«Диффузия. Движение молекул. Зависимость температуры тела от скорости молекул».
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели урока:
*Образовательная – формирование знаний учащихся по теме «Движение молекул. Диффузия. Зависимость температуры тела от скорости молекул», формирование умении описывать поведение молекул в конкретных ситуациях; выявить причинно-следственные связи обстоятельств, вызывающих процесс диффузии; определить место и значение явления диффузии в жизни живой и неживой природы, зависимость температуры от скорости движения молекул.
* Развивающая – расширение представления об окружающем мире, установление логической взаимосвязи наблюдаемых явлении и состоянии окружающего мира, развитие проблемного мышления.
* Воспитывающая – способствовать привитию уважения к науычным знаниям, формировать познавательный интерес к предмету «Физика».
Оборудование: компьютер, мультимедия проектор, апельсин, краски и кисть, лист бумаги, стакан с пшеном, учебник физики 7 класса Башарулы Р.
Этапы урока:
- Организационный момент.
- Этап актуализации знании.
- Мотивационный этап.
- Усвоение новых знании.
- Обобщение новых знании.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
І. Организациооный момент.
Взаймное приветствие, проверка посещаемости, организация внимания учащихся на урок.
ІІ. Актуализация знаний.
Ребята для того чтобы начать урок, давайте узнаем тему нашего разгадаем с вами кроссворд.
СЛАЙД №1: ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Вопросы к кроссворду:
- Прибор для измерения времени.
- Всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания.
- Наука о явлениях природы.
- Буквенная запись закона.
- Наименьшая частица вещества.
- Агрегатное состояние вещества.
- Особое расположение молекул.
- Изменения, происходящие с телами и веществами в окружающем мире.
Итак, тема нашего урока: ДИФФУЗИЯ.
ІІІ. Мотивация:
СЛАЙД №2:ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Прекрасная дама нюхала розы,
Но расчихалась - закапали слёзы!
Неужто из-за : диффузии
Такие бывают конфузии?
СЛАЙД №3:ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
На этом уроке мы с вами узнаем:
- Что такое диффузия?
- Причины возникновения диффузии.
- От чего зависит процесс диффузии
- Каково значение диффузии.
ІV. Усвоение новых знаний.
(Перед уроком незаметно для учеников разрезаю апельсин).
Ребята а вам не кажется, что в классе чем то пахнет?
«Пахнет апельсином».
А как Вы думаете, почему запах быстро становится ощутимым?
Ответ: распространение запахов происходит из-за того, что молекулы движутся. Молекулы апельсина на своём пути сталкиваются с молекулами газов, которые входят в состав воздуха, они постоянно меняют направление движения, и беспорядочно перемещаясь, разлетаются по всей комнате.
Сегодня такое прекрасное утро так и хочется взять краски на уроке и нарисовать что нибудь красивое.
Ребята, нука посоветуйте, какую бы взять краску чтобы рисовать?
Давайте возьмем красную краску.
Ой, а что это у нас с водой? Была чистая, прозрачная вода, а теперь красная, что произошло?
Вода смешалась с краской красного цвета
Нука кто мне из вас ответит Из чего состоят все вещества?
Все вещества состоят из молекул.
Давайте представим этот пример более наглядно: молекулы воды - это пшено (в стакане небольшое количество пшена), а молекулы краски - крашеное в красный цвет пшено (насыпать осторожно сверху). Между ними чёткая граница.
А что произойдёт, если я немного встряхну этот стакан - задам движение молекулам? Ответ (они перемешаются).
А другие вещества могут сами собой перемешиваться? Вы встречались в жизни с такими ситуациями? (Дети приводят примеры)
Вывод: (делают ученики). Что такое диффузия? Какова причина возникновения диффузии?
А теперь ребята сделав выводы давайте с Вами дадим более четкое определение явлению ДИФФУЗИЯ:
СЛАЙД 3: ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Диффузия – от лат. растекание, распространение Диффузией называется явление взаимного проникновения молекул одного вещества между молекулами другого вещества.
Вот ребята мы с Вами сделали выводы и дали точное определение явлению диффузия и с Вами рассмотрели примеры диффузии в газах и жидкостях, а теперь рассмотрим протекает ли диффузия в твердых телах?
СЛАЙД №4: ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Диффузия в технике и природе - сварка и пайка металлов - диффузионная сварка - азотирование - цементация – сахароварение, ароматы, засолка, варка варенья, окрашивание тканей, стирка вещей … -диффузия в тканях животных и растений.
Ребята рассматривая явление «диффузия» и когда приводили примеры мы постоянно сталкивались и тем что диффузия происходит и в условиях нагревания. Это нам говорит о том что можно ввести новое физическое понятие характеризующая тепловое состояние вещества «ТЕМПЕРАТУРУ». «ТЕМПЕРАТУРА» как и «диффузия» имеет свое научное обоснование и свое определение:
Физическая величина, характеризующая степень равновесного теплового состояния тела, называется «ТЕМПЕРАТУРОЙ».
Температуру измеряют разного рода термометрами. Значение температуры тела выражают в градусах Цельсия (*С), в научных исследованиях используют шкалу Кельвина (К), а также Фаренгейта (*F). Нулевой уровень Цельсия соответствует температуре таяния льда. Нулевой уровень Кельвина = - 273.15*C, это число, которое называется абсолютным нулевым градусом.
Если привести примеры и рассматривать многочисленные опыты то можно прийти к одному подтверждению что изменение температуры тел связано с изменением скорости движения молекул из которых состоят эти тела.
НАПРИМЕР: сахар и соль быстрее растворяются в горячей воде, в холодной, так как молекулы горячей воды, двигаясь быстрее молекул холодной воды, чаще ударяются о частицы сахара, что приводит к найболее быстрому его растворению.
Точно также происходит и при пайке металлов где два раскаленных металла соприкасаются друг с другом и припаиваются. Все эти приведенные примеры говорят о том что, при высокой температуре скорость движения молекул увеличивается и взаимное проникновение металлов возрастает.
Делая вывод, мы с уверенностью можем сказать, что в процессе диффузии, температура зависит от скорости движения молекул тела, т.е., чем больше скорость движения молекул тела, тем выше его температура.
СЛАЙД №5
Чем выше температура-диффузия протекает быстрее.
V. Обобщение новых знаний
Вот мы с Вами на уроке, рассмотрели новое явление которое называется «диффузия», познакомились новой физической величиной «температура», теперь давайте закрепим и повторим полученные знания на уроке.
Задание №1:
Для этого мы разделимся на три подгруппы 1, 2, 3 ряды, где все три ряда опираясь на данную таблицу, 1-ый ряд будут рассматривать как протекает диффузия в газообразном состоянии вещества, 2-ой ряд будут рассматривать как протекает диффузия в жидком состоянии, 3-ий ряд будут рассматривать как протекает диффузия в твердом состоянии.
СЛАЙД №6
Процессы протекания диффузии
газы
жидкости
Твердые тела
Расстояние между молекулами
Во много раз больше самих молекул
Меньше, чем диаметр молекулы
Очень маленькое
(сравнимо с размером молекулы)
Скорость распространения диффузии
Минуты, часы
Минуты, часы, недели
Годы
Примеры диффузии
Природный горючий газ, запахи,
дыхание животных и растений и т.д
Чай,кофе,
соление овощей,
варка варения, компотов
Железные болты и гайки(спайка металлических деталей, сплавы металлов)
Задание №2: (Флюра Ахматовна)
СЛАЙД №7: ПРЕЗЕНТАЦИЯ
- Бір ??мала? бір ?арын майды шіртеді перевести пословицу на рус язык
- Переведите на русский язык пословицу «The rotten apple injures its nature»
- Определите пословицу по тематическим рисункам:Ложка дегтя бочку меда испортит.
Задание № 3:
Упражнение «Синквейн».
1-ая строчка –одно существительное.
2-ая строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях.
3-я строчка – это три глагола, показывающие действия в рамках темы. Работа над ней идет так же, как над 2-ой.
4-я строчка – фраза из четырех слов, раскрывающая тему.
5-я строчка – завершение темы. Как правило, это синоним первого слова, выраженный любой частью речи.
VI.Итог урока:
Выставление оценок учащимся за активное участие в уроке.
VII.Домашнее задание.
Параграф 9 стр.21.
Проект, доклад "Роль диффузии в жизни человека".