kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока химии по теме «Превращения веществ. Роль химии в жизни человека» с ипользованием приёмов критического мышления.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План – конспект урока «Превращения веществ. Роль химии в жизни человека».

Цель урока: 1) Начать формирование понятий о химических явлениях, их отличий от физических явлений.

                     2) Дать начальные представления о химической реакции.

                     3) Раскрыть роль химии в жизни человека.

Оборудование: Растворы – соляной кислоты и известковой воды, кусочек мрамора. Прибор для получения газов, фарфоровая чашечка для выпаривания, газовая горелка, держатель.

Ход урока

I.Организационный момент. Проверка домашнего задания.

Проверить выполнение домашнего задания в тетрадях. Вызвать двоих учеников с выполненными заданиями к доске (упр. 3, 8).

         Дать задания отдельным ученикам на описание свойств известных веществ – соли, сахара, меди, золота, воды, железа, ацетона, уксуса. Пока знаний по химии мало удобна работа по партам, т.е. по парам.

         Пока ребята готовятся, проведите фронтальный опрос оставшегося класса, задайте следующие вопросы:

                - Что изучает наука химия?

                - Что такое вещество?

                - Дайте определение химического элемента.

                - Какие вещества называются простыми? Приведите примеры простых веществ.

                - Какие вещества называются сложными? Приведите примеры сложных веществ.

Далее, проверить усвоение понятий: «вещество – тело» на примере упр.3. На примере упр.8  проверить усвоение разграничение понятий «химический элемент» и «простое вещество». Разобрать все возникшие вопросы.

         Для закрепления материала можно провести опрос учеников. Из выписанного на доске перечня учащиеся выбирают только вещества (курсивом выделены вещества):

         Пробирка, железо, труба, мел, лопата, колба, кислород, проволока, свеча, медь.

         Для лучшего закрепления данной темы предложите ребятам привести примеры тела (предмета) изготовленного из разных веществ. Примеры:

         Ваза – из глины и из хрусталя, стекла. Двери – из дерева, пластика, металла и др.

         Дайте обратное задание, привести примеры разных тел из одного и того же вещества. Например, из железа – гвозди, замок, инструменты, детали машин.

II. 1 Этап урока  – Стадия вызова. Сообщение темы урока. Рассказ учителя о химических реакциях.

Учитель заранее выписывает тему урока, ученики переписывают ее в тетрадь.

         Объяснение нового материала учитель начинает с демонстрации опыта, описанного в учебнике в начале параграфа. Учитель подробно раскрывает ход опыта (по учебнику). Ученики наблюдают растворение мрамора, «закипание раствора» кислоты. Учитель поясняет, что «закипание раствора» есть не что иное, как выделение пузырьков углекислого газа. Для доказательства этого учитель пропускает выделяющийся газ через известковую воду, которая вскоре мутнеет. Учитель напоминает ребятам курс природоведения, когда именно таким образом распознавали углекислый газ. Немного полученного раствора учитель переливает в фарфоровую чашечку или на предметное стекло и выпаривает его. Ученики наблюдают, как из прозрачного раствора выделяется белое вещество. Учитель объясняет, что это хлорид кальция. После завершения опыта, учитель вместе с учениками подводят итог, происшедшим изменениям. В результате взаимодействия двух исходных веществ (соляной кислоты и мрамора) были получены новые вещества – углекислый газ и хлорид кальция белого цвета. Исходные вещества при этом израсходовались (или значительно уменьшились). Такие явления называются химическими реакциями.

         Учитель дает определение химической реакции (из учеб.), а ученики записывают его в тетрадь. Приводятся примеры других химических реакций (взятых желательно из повседневной жизни) – горения, ржавления, скисание молока, порча продуктов и др.

         Очень важный вопрос – это признаки химических реакций. Ориентируясь на них, ученики смогут легко классифицировать явления.

                  Признаки химических реакций:

  1. изменение окраски

  2. выделение или поглощение теплоты. Иногда выделяется свет

  3. появление запаха

  4. образование осадка

  5. выделение газа.

Для проверки правильности усвоения материала задайте вопрос классу:

- Сколько  химических реакций вы наблюдали при проведении мною опыта?

При хорошем усвоении новой темы ученики должны ответить,  что наблюдали 2 химических реакции – 1) выделение углекислого газа (при взаимодействии кислоты и мрамора)  2) помутнение известковой воды (взаимодействие углекислого газа и известковой воды).

-Чем отличается выпаривание раствора, которое вы сейчас наблюдали от химической реакции?

Ученики должны сообразить, что при выпаривании происходит лишь испарение воды, а находящееся в растворе вещество остается в чашечке. Таким образом, при данном процессе не происходит образования новых веществ, а лишь изменяется агрегатное состояние их.

Учитель дает определение физических явлений (из учеб.). Ученики записывают его в тетрадь.

 III. 2 этап урока – Стадия осмысления: Используется методический приём «Верные или неверные утверждения».

Какие из ниже перечисленных превращений являются химическими: Отвечаем «Да» или «Нет».

Горит керосин; ржавеет автомобиль; кипит вода; плавится олово; железо получают из железной руды; надутый воздушный шар лопнул; зелёные растения выделяют кислород; растёт кристалл соли; секрет поджелудочной железы расщепляет жиры; фотосинтез; образование снега; горение древесины; плавление льда.

Для того чтобы лучше понять тему, сделаем лабораторный опыт №2: Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной бумаги (Приложение 2).

А)При одних изменяются размеры, форма тел или агрегатное состояние веществ, но состав веществ при этом не изменяется – это физические явления;

Б)При других из одних веществ образуются иные, новые вещества, отличающиеся от исходных и по составу, и по свойствам, - это химические явления, или химические реакции.

IV. Рассказ о значении химии в нашей жизни

Эту часть урока можно провести, начиная с краткого опроса учащихся. Дать возможность высказаться ученикам, что они думают, по этому вопросу.

Учитель раскрывает огромное значение в химии в современном мире, которое представлено в учебнике (16-21). Донесите до ребят мысль, что без химии немыслима жизнь современного человека. В тоже время отметьте, что неразумное, неумелое, неконтролируемое применение химических веществ приводит к самым пагубным последствиям. Это и загрязнение окружающей среды, плохое качество продуктов питания, ухудшение здоровья человека. Действительно, уже даже чистый воздух в современном городе – дефицит! Объясните ребятам, что только грамотное применение достижений химии приносит пользу человечеству. Поэтому, так важно хорошо заниматься по химии, с тем, чтобы хотя бы разбираться с теми веществами, которые нас окружают со всех сторон.

V. 3 этап урока – Рефлексия.

  1. Перечислите источники загрязнения окружающей среды.

  2. Чем загрязняется атмосфера, земля и вода

VI. Домашнее задание: упр. 2,3 и 4, 5 – устно

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока химии по теме «Превращения веществ. Роль химии в жизни человека» с ипользованием приёмов критического мышления.»

План – конспект урока «Превращения веществ. Роль химии в жизни человека».

Цель урока: 1) Начать формирование понятий о химических явлениях, их отличий от физических явлений.

2) Дать начальные представления о химической реакции.

3) Раскрыть роль химии в жизни человека.

Оборудование: Растворы – соляной кислоты и известковой воды, кусочек мрамора. Прибор для получения газов, фарфоровая чашечка для выпаривания, газовая горелка, держатель.

Ход урока

I.Организационный момент. Проверка домашнего задания.

Проверить выполнение домашнего задания в тетрадях. Вызвать двоих учеников с выполненными заданиями к доске (упр. 3, 8).

Дать задания отдельным ученикам на описание свойств известных веществ – соли, сахара, меди, золота, воды, железа, ацетона, уксуса. Пока знаний по химии мало удобна работа по партам, т.е. по парам.

Пока ребята готовятся, проведите фронтальный опрос оставшегося класса, задайте следующие вопросы:

- Что изучает наука химия?

- Что такое вещество?

- Дайте определение химического элемента.

- Какие вещества называются простыми? Приведите примеры простых веществ.

- Какие вещества называются сложными? Приведите примеры сложных веществ.

Далее, проверить усвоение понятий: «вещество – тело» на примере упр.3. На примере упр.8 проверить усвоение разграничение понятий «химический элемент» и «простое вещество». Разобрать все возникшие вопросы.

Для закрепления материала можно провести опрос учеников. Из выписанного на доске перечня учащиеся выбирают только вещества (курсивом выделены вещества):

Пробирка, железо, труба, мел, лопата, колба, кислород, проволока, свеча, медь.

Для лучшего закрепления данной темы предложите ребятам привести примеры тела (предмета) изготовленного из разных веществ. Примеры:

Ваза – из глины и из хрусталя, стекла. Двери – из дерева, пластика, металла и др.

Дайте обратное задание, привести примеры разных тел из одного и того же вещества. Например, из железа – гвозди, замок, инструменты, детали машин.

II. 1 Этап урока – Стадия вызова. Сообщение темы урока. Рассказ учителя о химических реакциях.

Учитель заранее выписывает тему урока, ученики переписывают ее в тетрадь.

Объяснение нового материала учитель начинает с демонстрации опыта, описанного в учебнике в начале параграфа. Учитель подробно раскрывает ход опыта (по учебнику). Ученики наблюдают растворение мрамора, «закипание раствора» кислоты. Учитель поясняет, что «закипание раствора» есть не что иное, как выделение пузырьков углекислого газа. Для доказательства этого учитель пропускает выделяющийся газ через известковую воду, которая вскоре мутнеет. Учитель напоминает ребятам курс природоведения, когда именно таким образом распознавали углекислый газ. Немного полученного раствора учитель переливает в фарфоровую чашечку или на предметное стекло и выпаривает его. Ученики наблюдают, как из прозрачного раствора выделяется белое вещество. Учитель объясняет, что это хлорид кальция. После завершения опыта, учитель вместе с учениками подводят итог, происшедшим изменениям. В результате взаимодействия двух исходных веществ (соляной кислоты и мрамора) были получены новые вещества – углекислый газ и хлорид кальция белого цвета. Исходные вещества при этом израсходовались (или значительно уменьшились). Такие явления называются химическими реакциями.

Учитель дает определение химической реакции (из учеб.), а ученики записывают его в тетрадь. Приводятся примеры других химических реакций (взятых желательно из повседневной жизни) – горения, ржавления, скисание молока, порча продуктов и др.

Очень важный вопрос – это признаки химических реакций. Ориентируясь на них, ученики смогут легко классифицировать явления.

Признаки химических реакций:

  1. изменение окраски

  2. выделение или поглощение теплоты. Иногда выделяется свет

  3. появление запаха

  4. образование осадка

  5. выделение газа.

Для проверки правильности усвоения материала задайте вопрос классу:

- Сколько химических реакций вы наблюдали при проведении мною опыта?

При хорошем усвоении новой темы ученики должны ответить, что наблюдали 2 химических реакции – 1) выделение углекислого газа (при взаимодействии кислоты и мрамора) 2) помутнение известковой воды (взаимодействие углекислого газа и известковой воды).

-Чем отличается выпаривание раствора, которое вы сейчас наблюдали от химической реакции?

Ученики должны сообразить, что при выпаривании происходит лишь испарение воды, а находящееся в растворе вещество остается в чашечке. Таким образом, при данном процессе не происходит образования новых веществ, а лишь изменяется агрегатное состояние их.

Учитель дает определение физических явлений (из учеб.). Ученики записывают его в тетрадь.

III. 2 этап урока – Стадия осмысления: Используется методический приём «Верные или неверные утверждения».

Какие из ниже перечисленных превращений являются химическими: Отвечаем «Да» или «Нет».

Горит керосин; ржавеет автомобиль; кипит вода; плавится олово; железо получают из железной руды; надутый воздушный шар лопнул; зелёные растения выделяют кислород; растёт кристалл соли; секрет поджелудочной железы расщепляет жиры; фотосинтез; образование снега; горение древесины; плавление льда.

Для того чтобы лучше понять тему, сделаем лабораторный опыт №2: Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной бумаги (Приложение 2).

А)При одних изменяются размеры, форма тел или агрегатное состояние веществ, но состав веществ при этом не изменяется – это физические явления;

Б)При других из одних веществ образуются иные, новые вещества, отличающиеся от исходных и по составу, и по свойствам, - это химические явления, или химические реакции.

IV. Рассказ о значении химии в нашей жизни

Эту часть урока можно провести, начиная с краткого опроса учащихся. Дать возможность высказаться ученикам, что они думают, по этому вопросу.

Учитель раскрывает огромное значение в химии в современном мире, которое представлено в учебнике (16-21). Донесите до ребят мысль, что без химии немыслима жизнь современного человека. В тоже время отметьте, что неразумное, неумелое, неконтролируемое применение химических веществ приводит к самым пагубным последствиям. Это и загрязнение окружающей среды, плохое качество продуктов питания, ухудшение здоровья человека. Действительно, уже даже чистый воздух в современном городе – дефицит! Объясните ребятам, что только грамотное применение достижений химии приносит пользу человечеству. Поэтому, так важно хорошо заниматься по химии, с тем, чтобы хотя бы разбираться с теми веществами, которые нас окружают со всех сторон.

V. 3 этап урока – Рефлексия.

  1. Перечислите источники загрязнения окружающей среды.

  2. Чем загрязняется атмосфера, земля и вода

VI. Домашнее задание: упр. 2,3 и 4, 5 – устно


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Федотова Алена Алексеевна

Дата: 09.12.2015

Номер свидетельства: 264232


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства