика».

Оборудование: компьютер, мультимедия проектор, апельсин, краски и кисть, лист бумаги, стакан с пшеном, учебник физики 7 класса Башарулы Р.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.

  2. Этап актуализации знании.

  3. Мотивационный этап.

  4. Усвоение новых знании.

  5. Обобщение новых знании.

  6. Итог урока.

  7. Домашнее задание.



Ход урока

І. Организациооный момент.

Взаймное приветствие, проверка посещаемости, организация внимания учащихся на урок.

ІІ. Актуализация знаний.

Ребята для того чтобы начать урок, давайте узнаем тему нашего разгадаем с вами кроссворд.


СЛАЙД №1: ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Вопросы к кроссворду:

  1. Прибор для измерения времени.

  2. Всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания.

  3. Наука о явлениях природы.

  4. Буквенная запись закона.

  5. Наименьшая частица вещества.

  6. Агрегатное состояние вещества.

  7. Особое расположение молекул.

  8. Изменения, происходящие с телами и веществами в окружающем мире.


Итак, тема нашего урока: ДИФФУЗИЯ.


ІІІ. Мотивация:


СЛАЙД №2:ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Прекрасная дама нюхала розы,
Но расчихалась - закапали слёзы!
Неужто из-за : диффузии
Такие бывают конфузии?


СЛАЙД №3:ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

На этом уроке мы с вами узнаем:

  • Что такое диффузия?

  • Причины возникновения диффузии.

  • От чего зависит процесс диффузии

  • Каково значение диффузии.

ІV. Усвоение новых знаний.

(Перед уроком незаметно для учеников разрезаю апельсин).

Ребята а вам не кажется, что в классе чем то пахнет?

«Пахнет апельсином».

А как Вы думаете, почему запах быстро становится ощутимым?

Ответ: распространение запахов происходит из-за того, что молекулы движутся. Молекулы апельсина на своём пути сталкиваются с молекулами газов, которые входят в состав воздуха, они постоянно меняют направление движения, и беспорядочно перемещаясь, разлетаются по всей комнате.

Сегодня такое прекрасное утро так и хочется взять краски на уроке и нарисовать что нибудь красивое.

Ребята, нука посоветуйте, какую бы взять краску чтобы рисовать?

Давайте возьмем красную краску.

Ой, а что это у нас с водой? Была чистая, прозрачная вода, а теперь красная, что произошло?

Вода смешалась с краской красного цвета

Нука кто мне из вас ответит Из чего состоят все вещества?

Все вещества состоят из молекул .

Давайте представим этот пример более наглядно: молекулы воды - это пшено (в стакане небольшое количество пшена), а молекулы краски - крашеное в красный цвет пшено (насыпать осторожно сверху). Между ними чёткая граница.

А что произойдёт, если я немного встряхну этот стакан - задам движение молекулам? Ответ (они перемешаются).


А другие вещества могут сами собой перемешиваться? Вы встречались в жизни с такими ситуациями? (Дети приводят примеры)

Вывод: (делают ученики). Что такое диффузия? Какова причина возникновения диффузии?


А теперь ребята сделав выводы давайте с Вами дадим более четкое определение явлению ДИФФУЗИЯ:


СЛАЙД 3: ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Диффузия – от лат. растекание, распространение Диффузией называется явление взаимного проникновения молекул одного вещества между молекулами другого вещества.

Вот ребята мы с Вами сделали выводы и дали точное определение явлению диффузия и с Вами рассмотрели примеры диффузии в газах и жидкостях, а теперь рассмотрим протекает ли диффузия в твердых телах?

СЛАЙД №4: ПРЕЗЕНТАЦИЯ


Диффузия в технике и природе - сварка и пайка металлов - диффузионная сварка - азотирование - цементация – сахароварение, ароматы, засолка, варка варенья, окрашивание тканей, стирка вещей … -диффузия в тканях животных и растений.

Ребята рассматривая явление «диффузия» и когда приводили примеры мы постоянно сталкивались и тем что диффузия происходит и в условиях нагревания. Это нам говорит о том что можно ввести новое физическое понятие характеризующая тепловое состояние вещества «ТЕМПЕРАТУРУ». «ТЕМПЕРАТУРА» как и «диффузия» имеет свое научное обоснование и свое определение:

Физическая величина, характеризующая степень равновесного теплового состояния тела, называется «ТЕМПЕРАТУРОЙ».

Температуру измеряют разного рода термометрами. Значение температуры тела выражают в градусах Цельсия (*С), в научных исследованиях используют шкалу Кельвина (К), а также Фаренгейта (*F). Нулевой уровень Цельсия соответствует температуре таяния льда. Нулевой уровень Кельвина = - 273.15*C, это число, которое называется абсолютным нулевым градусом.


Если привести примеры и рассматривать многочисленные опыты то можно прийти к одному подтверждению что изменение температуры тел связано с изменением скорости движения молекул из которых состоят эти тела.

НАПРИМЕР: сахар и соль быстрее растворяются в горячей воде, в холодной, так как молекулы горячей воды, двигаясь быстрее молекул холодной воды, чаще ударяются о частицы сахара, что приводит к найболее быстрому его растворению.

Точно также происходит и при пайке металлов где два раскаленных металла соприкасаются друг с другом и припаиваются. Все эти приведенные примеры говорят о том что, при высокой температуре скорость движения молекул увеличивается и взаимное проникновение металлов возрастает.

Делая вывод, мы с уверенностью можем сказать, что в процессе диффузии, температура зависит от скорости движения молекул тела, т.е., чем больше скорость движения молекул тела, тем выше его температура.


СЛАЙД №5

Чем выше температура-диффузия протекает быстрее.

V. Обобщение новых знаний

Вот мы с Вами на уроке, рассмотрели новое явление которое называется «диффузия», познакомились новой физической величиной «температура», теперь давайте закрепим и повторим полученные знания на уроке.

Задание №1:

Для этого мы разделимся на три подгруппы 1, 2, 3 ряды, где все три ряда опираясь на данную таблицу, 1-ый ряд будут рассматривать как протекает диффузия в газообразном состоянии вещества, 2-ой ряд будут рассматривать как протекает диффузия в жидком состоянии, 3-ий ряд будут рассматривать как протекает диффузия в твердом состоянии.


СЛАЙД №6


Процессы протекания диффузии

газы

жидкости

Твердые тела

Расстояние между молекулами

Во много раз больше самих молекул


Меньше, чем диаметр молекулы

Очень маленькое

(сравнимо с размером молекулы)


Скорость распространения диффузии

Минуты, часы


Минуты, часы, недели

Годы

Примеры диффузии

Природный горючий газ, запахи,

дыхание животных и растений и т.д

Чай,кофе,

соление овощей,

варка варения , компотов


Железные болты и гайки(спайка металлических деталей, сплавы металлов)



Задание №2: (Флюра Ахматовна)

СЛАЙД №7: ПРЕЗЕНТАЦИЯ


  1. Бір құмалақ бір қарын майды шіртеді перевести пословицу на рус язык

  2. Переведите на русский язык пословицу «The rotten apple injures its nature»

  3. Определите пословицу по тематическим рисункам:Ложка дегтя бочку меда испортит.


Задание № 3:

Упражнение  «Синквейн».     
 
1-ая строчка –одно существительное.
2-ая строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях.
3-я строчка – это три глагола, показывающие действия в рамках темы. Работа над ней идет так же , как над 2-ой.
4-я  строчка – фраза из четырех слов, раскрывающая тему.
5-я строчка – завершение темы. Как  правило, это синоним первого  слова, выраженный любой частью речи.


VI.Итог урока:

Выставление оценок учащимся за активное участие в уроке.


VII.Домашнее задание.


Параграф 9 стр.21.

Проект, доклад "Роль диффузии в жизни человека".





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
разработка урока "Явление диффузии"

Автор: Оразаев Зинат Максутканович

Дата: 07.04.2015

Номер свидетельства: 198206

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Разработка урока биологии в  10 классе на  Тему  «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро»"
    ["seo_title"] => string(96) "razrabotka-uroka-biologhii-v-10-klassie-na-tiemu-stroieniie-klietki-klietochnaia-miembrana-iadro"
    ["file_id"] => string(6) "252181"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447341343"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Выступление на методсовете на тему "О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ" "
    ["seo_title"] => string(99) "vystuplieniie-na-mietodsovietie-na-tiemu-o-niekotorykh-aktual-nykh-probliemakh-v-obuchienii-fizikie"
    ["file_id"] => string(6) "236669"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444135185"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "«Использование информационных технологий на уроках химии и физики» "
    ["seo_title"] => string(72) "ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-khimii-i-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "203882"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429552908"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "План - конспект урока по физике 8 класс на тему: «Тепловое движение. Температура.»"
    ["seo_title"] => string(74) "plankonspiekturokapofizikie8klassnatiemutieplovoiedvizhieniietiempieratura"
    ["file_id"] => string(6) "266211"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450108763"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Разработка рабочей программы по физике "
    ["seo_title"] => string(42) "razrabotka-rabochiei-proghrammy-po-fizikie"
    ["file_id"] => string(6) "133624"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416557812"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства